1. Научная деятельность
  2. Научные подразделения
  3. Лаборатория информатики и информатизации образования

Лаборатория информатики и информатизации образования

Руководитель:
Роберт Ирэна Веньяминовна
Должность:
заведующий лабораторией
Телефон:
Email:
Местоположение:
101000, ЦФО, Москва, улица Жуковского, дом 16
Адрес сайта:
Электронная почта:
Положение о структурном подразделении:

Основными направлениями исследований являются:

  • научно-исследовательская деятельность в рамках государственных заданий ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»;
  • подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, преподавательских и управленческих кадров в области информатики и информатизации образования;
  • популяризация результатов научно-исследовательской деятельности на различных мероприятиях, в том числе конференциях, семинарах, круглых столах и т.д.

Направления исследований

  В рамках выполнения государственных заданий ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» в лаборатории проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования по следующим направлениям:

  1. Выявление и обоснование стратегических ориентиров развития образования в связи с реализацией в образовательной практике результатов достижений научно-технического прогресса современного общества цифровой трансформации.
  2. Научно-педагогическое обеспечение функционирования цифровой информационно-образовательной среды в условиях безопасности личности и сохранения здоровья субъектов образовательного процесса.
  3. Психолого-педагогические, социо-культурные и медицинские предпосылки разработки организационно-методических мер по предотвращению возможных негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях.
  4. Теоретико-методические основания совершенствования экспертизы педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий (электронный (цифровой) образовательный ресурс; информационные системы образовательного назначения; программно-аппаратные и информационные комплексы виртуальных лабораторных работ; информационно-методическое обеспечение технологий отображения реальной действительности предметной области в виртуальную и неконтактного информационного взаимодействия и пр.).
  5. Теоретико-методологические основания функционирования информационно-образовательного пространства образовательной организации при обеспечении безопасности личности и сохранении здоровья субъектов образовательного процесса.
  6. Научно-методическое обеспечение подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, преподавательских и управленческих кадров в области информатики и информатизации образования.

Основные научные достижения лаборатории:

 Роберт Ирэной Веньяминовной создана научная школа «Информатизация образования», коллектив которой начал свою деятельность в Лаборатории информатики и вычислительной техники НИИ ШОТСО АПН СССР (созданной в 1984 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР об организации научных подразделений, обеспечивающих компьютеризацию общеобразовательной школы), продолжил свою научную деятельность в ФГБНУ «Институт информатизации образования РАО», а в настоящее время – в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Результаты научно-исследовательской и учебно-методической деятельности И.В. Роберт в области методологии, теории и методики обучения информатике, информатизации образования, в том числе, применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в общем среднем, профессиональном педагогическом, техническом, гуманитарном образовании отражены более чем в 380- ти научных публикациях (в том числе за рубежом). Роберт И.В. является автором монографий, концепций, учебно-методических пособий для студентов педвузов и учителей, научных статей по проблемам обучения информатике, информатизации образования, по подготовке педагогических кадров среднего и высшего профессионального образования (в том числе, WOS, ERIH, ВАК), а также электронных изданий учебного назначения, патентов на изобретение. На основе разработанных ею научно-методических подходов, а также методологии педагогических исследований осуществляется подготовка учителей, студентов, аспирантов и докторантов.

Димова Алла Львовна

Димова Алла Львовна

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник.
  • Адрес электронной почты: aldimova@mail.ru
Димова Алла Львовна Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник. aldimova@mail.ru Array Тренер высшей квалификации по лёгкой атлетике. Инструктор по лечебной физкультуре Array Array Тренер высшей квалификации по лёгкой атлетике. Инструктор по лечебной физкультуре Тренер высшей квалификации по лёгкой атлетике. Инструктор по лечебной физкультуре 49 33
Роберт Ирэна Веньяминовна

Роберт Ирэна Веньяминовна

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : Заведующий лабораторией информатики и информатизации образования
  • Контактный телефон: +7 (495) 625 28 90
  • Адрес электронной почты: robert@instrao.ru
Роберт Ирэна Веньяминовна Заведующий лабораторией информатики и информатизации образования +7 (495) 625 28 90 robert@instrao.ru Array Array Учитель средней школы по физике и основам производства Array Array Учитель средней школы по физике и основам производства Учитель средней школы по физике и основам производства 62 24
Шихнабиева Тамара Шихгасановна

Шихнабиева Тамара Шихгасановна

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: shetoma@mail.ru
Шихнабиева Тамара Шихгасановна ведущий научный сотрудник +7(495)621-33-74 shetoma@mail.ru Array Array 32 года
Новикова Галина Павловна

Новикова Галина Павловна

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(916)396–70–35
  • Адрес электронной почты: nochuirot@rambler.ru
Новикова Галина Павловна ведущий научный сотрудник +7(916)396–70–35 nochuirot@rambler.ru Array Array
Мухаметзянов Искандар Шамилевич

Мухаметзянов Искандар Шамилевич

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
Мухаметзянов Искандар Шамилевич ведущий научный сотрудник +7(495)621-33-74 Array Array преподаватель Array Array преподаватель преподаватель 38 лет
Козлов Олег Александрович

Козлов Олег Александрович

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: ole-kozlov@yandex.ru
Козлов Олег Александрович ведущий научный сотрудник +7(495)621-33-74 ole-kozlov@yandex.ru Array «математик», специализация «прикладная информатика». Array «математик», специализация «прикладная информатика». «математик», специализация «прикладная информатика». 45 лет
Бычков Анатолий Васильевич

Бычков Анатолий Васильевич

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: planabv@yandex.ru
Бычков Анатолий Васильевич ведущий научный сотрудник +7(495)621-33-74 planabv@yandex.ru Array учитель рисования и черчения, учитель информатики. Array Array учитель рисования и черчения, учитель информатики. учитель рисования и черчения, учитель информатики. 43 года (научно-педагогической работы)
Касторнова Василина Анатольевна

Касторнова Василина Анатольевна

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: kastornova_vasya@mail.ru
Касторнова Василина Анатольевна старший научный сотрудник +7(495)621-33-74 kastornova_vasya@mail.ru Array Array Учитель математики и информатики средней школы Array Array Учитель математики и информатики средней школы Учитель математики и информатики средней школы 34 10
Сотрудниками лаборатории за последние 5 лет подготовлено более 150 публикаций. Основные из них:

  1. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях цифровой трансформации // Педагогика. 2022. Т. 86. № 1. С. 40-50.
  2. Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш.,Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 75-92.
  3. Роберт И.В. Развитие аксиологии образования периода цифровой трансформации // Человеческий капитал. 2021. Т. 2. № 12 (156). С. 9-14.
  4. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития //  Инновации. 2021. № 16. С. 1143.
  5. Роберт И.В. Стратегические направления развития информатизации отечественного образования в условиях цифровой трансформации // Человеческий капитал. 2021. № S5-3 (149). С. 16-40.
  6. Роберт И.В. Развитие образования в условиях цифровой парадигмы в контексте аксиологического подхода // Мир психологии. 2021. № 1-2 (105). С. 89-103.
  7. Роберт И.В. Дидактика периода цифровой трансформации образования // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 184-198.
  8. Роберт И.В. Стратегические направления развития образования в условиях цифровой трансформации // Человеческий капитал. 2020. № S12-1. С. 41-56.
  9. Роберт И.В. Аксиологический подход к развитию образования в условиях цифровой парадигмы // Педагогическая информатика. – 2020 – № 2. – С. 89-113
  10. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. – 2020 – № 3 (47). – С. 3-16.
  11. Роберт И.В. Перспективы использования иммерсивных образовательных технологий. // Педагогическая информатика. – 2020 – № 3. – С. 141-159.
  12. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии // Педагогическая информатика. – 2019 – № 1. – С. 108-121.
  13. Роберт И.В. Методология научно-педагогического исследования в области информатизации образования // Педагогическая информатика. – 2019. – № 3. – С. 109-130.
  14. Роберт И.В. Характеристики информационно образовательной среды и информационно образовательного пространства // Мир психологии. – 2019. – № 2 (98). – С. 110-120.
  15. Роберт И.В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. Столица. – 2019. – № 3. – С. 16-26.
  16. Роберт И.В. Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса // Информатизация образования и науки. – 2019. – № 3 (43). – С. 119-127.
  17. Роберт И.В., Козлов О.А., Мухаметзянов И.Ш., Поляков В.П., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А. Актуализация содержания предметной области "Информатика" основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 3 (37). – С. 58-72.
  18. Роберт И.В. Конвергентное образование: истоки и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 2 (32). – С. 64-76.
  19. Роберт И.В. Методология педагогического исследования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 3 (33). – С. 85-98.
  20. Роберт И.В. Формирование информационной безопасности личности обучающегося в условиях интеллектуализации его деятельности // Педагогическая информатика. – 2017. – № 2. – С. 42-59.
  21. Козлов О.А., Барышева И.В. Программирование: область информатики или самостоятельный школьный предме // Научный поиск: личность, образование, культура. 2022. № 3 (45). С. 12-14.
  22. Козлов О.А., Новикова И.В., Мацуй Н.В., Положенцева И.В. Развитие смешанного обучения в образовательных организациях высшего образования в условиях цифровой трансформации образования // Современное педагогическое образование. 2022. № 4. С. 15-20.
  23. Козлов О.А., Михайлов Ю.Ф. Реализации компетенций педагогических кадров в области смешанного обучения в условиях цифровой трансформации образования с помощью интеллектуализации ЭОР на основе создания адаптивных алгоритмов // Педагогическая информатика. 2022. № 3. С. 139-147.
  24. Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш.,Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 75-92.
  25. Захаров Ф.А., Козлов О.А., Руденков Н.А., Смирнова Е.В. Изучение технологий компьютерных сетей в школьном курсе "Информатика": проблемы и предложения // Педагогическая информатика. 2021. № 1. С. 11-23.
  26. Козлов О.А., Михайлов Ю.Ф. Развитие цифровой трансформации образования: проблемы и пути решения // Информатизация образования и науки. 2021. № 1 (49). С. 3-10.
  27. Еськина О.А., Козлов О.А., Романенко Ю.А., Суворова Л.С. Психолого-педагогические приемы формирования межкультурной коммуникативной компетенции курсантов технического вуза в условиях цифровой трансформации образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 5. С. 80-83.
  28. Колоскова Г.А., Козлов О.А., Колосков Р.Ю. Применение современных технологий при подготовке будущих инженеров в условиях цифровой трансформации образования // Педагогическая информатика. 2020. № 4. С. 135-147.
  29. Козлов, О.А. Изменение роли и объема самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного изучения программирования [Текст] / О.А. Козлов, И.В. Барышева // Педагогическая информатика. 2020. №4. С. 53-58.
  30. Козлов, О.А. К вопросу оценки качества преподавания в вузе в условиях цифровой трансформации образования [Текст] / В.Н. Ершов, Н.В. Ершов, О.А. Козлов, Ю.Ф. Михайлов. // Наука о человеке. 2020. № 42-4. С. 76-82.
  31. Касторнова В.А. К вопросу о внедрении технологий искусственного интеллекта в школьное // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 18-29.
  32. Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 75-92.
  33. Касторнова, В.А. Рекомендации по использованию цифровых технологий учебных заведений Франции в отечественном дистанционном образовании // Педагогическая информатика. – 2021.  – № 3. – С. 13-24.
  34. Касторнова В.А. Использование цифровых образовательных технологий в школах Франции // Педагогическая информатика. – 2021. – № 1. – С. 34-46.
  35. Касторнова В.А. Анализ опыта Франции в области использования цифровых технологий в деятельности образовательных организаций в условиях дистанционного обучения // Педагогическая информатика. – 2020. – № 4. – С. 208-222.
  36. Касторнова В.А. Гибридное обучение и его активное проникновение в школьное образование Франции // Педагогическая информатика. – 2020. – № 4. – С. 41-52.
  37. Роберт И.В., Козлов О.А., Мухаметзянов И.Ш., Поляков В.П., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Актуализация содержания предметной области «информатика» основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 3(37). – С.58-71.
  38. Касторнова В.А. Сравнительная характеристика процедурных и логических языков программирования // Педагогическая информатика. – 2019. – № 3. – С. 77-85.
  39. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Информационное моделирование на основе интеллектуальных систем как инструмент систематизации знаний в предметной области «Информатика» // Вестник ЧГУ. – 2019. – № 1(88). – С.175-187.
  40. Касторнова В.А. Методические особенности использования интеллектуальных программных средств для систематизации и контроля знаний // Педагогическая информатика. – 2019. – № 1. – С.92-102.
  41. Касторнова В.А. Системы искусственного интеллекта как технологическая основа решения неформализованных задач в информационно-образовательном пространстве предметной области «Информатика» // Педагогическая информатика. – 2018. – № 4. – С.47-58.
  42. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Становление преподавания предметной области «Информатика» в системе образования г. Череповца Вологодской области // Педагогическая информатика. – 2018. – № 3. – С.51-59.
  43. Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство предметной области и научно-методические условия его организации и функционирования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 3(33). – С.137-144.
  44. Касторнова В.А. Технология использования программных сред информационно-образовательного пространства предметной области «Информатика» в осуществлении контроля знаний // Управление образованием. – 2018. – № 3. – С.33-49.
  45. Касторнова В.А. Научно-методические условия организации информационно-образовательного пространства // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4(65). – C.174-176.


Научная школа и ведущие ученые лаборатории.
Научная школа И.В. Роберт.

 Роберт Ирэна Веньяминовна – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, дважды лауреат Премии Правительства РФ в области образования. 
 Роберт Ирэной Веньяминовной создана научная школа «Информатизация образования», коллектив которой начал свою деятельность в Лаборатории информатики и вычислительной техники НИИ ШОТСО АПН СССР (созданной в 1984 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР об организации научных подразделений, обеспечивающих компьютеризацию общеобразовательной школы), продолжил свою научную деятельность в ФГБНУ «Институт информатизации образования РАО», а в настоящее время – в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 
 Результаты научно-исследовательской и учебно-методической деятельности И.В. Роберт в области методологии, теории и методики обучения информатике, информатизации образования, в том числе, применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в общем среднем, профессиональном педагогическом, техническом, гуманитарном образовании отражены более чем в 400 научных публикациях (в том числе за рубежом). Роберт И.В. является автором монографий, концепций, учебно-методических пособий для студентов педвузов и учителей, научных статей по проблемам обучения информатике, информатизации образования, по подготовке педагогических кадров среднего и высшего профессионального образования (в том числе, ВАК, WOS, ERIH и др.), а также электронных изданий учебного назначения, патентов на изобретение. На основе разработанных ею научно-методических подходов, а также методологии педагогических исследований осуществляется подготовка учителей, студентов, аспирантов и докторантов.

Подробнее о научной школе: http://robert-school.ru/