Автор уникальной дидактической системы развивающего обучения
Занков Леонид Владимирович (1901 – 1977) - психолог, доктор педагогических наук, профессор, специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии, действительный член АПН СССР.
С 1955 г. Леонид Владимирович возглавлял лабораторию экспериментальной дидактики (переименованную впоследствии в лабораторию обучения и развития). В ее составе всегда работали специалисты разного профиля – психологи, физиологи, дефектологи, дидакты, методисты.
Академик проводил экспериментальные исследования развития детей, выявляя условия эффективного обучения, в частности взаимодействие слов и наглядности в обучении. Объектами исследований были умственно отсталые, глухие, немые и с пониженным уровнем концентрации дети. Он написал первые фундаментальные труды по дефектологии, описал принципы развивающего обучения, впервые заговорил о том, что стоит создать классификацию умственной отсталости.
С 1957 по 1977 годы сотрудники лаборатории Занкова исследовали влияние разных способов обучения на развитие младших школьников. Эксперимент охватывал тысячи школ Советского Союза. Результатом многолетнего исследования стала дидактическая система Занкова для младших классов.
Суть системы в том, что каждый ребенок индивидуален. Школьная программа не должна строиться по принципу среднего арифметического, а слабых учеников не нужно искусственно подтягивать до отличников. Леонид Занков подчеркивал, что детям нужно давать время на поиск ответа даже в самых трудных темах, позволять ошибаться и не ругать за это.
Ведущий принцип системы — от сложного к простому. Преподаватель не даёт школьникам готовую информацию, а ставит перед ними вопросы. Ответ ребята ищут вместе при помощи обсуждения в классе и наводящих вопросов учителя. Дискуссии на уроках поощряются — дети могут спорить и отстаивать своё мнение.
«Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик.»
Индивидуальный подход, кажущийся разумным в XXI веке, в СССР считался новаторским. Многие преподаватели и психологи критиковали Леонида Владимировича. Поэтому после его смерти дидактическую систему искоренили. Второе дыхание она получила в 1996 году, став государственной. До 2014 года по системе Занкова занимались около 30 % школ, затем его учебники убрали из списка рекомендованных к использованию. Но учителя, которые считают подходы дефектолога правильными, до сих пор обучают детей по его концепции.
В Институте работал с 1951 по 1977 гг.