Дзятковская Елена Николаевна

Дзятковская Елена Николаевна

Лаборатория дидактики общего и профессионального образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: dziatkov@mail.ru
  • Уровень образования:

    биологический факультет Белорусского государственного университета. 

  • Ученая степень:

     доктор биологических наук.

  • Ученое звание: профессор.
  • Основные направления научной деятельности:

     аспирантура и работа в Академии наук БССР с 1978 по 1987 год, защита кандидатской диссертации по биохимии (1985 г.). Защита докторской диссертации по специальности Патологическая физиология (1998) в медицинском совете Восточно-Сибирской Академии медицинских наук. В работе открыт и описан на биохимическом, физиологическом, психологическом и социокультурном уровнях информационный стресс, вызванный конфликтом («сшибкой») между управлением когнитивными процессами ребенка со стороны разных систем обучения (Л.В. Занков, Д.В. Эльконин и В.В.Давыдов, традиционная система) и их природной саморегуляцией. Диссертация положила начало междисциплинарным исследованиям автора в области дидактики. Сотрудник Института содержания и методов обучения с 2002 г., Института стратегии развития образования с 2016 г. (г. Москва).    Область научных интересов Е. Н. Дзятковской – междис-циплинарные исследования по разработке: - дидактики аспектного междисциплинарного содержания (на примере формирования у обучающихся современной экологической культуры как интегрированного результата всего образования); - теории экологического образования для устойчивого развития. Автор методической системы «зеленые аксиомы». Автор технологии «зеленых мостов» – межведомственного взаимодействия по формированию единого пространства образования и просвещения по воспитанию экологической культуры молодежи.   Соавтор концепций экологического образования 2010 и 2022 г.г. Автор и соавтор региональных учебно-методических комплексов: «Экология учебной деятельности» (детский сад – основная школа), «Экология и здоровье в моей будущей профессии» (10-11 класс), «Экологическое творчество» (1-4 класс), «Экология и безопасность жизни» (10-11 класс), «Югра – мое наследие» (2-3 классы). Автор идеи, организатор и куратор российского сетевого партнерства педагогов «Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье.  Безопасность» (специальный проект УНИТВИН/ЮНЕСКО), функционирующего с 2016 года на волонтерских началах. Партнерство насчитывает тысячи педагогов из 20 регионов Российской Федерации. Бесплатные печатные и видео ресурсы по экологическому образованию для устойчивого развития в свободном доступе. Конкурсы, фестивали, переговорные площадки, вебинары для педагогов, летние экологические школы и т.д. Сайт PARTNER-UNITWIN.NET . Автор концепции и организатор общественного движения «ПОКОЛЕНИЕ Э(кология)-К(ультура)-О(бразование)», охватывающего все поколения населения территорий вокруг Байкала (совместно с Иркутским отделением Всероссийского общества охраны природы).  Автор просветительских книжек-малышек для детей и родителей «Мои экологические привычки», «Читаем сказки по-новому», «Будем жить ЭКО-логично» и др.    Автор 18 монографий, более 500 публикаций, 2 патентов. Индекс Хирша 22. Ссылка eLIBRARY.RU - Дзятковская Елена Николаевна

  • Научно-организационная деятельность:

     Е.Н. Дзятковская вошла в состав Комиссии РАН по изучению научного наследия академика Н.Н. Моисеева, созданной на основании Постановления Президиума РАН от 24.04.2018г.№84, в качестве руководителя направления по изучению педагогического наследия ученого.   Е.Н. Дзятковская вошла в состав экспертов Государственной программы "Цифровая экономика в Российской Федерации" в составе рабочей группы "Разработка базовой модели компетенций цифровой экономики". Автор идеи, организатор и куратор российского сетевого партнерства педагогов «Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность» (проект УНИТВИН/ЮНЕСКО), функционирующего с 2016 года на волонтерских началах на основе Соглашения Института стратегии развития образования, Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, Департамента образования г. Томска). Партнерство насчитывает тысячи педагогов из 20 регионов.

  • Область научных интересов:

     дидактика междисциплинарности и трансдисциплинарности (на примере экологического образования для устойчивого развития); повышение доступности общего образования (концептуальные метафоры; опора на базовые архетипические культурные концепты; эргономика учебной работы школьника).

  • Тема кандидатской работы:

    докторская диссертация (1998 г.) посвящена изучению организации ментальных структур детей и влиянию школьного обучения на их созревание. Один из основателей научной школы РАО в области теории и методики экологического образования для устойчивого развития (теория и практика «зеленых аксиом»).
     Основатель российской научной школы РАМН-РАО «Экология учебной деятельности», обосновавшей адаптивно-развивающую стратегию сохранения здоровья школьников.

  • Участие в проектах:

     член диссертационного совета 33.1.002.01 при ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», академик Российской экологической академии, член редколлегий журналов «Астраханский вестник экологического образования», Acta Biomedica Scientifica, Заместитель председателя Научного совета по проблемам экологического образования Российской академии образования.

    Экспериментальные площадки Института, курируемые Е.Н. Дзятковской:

    ГБОУ СОШ №446 г. Москвы (с углубленным изучением экологии)
    ГБОУ гимназия № 1507 г. Москвы
    МОУ гимназия №55 г. Томска
    Российское сетевое партнерство педагогов «Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность»: курирование работы координатора партнерства (Информационно-методический центр г. Томска; методические службы 8 регионов; экспериментальные площадки ИСРО – 8)
    Экспериментальные и инновационные площадки сетевой кафедры ЮНЕСКО – 28 в разных территориях РФ. Стажировочные площадки на базе муниципальных методических служб – в г.г. Рязань, Дубна, Ижевск, Томск, Челябинск, Гурьев.

  • Публикации: основные публикации:

    1. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание школьного образования: чем полезен зарубежный опыт. М.: Образование и экология. 2008. – 120 с.
    2. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического образования М. : Образование и экология, 2011. 180 с.
    3. Дзятковская Е.Н. Учебная культура как фактор информационной безопасности жизнедеятельности. М.: Образование и экология, 2012. 200 с.
    4. Колесникова Л.И., Дзятковская Е.Н., Долгих В.В. и др. Адаптивноразвивающая стратегия сохранения здоровья школьников. М.: Литтерра, 2015. 158 с.
    5. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурный концепт. «Зеленая аксиома». Трансдисциплинарность. М.: Образование и экология, 2015. 328 с.
    6. Дзятковская Е.Н. Дидактические лабиринты экологического образования для устойчивого развития // Образование для устойчивого развития : монография. Нижний Новгород: НГУ им. Минина, 2015. С.57-79.
    7. Дзятковская Е.Н. Новый этап дидактики общего экологического образования в интересах устойчивого развития // Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития. Монография. Сер. Научные школы академии. Санкт-Петербург, 2018. С. 45-54.
    8. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Миссия экологического образования – 2030 //Педагогика,2020, т.84, №6, с. 68-77
    9. Дзятковская Е.Н. Культурологические основания преемственности формирования эколо-гической культуры // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 2 (30). DOI: 10.15393/j5.art.2020.5685
    10. Дзятковская Е.Н. Образовательная среда: задача гуманизации и гуманитаризации // Современное педагогическое образование. 2020. №11. С.11-17.
    11. Дзятковская Е.Н. Дидактические проблемы формирования экологической культуры в общем образовании // Современное педагогическое образование. 2020. № 6. С. 116-122.
    12. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 г // Непрерывное образование: XXI век. 2021. 1(33). DOI: 10.15393/j5.art.2021.6692 (ВАК)
    13. Дзятковская Е.Н. Гомеостатический подход в педагогике //Управление образованием: теория и практика / Education Management Review. 2021. Том 11. No5. P.77-85. Doi 10.25726/i8393-1908-3043-b (ВАК)
    14. Дзятковская Е.Н. Методологические подходы к преемственному формированию экологичес-кой культуры как платформы культуры устойчивого развития // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 4. С. 6-15.
    15. Дзятковская Е.Н. Междисциплинарная проблема преемственности в формировании культуры устойчивого развития // Образование и общество. 2020. № 4 (123). С. 62-68.

  • Награды и благодарности:

    Почетный работник общего образования. 
    Медаль К.Д. Ушинского.
    Медаль Российской Академии Образования «За выдающиеся заслуги».