1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Новости
  4. Наталии Леонидовне Селивановой – 75 лет!

Наталии Леонидовне Селивановой – 75 лет!

Март 1, 2024 Просмотров: 444

Наталия Леонидовна Селиванова – академик, доктор педагогических наук, профессор, лидер известнейшей в стране научной школы, исследующей проблемы теории и практики воспитания. Сотрудники ее научной лаборатории, работавшие под началом Наталии Леонидовны в разные годы, – об этом удивительном человеке, отмечающем в 2024 году свой юбилей!

Наталия Леонидовна – ученый, который может быть образцом для многих других поколений исследователей. Ей присущи такие черты, которые достойны подражания:

- ее научные идеи обладают прорывным для теории воспитания характером, но при этом сама она никогда не претендует на «истину в последней инстанции»;

- ее работы характеризует тщательная теоретическая проработка, но при этом они всегда востребованы в массовой практике;

- она умеет доказательно отстаивать свои позиции, сомневаться, спорить, но при этом, при любых обстоятельствах, поддерживать своих коллег по профессиональному цеху;

- она никогда не изменяла и не изменяет своим жизненным и научным принципам;

- она авторитетнейший эксперт в педагогике, но при этом удивительно разносторонний человек, стремящийся наполнять свою жизнь яркими, интересными, насыщенными событиями.

Все это дорого стоит!

П.В.Степанов, д.п.н, профессор РАО, заведующий

лабораторией развития личности в системе образования 

Института стратегии развития образования

С Наталией Леонидовной я познакомился, когда пришел в ее лабораторию работать над диссертацией. Это было почти случайно. Строгая доброжелательность, помноженная на высочайшую научную требовательность, вызвала мгновенное желание приходить еще и еще. Научный коллектив, руководимый Наталией Леонидовной, казался недосягаемой высотой, до которой очень трудно дотянуться в своих научных изысканиях. Потом было очень много всего. Научные школы, конференции, защита кандидатской диссертации, а потом я пришел в этот коллектив работать. Поначалу было страшновато, но та самая доброжелательность вместе с высокой научной требовательностью победили всё. Стало понятно, что главное здесь – честное стремление к качественному результату. Никакой конъектуры, никаких компромиссов в науке, никаких работ и статей в «угоду начальству». Только строгие теоретические построения, которые должны быть доказаны. Ответственность за каждое сказанное и написанное слово. Все это и поныне присуще этому научному коллективу, да и всей научной школе, руководителем которой является Наталия Леонидовна. Именно она на протяжении многих лет задавала и задает эту планку качества, требовательности, честности. 

В.В.Круглов, к.п.н.,

сотрудник лаборатории развития личности в системе образования

Института стратегии развития образования

фото 22.jpg

Наталией Леонидовной внесен значительный вклад в теорию и практику коллективного воспитания. В 1997 году ею была защищена докторская диссертация «Класс и его воспитательные функции в современной школе». В диссертации и в дальнейших публикациях: выявлены и раскрыты воспитательные функции классного коллектива, актуальные и для настоящего времени (образовательная, адаптивная, коммуникативная, защитная, компенсирующая, развивающая и интегрирующая); выявлены и охарактеризованы особенности классов с углубленным изучением отдельных предметов и классов компенсирующего обучения; даны возрастные характеристики классных коллективов; раскрыты особенности классного коллектива как компонента гуманистической воспитательной системы; школьный класс раскрыт как коллектив, представлены стадии развития школьного коллектива; раскрыты особенности развития личности ребенка в классном коллективе; показана вариативность деятельности классного руководителя с классом, в том числе в современном воспитательном процессе школы.

Шустова И.Ю., д.п.н.,

сотрудник лаборатории развития личности в системе образования

Института стратегии развития образования.

   Сегодня кажется, что воспитание в приоритете было всегда. Но еще 10-20 лет назад оно было уделом немногих профессионалов, понимающих сложность этого процесса, важность его результатов для школьников, необходимость особой подготовки педагогов к его осуществлению. Первая среди этих профессионалов – Наталия Леонидовна Селиванова. Именно она аккумулировала вокруг себя исследования в сфере воспитания, результаты которых во многом определяли практику воспитания в нашей стране. Проблематика школьных воспитательных систем и воспитательного пространства, развитие школьных и классных коллективов и детского самоуправления, позиция педагога как воспитателя и классного руководителя как центральной фигуры в воспитании ребенка в школе. Все эти вопросы будоражили педагогическое сообщество, обсуждались на педсоветах и конференциях, становились темами исследований. Но самое главное, что удалось сделать Наталии Леонидовне – честно и принципиально актуализировать идеи гуманистического воспитания в нашей стране, идеи, которым сегодня следуют школьные педагоги, вузовские преподаватели, педагоги учреждений дополнительного образования.  

И.В.Степанова, сотрудник лаборатории

дидактики общего и профессионального образования

Института стратегии развития образования

фото 33.jpg

Когда Наталия Леонидовна защитила докторскую диссертацию по теме «Класс и его воспитательные функции в современной школе», многие хотели получить ее научный доклад, потому что это был результат более чем двадцатилетней научной и практической деятельности. Гуманистический потенциал школьного класса, его воспитательные функции, роль классного коллектива в реализации этих функций, роль и место классного руководителя в воспитательном процессе школы – эти вопросы не потеряли своей актуальности и сегодня. Но тогда, в далеком 1997 году, помимо общего ощущения целостного труда с реальной научной и практической значимостью, меня поразили несколько моментов.

Наталия Леонидовна особо выделяла защитную функцию школьного класса. Тогда об этом мало кто писал…, но как же это важно для каждого ребенка – учиться в комфортной среде, чувствовать свою значимость, иметь возможность сохранить достоинство через развитие своих умений и способностей.

Наталия Леонидовна провела серьезный анализ представлений о том, как школьный класс рассматривался в зарубежных исследованиях. Конечно, у молодых ученых был доступ к переводным зарубежным изданиям, но они в основном касались психологии, про школьный же класс информации было мало.

Наталия Леонидовна в своей докторской последовательно развивала идеи коллективного воспитания. Она предложила не только свое видение школьного класса как коллектива, но и описала стадии развития классного коллектива, выявила зависимость характеристик классного коллектива от возраста учащихся.

Впоследствии у Наталии Леонидовны вышло много книг и статьей, с которыми мы, сотрудники ее лаборатории, имели возможность знакомиться. Но самое сильное впечатление на меня произвело именно знакомство с прорывной докторской диссертацией Наталии Леонидовны.

И.С.Парфенова,

сотрудник лаборатории развития личности в системе образования

Института стратегии развития образования