1. Научная деятельность
  2. Научные подразделения
  3. Лаборатория начального общего образования

Лаборатория начального общего образования

Руководитель:
Виноградова Наталья Федоровна
Должность:
заведующая лабораторией
Телефон:
Email:
Местоположение:
101000, ЦФО, Москва, улица Жуковского, дом 16, кабинет 201
Адрес сайта:
Электронная почта:
Положение о структурном подразделении:

Основными направлениями исследований являются:

  • дидактическое сопровождение ФГОС НОО, позволяющее успешно достичь планируемые результаты обучения, формировать личные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия.
  • научно-методическое обеспечение процесса обучения младших школьников: программы, средства обучения (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы); методические пособия для учителя.
  • контрольно-оценочная деятельность и педагогическая диагностика в начальной школе как средство повышения качества образования младших школьников: диагностические методики, тетради для самостоятельных и контрольных работ по всем учебным предметам.
  • историко-педагогические исследования: анализ истории становления дидактики и частных методик в начальной школе. ХХ век.
  • преемственность начального с дошкольным и основным звеньями образования: установление перспективности целей, содержания и методов обучения.
  • сотрудники лаборатории начального общего образования участвуют в международном исследовании PIRLS совместно с Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО; принимают участие в проектах, направленных на установление преемственности с дошкольным образованием (сотрудники кафедры дошкольной педагогики и психологии МГПУ (проф., д.п.н. С.А.Козлова, проф., к.п.н. Т.А. Куликова и др.), а также с сотрудниками лаборатории естественно-научного и математического образования Института стратегии развития образования РАО - к.п.н. Г.С. Калиновой, к.п.н. Е.А. Седовой и др. по вопросам преемственности и перспективности целей, содержания, методов обучения.

Основные научные достижения лаборатории:

в лаборатории начального образования в 2003 г. Виноградовой Н.Ф разработана концепция «Научные подходы к построению учебно-методического комплекта «Начальная школа ХХI века». На основе концепции были подготовлены программы, учебники по основным предметам начальной школы, методическое сопровождение процесса обучения (Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе и др.). Создание УМК «Начальная школа ХХI века» отмечено Премией Президента РФ в области образования.
   По результатам широкомасштабного эксперимента, проводимого по инициативе Министерства образования РФ (1999-2004) и направленного на совершенствование содержания образования, были разработаны и выпущены проверочные работы для начальной школы. Проверочные тестовые работы. Русский язык. Математика. 1 класс, 2 класс. ФГОС (Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, соавтор). Проверочные тестовые работы. Русский язык. Математика. Литературное чтение. 3-4 класс. ФГОС (Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, соавторы).
 В целях обеспечения преемственности целей обучения младших школьников и дошкольников Н.Ф. Виноградова участвовала в создании - программы обучения, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора», в подготовке средств обучения, методического комментария для педагогов и родителей.
 Многие годы сотрудники лаборатории начального общего образования разрабатывали материалы для выявления уровня сформированности учебной деятельности младших школьников на содержании двух учебных предметов: русского языка и математики. В 2012-2014 гг. эти материалы были опубликованы. Теперь они доступны для широкого применения учителями в массовой практике: «Педагогическая диагностика. Русский язык. Математика: 1-4 класс» (М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова, соавторы).
  С 2005 г. в Центре начального общего образования проходила работа по созданию Новых линий учебников по литературному чтению (Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, соавторы), математике (О.А. Рыдзе, соавторы), ОРКСЭ (Н.Ф. Виноградова, соавторы) для начальной школы.
   В 2011 г. сотрудниками Центра начального общего образования под ред. Н.Ф. Виноградовой опубликованы сборники научных трудов, раскрывающие аксиологические аспекты начального образования на современном этапе развития первого звена школы. В книге «История становления и развития методик начального образования (пер. пол. ХХ в.): очерки по истории педагогики», 2013 г. особое внимание уделено предпосылкам и тенденциям становления частных методик начального обучения, ведущим дидактическим и методическим идеям.
   В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, 2009) в Центре начального образования был подготовлен и вышел в 2011 г. в издательстве Вентана-Граф «Сборник программ внеурочной деятельности» /Под ред. Н.Ф. Виноградовой (Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, В.Ю. Романова, И.С. Хомякова).
   Сотрудники Центра начального общего образования приняли участие в создании Серии универсальных пособий «Тематический контроль и оценка в начальной школе» по заказу издательства «АСТ-Астрель» и ФГНУ «ИСМО РАО» (Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова); Серии «Итоговый контроль в начальной школе». Русский язык. Математика. Литературное чтение. Учебно-справочные материалы для 1-4 классов; контрольные тренировочные материалы, рабочие тетради. Издательство «Просвещение» (М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе, соавторы); стандартизированных материалов для итоговой аттестации: 4 класс. Русский язык. Математика. Издательство «Просвещение» (М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе, соавторы).

Виноградова Наталья Федоровна

Виноградова Наталья Федоровна

Лаборатория начального общего образования

  • Должность : заведующий лабораторией начального общего образования
  • Контактный телефон: +7(495)625-62-40
  • Адрес электронной почты: vinogradova@instrao.ru
Виноградова Наталья Федоровна заведующий лабораторией начального общего образования +7(495)625-62-40 vinogradova@instrao.ru Array Array
Кузнецова Марина Ивановна

Кузнецова Марина Ивановна

Лаборатория начального общего образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)625-62-40
  • Адрес электронной почты: iprimaryschool@instrao.ru
Кузнецова Марина Ивановна ведущий научный сотрудник +7(495)625-62-40 iprimaryschool@instrao.ru Array
Артюхова Ирина Сергеевна

Артюхова Ирина Сергеевна

Лаборатория начального общего образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)625-62-40
  • Адрес электронной почты: irina_369@instrao.ru
Артюхова Ирина Сергеевна старший научный сотрудник +7(495)625-62-40 irina_369@instrao.ru Array 34 года
Никитина Екатерина Евгеньевна

Никитина Екатерина Евгеньевна

Лаборатория начального общего образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Контактный телефон: 8-906-709-81-61
  • Адрес электронной почты: katya5030@rambler.ru
Никитина Екатерина Евгеньевна старший научный сотрудник 8-906-709-81-61 katya5030@rambler.ru
Рожкова Марина Викторовна

Рожкова Марина Викторовна

Лаборатория начального общего образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)625-62-40
  • Адрес электронной почты: rozhkova@instrao.ru
Рожкова Марина Викторовна старший научный сотрудник +7(495)625-62-40 rozhkova@instrao.ru Array
Романова Владислава Юрьевна

Романова Владислава Юрьевна

Лаборатория начального общего образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)625-62-40
  • Адрес электронной почты: iprimaryschool@instrao.ru
Романова Владислава Юрьевна старший научный сотрудник +7(495)625-62-40 iprimaryschool@instrao.ru Array Array
Рыдзе Оксана Анатольевна

Рыдзе Оксана Анатольевна

Лаборатория начального общего образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)625-62-40
  • Адрес электронной почты: iprimaryschool@instrao.ru
Рыдзе Оксана Анатольевна старший научный сотрудник +7(495)625-62-40 iprimaryschool@instrao.ru Array Array
Мерзликина Ирина Валерьевна

Мерзликина Ирина Валерьевна

Лаборатория начального общего образования

  • Должность : научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)625-62-40
  • Адрес электронной почты: merzlikina@insrtao.ru
Мерзликина Ирина Валерьевна научный сотрудник +7(495)625-62-40 merzlikina@insrtao.ru Array дошкольная педагогика и психология, квалификация: преподаватель педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию. дошкольная педагогика и психология, квалификация: преподаватель педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию. дошкольная педагогика и психология, квалификация: преподаватель педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию.
Щетинская Вера Алексеевна

Щетинская Вера Алексеевна

Лаборатория начального общего образования

  • Должность : научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)625-62-40
  • Адрес электронной почты: iprimaryschool@instrao.ru
Щетинская Вера Алексеевна научный сотрудник +7(495)625-62-40 iprimaryschool@instrao.ru Array педагогика и методика начального обучения педагогика и методика начального обучения педагогика и методика начального обучения

Сотрудниками лаборатории за последние 5 лет подготовлено более 100 публикаций. Основные из них:

  1. Виноградова Н. Ф. «Сегодня дети, а завтра – народ!» (первые итоги эксперимента по введению основ религиозных культур в школе). / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: «Русский журнал», 2011, №1.

  2. Виноградова Н. Ф. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и их оценка. / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: «Русский журнал», 2011, № 2.

  3. Виноградова Н. Ф. «Святая наука – расслышать друг друга…» (еще раз об изучении религиозной культуры в начальной школе)/ Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: «Русский журнал», 2011, № 3.

  4. Виноградова Н. Ф. Внеурочная деятельность в сфере Федерального государственного образовательного стандарта начального образования / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: «Русский журнал», 2011, № 5.

  5. Виноградова Н. Ф. Главный принцип образования - «Не навреди!» (интервью с доктором медицинских наук М.И. Степановой). / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: «Русский журнал», 2011, № 6.

  6. Виноградова Н. Ф. Педагогический сюжет, требующий постоянного внимания: духовно-нравственное развитие младших школьников. / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: «Русский журнал», 2012, № 1.

  7. Виноградова Н. Ф. Педагогический сюжет, требующий постоянного внимания: духовно-нравственное развитие младших школьников. / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: «Русский журнал», 2012, № 2.

  8. Виноградова Н. Ф. Дети и педагог: сценарий образовательного процесса/ Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: «Русский журнал», 2012, № 3.

  9. Виноградова Н. Ф. Первый раз в первый класс: диалог с родителями и учителями / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: «Русский журнал», 2012, № 4.

  10. Виноградова Н. Ф. Не будем наступать на чужую тень, или Как индивидуализировать процесс обучения / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: «Русский журнал», 2012, № 5.

  11. Виноградова Н. Ф. Анализ результатов международного исследования PIRLS / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: ИНФРА-М., 2013, № 1-3.

  12. Виноградова Н. Ф. Чувственное познание – основа развития логического мышления и речи младших школьников. / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: ИНФРА-М., 2013, №4.

  13. Виноградова Н. Ф. Возможно ли участие младшего школьника в исследовательской деятельности? / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: ИНФРА-М., 2013, № 5.

  14. Виноградова Н. Ф. Электронный учебник: за и против / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: ИНФРА-М. 2013, № 6.

  15. Виноградова Н. Ф. Электронный учебник: за и против / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: ИНФРА-М., 2014, № 1.

  16.  Виноградова Н. Ф. Произошли ли изменения в структуре урока после введения ФГОС НОО? / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: ИНФРА-М. , 2014, № 1.

  17.  Виноградова Н. Ф. Типы уроков в начальной школе в свете требований ФГОС / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: ИНФРА-М., 2014, № 2-4.

  18.  Виноградова Н. Ф. Правильно ли мы составляем тесты? / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: ИНФРА-М., 2014, № 3.

  19.  Виноградова Н. Ф. Роль образования и культуры в укреплении единства и согласия общества, гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: ИНФРА-М., 2014, № 4.20. Виноградова Н. Ф. Первый год — он самый трудный… / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. М.: ИНФРА-М., 2014, № 5-6.

  20. Кузнецова М. И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников //Начальная школа плюс до и после. – 2011. – №. 3. – С. 19-23. - 432 с.

  21. Кузнецова М. И. Особенности современных КИМов по русскому языку в контексте ФГОС НОО и их использование при проведении мониторингов различных уровней // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 9. С. 3-14.

  22. Кузнецова, М.И. Особенности контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе// Начальная школа плюс до и после. 2012. № 5. С. 7-12.

  23. Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Международное сравнительное исследование PIRLS 2011 «Изучение качества чтения и понимания текста» и его основные результаты // Народное образование. 2013. № 6. С. 199-209.

  24. Кузнецова М. И. Готовность выпускников начальной школы к изучению русского языка в 5м классе // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 6. С. 73-83.

  25. Кузнецова М. И. Какие мониторинги и контрольно-измерительные материалы по русскому языку нужны школе? // Народное образование. 2013. № № 10. С. 185-193.

  26. Кузнецова М.И. Как читают российские школьники? // Народное образование. 2014. № 4 . С. 169-174.

  27. Кузнецова М. И. Метапредметные результаты, универсальные учебные умения в начальной школе // Народное образование. 2014. № 7. С. 150-161.

  28. Кузнецова М. И. Оценивание метапредметных результатов младших школьников // Начальное образование. 2014. № 1. С. 10-15.

  29. Кузнецова, М.И. Современные способы оценивания учебных достижений по русскому языку как основа дифференциации обучения// Начальное образование. 2011. № 1. С. 28-35.

  30. Математика: оценка достижения планируемых результатов обучения: разноуровневые проверочные работы за курс начальной школы: 4 класс / [Текст] / О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская. – М.: Вентана-Граф, 2015.
    Учебно-познавательная деятельность младшего школьника: реальность и заблуждения [Текст] /О.А. Рыдзе// Начальное образование. – 2014. – № 5.

  31. Математика. 4 класс. Итоговые контрольные работы. [Текст] / О.А. Рыдзе. – М.: АСТ: Астрель, 2014.

  32. Способы учета отдельных результатов итоговых работ по математике младших школьников [Текст] /О.А. Рыдзе // Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа и эффективный детский сад?: материалы XI Международной научно-практической конференции. Москва, 19–20 февраля 2014 года. – М. : Издательский дом «Дело». – С.320-331 (0,6 п.л.)

  33. Диагностика универсальных учебных действий младших школьников: работа с математической информацией. Materialy X mezinarodni vedecko - prakticka konference «Moderni vymozenosti vedy – 2014». - Dil 18. Pedagogika.: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o – сс.46-50

  34. Реализация требований стандарта при изучении предмета «Окружающий мир»: от предметных действий к универсальным» [Текст] / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.

  35. Математика: программа: 1-4 классы [Текст] / С. С. Минаева, Л. О. Рослова, О. А. Рыдзе– М.: Вентана-Граф, 2013.

  36. Математика: Оценка профессиональной компетентности учителей начальной школы [Текст] / Л.О. Денищева, Г.С. Ковалёва, О.А. Рыдзе, Л.П. Стойлова, Н.В. Шевелёва; Под ред .. Г.С. Ковалёвой (ФГОС: оценка образовательных достижений). М.; СПб: Просвещение, 2013.

  37. Математика. Стандартизированные материалы для итоговой аттестации: 4 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением). [Текст] / Г. С. Ковалёва, К. А. Краснянская, О. А. Рыдзе; под ред. Г. С. Ковалёвой.— М.; СПб.: Просвещение, 2013.

  38. Оценка индивидуальных достижений по математике и характеристика уровня развития учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО [Текст] /О.А. Рыдзе// Начальная школа: плюс до и после. - 2013. - № 9. - С. 15-20.

  39. Что умеют будущие пятиклассники по версии TIMSS [Текст] / О. Рыдзе // Первое сентября. Математика. - 2013. - № 12. - С. 30-35.

  40. Реализация идей развивающего обучения в учебниках математики для начальной школы [Текст] / С. С. Минаева, Л. О. Рослова, О. А. Рыдзе // Начальное образование. - 2013. - № 1. - С. 11-17

  41. Тексты для обсуждения с первоклассниками при изучении тем курса «Азбука безопасной и здоровой жизни» // Начальное образование. – 2018. – Том 6. – № 1 (https://doi.org/10.12737/article_5a965ce9e5bb14.67502890)

  42. Формирование функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности) [Текст] / И. С. Артюхова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 авг. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 79–87.

  43. Содержание и дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности) // Журнал педагогических исследований. – 2017. – Том 2. – № 5.

  44. Аксиологические основания концептуального анализа образовательного дискурса // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. – № 9 (27). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3551

  45. Ценностные основания концептуального анализа образовательного дискурса – В сб.: Методология педагогики в контексте современного научного знания // Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения В.В. Краевского (22 сентября 2016г.) / Редактор-составитель А.А. Мамченко. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – С. 103-111.

  46. Образовательный дискурс как система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса [Текст] / И. С. Артюхова – В сб.: Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (7).

  47. Интерес к чтению во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием личности ребенка – основная цель современного литературного образования учащихся основной школы. – Материалы Международной научной конференции «Чтение на просторах детства: опыт России и мира», 14-15 ноября 2013 г. – Москва, 2013. – С. 258-260.

  48. Мерзликина И. В. – автор публикаций по проблеме внедрения информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.


 Сотрудники лаборатории начального общего образования участвуют в международном исследовании PIRLS совместно с Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО; принимают участие в проектах, направленных на установление преемственности с дошкольным образованием (сотрудники кафедры дошкольной педагогики и психологии МГПУ (проф., д.п.н. С.А.Козлова, проф., к.п.н. Т.А. Куликова и др.), а также с сотрудниками лаборатории естественно-научного и математического образования Института стратегии развития образования РАО - к.п.н. Г.С. Калиновой, к.п.н. Е.А. Седовой и др. по вопросам преемственности и перспективности целей, содержания, методов обучения.