Аристова Мария Александровна

Аристова Мария Александровна

Лаборатория филологического общего образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Адрес электронной почты: aristova@instrao.ru
  • Уровень образования:

    высшее, филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (дата окончания 1983 г.)

  • Квалификация: филолог, преподаватель русского языка и литературы.
  • Ученая степень: кандидат педагогических наук
  • Опыт работы:

     научную деятельность начала с 1978 г. в научно-исследовательском институте преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР (с 1991 г. – РАО), затем работала в институте содержания и методов обучения РАО, а с 2015 г. – институте стратегии развития образования, совмещая научную деятельность сначала с работой в школе, затем в вузах и системе ДПО. В 1989-1992 гг. обучалась в очной внутриведомственной аспирантуре РАО.

  • Научно-организационная деятельность:

      М.А. Аристова участвовала в подготовке обновленного ФГОС СОО и разработке ФООП ООО и ФООП СОО (в части по литературе и родной русской литературе), ФРП по литературе и ФРП по родной русской литературе для основной и старшей школы; член авторского коллектива УМК по родной русской литературе для основной и старшей школы; автор дидактического сопровождения УМК по литературе под ред. В.Я. Коровиной (диагностические работы для 5-9 классов, практикум для 10-11 классов); член авторского коллектива УМК по литературе (5-11 классы) под ред. М.В. Черкезовой (издавался и входил в ФПУ с 2003 по 2014 гг.).
      С 2015 г. по настоящее время М.А. Аристова является членом Научно-методического совета ФИПИ по литературе; а с 2017 г. – входит в состав экспертов контрольно-измерительных материалов ФИПИ, предназначенных для проведения ЕГЭ и ОГЭ по литературе. Регулярно читает лекции, проводит методические семинары по литературе и родной русской литературе для учителей в рамках КПК и ДПО, является соавтором программ КПК и ДПО. Участвует в проведении экспертизы документов, учебников, пособий программ и прочих учебных материалов по данной проблематике. Выступает в качестве рецензента и оппонента на защите диссертаций по методике преподавания литературы. Принимает активное участие в международных и всероссийских форумах, конференциях, симпозиумах, совещаниях, проводимых по проблемам, связанным с школьным и вузовским образованием. По предложению Россотрудничества принимала участие в проведении международных мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, популяризацию российской науки, культуры и образования.
       М.А. Аристова является автором более 200 публикаций по проблемам преподавания литературы в школе и вузе, а также 4 РИД (результаты интеллектуальной деятельности; правообладатель «Институт стратегии развития образования Российской академии образования).

  • Область научных интересов:

     вопросы методики преподавания русской литературы в школе и вузе, функциональной грамотности современного школьника, подготовки к итоговой аттестации по литературе, взаимосвязи русской и зарубежной литератур, проблема «диалога культур».

  • Тема кандидатской работы:    «Особенности анализа произведений русской классики в национальной школе гуманитарного профиля».
  • Участие в проектах:

    в  2018 г. в рамках Государственного задания ИСРО РАО М.А. Аристовой подготовлено в составе авторского коллектива четыре РИДа:

    • Читательская грамотность школьника (5-9 классы). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя. Номер государственной регистрации АААА-Г18-618021690010-4 от 16.02.2018;
    • Урок литературы: векторы обновления. Номер государственной регистрации АААА-Г18-618073090012-3 от 30.07.2018;
    • Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Преподавание учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования». Номер государственной регистрации АААА-Г18-618073090015-4 от 30.07.2018;
    • Готовимся к сочинению. ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию, истории. Итоговое сочинение. Обучающая рабочая тетрадь для учащихся 10-11 классов. Номер государственной регистрации АААА-Г18-618101590028-9 от 15.10.2018.

  • Публикации:

    1. Аристова М.А. Особенности преподавания литературы в старших классах гуманитарного профиля в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования // Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху» (2023 International conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA– 2023)). 6-7 июня 2023 г.: сборник научных трудов / под ред. С.В. Ивановой, И.М. Елкиной. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.С. 173-181;
      2. Аристова М.А., Критарова Ж.Н., Шамчикова В.М. Литература (углубленный уровень). Реализация требований ФГОС среднего общего образования: методическое пособие для учителя / под ред. М.А. Аристовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023;
      3. Аристова М.А., Шамчикова В.М. Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Литература»: методические рекомендации. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023;
      4. Аристова М.А. Обновление содержания школьного литературного образования: требования ФГОС СОО и школьная практика // Magister, 2022. №3. С. 26-31;
      5. Аристова М.А. Возможности применения имманентного и контекстного подходов к анализу литературного произведения в старшей школе // Научная школа русской лингводидактики Н. М. Шанского: история и современность (к 100-летию со дня рождения). Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 22 ноября 2022 г. / под ред. И. Н. Добротиной. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. С. 24-32;
      6. Аристова М.А. Роль историко-культурного и литературного контекста в преподавании предмета «Родная литература (русская)» в старшей школе // Языковое и литературное образование в современной полиэтнической школе: пути обновления в XXI веке. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции к 85-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой. Москва, 19 октября 2022 г. / под ред. Ж. Н. Критаровой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. С.57-67;
      7. Аристова М.А. Шекспир в формате ЕГЭ: возможности и риски (Shakespeare in the EGE: Risks and Opportunities) // XXIX Шекспировские чтения 2022 (29th Shakespeare Readings 2022): сборник аннотаций докладов. М.: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2022. С. 106-108;
      8. Аристова М.А., Беляева Н.В., Критарова Н.В. Литература. Реализация требований ФГОС основного общего образования. Методическое пособие для учителя / Под ред. М.А. Аристовой. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2022;
      9. Аристова М.А., Беляева Н.В., Критарова Н.В. Родная литература (русская). Реализация требований ФГОС основного общего образования. Методическое пособие для учителя / Под ред. Ж.Н. Критаровой. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2022;
      10. Работа с детьми, испытывающими трудности при изучении учебных предметов. Методические рекомендации / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: ИСРО РАО, 2022;
      11. Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы. 9 класс: учебное пособие. Изд. 8-е, исправ. и доп. М.: Экзамен, 2021. 206 с.;
      12. Аристова М.А., Беляева Н.В. Диагностика уровня развития метапредметных умений выпускников начальной школы (на материале предметов «Литературное чтение» и «Литература») // Начальное образование, 2021. Т. 9, №2, С. 25-34;
      13. Аристова М. А., Беляева Н. В., Критарова Ж. Н. Новый учебный предмет «Родная литература (русская)»: содержательно-методический аспект примерной программы / Литература в школе, № 5, 2020. С. 59–72;
      14. Аристова М.А., Беляева Н.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Лазебникова А.Ю., Лобанов И.А., Синельников И.Ю., Французова О.А. ЕГЭ 2020. Тренажёр. Подготовка к сочинению: русский язык, обществознание, литература, история, итоговое сочинение. М.: Экзамен, 2020;
      15. Аристова М.А. Общекультурная компетенция учащихся как планируемый результат литературного образования в старшей школе // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. / XI Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2019 г.). В 2 ч. Ч. 1. М.: 5 за знания; МПГУ, 2019. С.336-340;
      16. Аристова М.А. Формирование интерпретационных умений как способ повышения литературной грамотности школьников (на материале прозы А.П. Чехова) // Учитель-словесник и ученик в образовательном пространстве информационной эпохи. XXVI Голубковские чтения: Материалы межународ. науч.-практич. конф., 22-23 марта 2018 г. М.: Экон-Информ, 2019. С. 115-120;
      17. Аристова М.А. Использование информационно-поисковых систем для достижения планируемых результатов по литературе в старшей школе // Казань: Учёные записки ИСГЗ, 2019, Т.17, № 1, С. 28-32;
      18. Аристова М.А. Развитие читательской компетенции школьников на основе применения современных корпусных технологий // Метапредметный подход в образовании: Русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам: материалы II Всеросс. научно-практической конференции. Москва, 18 апреля 2019 г. / Сост. О.Е. Дроздова, М.И. Шаповалов. М.: МПГУ, 2019, С. 249-255;
      19. Добротина И.Н., Александрова О.М., Аристова М.А. и др. Программа повышения квалификации «Преподавание учебных предметов «Русский язык и литература» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, №5 (54). С. 24–49;
      20. Аристова М.А., Стрижекурова Ж.И., Миронова Н.А., Дутко Н.П., Попова Н.А. Литературная функциональная грамотность современного школьника: проблемы преемственности // Педагогический журнал. 2018. № 5;
      21. Аристова М.А., Критарова Ж.Н. Лексическая работа в процессе анализа художественных текстов (На материале современного учебника для полиэтнической школы) // Русский язык в школе. 2018. № 9. С. 16-21. DOI: 10.30515/0131–6141–2018–79–9–16–21;
      22. Аристова М.А., Критарова Ж.Н. Школа диалога культур: достижения и перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. №1 (47).Т.2. С.45-52;
      23. Аристова М.А., Беляева Н.В., Бердышева Л.Р., Критарова Ж.Н., Стрижекурова Ж.Н., Шамчикова В.М. Актуальные проблемы использования ИКТ в литературном образовании школьников // Вестник Московского университета. Педагогическое образование (Серия 20). Изд-во МГУ. 2018. № 3. С. 85-95;
      24. Читательская грамотность школьника (5-9 классы): книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.П. Васильевых и др. / под ред. И.Н. Добротиной. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 144 с.;
      25. Aristova, M.A., Berdysheva, L.R., Kritarova, Z.N., Strizhekurova, Z.I. Intercultural Dialogue In The Education Space Of The Information Age // International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7-8, 2017. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.12;
      26. Aleksandrova O.M., Aristova M.A., Dobrotina I.N., Gosteva Y.N., Vasilevyh I.P. Language and literary literacy as components of learner’s functional literacy // International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7-8, 2017. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.06;
      27. Maria A. Aristova* , Zhanna I. Strizhekurova , Nataliia A. Mironova , Natalya P. Dutko. The Relationship Of Literary And Cultural Functional Literacy Of The Modern Pupil// 2018 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2018), Moscow, Russia, June 5-6, 2018. doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.7;
      28. Maria.A Aristova*, Belyaeva Natalia V., Berdysheva Larisa R., Kritarova Zhanna N., Strizhekurova Zhanna I., Shamchikova Valentina M. The role of ict in philological education: educational and methodological aspects Aristova //Cognitive-Social and Behavioural Sciences (ICCSBS Moscow - 2018).

  • Награды и благодарности: Почетная Грамота (Российская академия образования), (2009 г.).
    Благодарственное письмо (Государственная Дума РФ), (2018 г.).
    Почетная грамота (Министерство науки и высшего образования РФ), (2023 г.).