ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУЧНАЯ ШКОЛА В.В. СЕРИКОВА (Руководитель: В.В. СЕРИКОВ)

Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
vvs@instrao.ru

 

Основатель и руководитель научной школы:

  Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Института стратегии развития образования РАО Сериков Владислав Владиславович.

Характеристика школы

  Основана в конце 80-х годов ХХ века. Основное направление – проектирование личностно-развивающих педагогических систем, включение личностного опыта в структуру содержания образования, разработка личностно-развивающих педагогических технологий.

  Современные проблемы, решаемые в рамках школы – выявление природы личностного опыта как специфического содержания личностно-ориентированного образования, разработка моделей личностно-развивающих ситуаций, проектирование и апробация технологий их создания на материале различных предметных областей и видов деятельности обучаемых; критериальная база для оценки эффективности личностно-развивающего образования.

Основные идеи Научной школы:

  В.В. Сериков и его ученики впервые поставили вопрос о специфическом содержании личностно-развивающего образования. Таковым, как они показали, должен быть особый вид культурного опыта – личностный опыт, опыт быть личностью – занимать определенную жизненную позицию, выявлять смысл своих поступков и жизни вообще, выступать субъектом социальной деятельности.

  Становление личностной сферы возможно при наличии специфических условий ее развития - личностно-развивающей среды, требующей осуществления воспитанниками специфических личностных функций – избирательности, рефлексии, смыслоопределения, саморегуляции и др. Педагогическими инструментами создания таких ситуаций выступают специально разработанные техники диалога, вхождения в контекст жизненных смыслов воспитанника, актуализация личностно значимых событий, стимулирование самопреодоления (поступка), поддержка ориентации на социальную значимость жизнетворчества. Личностный опыт (опыт реализации себя как личности) является специфическим элементом содержания образования, и в исследовании представлены принципы его отбора с учетом возрастных закономерностей генезиса личности. Как и всякое содержание образования, личностный опыт нуждается в процессуально-методическом обеспечении. Его варианты разработаны в трудах представителей школы. 

  Ученики научной школы.

  Педагогическое обеспечение личностного развития продуктивно исследуется в работах учеников В.В. Серикова. В основе личностного развития лежит не абстрактное познание, а переживание ребенком естественно возникающих и специально создаваемых ситуаций-событий (А.В. Зеленцова, 1995;), т.е., по терминологии учеников В.В.Серикова, ситуационно-событийный механизм (Е.М. Сафронова, 2005). Личностно-развивающая ситуация создается как определенный тип образовательной среды (А.И. Артюхина, 2007; Н.В.Ходякова, 2013). Личностное развитие ученика начальной школы связано с переходом от совместности к автономности в учебной деятельности (В.В.Зайцев, 1999). Развитие личности имеет специфику при обучении гуманитарным (С.В. Белова, 2006) и естественнонаучным предметам (В.И. Данильчук, 1997; В.М. Симонов, 2000). Для осуществления личностно-развивающего образования требуется специально подготовленный педагог. Этой проблемой занимаются В.А.Болотов (2001), Е.В.Данильчук (2003), А.Б.Панькин (2002) и др.

  В.В. Сериковым подготовлено 18 докторов и более 80 кандидатов наук в разных городах страны – в Астрахани, Волгограде, Воронеже, Москве, Оренбурге, Саратове, Элисте и др.

Список защитившихся под руководством В.В. Серикова в (pdf)

  Основополагающие работы:

«Личностно-ориентированное образование: концепция и технологии», 1994; «Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем», 1999; Общая педагогика: избранные лекции», 2004; «Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие», 2008; «Развитие личности в образовательном процессе», 2012; «Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе», 2013 (в соавт.); «Гуманитарные ориентиры современного образования: монография», (авторский коллектив), 2015. И др. 

  Перспективы исследования связаны с возрастанием роли личностных результатов в структуре современного образования. Это требует дальнейшего изучения природы и условий личностной самореализации воспитанников, механизмов создания личностно-развивающих ситуаций в образовательном процессе, критериев и инструментария оценки личностных достижений.

Основные мероприятия научной школы

Последнюю неделю августа 2017 года заместитель директора Института стратегии развития образования РАО В.В. Сериков провел в Волгоградской области, выступив на областном педагогическом совете, организовав совещание о создании сетевого Инновационно-технологического центра на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета с привлечением академической науки в лице Института стратегии развития образования РАО, встретившись с учителями, преподавателями вузов, аспирантами и докторантами.

Материал о мероприятии подготовлен совместно с Председателем комитета по образованию Администрации Волгоградской области Ларисой Михайловной Савиной и ректором Волгограсдкой академии постдипломного образования Светланой Вячеславовной Куликовой. Подробнее о прошедших мероприятиях в августе см. по ссылке


Обращаем Ваше внимание, что составлен специальный материал для подготовки диссертационных исследований в рамках научных школ В.В. Сериковым, членом-корреспондентом РАО, доктором педагогических наук, профессором (в формате pdf): Подготовка диссертации в рамках научной школы: опыт методологической рефлексии

 


Основные публикации научной школы:

Основные научные труды В.В. Серикова

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: Список трудов научной школы (pdf)

1. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: монография / ВГПУ. - Волгоград: Перемена, 1994. - 150 с.

2. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. - 1994. - №5. - С.16-21.

3. Сериков В.В. К методологии исследования проблем личностно ориентированного образования// Методологические и мировозренческие основы научно-исследовательской деятельности: Сб. науч. ст. - Волгоград, 1999. - С.191-196.

4. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. - М. : Логос, 1999- 19,3 п. л.

5. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: коллективная монография. Авт. - В.В. Сериков, В.И. Данильчук ; В.М. Симонов и др. - Волгоград : Перемена, 2000. – 19,3 п.л.

6. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: опыт методологической рефлексии // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Материалы методолог. семинара памяти проф. В.С.Ильина. - Волгоград, 2001. - Вып.5. - С.22-30.

7. Сериков В.В. Личностный подход в системе принципов современного педагогического мышления// Славянская педагогическая культура. - 2003. - №2. - С.39-45.

8. Сериков В.В. Личностно-развивающее образование: новые аспекты проблемы// Научная мысль Кавказа. - 2005 . - Спец. выпуск. - С.54-58.

9. Сериков В.В. О разработке личностно-развивающих педагогических технологий// Творческая педагогика (Алматы, Респ. Казахстан). - 2006. - №1. - С.22-28.

10. Сериков В.В. Проблема взаимосвязи когнитивного и личностного развития ребенка в целостном педагогическом процессе // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: материалы методолог. семинара памяти проф. В.С.Ильина- Волгоград: Изд-во ВГПУ "Перемена", 2007. - Вып.8. - С.25 -31.

11. Сериков В.В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность
// Педагогика. - 2007. - №10. - С.3-12.

12. Сериков В.В. Личностная и компетентностная стратегии образования: к новой модели урока // Урок в современном образовательном учреждении: теоретические модели, инновационный опыт, факторы и условия эффективности: материалы международных педагогических чтений, Волгоград, 17-18 апреля - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. - С.3-13.

13. Сериков В.В. Личность и компетентность: единство двух приоритетов современного образования // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: XXVII психолого-педагогические чтения Юга России.- Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2008. - Ч.1. - С.278-282.

14. Субъектная позиция ученика как цель и содержание личностно-развивающего образования // Известия Южного Федерального университета. Серия Педагогические науки. - 2009. - №6. - С.15-22.

15. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: идеи и их реализация // Психология и педагогика: пространства взаимодействия: материалы "круглого стола" - М.: Школьные технологии, 2010. - 400 с. - С.115-132.

16. Сериков В.В. Идеи психологии в образовательной теории и практике: личностно-развивающее образование // Психология образования в XXI веке: теория и практика: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14-16 сентября 2011 г. Волгоград: Изд-во ВГСПУ "Перемена", 2011 - С. 33-38.

17. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. - - М., Логос, 2012, - 448с.

18. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: монография. - М., Логос, 2013, -364 с.

19. Сериков В.В. Патриотическая позиция как вид личностного опыта: условия становления / В. В. Сериков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. Филологические науки. Исторические науки. - 2015. - № 3 (98). - С. 22-26.

20. Пичугина В.К., Сериков В.В. Гуманитарная парадигма как перспектива преодоления методологического кризиса в педагогике// Педагогика, 2016, №1, С.19-29.

Труды учеников В.В. Серикова

1.Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: монография, Волгоград, Изд- ВолГМУ, 2006, - 237 с. (14,8 п.л.).

2.Артюхина А.И. Проектирование и создание образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов//Alma Mater, 2006, №9, C. 15-21.

3.Белова С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования: монография. - М., АПКиПРО, 2006, - 380 с. (23,8 п.л.).

4.Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе: монография. СПб.- Волгоград, 1996, -186 с.

5.Зайцев В.В. Принцип свободы в построении начального образования: методологические основы, исторический опыт и современные тенденции: монография, Волгоград, Перемена, 1998, 24 п.л.

6.Крюкова Е.А. Личностно-развивающие педагогические технологии: природа, проектироование, реализация: монография, Волгоград, 1999, 12,5 п.л.

7. Петрунева Р.М. Гуманитаризания высшего технического образования: монография, ВолгГТУ, Волгоград, 2000, - 172 с.

8.Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма. Монография. Волгоград, Перемена, 2000, 17,2 п. л.

9.Симонов В.М. Задача как личностно-развивающая ситуация// Народное образование, 1991, №9, 0,3 п.л.

10.Борликов Г.М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста. Монография. Волгоград, Перемена, 2001, - 23,25 п.л.

11.Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Монография, Волгоград, Перемена, 2001, 28 п. л.

12.Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: монография, Москва-Волгоград, 2002, 232 с., 14,5 п. л.

13.Сафронова Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: монография, Волгоград, Перемена, 2004, - 21 п. л.

14.Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании// Педагогика, 2003, №3, - 0,53 п. л.

15.Сафронова Е.М. Реализация учителем воспитательных возможностей образовательного процесса// Народное образование, 2004, №6, - 0,58 п. л.

16.Митяева А.М. Технология развития индивидуальных стилей учебной деятельности студентов в условиях двухуровневой системы высшего образования: монография, Орел, Орлик, 2006, - 22 п.л.

17. Чигиринская Н.В. Компетентностный подход как основа инновационного технического образования//2006, №4, С. 237-244.

19.Ходякова Н.В. Ситуационно-средовый подход к проектированию личностно-развивающего образования: методологические предпосылки и концепция: монография. Волгоград, Перемена, 2012, - 170 с., 10,5 п. л.

 

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter