Кудина Ирина Юрьевна

Кудина Ирина Юрьевна

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: kudina@instrao.ru
  • Уровень образования:

     в 1978 г. окончила МГПИ им. В.И. Ленина, факультет русского языка и литературы.

  • Квалификация: учитель-словесник
  • Ученая степень: кандидат педагогических наук.
  • Профессиональная переподготовка:

     прошла курсы повышения квалификации по овладению компьютерными технологиями: программам «Intel Обучение для будущего» и «Профессиональное развитие педагога в условиях использования информационных интегративных продуктов», имеет соответствующие свидетельства.

  • Общий стаж работы: 40 лет
  • Опыт работы:

        по окончании института работала учителем-словесником в экспериментальной школе № 204 г. Москвы. С декабря 1983 г. Кудина И.Ю. перешла на работу в Научно-исследовательский институт школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР, в лабораторию учебного оборудования по русскому, иностранному языкам и литературе. По совместительству вела уроки в школе. Общий педагогический стаж – 9 лет. В 1989 году успешно защитила диссертацию. В 1990 году была переведена на должность старшего научного сотрудника, в 1992 году – на должность ведущего научного сотрудника, с 2000 по 2014 годы являлась заведующей лабораторией средств обучения русскому языку и литературе. С 2014 года работает старшим научным сотрудником в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении Институт стратегии развития образования.

  • Основные направления научной деятельности:

       основные направления деятельности И. Ю. Кудиной связаны с формированием материально-технической базы школы и современным информационно-методическим обеспечением образовательного процесса. Ею разработаны типовые перечни средств обучения литературе, предложена методика реализации наглядности как источника новых компонентов содержания образования и методика комплексного использования традиционных пособий и средств новых информационных технологий. Созданные ею пособия вошли в практику преподавания литературы; они обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах и получили высокую оценку учителей-словесников, были отмечены грамотами экспериментальных площадок. В настоящее время в сферу научных интересов входят вопросы, связанные с совершенствованием информационной образовательной среды, организации процесса обучения, соответствующего сегодняшним требованиям, проблемы дидактического анализа и моделирования современных учебников.

      

  • Научно-организационная деятельность:

      имеет большой опыт экспертной работы на базе Минис-терства науки и образования РФ, Российской академии образования, организации «Учсерт», экспертного центра ФГБНУ «ИСРО РАО».

  • Область научных интересов:

      материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса; методика создания и использования средств обучения литературе.

  • Тема кандидатской работы:

       в 1985 году Кудина И.Ю. поступила в аспирантуру, в 1989 году успешно защитила диссертацию по теме «Диафильм как средство формирования коммуникативных умений на уроках литературы в старших классах».

  • Участие в проектах:

     участвовала в проектах: «Источники, факторы и механизмы формирования содержания образования как средства приобщения человека к культурному опыту человечества», «Основы теории государственных образовательных стандартов общего среднего образования», «Концептуальные основы разработки перспективного обеспечения образовательных стандартов нового поколения» и др. 
      Поддерживает связь с другими научными школами. Участвовала в проектах «Виртуальная школа» Кирилла и Мефодия», «Электронная библиотека наглядных пособий по литературе» (совместно с изд. «Дрофа»), «Кабинет литературы» (совместно с изд. «Планетариум»), «Голоса, зазвучавшие вновь» (совместно с Государственным литературным музеем), «Год русского языка» (совместно с компанией «Полилог»), «Информатизация современной школы» (НФПК, «Мнемозина»).

  • Публикации: основные публикации:

    Ссылка на профиль в РИНЦ:
    https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=358447&pubrole=100&show_refs=1&amp...
    Теоретические разработки отражены в 180 публикациях и реализованы более чем в 50 средствах обучения, среди них:

    Монографии:

    1. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / Под ред. Т.С. Назаровой. – М.: СПб.: Нестор-История, 2012. –548 с. (Кудина И.Ю. – Главы 2, 3, 5). 
    2. Теоретические основы стандарта учебно-материальной базы общего среднего образования / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / Т.С. Назарова, К.М. Тихомирова, И.Ю. Кудина, Д.Н. Кожевников / Научн. ред. Т.С. Назаровой. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – 168с.
    Научные статьи:

    1. Кудина И.Ю. Средства обучения русскому языку и литературе: педагогическое назначение и эффективность. / В сб.: Качество средств обучения. М., 2014. С. 61-73.
    2. Кудина И.Ю. Электронные приложения к учебникам по литературе: содержание и функциональные возможности // Ученые записки ИСГЗ. 2015. Т. 13. № 1. С. 310-314.
    3. Кудина И.Ю. Модульный принцип организации материала в электронных учебниках по литературе // Ученые записки ИСГЗ. 2016. Т. 14. № 2-1. С. 37-42.
    4. Кудина И.Ю. Электронные учебники по литературе: функциональный потенциал и методические возможности // Ученые записки ИСГЗ. 2016. Т. 14. № 1. С. 352-359.
    5. Тихомирова К.М., Кудина И.Ю. Дидактические компоненты образовательной среды в системе средств обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6 (33). С. 45-55.
    6. Кудина И.Ю. Методические подходы к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов для изучения литературы / В сб.: Искусство, дизайн и современное образование. // Материалы международной научно-практической конференции. Сер. "Научные труды РГСАИ" Российская государственная специализированная академия искусств; Институт изобразительных искусств Чжэнчжоуского университета; Международный научно-культурный центр академических контактов. 2016. С. 450-468.
    7. Кудина И.Ю. Дидактический образ-модель как основа формирования учебно-методического комплекса средств обучения для изучения литературы / В сб.: Поликультурное образование и диалог культур. // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции к 80-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой. / Общая редакция: Критарова Ж.Н., 2017. С. 162-168.
    8. Кудина И.Ю. Конструирование учебно-методических комплексов для изучения литературы / В сб.: Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического образования. // Материалы международной научно-практической конференции / Под общей редакцией О.М.Александровой, И.Н. Добротиной. 2017. С. 233-245.
    9. Кудина И.Ю., Тихомирова К.М. Учебно-методический комплекс средств обучения: создание и использование / В сб.: Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». 2017. С. 95-103.
    10. Тихомирова К.М., Кудина И.Ю. Комплекс средств обучения с позиций современной педагогической науки // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 3. С. 61-77.
    11. Назарова Т.С., Тихомирова К.М., Кудина И.Ю. Методические поиски и научные решения основоположников направления "Инструментальная дидактика" // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 1 (47). С. 169-182.
    12. Кудина И.Ю., Тихомирова К.М. Теоретические основания построения комплексов средств обучения с использованием электронных ресурсов // Ученые записки ИСГЗ. 2018. Т. 16. № 1. С. 301-309.
    13. Кудина И.Ю. Электронно-образовательная среда в контексте создания стандарта учебно-материальной базы общеобразовательной школы // Ученые записки ИСГЗ. 2019. Т. 17. № 1. С. 285-291.
    14. Кудина И.Ю., Кожевников Д.Н., Мерзликина И.В. Становление и тенденции развития фонда средств обучения как части образовательной среды / В сб.: Проблемы и перспективы развития современного образования в контексте его историко-педагогической интерпретации. // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXХIII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Санкт-Петербург, 2020. С. 326-330.

    Средства обучения:
    1. Литература. 5-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий (CD). Разработчик: ООО «Дрофа», изд-во «Вентана-Граф», 2013.
    2. Кабинет литературы. Альбомы демонстрационного раздаточного изобразительного материала, слайд-комплекты с электронным приложением, 9 учебно-наглядных пособий для изучения творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, С. Есенина. М.: Планетариум, 2005-2021 гг.

    РИД:
    1. Специфика домашних учебных заданий по предметным областям в общеобразовательных организациях российской федерации / Д. Н. Кожевников, О. А. Козлов, Ж. Н. Критарова, И. Ю. Кудина, М. И. Макаров, А. А. Мамченко, Т. С. Назарова, И. М. Осмоловская, Л. А. Паршутина, Н. Н. Петрова, И. Г. Сухин, Н. Н. Трубанёва, И. В. Ускова; под редакцией И. М. Осмоловской, И. В. Усковой. [Электронный ресурс]. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. – 61 с.

  • Награды и благодарности:

    Благодарность Комитета Государственной Думы по образованию и науке за многолетний и добросовестный труд и достижения в научно-исследовательской деятельности.
    Почетная грамота Российской академии образования.
    Почетные грамоты Научно-исследовательского института содержания и методов обучения.
    Почетные грамоты экспериментальных школ и площадок.