Романова Владислава Юрьевна

Романова Владислава Юрьевна

Лаборатория начального общего образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)625-62-40
  • Адрес электронной почты: iprimaryschool@instrao.ru
  • Уровень образования:

    в 1990-м году закончила факультет русского языка и литературы МГПИ им. В. И. Ленина.

  • Ученая степень: кандидат педагогических наук.
  • Опыт работы:

    работала учителем русского языка и литературы в московской школе. В структуре Российской академии образования более 30 лет. С 1992 года – сотрудник Центра начального образования Института содержания и методов обучения РАО, училась в очной целевой аспирантуре ИОСО РАО.

  • Научно-организационная деятельность:

     основные направления:

    • участие в экспертизе материалов и в работе различных методических комиссий и жюри Всероссийских профессиональных педагогических конкурсов, олимпиад («Педагогический дебют», «Я – профессионал»; «Конкурс профессионального мастерства управленческих кадров в системе дошкольного образования» и др.);

    • научно-практическая работа в системе повышения квалификации учителей начальных классов: участие в региональных, всероссийских, международных мероприятиях по повышению педагогического мастерства учителей, методистов и других специалистов в области начального образования.

  • Область научных интересов:

    Актуальные для системы образования лингвистические, методические, психолого-педагогические и историко-педагогические проблемы обучения и воспитания младшего школьника. Среди них: теоретические основы и методика обучения русскому языку младших школьников (аксиологический компонент содержания курса русского языка; дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младшего школьника (языковая функциональная грамотность); исследования общеучебных (коммуникативных) умений младших школьников; организация внеурочной деятельности по предмету); разработка содержания обучения курса русского родного языка и литературного чтения на родном русском языке; преемственность начального и основного звеньев школьного образования в области лингвистического, языкового и коммуникативного развития обучающихся. 
      На основе этих исследований созданы программы, учебники, научно-методические пособия для учителей начальных классов, учебные пособия для младших школьников.

  • Тема кандидатской работы:

     в 1997 году защитила диссертацию на тему «Преемственность и перспективность изучения лексики в начальной и средней школе». В 2001 присвоено ученое звание старшего научного сотрудника по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».

  • Участие в проектах:

    • член авторского коллектива системы учебников по русскому языку учебно-методического комплекта «Начальная школа ХХI века»; один из авторов  учебников «Русский язык» 2-4 класс, контрольных тетрадей к учебникам (издательство «Вентана-Граф»; корпорация «Российский учебник»). Коллектив учебно-методического комплекта удостоен Премии Президента РФ в области образования и является победителем Конкурса учебников, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования и науки РФ;

    • член авторского коллектива системы учебников «Русский родной язык» и «Литературное чтение на русском родном языке», программ, учебно-методических пособий, практикумов по предметам (издательство «Просвещение»);

    • языковая функциональная грамотность младшего школьника;

    • формирование универсальных учебных действий младших школьников (коммуникативные универсальные учебные действия);

    • интеграция  урочной и внеурочной деятельности младших школьников в курсе изучения русского языка;

    • диагностическое исследование проблем работы с детьми разных групп успешности (одаренными; неуспешными, испытывающими трудности при изучении русского языка);

    • переподготовка педагогических кадров в связи с трудностями реализации обновленных ФГОС И ФОП НОО;

    • проект «Год науки и технологий» АНО «Национальные приоритеты»;

    • проект «Совершенствование профессиональных компетенций руководителей региональных и муниципальных органов власти в сфере дошкольного образования и дошкольных образовательных организаций по вопросам повышения эффективности процесса достижения целевых ориентиров государства в системе дошкольного образования» (Министерство просвещения Российской Федерации, Международный институт качества).

  • Публикации:

     автор более 90 работ по проблемам истории и методики обучения в начальной школе, теории и практики русского языка. Среди них участие в монографиях, программах, учебниках и др.

    Участие в публикациях подразделения по госзаданиям, посвященным формированию универсальных учебных действий, функциональной грамотности младших школьников; обновлению содержания начального общего образования, направленного на реализацию нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) и Федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО); участие в тематических номерах журналов ВАК «Начальное образование», электронного журнала ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» «Образ действия». 

    Основные публикации:

    1. Романова В.Ю. Отражение в содержании обучения младших школьников русскому языку культурного опыта человечества. С. 8-21. /Содержание образования в начальной школе как средство приобщения младших школьников к культурному опыту  человечества: монография, Ин-т сод. метод. обуч. РАО; под ред. Н.Ф.Виноградовой. СПб.: Нестор-История, 2011. - 136 с.

    2. Романова В.Ю. Аксиологический компонент содержания курса русского языка: проблемы и пути решения. С. 47-64 /Содержание образования в начальной школе: система ценностей: сб. научных трудов/ под ред. Н.Ф.Виноградовой М.; СПб.: Нестор-История, 2011. - 136 с.

    3. Романова В.Ю. Начальный курс русского (родного) языка: научно-педагогические основы (первая половина  ХХ в.). С. 34-68 /Романова В.Ю., Л.В. Петленко / История становления и развития методик начального образования. Первая половина ХХ века. М.: СПб.: Нестор-История, 2013. - 253 с.

    4. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника; под ред. Н.Ф. Виноградовой / авт. Н.Ф. Виноградова, Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 224 с.

    5. Романова В.Ю. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе: формирование коммуникативных универсальных учебных действий: методическое пособие. / Кузнецова М.И., Романова В.Ю., Хомякова И.С. //Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Учебная литература, 2018. - 160 с.

    6. Романова В.Ю. Методика формирования языковой функциональной грамотности младшего школьника. С. 30-78 / Кузнецова М.И., Романова В.Ю.  // Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя /Под ред.Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.

    7. Русский язык: 2 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова; под ред. С.В.Иванова – 7-е изд., перераб.. М.: Вентана-Граф, 2019. – 192 с.: ил.- (Российский учебник)

    8. Русский язык: 2 класс. В 2 ч. Ч.2: учебник/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова; под ред. С.В.Иванова – 7-е изд., перераб.. М.: Вентана-Граф, 2019. – 176 с.: ил.- (Российский учебник)

    9. Русский язык: 3 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова; под ред. С.В.Иванова – 9-е изд., стереотип. М.: Вентана-Граф, 2020. –192 с.: ил: вкл.- (Российский учебник)

    10. Русский язык: 3 класс. В 2 ч. Ч.2: учебник/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова; под ред. С.В.Иванова – 9-е изд.,стереотип. М.: Вентана-Граф, 2020. –192 с.: ил: вкл.- (Российский учебник)

    11. Русский язык: 4 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова; под ред. С.В.Иванова – 6-е изд., перераб.. М.: Вентана-Граф, 2019. –176 с.: ил.- (Российский учебник)

    12. Русский язык: 4 класс. В 2 ч. Ч.2: учебник/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова; под ред. С.В.Иванова – 7-е изд., перераб.. М.: Вентана-Граф, 2019. –192 с.: ил.- (Российский учебник)

    13. Романова В.Ю. Справочник по русскому языку: 1-4 классы / Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. - М: Вентана-Граф, 2018.- 224  с. - (Российский учебник)

    14. Романова В.Ю. Современность идей русских лингвистов и педагогов Х1Х-ХХ веков. С. 308-316 /Научная школа русской лингводидактики Н. М. Шанского: история и современность (к 100-летию со дня рождения): сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 22 ноября 2022 г. / под ред. И. Н. Добротиной. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 383 с.

    15. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О.М. Александрова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова и др.] – М.: Просвещение, 2021. – 80 с.

    16. Русский родной язык. 1-й класс: учебник /О.М. Александрова и др. – 4-е изд., перераб. - Москва.: Просвещение, 2023. – 110 с.

    17. Русский родной язык. 2-й класс: учебник /О.М. Александрова и др. – 4-е изд.,перераб. - Москва.: Просвещение, 2023. – 142 с.

    18. Русский родной язык. 3-й класс: учебник /О.М. Александрова и др. – 4-е изд., перераб. - Москва.: Просвещение, 2023. – 143 с.

    19. Русский родной язык. 4-й класс: учебник /О.М. Александрова и др. – 4-е изд., перераб. - Москва.: Просвещение, 2023. – 112 с.

    20. Русский родной язык. 1-й класс: практикум/ О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. – М.: Просвещение, 2023. – 80 с.

    21. Русский родной язык. 2-й класс: практикум/  [О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова и др.] – М.: Просвещение, 2023. – 112 с.

    22. Русский родной язык. 3-й класс: практикум/ О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, В.Ю.Романова  [и др.]. – М.: Просвещение, 2023. – 112 с.

    23. Литературное чтение на родном русском языке: 1-й класс: учебник/ О.М. О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, В.Ю.Романова [и др.]. – 2-е изд., перераб.  – Москва: Просвещение, 2023. – 128 с.: ил.

    24. Литературное чтение на родном русском языке: 2-й класс: учебник/ О.М. О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, В.Ю.Романова [и др.]. – 2-е изд., перераб.  – Москва: Просвещение, 2023. – 128 с.: ил.

    25. Литературное чтение на родном русском языке: 3-й класс: учебник/ О.М. О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, В.Ю.Романова [и др.]. – 2-е изд., перераб.  – Москва: Просвещение, 2023. – 128 с.: ил.

    26. Литературное чтение на родном русском языке: 4-й класс: учебник/ О.М. О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, В.Ю.Романова [и др.]. – 2-е изд., перераб.  – Москва: Просвещение, 2023. – 128 с.: ил.

    27. Русский язык. Познавательные истории с заданиями: 2-й класс: учебное пособие: в 2 частях. Ч.1/ Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. - М.: Просвещение, 2023. - 96 с. – (Внеурочная деятельность).

    28. Русский язык. Познавательные истории с заданиями: 2-й класс: учебное пособие: в 2 частях. Ч.2/ Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. - М.: Просвещение, 2023. - 96 с. – (Внеурочная деятельность).

    29. Русский язык. Познавательные истории с заданиями: 3-й класс: учебное пособие / Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. - М: Просвещение,  2023. - 96 с. – (Внеурочная деятельность).

    30. Русский язык. Познавательные истории с заданиями: 4-й класс: учебное пособие: / Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. - М: Просвещение,  2023. - 96 с. – (Внеурочная деятельность).

    31. Русский язык. Реализация требований ФГОС начального общего образования: методическое пособие для учителя /Кузнецова М.И, Романова В.Ю.; под ред.Н.Ф.Виноградовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. 95 с. https://edsoo.ru/wpcontent/uploads/2023/09/mp_noo.pdf

    32. Романова В.Ю. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в современной школе/ Начальное образование. 2023.  № 1. С.45-50.

    33. Романова В.Ю. Развитие коммуникативных умений второклассников: особенности реализации требований ФГОС НОО/  Начальное образование. 2023. № 3.  С.9-14.

    34. Романова В.Ю. Развитие умений и навыков диалогической речи у младших школьников /В сб. Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху», ЕЕIА-2023. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. - С.116-126.

    35. Романова В.Ю. Актуальные проблемы коммуникативного взаимодействия младших школьников /Электр.журнал «Образ действия», сайт EDSOO.RU,  2023.
  • Награды и благодарности: диплом Победителя "Конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы», проводимого совместно Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации.
    Благодарность ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» за активную работу в составе жюри финала Всероссийского конкурса «Педагогический дебют».
    Благодарность ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» за высокий профессионализм и объективность в оценке конкурсных работ участников Всероссийского конкурса методических разработок педагогов «Цифровой урок».
    Благодарность Департамента образования и науки города Москвы спикеру Первого московского педагогического форума.
    Благодарность от Главы Российского Императорского Дома.
    Почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».