Лаборатория дидактики общего и профессионального образования
Руководитель: |
Осмоловская Ирина Михайловна
|
Должность: |
заведующая лабораторией
|
Телефон: | |
Email: | |
Местоположение: |
101000, ЦФО, Москва, улица Жуковского, дом 16, кабинет 304
|
Адрес сайта: | |
Электронная почта: | |
Положение о структурном подразделении: |
|
Основными направлениями исследований являются:
- методологическое обеспечение исследований в области образования;
- повышение научного статуса дидактики, изучение состава и структуры дидактического знания, перспектив развития дидактики;
- понятийно-терминологический аппарат дидактики;
- теоретические основания проектирования содержания образования, дальнейшее развитие культурологической теории содержания образования;
- дидактика экологического образования для устойчивого развития;
- развитие дидактических представлений о процессе обучения;
- специфика процесса обучения в информационно-образовательной среде;
- перспективные обучающие технологии;
- взаимосвязь дидактической теории и практики обучения;
- исследование научного потенциала педагогических работников профессиональных образовательных организаций и механизм его повышения;
- преподавание общеобразовательных предметов в системе среднего профессионального образования;
- формирование и развитие вариативных моделей общеобразовательных организаций с целью обеспечения качества и доступности образования.
- В 2023-2024 годах проводится научно-педагогическое исследование внедрения ФГОС и ФООП в условиях единого образовательного пространства.
Основные научные достижения лаборатории:
- внесен вклад в разработку культурологической теории содержания образования: введен в понятийно-терминологический аппарат дидактики термин «предметность», который рассмотрен как инструмент конструирования содержания образования; разработаны теоретические положения, определяющие отбор содержания образования на уровне его теоретического представления (до предметного содержания образования);
- уточнено понятие «учебный предмет», выявлена специфика учебных предметов в различных дидактических подходах; разработана новая структура учебного предмета на междисциплинарной основе, расширена типология учебных предметов;
- выявлена динамика дидактических представлений о процессе обучения, специфика его организации и осуществления в информационно-образовательной среде;
- определены дидактические основания конструирования и применения перспективных обучающих технологий в общем и профессиональном образовании, а также корпоративном обучении и обучении взрослых;
- разработаны критерии эффективности научно-педагогических исследований, сформулированы требования к описанию их результатов;
- разработан понятийно-терминологический аппарат образования и педагогики (тезаурус, словари, рубрикаторы);
- разработана дидактика экологического образования для устойчивого развития и методическая система его реализации на основе метафорической когнитивной картины мира («зеленых аксиом»);
- разработана Концепция экологического образования в системе общего образования (одобрена ФУМО 29.04. 2022);
- разработана базовая модель экологической культуры личности;
- проведено исследование домашней учебной работы школьников и представлены концептуальные основания ее проектирования и реализации;
- определены эффективные методы обучения в современной информационно-образовательной среде;
- разработаны теоретико-методологические основания создания содержательной базы современного учебника, отвечающего задачам формирования у школьников ключевых навыков человека XXI века.
Научные советы
На базе лаборатории действуют:
-
Научный совет по проблемам дидактики при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (председатель – И.М. Осмоловская).
-
Научный совет по проблемам экологического образования Отделения общего среднего образования Российской академии образования (председатель – А.Н. Захлебный).
-
Научный совет по философии образования и методологии педагогических исследований при Отделении философии образования и теоретической педагогики (председатель – В.В. Сериков)
Развиваются научные школы:
-
«Дидактика общего образования» М.Н. Скаткина – И.Я. Лернера – Н.М. Шахмаева;
-
Научная школа В.В.Краевского – В.М.Полонского «Методология педагогики»;
-
Научная школа В.В. Серикова «Теория и практика личностно-развивающего образования».
При лаборатории действует сетевая кафедра ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире». Руководитель кафедры – Е.Н. Дзятковская, заместитель – А.Н. Захлебный.
Осмоловская Ирина Михайловна
Лаборатория дидактики общего и профессионального образования
- Должность : заведующая лабораторией дидактики общего и профессионального образования
- Контактный телефон: +7(495)621-33-74
- Адрес электронной почты: osmolovskaya@instrao.ru
Сериков Владислав Владиславович
Лаборатория дидактики общего и профессионального образования
- Должность : главный научный сотрудник
- Контактный телефон: +7(495)621-33-74
- Адрес электронной почты: serikov@instrao.ru
Захлебный Анатолий Никифорович
Лаборатория дидактики общего и профессионального образования
- Должность : главный научный сотрудник
- Контактный телефон: +7(495)621-33-74
- Адрес электронной почты: anzmos@bk.ru
Гукаленко Ольга Владимировна
Лаборатория дидактики общего и профессионального образования
- Должность : главный научный сотрудник
- Контактный телефон: +7(985)196-55-06
- Адрес электронной почты: gukalenko@instrao.ru
Ломакина Татьяна Юрьевна
Лаборатория дидактики общего и профессионального образования
- Должность : главный научный сотрудник
- Контактный телефон: +7(495)621-33-74
- Адрес электронной почты: sasa-82@mail.ru
Дзятковская Елена Николаевна
Лаборатория дидактики общего и профессионального образования
- Должность : ведущий научный сотрудник
- Контактный телефон: +7(495)621-33-74
- Адрес электронной почты: dziatkov@mail.ru
Степанова Ирина Викторовна
Лаборатория дидактики общего и профессионального образования
- Должность : старший научный сотрудник
- Контактный телефон: +7(495)621-33-74
- Адрес электронной почты: stepanova@instrao.ru
Кудина Ирина Юрьевна
Лаборатория дидактики общего и профессионального образования
- Должность : старший научный сотрудник
- Контактный телефон: +7(495)621-33-74
- Адрес электронной почты: kudina@instrao.ru
Васильченко Нина Владимировна
Лаборатория дидактики общего и профессионального образования
- Должность : старший научный сотрудник
- Контактный телефон: +7(495)621-33-74
- Адрес электронной почты: vasilchenko@instrao.ru
Топоркова Екатерина Сергеевна
Лаборатория дидактики общего и профессионального образования
- Должность : научный сотрудник
- Контактный телефон: +7(495)621-33-74
- Адрес электронной почты: didactics@instrao.ru
Мунина Надежда Викторовна
Лаборатория дидактики общего и профессионального образования
- Должность : аналитик
- Контактный телефон: +7(495)621-33-74
- Адрес электронной почты: munina@instrao.ru
Сотрудниками лаборатории за последние 5 лет подготовлено более 200 публикаций. Основные из них:
- Осмоловская И.М. Современная дидактика: состояние и точки роста: монография/ Е.О. Иванова, М.В. Кларин, И.М. Осмоловская. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. - 165 с.
- Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности: монография – Москва – Санкт-Петербург: Нестор – История, 2020. – 248 с.
- Осмоловская И.М. Взаимосвязь дидактики и педагогической практики/ И.М. Осмоловская // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т.1. № 1(82). С.30-42.
- Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей / под ред. И.М.Осмоловской, В. В. Серикова. М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 180 с.
- Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде. Методическое пособие /И.М. Осмоловская, М.В. Кларин, С.И. Гудилина, М.И. Макаров/ Под ред. И.М. Осмоловской. – Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2021. – 118 с.
- Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В., Гудилина С.И., Харисова Л.А. Анализ действующих моделей общеобразовательных организаций в регионах РФ // Проблемы современного образования, 2022, № 5, с. 67-83.
- Васильченко Н.В. Междисциплинарный анализ образовательных подсистем: от показателей к развитию // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. №4. С. 3-17.
- Ломакина Т.Ю., Тюнников Ю.С., Васильченко Н.В. Теоретическая модель развития образовательной организации, обеспечивающая доступность и качество образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 5 (87). С. 7–16.
- Сериков В.В. Специфика дидактического обоснования обучения//Педагогический журнал Башкортостана. - №5 (78). 2018, С.12-19.
- Сериков В.В. Методология педагогики: состояние и направления развития//Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. №4(70). С. 62-66.
- Кларин М.В., Осмоловская И.М., Сериков В.В. Содержательно-целевые установки школьного учебника: к освоению социокультурных компетенций XXI века// Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т.1. №5(87). С. 77-94.
- Сериков В.В., Весна Е.Б. Диссертационные исследования по педагогике: состояние, проблемы, ресурсы //Высшее образование в России. 2023. Т.32. №7. С. 67-77.
- Сериков В.В. Методологическая экспертиза качества педагогических исследований в области профессионального образования//Трансформация профессионального образования в контексте вызовов 21-го века: коллективная монография/ В.В. Сериков, А.С. Фетисов, Э.П. Комарова, К.М. Гайдар – Воронеж, Издательско-полиграфический центр «Научная книга». 2023. - 210 (авт. - С.19-54) .
- Дзятковская Е.Н. Новая концепция экологического образования: эволюция ключевых понятий // Ценности и смыслы. 2022. № 5 (81). С. 112-125.
- Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Проблема преемственности экологической культуры общества и личности // Непрерывное образование: XXI век. 2022. № 4 (40). С. 41-55.
- Гукаленко О.В. Развитие научного потенциала педагогических работников как фактор повышения качества среднего профессионального образования // Педагогика. 2020. Т. 84, № 8. С. 92-100.
- Гукаленко О.В. Приобщение обучающихся к традиционным российским ценностям в поликультурной образовательной среде: теория и социальные практики : монография / О.В. Гукаленко – Москва : ФГБНУ «ИСРО РАО»; МАКС Пресс, 2022. – 303 c.
- Гукаленко О.В. Социальное образование и социально-образовательные практики в современной России : Монография / О.В. Гукаленко. – Москва : ФГБНУ «ИСРО»; МАКС Пресс, 2023. – 260 c.
Лаборатория исследований в области дидактики, которая неоднократно меняла свое название, существует с февраля 1944 г., со дня основания Института общей педагогики АПН СССР. С 2022 года она носит название «Лаборатория дидактики общего и профессионального образования». В советское время лаборатория была ведущим дидактическим и методологическим центром отечественной педагогической науки. Лаборатория бережно сохраняет традиции и гордится своими сотрудниками – неравнодушными, ищущими, талантливыми, глубоко интеллигентными людьми. Здесь работали такие известные ученые - дидакты, как М.Н. Скаткин, Н.М. Шахмаев, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Л.Я.Зорина, В.С. Цетлин, И.К. Журавлев, И.И. Логвинов, Ю.Б. Алиев и др.
Руководили лабораторией В.В.Краевский, Н.М.Шахмаев, И.К.Журавлев, Е.О.Иванова. В 2021 году лаборатория дидактики объединилась с лабораторией профессионального образования, которая продолжала традиции научной школы академиков РАО, заслуженных деятелей науки РФ С.Я. Батышева – А. М. Новикова, На основе заложенных предшественниками традиций современной дидактики общего и профессионального образования в настоящее время активно продолжаются исследования актуальных вопросов процесса обучения.