1. Научная деятельность
  2. Научные подразделения
  3. Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

Руководитель:
Осмоловская Ирина Михайловна
Должность:
заведующая лабораторией
Телефон:
Email:
Местоположение:
101000, ЦФО, Москва, улица Жуковского, дом 16, кабинет 304
Адрес сайта:
Электронная почта:
Положение о структурном подразделении:

Основными направлениями исследований являются:

  • методологическое обеспечение исследований в области образования;
  •  повышение научного статуса дидактики, изучение состава и структуры дидактического знания, перспектив развития дидактики;
  •  понятийно-терминологический аппарат дидактики;
  • теоретические основания проектирования содержания образования, дальнейшее развитие культурологической теории содержания образования;
  •  дидактика экологического образования для устойчивого развития;
  •  развитие дидактических представлений о процессе обучения;
  •  специфика процесса обучения в информационно-образовательной среде;
  •  перспективные обучающие технологии;
  •  взаимосвязь дидактической теории и практики обучения;
  • исследование научного потенциала педагогических работников профессиональных образовательных организаций и механизм его повышения;
  •  преподавание общеобразовательных предметов в системе среднего профессионального образования;
  • формирование и развитие вариативных моделей общеобразовательных организаций с целью обеспечения качества и доступности образования.
  • В 2023-2024 годах проводится научно-педагогическое исследование внедрения ФГОС и ФООП в условиях единого образовательного пространства.

Основные научные достижения лаборатории:

  • внесен вклад в разработку культурологической теории содержания образования: введен в понятийно-терминологический аппарат дидактики термин «предметность», который рассмотрен как инструмент конструирования содержания образования; разработаны теоретические положения, определяющие отбор содержания образования на уровне его теоретического представления (до предметного содержания образования);
  • уточнено понятие «учебный предмет», выявлена специфика учебных предметов в различных дидактических подходах; разработана новая структура учебного предмета на междисциплинарной основе, расширена типология учебных предметов;
  • выявлена динамика дидактических представлений о процессе обучения, специфика его организации и осуществления в информационно-образовательной среде;
  • определены дидактические основания конструирования и применения перспективных обучающих технологий в общем и профессиональном образовании, а также корпоративном обучении и обучении взрослых;
  • разработаны критерии эффективности научно-педагогических исследований, сформулированы требования к описанию их результатов;
  • разработан понятийно-терминологический аппарат образования и педагогики (тезаурус, словари, рубрикаторы);
  • разработана дидактика экологического образования для устойчивого развития и методическая система его реализации на основе метафорической когнитивной картины мира («зеленых аксиом»);
  • разработана Концепция экологического образования в системе общего образования (одобрена ФУМО 29.04. 2022);
  • разработана базовая модель экологической культуры личности;
  • проведено исследование домашней учебной работы школьников и представлены концептуальные основания ее проектирования и реализации;
  • определены эффективные методы обучения в современной информационно-образовательной среде;
  • разработаны теоретико-методологические основания создания содержательной базы современного учебника, отвечающего задачам формирования у школьников ключевых навыков человека XXI века.

Научные советы

  На базе лаборатории действуют: 

Развиваются научные школы:

При лаборатории действует сетевая кафедра ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире». Руководитель кафедры – Е.Н. Дзятковская, заместитель – А.Н. Захлебный.

Осмоловская Ирина Михайловна

Осмоловская Ирина Михайловна

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : заведующая лабораторией дидактики общего и профессионального образования
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: osmolovskaya@instrao.ru
Осмоловская Ирина Михайловна заведующая лабораторией дидактики общего и профессионального образования +7(495)621-33-74 osmolovskaya@instrao.ru Array Array преподаватель Array Array преподаватель преподаватель 39 лет. 39 лет.
Сериков Владислав Владиславович

Сериков Владислав Владиславович

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : главный научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: serikov@instrao.ru
Сериков Владислав Владиславович главный научный сотрудник +7(495)621-33-74 serikov@instrao.ru Array Array
Захлебный Анатолий Никифорович

Захлебный Анатолий Никифорович

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : главный научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: anzmos@bk.ru
Захлебный Анатолий Никифорович главный научный сотрудник +7(495)621-33-74 anzmos@bk.ru Array Array
Гукаленко Ольга Владимировна

Гукаленко Ольга Владимировна

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : главный научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(985)196-55-06
  • Адрес электронной почты: gukalenko@instrao.ru
Гукаленко Ольга Владимировна главный научный сотрудник +7(985)196-55-06 gukalenko@instrao.ru Array Array 45 45
Ломакина Татьяна Юрьевна

Ломакина Татьяна Юрьевна

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : главный научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: sasa-82@mail.ru
Ломакина Татьяна Юрьевна главный научный сотрудник +7(495)621-33-74 sasa-82@mail.ru Array физика на французском языке. Array Array физика на французском языке. физика на французском языке. 51
Дзятковская Елена Николаевна

Дзятковская Елена Николаевна

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: dziatkov@mail.ru
Дзятковская Елена Николаевна ведущий научный сотрудник +7(495)621-33-74 dziatkov@mail.ru Array Array Array
Степанова Ирина Викторовна

Степанова Ирина Викторовна

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: stepanova@instrao.ru
Степанова Ирина Викторовна старший научный сотрудник +7(495)621-33-74 stepanova@instrao.ru Array Array преподаватель Array Array преподаватель преподаватель
Кудина Ирина Юрьевна

Кудина Ирина Юрьевна

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: kudina@instrao.ru
Кудина Ирина Юрьевна старший научный сотрудник +7(495)621-33-74 kudina@instrao.ru Array учитель-словесник Array учитель-словесник учитель-словесник 40 лет
Васильченко Нина Владимировна

Васильченко Нина Владимировна

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: vasilchenko@instrao.ru
Васильченко Нина Владимировна старший научный сотрудник +7(495)621-33-74 vasilchenko@instrao.ru Array Array преподаватель Array преподаватель преподаватель
Топоркова Екатерина Сергеевна

Топоркова Екатерина Сергеевна

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: didactics@instrao.ru
Топоркова Екатерина Сергеевна научный сотрудник +7(495)621-33-74 didactics@instrao.ru
Мунина Надежда Викторовна

Мунина Надежда Викторовна

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : аналитик
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: munina@instrao.ru
Мунина Надежда Викторовна аналитик +7(495)621-33-74 munina@instrao.ru Array

Сотрудниками лаборатории за последние 5 лет подготовлено более 200 публикаций. Основные из них:

  1. Осмоловская И.М. Современная дидактика: состояние и точки роста: монография/ Е.О. Иванова, М.В. Кларин, И.М. Осмоловская. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. - 165 с.
  2. Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности: монография – Москва – Санкт-Петербург: Нестор – История, 2020. – 248 с.
  3. Осмоловская И.М. Взаимосвязь дидактики и педагогической практики/ И.М. Осмоловская // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т.1. № 1(82). С.30-42.
  4. Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей / под ред. И.М.Осмоловской, В. В. Серикова. М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 180 с.
  5. Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде. Методическое пособие /И.М. Осмоловская, М.В. Кларин, С.И. Гудилина, М.И. Макаров/ Под ред. И.М. Осмоловской. – Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2021. – 118 с.
  6. Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В., Гудилина С.И., Харисова Л.А. Анализ действующих моделей общеобразовательных организаций в регионах РФ // Проблемы современного образования, 2022, № 5, с. 67-83.
  7. Васильченко Н.В. Междисциплинарный анализ образовательных подсистем: от показателей к развитию // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. №4. С. 3-17.
  8. Ломакина Т.Ю., Тюнников Ю.С., Васильченко Н.В. Теоретическая модель развития образовательной организации, обеспечивающая доступность и качество образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 5 (87). С. 7–16.
  9. Сериков В.В. Специфика дидактического обоснования обучения//Педагогический журнал Башкортостана. - №5 (78). 2018, С.12-19.
  10. Сериков В.В. Методология педагогики: состояние и направления развития//Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. №4(70). С. 62-66.
  11. Кларин М.В., Осмоловская И.М., Сериков В.В. Содержательно-целевые установки школьного учебника: к освоению социокультурных компетенций XXI века// Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т.1. №5(87). С. 77-94.
  12. Сериков В.В., Весна Е.Б. Диссертационные исследования по педагогике: состояние, проблемы, ресурсы //Высшее образование в России. 2023. Т.32. №7. С. 67-77.
  13. Сериков В.В. Методологическая экспертиза качества педагогических исследований в области профессионального образования//Трансформация профессионального образования в контексте вызовов 21-го века: коллективная монография/ В.В. Сериков, А.С. Фетисов, Э.П. Комарова, К.М. Гайдар – Воронеж, Издательско-полиграфический центр «Научная книга». 2023. - 210 (авт. - С.19-54) .
  14. Дзятковская Е.Н. Новая концепция экологического образования: эволюция ключевых понятий // Ценности и смыслы. 2022. № 5 (81). С. 112-125.
  15. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Проблема преемственности экологической культуры общества и личности // Непрерывное образование: XXI век. 2022. № 4 (40). С. 41-55.
  16. Гукаленко О.В. Развитие научного потенциала педагогических работников как фактор повышения качества среднего профессионального образования // Педагогика. 2020. Т. 84, № 8. С. 92-100.
  17. Гукаленко О.В. Приобщение обучающихся к традиционным российским ценностям в поликультурной образовательной среде: теория и социальные практики : монография / О.В. Гукаленко – Москва : ФГБНУ «ИСРО РАО»; МАКС Пресс, 2022. – 303 c.
  18. Гукаленко О.В. Социальное образование и социально-образовательные практики в современной России : Монография / О.В. Гукаленко. – Москва : ФГБНУ «ИСРО»; МАКС Пресс, 2023. – 260 c.

 Лаборатория исследований в области дидактики, которая неоднократно меняла свое название, существует с февраля 1944 г., со дня основания Института общей педагогики АПН СССР. С 2022 года она носит название «Лаборатория дидактики общего и профессионального образования». В советское время лаборатория была ведущим дидактическим и методологическим центром отечественной педагогической науки. Лаборатория бережно сохраняет традиции и гордится своими сотрудниками – неравнодушными, ищущими, талантливыми, глубоко интеллигентными людьми. Здесь  работали  такие  известные  ученые - дидакты, как М.Н. Скаткин, Н.М. Шахмаев, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Л.Я.Зорина, В.С. Цетлин, И.К. Журавлев, И.И. Логвинов, Ю.Б. Алиев и др. 

  Руководили лабораторией В.В.Краевский, Н.М.Шахмаев, И.К.Журавлев, Е.О.Иванова. В 2021 году лаборатория дидактики объединилась с лабораторией профессионального образования, которая продолжала традиции научной школы академиков РАО, заслуженных деятелей науки РФ С.Я. Батышева – А. М. Новикова, На основе заложенных предшественниками традиций современной дидактики общего и профессионального образования в настоящее время активно продолжаются исследования актуальных вопросов процесса обучения.