Мухаметзянов Искандар Шамилевич

Мухаметзянов Искандар Шамилевич

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Перечень преподаваемых дисциплин:

    здоровьесберегающие технологии в образовании

  • Уровень образования:

    2007 Юридический факультет, специальность Юриспруденция. Академия социального образования (КСЮИ) (ВСА0488020), г. Казань.
    2002 Специальность Менеджмент. Международный институт менеджмента «ЛИНК». (ПП № 475810), г. Жуковский.
    1992 Факультет переподготовки кадров, специальность Психология и социальная педагогика. Казанский химико-технологический институт (ДВП№018954), г. Казань.
    1987 Хирургический факультет, специальность Урология (гемодиализ). Московская медицинская академия последипломного образования врачей, (уд. № 1659), г. Москва.
    1985 Лечебный факультет, специальность Лечебное дело. Казанский государственный медицинский институт им. С.В. Курашова, (МВ № 740301), г. Казань.

  • Квалификация: преподаватель
  • Ученая степень:

    доктор медицинских наук (Общественное здоровье и здравоохранение), профессор (Специальная психология)

  • Ученое звание:

    профессор (Специальная психология)

  • Сведения о повышении квалификации: 2022
  • Общий стаж работы: 38 лет
  • Основные направления научной деятельности:

    в 1985 году окончил лечебный факультет Казанского государственного медицинского института им. С.В. Курашова по специальности «лечебное дело».
     В 1987 году окончил ординатуру при Центральном Ордена Ленина институте усовершенствования врачей по специальности «урология (гемодиализ)».
     В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности 14.00.27- Хирургия на тему «Оптимизация гемодиализа с применением компьютерной информационной технологии». В 2002 году защитил докторскую диссертацию по специальности 14.00.33 – «Общественное здоровье и здравоохранение» на тему «Терминальная стадия хронической почечной недостаточности и совершенствование управления службой заместительного лечения на региональном уровне (медико-социальные, клинические и организационно-управленческие аспекты)».
    Общий медицинский и научно-педагогический стаж 38 лет.

  • Область научных интересов:

    в период трудовой деятельности акцентировал внимание на вопросах применения информационных и коммуникационных технологий в медицине и образовании, педагогике и психологии профессиональной школы, организации и управлении в социальной сфере, стратегическом планировании и инновационных технологиях в модернизации социальной сферы, экономике здравоохранения и образования, здоровьесбережении в системе образования, здоровьесберегающей информационно-коммуникационной среде обучаемого, социализации обучаемых.
    2019–2023 – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
     С марта 2019 года – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
      В период с 2003 по 20015 год подготовил трех докторов и четырех кандидатов педагогических и психологических наук.
    Свидетельства на полезную модель, свидетельства на программу для электронных вычислительных машин, базу данных, топологию интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке - 10.
      В разные годы были разработаны:

    • теория, методическое сопровождение и программное обеспечение информатизации службы заместительной почечной терапии;
    • теория, методическое сопровождение и программное обеспечение создания, компьютерного обеспечения и организации и управления деятельности службы заместительной почечной терапии на региональном уровне;
    • концепция медицинского обеспечения информатизации образования;
    • концепция и методическое обеспечение педагогико-эргономического и санитарно-гигиенического обеспечения деятельности обучаемого в информационно-коммуникационной среде и др.
    • В период практической деятельности руководил коллективами до 200 человек. Опыт работы на уровне субъекта РФ. Навыки в формировании интегрированных систем на уровне региона. Эксперт Общественной палаты РТ. Член Экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии (с 2018 г. по настоящее время).
     

    С 2020 – член совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук 33.1.002.02 (Д 008.013.04) по научной специальности 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования, информатика, уровни общего и профессионального образования) (педагогические науки) (13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования, уровни общего и профессионального образования; информатика, уровни общего и профессионального образования)) на базе ФГБНУ ИСРО.
    2023 – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования».

  • Публикации:

     опубликовано всего более 230 научных и методических трудов. Из общего числа научных публикаций 223 из них размещены в e-library со следующими показателями: 199 – РИНЦ, 86 – издания ВАК, 13 – зарубежные журналы, индекс Хирша – 21. За последние пять лет опубликовано более 65 работ.

     ФИО     ID РИНЦ      Orcid ID Scopus Author ID      WOS Research ID
    Мухаметзянов Искандар Шамилевич 612847 0000-0001-5008-0721  57190295879 A-9424-2017

    Научные статьи в журналах Scopus или WoS:
    1. Mukhametzianov I.Sh. Distance Learning During the Pandemic. Organizational and Managerial Problems // 2nd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higer Education (TELE), 2022, pp. 245-247. doi 10.1109/TELE55498.2022.9801008. (Scopus).
    2. Mastornova V.A., Kozlov O.A., Mukhametzianov I.Sh., Poliakov V.P., Robert I.V., Shikhnabieva T.Sh. International Experience of Digital Technologies Applying in Secondary Education Organizations Activities // 2nd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education, May 26-27, 2022, Russia, Lipetsk. Page(s): 248-253. doi 10.1109/TELE55498.2022.9801027. (Scopus).
    3. Mukhametzyanov I., Social aspects of the COVID-19 pandemic in the education system // SAHD 2021 - 5th International Scientific and Practical Conference 2021 “Modern Science: Problems and Development Prospects (Social and Humanitarian Directions)”, 101 (2021) 03006.
    4. Mukhametzyanov I. Digital citizenship and the student’s digital footprint: questions of application, promotion and data protection // In Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Computer and Information Security (INFSEC 2021), pages 12-16.
    5. Morozov, A., Mukhametzyanov, I., Evdokimova, O. Using a smartphone in the learning process: the experience of the 2020 pandemic. E3S Web Conf., 295 (2021) 05017.
    6. Mukhametzyanov I. Screen time and health of children and adolescents // Proceedings - 2021 1st International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education, TELE 2021, 2021, pp. 252–255, 9482573.
    7. Mukhametzyanov I.Sh., Roslova L.O., Shikhnabieva T.S., Polyakov V.P., Kastornova V.A., & Kozlov O.A. (2021). From a paper textbook to a digital educational resource. Evolution of requirements. In A. A. Arinushkina (Ed.), Advances in Education Research and Practice. Cham, Switzerland: Springer. ISSN 2367-3370.
    8. Mukhametzyanov I.Sh., Kozlov O.A., Polyakov V.P. Fifth generation internet network in of higher education. Issues of medical and information security of students' personality // CEUR Workshop Proceedings, 2020, 2562, pp. 223–233.
    9. Mukhametzyanov I.Sh. Digital educational environment, health protecting aspects // Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 2019, 12(9), pp. 1670–1681.
    10. Forecast of the Development of Education Informatization. Robert I.V., Mukhametzyanov I.S., Arinushkina A.A., Kastornova V.A., Martirosyan L.P. Espacios. 2017. С. 38.
    11. Хусаинова С.В., Мухаметзянов И.Ш. Исследование особенностей психологической защищенности участников образовательных отношений // Человек и образование. – 2017. – № 2 (51). – С. 29-33. (ERIH)
    12. Морозов А.В., Мухаметзянов И.Ш. Медико-пcихологичеcкие аcпекты здоровьеcберегающей информационно-образовательной cреды // Человек и образование. – 2017. – № 2 (51). – С. 48-54. (ERIH)

    Научные статьи в журналах ВАК РФ:

     
    1. Мухаметзянов И.Ш. Состояние и пути совершенствования информационной грамотности у участников образовательного процесса // Педагогическая информатика. 2023. № 1. С. 5-15.
    2. Мухаметзянов И.Ш. Информационная грамотность как предиктор здоровьесбережения в условиях информатизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 3 (176). С. 155-163.
    3. Мухаметзянов И.Ш. Эмоциональный интеллект как критерий возможности включения учащегося в дистанционное и смешанное обучение // Педагогическая информатика. 2022. № 2. С. 3–14.
    4. Мухаметзянов И.Ш. Значимость здоровья участников учебной̆ деятельности в дистанционном и смешанном обучении // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 5 (87). С. 111–122.
    5. Мухаметзянов И.Ш. Организационно-управленческие проблемы смешанного и гибридного обучения // Информатика и образование, 2022, № 37(4). С. 19–24.
    6. Мухаметзянов И.Ш. Эмоциональный интеллект, мотивация учащихся и эффективность смешанного и дистанционного обучения // Педагогика информатики. 2022. № 1-2. С. 44-56.
    7. Мухаметзянов И.Ш. Смешанное и гибридное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Организационные аспекты // Педагогическая информатика. 2022. № 4.
    8. Мухаметзянов И.Ш. Эмоциональный интеллект как предиктор академической успеваемости // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3 (152). С. 155-162.
    9. Мухаметзянов И.Ш. Цифровые компетенции как залог здоровья учащегося. Опыт пандемии. Заметки к образовательным стандартам // Информатизация образования и науки. 2022. № 1. С. 139-148.
    10. Мухаметзянов И.Ш. Домохозяйства в период дистанционного обучения // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 93-104.
    11. Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 75-92.
    12. Мухаметзянов И.Ш. Электромагнитное излучение и коммуникационные технологии в современном образовании // Педагогическая информатика. 2021. № 1. С. 121-129.
    13. Мухаметзянов И.Ш. Образование после пандемии covid-19. управленческие и медицинские аспекты // Педагогическая информатика. 2021. № 2. С. 153-160.
    14. Мухаметзянов И.Ш. Организационные, гигиенические и медицинские последствия дистанционного обучения // Информатизация образования и науки. 2021. № 1 (49). С. 99-112.
    15. Мухаметзянов И.Ш. Цифровое неравенство, цифровые компетенции учителя и цифровая трансформация образования // Педагогическая информатика. 2021. № 3. С. 3-12.
    16. Мухаметзянов И.Ш. Цифровая трансформация образования (большие данные, кибербезопасность, цифровой след учащегося) // Педагогическая информатика. 2020. № 4. С. 180-191.
    17. Мухаметзянов И. Ш. Мобильное обучение и культура использования мобильных технологий // Мир психологии. 2020. № 3. 206-215.Мухаметзянов И.Ш. Дистанционное обучение. Медицинские аспекты. Первые уроки пандемии 2020 // Педагогическая информатика. 2020. № 3. С.167-176.
    18. Мухаметзянов И.Ш. Подготовка родителей учащихся к реализации дистанционного обучения в условиях использования информационных технологий // Педагогическая информатика. 2020. № 2. С.125-133.
    19. Мухаметзянов И.Ш. Расширение показателей мониторинга системы образования в части обеспечения здоровьеформирующего обучения в системе общего среднего образования // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. 2020. 1(39). С. 82-87.
    20. Мухаметзянов И.Ш. Электронные учебники. Дополнительные требования // Информатизация образования и науки. 2020. 2. С. 195-201.
    21. Роберт И.В., Козлов О.А., Мухаметзянов И.Ш., Поляков В.П., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Актуализация содержания предметной области «информатика» основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 3(37). С. 58-71.
    22. Мухаметзянов И.Ш. Современные мобильные устройства доступа в интернет в образовании, гигиенические аспекты // Наука о человеке гуманитарные исследования. 2018. № 3 (33). С. 113-122.
    23. Мухаметзянов И.Ш. Современные подходы к оптимизации информационного образовательного пространства обучаемого // Информатика и образование. 2018. № 5 (294). С. 55-60.
    24. Мухаметзянов И.Ш. Структура и содержание информационно-образовательного пространства обучаемого. Здоровьесберегающая направленность // Педагогическая информатика. 2018. № 3. С. 143-156.
    25. Мухаметзянов И.Ш. Формирование здоровьесберегающей информационной образовательной среды дополнительного профессионального образования // Человек и образование. 2018. № 3 (56). С. 56-62.

  • Награды и благодарности:

    Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования (2009).
    Почетная грамота РАО (2009).
    Нагрудный знак «За заслуги в образовании» (2015) .
    Почетная грамота Минобрнауки РФ (2017).