История
Институт является одним из старейших научных учреждений страны в области педагогики. Он ведет свое начало с 1923 года, когда был создан Научно-педагогический институт методов школьной работы Наркомпроса РСФСР, преобразованный впоследствии в ГосНИИ школ. В военное время на его базе были образованы два института, вошедшие в состав Академии педагогических наук РСФСР НИИ методов обучения (далее - Институт содержания и методов обучения РАО) и НИИ теории и истории педагогики (до реорганизации - Институт стратегии и теории образования РАО), которые и составили основу объединенного Института стратегии развития образования Российской академии образования.
Так из истории Института стратегии и теории образования Российской академии образования из Юбилейной книги к 70-летию ИТИП РАО, опубликованной в 2014 году:
Немного истории… 1943 год. Война, разруха, до победы еще очень далеко, а среди фронтовых сводок Информбюро 6 октября появляется и такая — о создании Академии педагогических наук РСФСР. Сколько ни размышляй об этом историческом факте, трудно сегодня осознать глубину понимания значимости педагогики, образования для израненной тяжкой войной страны. В те переломные годы, видимо, решения принимали верные последователи Петра Великого, заявившего: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы». Хочется, чтобы лучшие традиции продолжались…
Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики был создан на основании постановления Совета народных комиссаров РСФСР от 14 февраля 1944 года № 138 и Устава Академии педагогических наук РСФСР в когорте первых научно-исследовательских учреждений АПН РСФСР, а с 1966 года стал одним из ведущих институтов АПН СССР. На протяжении своей деятельности Институт несколько раз менял названия, с 1 января 2012 года это — Федеральное государственное научное учреждение «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования.
Таким образом, наш Институт — одно из старейших научно-педагогических учреждений страны. Коллектив Института, следуя своей миссии, проводит фундаментальные исследования, направленные на приращение знания в области философии и методологии образования, теории педагогики, теории непрерывного образования, дидактики, теории воспитания, истории образования и педагогики в России и зарубежных странах, педагогической компаративистики; разрабатывает научные основы для определения государственной стратегии и политики развития образования.
Несмотря на изменения названий, неизменным оставалось предназначение Института создание методологической, теоретической базы для дальнейших научных исследований в области образования.
В нашем Институте трудилось много участников участники Великой Отечественной войны. Беззаветно служившие Родине на полях сражений, они сохранили этот подход в научной деятельности.Эти люди задали высочайшую планку отношения к науке, к целям в жизни.
Институт возглавляли на разных этапах его деятельности крупные ученые и организаторы науки: И. Ф. Свадковский, Н. А. Константинов, Н. А. Петров, Б. П. Есипов, А. М. Арсеньев, Ф. Ф. Королев, М. И. Кондаков, Т. А. Ильина, А. И. Пискунов, З. А. Малькова, Б. С. Гершунский, В. И. Додонов, В. А. Мясников. Из стен нашего института вышли Президент АПН РСФСР И. Ф. Свадковский, Президент Академии педагогических наук СССР М. И. Кондаков и Президент РАО Н. Д. Никандров, министр образования России в 1990–1992 гг. Э. Д. Днепров. Министр образования России в 1992–1996 гг. Е. В. Ткаченко являлся научным консультантом-координатором по взаимодействию с научным сообществом ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», где он плодотворно работал последние годы.
В Институте сформировалась плеяда выдающихся ученых-педагогов: П. Р. Атутов, Н. К. Гончаров, М. А. Данилов, С. Ф. Егоров, Л. В. Занков, Н. А. Константинов, В. В. Краевский, Н. П. Кузин, И. Я. Лернер, И. И. Логвинов, Е. Н. Медынский, А. М. Новиков, Л. И. Новикова, П. И. Пидкасистый, З. И. Равкин, К. И. Салимова, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев и мн.др. Ныне они ушли из жизни, но их идеи живы.
Плодотворную научную деятельность в настоящее время ведут бывшие сотрудники Института: действительные члены Академии Б. М. Бим-Бад, С. К. Бондырева, В. П. Борисенков, М. М. Поташник, члены-корреспонденты РАО А. Н. Джуринский, М. Н. Кузьмин, А. В. Мудрик, В. М. Полонский, А. М. Цирульников и др.
Эти люди сделали наш Институт уникальным, поэтому мы не видим себя вне сохранения научных традиций Института, вне наших шести ведущих научных школ. В процессе создания несколько научно-мемориальных центра: создан научно-мемориальный центр имени М. Н. Скаткина, в котором сконцентрированы коллекции материалов и библиотек известных ученых, и в процессе создания научно-мемориальный центр имени С. Я. Батышева — А. М. Новикова, основателей отечественной теории непрерывного образования в постиндустриальном обществе.
Вот краткое перечисление в историческом аспекте наиболее значимых научных результатов деятельности наших научных школ.
Ознакомиться с полным текстом Юбилейной книги к 70-летию ИТИП РАО
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2014 г. № 1127 Федеральное государственное научное учреждение «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования переименовано в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Из Юбилейной книги к 95-летию ИСМО РАО, опубликованной в 2018 году:
Историческая справка. Институту содержания и методов обучения в 2018 году исполнилось 95 лет. Его история как самостоятельного исследовательского педагогического центра началась в 1923 году, когда был учрежден Научно-педагогический институт методов школьной работы Народного комиссариата просвещения РСФСР. Первым директором Института был профессор В.Н. Шульгин и его заместителем профессор М.В. Крупенина. Интересен такой факт: научное руководство Институтом в те годы осуществляла научно-педагогическая секция ГУСа (Государственного ученого совета), которую возглавляла Н.К. Крупская.
Перед Институтом были поставлены как теоретические, так и прикладные задачи: исследовать проблемы истории, теории, организации народного образования; разработать содержание и методы работы в учебных заведениях различного типа; создать систему средств обучения. Была поставлена задача оказания непосредственной помощи учительству и детским учреждениям. В те первые годы началась огромная работа коллектива Института с практическими работниками (консультации, семинары, курсы, конференции). Результатами этой деятельности коллектива было упрочение авторитета ученых Института как знающих, эрудированных специалистов, понимающих цели педагогики и способных передать их практикам. Следует отметить, что авторитет сотрудников Института креп год от года и сегодня остается в России и за рубежом весьма высоким.
За 95 лет своей жизни Институт имел разные названия, неоднократно объединялся с другими научными учреждениями, постоянно расширялся и обогащался новыми научными кадрами. Стоит отметить два таких серьезных объединения. 1992 год – в состав Института входят Исследовательский центр преподавания русского языка РАО, Институт профессионального самоопределения молодежи РАО, Институт средств обучения РАО. Начинается история нового учреждения – Института общего среднего образования. 2014 год – Институт в числе других пяти входит в состав нового Института стратегии развития образования РАО под учредительством Министерства образования и науки Российской Федерации. Объединение в рамках единого научного учреждения философов, историков педагогики, дидактов, ученых-методистов по всем школьным предметам позволило поставить перед Институтом важнейшие вопросы современной системы образования: теоретические и методические основы подготовки будущих педагогов, методологические основы преемственности и непрерывности образования, реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании, методологическое обеспечение междисциплинарных исследований в сфере образования, дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях, обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды,формирование системы оценки образовательных достижений школьников как механизма повышения качества общего образования, проведение исследований, направленных на обновление содержания школьного экологического образования, разработки новых подходов к формированию экологической культуры школьников.
Любой период деятельности Института характеризовался серьезными научными исследованиями, которые позволяли осуществлять работу по совершенствованию практической деятельности образовательных учреждений. Невозможно в кратком введении отразить в полной мере все этапы развития исследовательской деятельности, отметим только самые существенные.
Уже в первые годы существования Института различными отделами и подотделами (школа первой ступени; обществоведения, биолого-агрономический, физико-технический и др.) проводились исследования по определению содержания обучения на разных ступенях, уточнялись цели изучения различных учебных предметов, шло конструирование школ разного типа, создавались учебные и методические пособия.
Исследования не прекращались даже во время Великой Отечественной войны. В трудах сотрудников Института этого периода получили развитие вопросы общей дидактики (активизация познавательной деятельности; звенья учебного процесса, структура и компоненты урока). Над этими проблемами работали М.А. Мельников и М.Н. Скаткин, М.А. Данилов и И.Н. Казанцев). На стадии становления находились частные методики. К примеру, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков и Н.И. Кудрявцев работали над методикой литературы, Б.В. Всесвятский, А.А. Яхонтов, В.Ф. Натали и др. – над методикой естествознания.
В инструктивно-методическом письме Наркомпроса РСФСР (1942 г.), подготовленном сотрудниками Института, освещаются вопросы организации внеклассной деятельности, раскрываются особенности проведения политинформаций, формы ознакомления с сообщениями Советского Информбюро. Это были рекомендации по военно-патриотическому воспитанию, по организации подготовки к сдаче норм на значки ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона) и БГСО (Будь готов к санитарной обороне). Несмотря на то, что многие сотрудники Института ушли на фронт, напряженная научно-исследовательская и практическая деятельность Института во время войны успешно продолжалась.
Учреждение в октябре 1943 года Академии педагогических наук РСФСР открыло новую страницу в жизни и деятельности нашего Института. Его вхождение в состав АПН РСФСР поставило перед коллективом новые задачи, которые были связаны с разработкой содержания, методических подходов, организации обучения по всем предметам учебного плана всех ступеней школьного образования. На повестку дня встали проблемы аксиологии образования, разработки новых целей образования, обеспечение его качества, теория построения учебников, формы организации обучения. Институт исследовал проблемы единства обучения, воспитания и развития, преемственности в изучении разных предметов, систему контроля и оценки достижений и многие другие. Президиум АПН и руководство Института пригласили на работу большую группу ученых – представителей различных областей науки, которые возглавили многие актуальные направления исследований: по обучению истории и созданию стабильных учебников для VIII-X классов (А.М. Панкратова), по методике математики (А.Я. Хинчин), по проблемам преподавания литературы (Л.И. Тимофеев) и других.
В структуре Института появляются экспериментальные школы. Среди них: школы № 315, 334, 110, 204, 710, 625 г. Москвы; средняя школа в Горках Ленинских, школы поселка Черноголовка, Пущино-на-Оке и другие.
На протяжении всей истории Института сохраняется предметная структура. Название этих структурных единиц также в разные годы менялась (лаборатория, сектор, отдел, центр), но это был скорее формальный акт: от названия не зависело качество исследовательской деятельности, оно всегда оставалось плодотворным, а результаты актуальными и востребованными. Отметим, что характерной особенностью руководства деятельностью Института в разные годы было приглашение на работу ведущих специалистов-предметников, ученых Академии наук СССР, преподавателей МГУ, МГПИ и других высших учебных заведений и педучилищ, членов АПН РСФСР. Например, А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.А. Косминский (история), А.Я. Хинчин, А.Н. Колмогоров, А.И. Маркушевич (математика), Л.И. Тимофеев (литература); В.Г. Зубов, М.М. Леонтович и др. (физика); Н.Н. Дубинина, Л.Г. Воронина, Ю.И. Полянский и др. (биология, естествознание).
Наряду с предметными подразделениями, внимание руководства Института направляется на исследования общих теоретических и методологических проблем обучения. В конце 40-х годов XX века создается сектор общих основ методики (руководитель Э.И. Моносзон), главной задачей которого была разработка теоретических подходов к созданию методики обучения, отбору содержания изучения предметов, организации учебного плана, программ, средств обучения. Результатом исследования стали труды сотрудников сектора по методике исследования процесса обучения. В 60-е годы XX века создается сектор дидактики. Здесь работали известные в России и за рубежом выдающиеся ученые М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, руководили лабораториями В.Н. Федорова, И.И. Логвинов. Сектор прославился своими работами по проблемам формирования мировоззрения, активизации познавательной деятельности, межпредметных связей в преподавании естественнонаучных дисциплин и др.
Важным направлением исследований в 50-е годы XX века была реализация принципа политехнизма, соединение обучения с производительным трудом, отработка путей профориентации учащихся. Результатом эксперимента, который проходил и в городских, и в сельских школах, стали весьма полезные для практики книги: «Содержание образования в советской школе» (автор Э.И. Моносзон), «Труд в системе политехнического обучения» (под ред. М.Н. Скаткина), «Политехническое обучение» (автор С.М. Шибанов). Новые книги по данному исследовательскому направлению появились и в 60-годы.
В 60-годы XX века была организована комиссия АН СССР и АПН РСФСР по определению содержания образования в средней школе. Возглавлявший в те годы Институт академик АПН РСФСР А.М. Арсеньев отмечал, что по существу коллектив фактически был «рабочим аппаратом» этой комиссии: во всех секторах и лабораториях создавались программы, учебники, методические пособия, активно шла их экспериментальная апробация. В содержании каждого предмета отражались основные тенденции развития соответствующих научных областей, было усилено внимание к преподнесению теоретических знаний, к развитию логического мышления учащихся. В конце 60-х, в 70-х годах XX века шла интенсивная исследовательская работа по реализации идеи факультативных курсов, разработки содержания углубленного изучения отдельных учебных предметов (А.М. Арсеньев, А.Т. Кинкулькин, О.Ф. Кабардин). Эти исследования продолжались и в 80-е годы. На основе полученных результатов были опубликован сборник (4 выпуска), в подготовке которых принимали участия Д.А. Эпштейн, М.П. Кашин, А.А. Каверина. В издательстве «Просвещение» вышла серия книг, обеспечивших методическую помощь учителю по ведению факультативных курсов – по филологии (авторы Г.М. Воловникова и В.П. Озерская), по истории (Г.В. Клокова), по географии (Н.Е. Дик), по физике (О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов) и др.
В 60-70-е годы XX века перед сотрудниками Института встала новая исследовательская проблема – разработка общеобразовательного курса основ кибернетики. Под руководством В.С. Леднева и А.А. Кузнецова было проведено теоретическое обоснование места этого курса в учебном плане, экспериментально проверено его содержание, созданы учебные пособия для обучающихся.
Огромная работа проводилась в 70-80-е годы XX века по созданию четырехлетней начальной школы с началом обучения в шесть лет. Особенностью этой работы было участие сотрудников многих институтов АПН, среди исследователей были педагоги (А.М. Пышкало, Н.Ф. Виноградова, Т.В. Тарунтаева), психологи (Л.Е. Журова, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман), физиологи (А.Г. Хрипкова, М.М. Безруких). Эти исследования подтвердили возможность успешного обучения детей с шести лет и целесообразность создания четырехлетней начальной школы – более природосообразной, комфортной и «мягкой» для младшего школьника. Эти исследования продолжались и в начале 90-х годов, что позволило сотрудникам лаборатории начального образования Института создать первый в стране учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта Н.Ф. Виноградова), по которому вот уже 25 лет успешно работают начальные школы России. Он стал единственным учебно-методическим комплектом, получившим премию Президента Российской Федерации в области образования (2002 год).
Институт в разные годы был инициатором создания различных научно-методических объединений по разработке нового содержания и методики обучения в школе в условиях перехода на общее среднее образование. Это была комиссия АН СССР И АПН РСФСР, Научные советы по проблемам углубленного изучения предметов.
Деятельность Института в 90-е годы прошлого столетия была связана с разработкой проекта федерального компонента стандарта содержания основного общего образования. Под руководством В.С. Леднева сложился коллектив, подготовленный проект по разработке стандарта в 1998 году занял первое место в конкурсе проектов.
В эти годы, плотно сотрудничая с Министерством образования России, коллектив Института принимал участие в подготовке проекта Закона РФ «О государственном образовательном стандарте основного общего образования», дал сравнительный анализ образовательных стандартов зарубежных стран, подготовил банк заданий по проверке достижений учащихся в соответствии с требованиями стандарта.
Деятельность Института по подготовке стандарта активно продолжалась и в 2003-2004 годах. При работе над стандартом были учтены теоретические и методологические основы разработки стандарта первого поколения (2004 года) ученых Института В.С. Леднева, В.В. Фирсова, М.В. Рыжакова, А.А. Кузнецова. В коллектив разработчиков под руководством Э.Д. Днепрова вошли все ведущие сотрудники Института: Л.Н. Боголюбов, И.Л. Бим, Н.Ф. Виноградова, С.И. Львова, Н.И. Петрова, А.П. Матвеев и многие другие. Впервые в содержание обучения были введены общеучебные умения, которые фактически выступали как метапредметные результаты обучения, обеспечивающие развивающий эффект обучения.
Институт принимал активное участие в реализации Стратегии модернизации образования на 2000-2010 гг., особенно в части проведения широкомасштабного эксперимента по структуре и содержанию общего образования, эксперимента по профильному обучению, организованного Министерством образования России под руководством В.М. Филиппова, В.В. Болотова, С.В. Ивановой. Методологические и теоретические подходы к построению стандарта были опубликованы в 2002 году в двух книгах, подготовленных под редакцией В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова: «Государственные образовательные стандарты в системе общего образования (методология и педагогические основы разработки), «Государственные образовательные стандарты в системе общего образования (теория и практика».
Участие в экспериментах по модернизации общего образования потребовало проведения целого ряда исследований по обоснованию необходимости обновления содержания общего среднего образования, по методологии и теории 12-летней структуры общеобразовательной школы.Были опубликованы многочисленные статьи и книги на эту тему: «12-летняя школа: проблемы и перспективы развития», «Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент», «Развитие содержания общего среднего образования», «Базисный план и концептуальные подходы к стандартам 12-летней школы», «Школьные перемены. Научные походы к обновлению общего среднего образования», «Ученик в обновляющейся школе» и др. Публикации, интервью руководителей проекта, круглые столы, научно-практические конференции показали огромный интерес к новой структуре школьного образования и неоднозначность ее оценки. Блестящее теоретическое обоснование идеи 12-летней школы, убежденность разработчиков в ее целесообразности и положительном влиянии на совершенствование качества российского образования, к сожалению, не помогли реализации этой концепции. Смена руководства Министерства в 2004 году, финансовые трудности в системе образования прервали эксперименты по модернизации структуры и содержания общего образования, также не были доведены до логического завершения идеи и профильного обучения, гуманизации школьного образования.
В настоящее время, в период внедрения стандарта второго поколения сотрудники Института выступали экспертами второго поколения ФГОС, разрабатывали сопровождающие стандарт документы, вели огромную работу по разъяснению его основных идей и положений среди практических работников. Целенаправленная работа экспертов Института позволяет преодолеть многие проблемы и трудности реализации ФГОС второго поколения.
Институт участвовал в исследованиях, связанных с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах России. Коллектив провел значительную работу по оценке выпускных школьных и вступительных экзаменов в 59 странах мира, по анализу методов и форм аттестации выпускников России. По заданию Министерства к эксперименту по введению ЕГЭ были разработаны контрольно-измерительные материалы практически по всем предметам учебного плана. С начала эксперимента и по настоящее время сотрудники предметных лабораторий – активные участники всей работы, связанной с ЕГЭ: члены научно-методических предметных советов, консультанты, разработчики контрольно-измерительных материалов и пр.
Институт достойно встретил свои юбилеи: 80-летие и 90-летие своего основания. За эти годы проведены важнейшие дидактические и методические исследования. Среди них: возможности изучения информатики и иностранного языка в начальной школе, формирование перспективной модели учебно-материальной среды общеобразовательной школы; принципы разработки технического оснащения образовательного учреждения; требования к учебникам нового поколения, содержание образования в сельской школе; система контроля и оценки на разных ступенях образования; совершенствование методического обеспечения по предметам учебного плана, создание новых учебно-методических комплектов по обществознанию основам безопасности жизнедеятельности, основы религиозных культур и светской этики и другие.
В разные годы сотрудники института были участниками подготовки «Педагогической энциклопедии», «Российской педагогической энциклопедии» (первого и второго издания), «Детской энциклопедии», энциклопедий для младшего школьника («Что такое? Кто такой?»), энциклопедических словарей юного филолога, историка, географа, физика, биолога; книг для родителей («Все о младшем школьнике»). Ученые Института – главные редакторы научно-методических журналов, которые входят в список ВАК РФ («Начальное образование», «Литература в школе», «Преподавание истории и обществоведения в школе», «Информатика и образование», «Русский язык в школе», «Иностранные языки в школе», «Стандарты и мониторинг», «Физика в школе» и др.). Среди них: Н.Л. Крупина, Н.П. Каменецкая, В.Г. Разумовский, Н.М. Шанский, М.В. Рыжаков, А.А. Кузнецов, Н.Ф. Виноградова. Многие сотрудники Института являются членами редколлегий научных и методических журналов, активными авторами статей.
Особо следует отметить еще одну страницу жизни и деятельности Института – международные связи. Конечно, в разные годы эти связи были различными и подчинялись общей обстановке в стране и в системе образования. В 80-е годы XX века проводились международные конференции и симпозиумы, семинары и круглые столы с множеством стран: Польша, Германия, Болгария, Чехословакия, Куба, Вьетнам, Монголия, Финляндия, Япония, Китай и др. В 90-е годы эти связи заметно сузились. В начале XXI века начала восстанавливаться международная деятельность с бывшими республиками СССР, а также стало заметно участие российских школьников в международных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA). В этой работе принимал и продолжает принимать активное участие центр оценки качества образования Института (руководитель Г.С. Ковалева).
Научная и практическая деятельность сотрудников Института получила заслуженную высокую оценку Правительства РФ, педагогического сообщества. Среди сотрудников многие имеют звание Заслуженный учитель РФ, «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР», «Почетный работник общего образования РФ». Более 130 человек удостоены медали «В память 850-летия Москвы». Многие сотрудники награждены медалью К.Д. Ушинского, медалью Н.К. Крупской, Почетными грамотами Министерства образования и науки; несколько человек – Заслуженные деятели науки РФ. Авторы научно-практических разработок многократно завоевывали золотые, серебряные и бронзовые медали ВДНХ, два коллектива – центра начального образования (рук. Н.Ф. Виноградова) и центра филологического образования (рук. С.И. Львова) – лауреаты Премии Президента РФ и обладатели Государственной премии в области образования. В числе награжденных Государственными премиями СССР в разные годы были Ф.П. Коровкин (учебник истории древнего мира), Л.А. Цветков (учебник химии), А.В. Перышкин и Н.А. Родина (учебники физики), М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Т.А. Ладыженская (учебники по русскому языку), Г.В. Дорофеев (учебники по математике). В числе награжденных Премией Правительства РФ В.А. Орлов (разработка проблемы одаренных детей), руководитель центра комплексного формирования личности (г. Черноголовка) В.П. Лебедева.
В составе коллектива Института до его объединения в 2014 г. были: 21 академик и член-корреспондент РАО, 58 докторов наук, 176 кандидатов наук.