Васильевых Ирина Павловна

Васильевых Ирина Павловна

Лаборатория филологического общего образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Адрес электронной почты: filolog@instrao.ru
  • Ученая степень:

    кандидат педагогических наук по специальности 5.8.1. — Общая педагогика, история педагогики и образования.

  • Опыт работы:

     1992 – 2001 годы – преподаватель русского языка, литературы, риторики. С 2002 года – научный сотрудник лаборатории дидактики русского языка Института содержания и методов обучения. С 2002 года – член Федеральной предметной комиссии по русскому языку, автор-разработчик контрольных измерительных материалов к единому государственному экзамену.

  • Область научных интересов:

      круг научных интересов связан с общими вопросами лингводидактики, методикой обучения русскому языку, проектированием содержания обучения, теорией учебника и проектированием УМК по русскому языку, текстоориентированным обучением, формированием текстовой деятельности школьников, проблемами речевого развития обучающихся, формированием высокой культуры устной и письменной речи и функциональной грамотности школьников, обучением стратегиям смыслового чтения, проблемами формирования и оценивания предметных и метапредметных результатов обучения.
     Принимала участие в разработке стандартизированных материалов для оценивания метапредметных результатов обучения, для проведения мониторинга образовательных достижений, участвовала в экспертной деятельности (экспертиза учебников по русскому языку для основной и средней полной школы). Активно участвует в трансляции современных методических идей: читает лекции на курсах повышения квалификации, участвует в проведении вебинаров, ежегодно участвует в работе международных и всероссийских научно-методических конференций, выставок, круглых столов по актуальным вопросам дидактики и методики преподавания русского языка.

  • Публикации:    автор более 150 научных и учебно-методических работ, в числе которых научные статьи, аналитические отчёты, концепции, программы с грифом МОН РФ, нормативные документы, методические материалы по преподаванию курса «Русский язык» в школе, главы в монографиях, учебники по русскому языку с грифом МОН РФ, пособия для преподавателей и учащихся, нацеленные на формирование текстовой деятельности и культуры речи обучающихся, на формирование предметных и метапредметных результатов обучения.

    Монографии, научные статьи:

    1. Васильевых, И.П. Педагогическая поддержка как условие успешного становления текстовой деятельности у школьников четвёртых-пятых классов / И.П. Васильевых // Начальное образование, 2021. №2. С. 17–24.
    2. Васильевых, И.П. Формирование аналитической и продуктивной текстовой деятельности обучающихся средствами смыслового чтения / И.П. Васильевых // Педагогические измерения, 2020. № 2. С. 39–43.
    3. Васильевых, И.П. Формирование текстовой деятельности обучающихся как основа коммуникативно-познавательного процесса // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA 2019): сборник трудов Международной научно-практической конференции 4–5 июня 2019 года. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019.
    4. Васильевых, И.П. Обучение школьников аналитической текстовой деятельности как основное условие формирования осознанных навыков создания текста / И.П. Васильевых // Начальное образование, 2019. №2. С. 26–32.
    5. Vasilevykh Irina P. Structuring Text Activities of Students As the Foundation of the Communicative-cognitive Process // 2019 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2019), Moscow, Russia, June 4–5, 2019. P. 962–968.

    Учебники:

    1. Русский родной язык. 5 класс / Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. // Просвещение, 2021.
    2. Русский родной язык. 6 класс. / Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. //Просвещение, 2021.
    3. Русский родной язык. 7 класс. / Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. // Просвещение, 2021.
    4. Русский родной язык. 8 класс. / Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. // Просвещение, 2021.
    5. Русский родной язык. 9 класс. / Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. // Просвещение, 2021.

    Методические пособия:

    1. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для оценки читательской грамотности. 5 класс. Варианты 1–4 / Г.С. Ковалёва, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, М.Ю. Демидова, Л.Ф. Иванова, Л.О. Рослова, Е.Л. Рутковская – М.; Спб.: Просвещение, 2021. (ФГОС: оценка образовательных достижений).
    2. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для оценки читательской грамотности. 6 класс. Варианты 1–4 / Г.С. Ковалёва, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, М.Ю. Демидова, Л.Ф. Иванова, Л.О. Рослова, Е.Л. Рутковская, Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан. М.; Спб.: Просвещение, 2021. (ФГОС: оценка образовательных достижений).
    3. Работа с текстом на уроке русского языка: пособие для учителя. 5–11 классы. ФГОС / О.М. Александрова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, И.В. Ускова. – М.: Изд-во «Экзамен», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019.
    4. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ-2024. Русский язык. Типовые варианты экзаменационных заданий. 38 вариантов + 50 заданий части 2 / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. М.: Издательство «Экзамен», 2023.
    5. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ОГЭ-2024. Русский язык. Типовые варианты экзаменационных заданий. 38 вариантов / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. М.: Издательство «Экзамен», 2023.

  • Награды и благодарности: Награждена Почётной грамотой Российской академии образования.