ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНАЯ ШКОЛА С.Я. БАТЫШЕВА–А.М. НОВИКОВА (Руководитель: Т.Ю. ЛОМАКИНА)
Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
lll@instrao.ru
Основатели и руководитель научной школы:
Руководитель Научной школы: Татьяна Юрьевна Ломакина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией профессионального образования Института стратегии развития образования РАО.
Основатели Научной школы:
академики РАО, заслуженные деятели науки РФ – Герой Советского Союза Сергей Яковлевич Батышев (1915–2000) и Александр Михайлович Новиков (1941–2013).
В историю отечественного образования С.Я. Батышев вошел как создатель нового научного направления – профессиональной педагогики. В 50-х гг. XX века он первым обозначил проблему научного обеспечения системы профессионально-технического образования.
Им были созданы Всесоюзный НИИ профессионально-технического образования (Ленинград, 1964г.), Институт среднего профессионального образования РАО (Казань,1975г.), Отделение педагогики и психологии профессионально-технического образования АПН РАО (1973г.), впоследствии – Отделение профессионального образования РАО.
С.Я. Батышев опубликовал 36 книг, 33 брошюры, более 400 научных статей, среди них: «Производственная педагогика», ««Подготовка и повышение квалификации рабочих на производстве», «Подготовка рабочих широкого профиля» и др.
Научным подвигом С. Я. Батышева стала организация им больших авторских коллективов по написанию и изданию таких фундаментальных трудов, как первый в мире учебник «Профессиональная педагогика» (1997г., 2000г., 90 п.л.) и первая в мире трехтомная «Энциклопедия профессионального образования» (1999г., 240 п.л.) и др.
С. Я. Батышевым подготовлено 13 докторов и 69 кандидатов наук.
Ученик Сергея Яковлевича и его последователь А.М.Новиков возглавил Отделение базового профессионального образования в 1995г. Он автор более 350 научных работ по методологии и теории педагогики, теории и методике трудового обучения и профессионального образования. Им подготовлено 11 докторов и 33 кандидата наук.
В 1996 г. был создан Исследовательский центр проблем непрерывного образования под руководством А.М.Новикова.
Академиком А.М. Новиковым разработана методология педагогики, заложены основы развития педагогической науки в постиндустриальном обществе. Им опубликовано более 350 научных трудов. Самые значительные из них находятся в открытом доступе на сайте (19 книг, 50 статей и 3 словаря). Он подготовил 11 докторов и 33 кандидата наук.
Теоретические положения, на которых базируется Научная школа С.Я. Батышева – А.М. Новикова:
– методологические подходы к изучению профессиональной педагогики и теории непрерывного образования;
– профессиональная педагогика и теория непрерывного образования как междисциплинарные отрасли научного знания общей педагогики, философии, психологии, методологии, кибернетики, теории систем, системного анализа, общей теории управления и т.д.;
– охват профессиональной педагогикой и непрерывным образованием всех возрастных и социальных групп обучающихся, всех уровней образования в их преемственности и взаимосвязи;
– распространение действия профессиональной педагогики и теории непрерывного образования на все сферы (экономические, социальные, культурные) развития России в разные исторические периоды: индустриального общества (последние десятилетия XXв.) и период современного постиндустриального общества.
Результаты исследований Научной школы:
создание и развитие профессиональной педагогики как новой отрасли научного знания; теории развития профессионального образования России; теории непрерывного образования; теоретических основ диверсификации образовательных систем, методологических основ преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования, теории управления образовательными системами; выявление особенностей развития образования в условиях постиндустриального общества; оснований современной общей возрастной педагогики; построение понятийно-категориального аппарата и логической структуры педагогики постиндустриального общества.
Краткая информация о работе филиала научной школы академика Новикова А.М. в Бурятии (на базе кафедры общей педагогики Педагогического института ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет») (ссылка на документ)
Востребованность идей Научной школы:
в 2015 году Российской академией образования учреждена медаль имени С.Я. Батышева, которой награждаются ученые за значительные успехи в развитии профессионального образования.
Результаты исследований Научной школы ежегодно докладываются на международных научных чтениях памяти С.Я. Батышева, которые проводятся с 2003 года, а также на Международных конференциях «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» (г. Санкт-Петербург.); на конференциях, посвященных памяти А.М. Новикова (2014, 2015, 2016 гг.).
Перспективы развития Научной школы:
методологические и теоретические исследования проблем российского образования в условиях глобализации, научное обеспечение дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования.
Выполнение тем по государственному заданию и грантам тесно связано с указанными перспективами развития Научной школы.
Основные мероприятия научной школы
2020 год
В рамках научной школы «Профессиональная педагогика – теория непрерывного образования: научная школа С.Я. Батышева–А.М. Новикова» в 2020 году по специальности 13.00.08. «Теория и методика профессионального образования» утверждены диссертационные исследования по следующим темам:
- «Научно-методическое обеспечение процесса сетевого обучения студентов СПО». Аксенова Т.Г. Научный руководитель: Никитин М.В., д.п.н., профессор. (Протокол № 1 от 13января 2020 года заседания лаборатории профессионального образования).
- «Формирование профессиональных паллиативных компетенций у будущих медицинских сестёр на основе интегративного подхода». Плотникова Е.В. Научный руководитель: Ломакина Т.Ю, д.п.н., профессор. (Протокол № 2 от 27 января 2020 года заседания лаборатории профессионального образования).
- «Концепция инклюзивного профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Шафикова З.Х. Научный консультант: Т.Ю. Ломакина, д.п.н., профессор (Протокол № 4 от 2 марта 2020 года заседания лаборатории профессионального образования).
- «Педагогические условия иноязычной профессионализации бакалавров технических вузов». Коротун В.Л. Научный руководитель: Гудилина С.И., к.п.н., старший научный сотрудник.
Гранты РФФИ
В продолжении традиций научной школы победителями конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемыми молодыми учеными, обучающимися в аспирантуре, а также реализацию научного проекта № 19-313-90072\19 стали:
- Шишов В.Е. Научный проект «Разработка практико-ориентированных моделей сетевых образовательных программ, сетевых образовательных сообществ в крупных образовательных организациях». Срок: 01.10.2019-30.09.2021. Научный руководитель - Никитин М.В., д.п.н., профессор.
- Писаренко Д.А. Научный проект «Формирование профессиональной мобильности магистранта». Срок: 01.10.2019-30.09.2021. Научный руководитель – Ломакина Т.Ю., д.п.н., профессор.
- Идрисова О.И. Научный проект «Проектирование модели оценивания внеучебной деятельности студентов вуза». Срок: 01.10.2019-30.09.2021. Научный руководитель – Ломакина Т.Ю., д.п.н., профессор.
04 июня 2019 года официальным оппонентом выступил ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования "ИСРО РАО" д.п.н., проф. Никитин Михаил Валентинович в Диссертационном совете Тверского государственного университета, успешно была защищена диссертация Артемьевым И. А. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности - 13.00.01. Тема "Интеграция среднего общего и среднего профессионального образования в условиях социального партнерства". Результаты голосования: 17 - за; против - нет.
Май 2019
Никитин Михаил Валентинович, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования, награжден дипломом I степени в конкурсе «Научно-методических, учебно-методических, теоретических и информационных материалов «Национальный проект «Образование»: во имя нации, во имя будущего» в номинации «Среднее профессиональное образование - национальный интерес». Название работы «ПЕРСОНИФИКАЦИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОИ ФУНКЦИИ СЕТЕВОГО КОЛЛЕДЖА-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА».
Основные публикации научной школы:
9 июня 2019 года Опубликована статья научных сотрудников лаборатории профессионального образования Института стратегии развития образования РАО - заведующей лаборатории, доктора педагогических наук Ломакиной Т.Ю., ведущего научного сотрудника, доктора педагогических наук Никитина М.В., ведущего научного сотрудника, доктора педагогических наук Бычкова А.В., старшего научного сотрудника, кандидата педагогических наук Аксеновой М.А. в теоретическом научно-методическом журнале Среднее профессиональное образование №2 (2019г): Становление персонифицированного непрерывного профессионального образования: подходы, механизмы, результаты.
Получили дальнейшее обоснование принципы диверсификации и экономической компетенции, способствующие решению проблем перераспределения молодежи по ступеням профессионального образования, решению проблемы молодежной безработицы путем привлечения службы занятости населения и трудоустройства молодых специалистов.
Представлен один из вариантов развития партнерских отношений крупных педагогических колледжей – образовательных комплексов и сетевых сообществ. Современные ресурсы крупного педагогического колледжа позволяют ему выполнять функции сетевого посредника в инновационной практике неформального обучения.
Обоснованы организационно-педагогические условия реализации эффективной преемственности в образовательном комплексе «основная школа – колледж» на основе непрерывного личностно – развивающего технологического образования в контексте универсальных компетенций. Требуется переподготовка преподавателей школ и колледжей.
Подтверждено, что стартапы органично вписываются в стратегию развития профессионального образования, переводя его на инновационный путь развития, способствуют ориентированности образования на практику, приближению науки и образования к потребностям рынка, обеспечивают развитие бизнеса и создание новых рабочих мест.
Авторами сделан вывод, что представленные формы развития профессионального образования способствуют установлению современного взаимодействия профессионального образования и производства.
Подробная инфрмация на сайте журнала
2017 год
В журнале «Социальная педагогика в России» опубликована статья старшего научного сотрудника М.А.Аксеновой «Проектирование образовательной деятельности центра компетенций». Рассматриваемые в данной статье вопросы посвящены обоснованию некоторых подходов к проектированию образовательной деятельности центров компетенций как инновационных ресурсов развития профессиональных компетенций специалистов социальной сферы, отвечающих современным, динамично изменяющимся требованиям производства и практики.
Вышла статья «Медиаобразовательная деятельность дошкольников по экологической тематике» в журнале «Детский сад: теория и практика» №3, 2017 г. Авторы статьи - С.И.Гудилина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, Н.В.Заусаева и М.Н.Майор, директор и педагог школы № 2000 г.Москвы, которая является экспериментальной площадкой института.
В статье поднимаются вопросы медиаобразования и влияния медиапроектов на развитие детей дошкольного возраста. Представлен опыт экологического воспитания дошкольников с использованием медиаобразовательных приемов.
В журнале "Научный диалог" № 10, 2017г. опубликованы две рецензии на монографию "Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования" (2015), авторы Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Работа издана при финансовой поддержке РГНФ, проект №15-06-16002. Рецензии: Бахтигулова Л.Б. "Непрерывное экономическое образование как педагогическая проблема" (с.396-402) и Коржуев А.В. "Непрерывное экономическое образование: на перекрестке проблем" (с. 406-408).
Издательство "Нестор-История" при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-16015) выпустило книгу д.п.н., профессора, зав. центром исследований непрерывного образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" Ломакиной Т.Ю. и аспирантки ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования", к.п.н. Дзюбенко С.В. "Теория и практика развития исследовательских компетенций учителя". - М.; СПб.: Нестор-История, 2017. - 192 с.
В монографии уточнены содержание понятий «исследовательская деятельность учителя», «исследовательские компетенции учителя», «инновационная среда общеобразовательной организации»; определены теоретические подходы и принципы моделирования процесса развития исследовательских компетенций учителя; выделены функции исследовательской деятельности учителя и проведена их классификация по сферам профессиональной деятельности учителя, определена структура исследовательских компетенций учителя; разработана и апробирована процессуально-содержательная модель развития исследовательских компетенций учителя в инновационной среде общеобразовательной организации; показаны структурные компоненты, признаки, основные характеристики инновационной среды общеобразовательной организации как ресурса развития исследовательских компетенций учителя.
Ознакомиться с полным списком трудов научной школы за прошедшие годы по ссылке: Научные публикации научной школы С.Я. БАТЫШЕВА–А.М. НОВИКОВА (в формате pdf)