Новости и анонсы

Подкатегории Новости   Анонсы

Search

Поиск / Фильтрация
Дата события
Фильтры изменены, пожалуйста нажмите чтобы отправить когда будете готовы
Страница 16 из 194
  • Конференция «От научных исследований к образовательной политике»

    Конференция «От научных исследований к образовательной политике»

      17-18 ноября 2021 года в смешанном формате состоялась Международная научно-практическая конференция «От научных исследований к образовательной политике», организованная Министерством просвещения Российской Федерации и Академией Минпросвещения и посвященная реализации направлений, предусмотренных Программой развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения РФ на 2021-2024 гг. Партнерами конференции стали Институт стратегии развития образования РАО и Институт управления образованием РАО.

      Цель мероприятия - обсуждение достижений и стратегии развития научно-исследовательской деятельности в области образования, влияния исследовательских результатов на образовательную политику и педагогическую практику.

      В круг задач конференции входило: внесение уточнений в формирование исследовательской повестки образования, интегрированной с целями и задачами национальной образовательной политики; разработка подходов к решению проблемы качества и прикладной ценности педагогических исследований, эффективного использования результатов педагогической науки в практике образования.

    image001

      Ключевым событием масштабного научного события стали пленарные заседания в первый и второй дни конференции.

      Ведущим первого пленарного заседания выступил Павел Владимирович Кузьмин, и.о. директора Академии Минпросвещения России. Открыла конференцию заместитель Министра просвещения Российской Федерации Зырянова Анастасия Владимировна с докладом, посвященным направлениям развития системы подготовки педагогических кадров. Директор института педагогики СПбГУ, председатель ФУМО в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки Казакова Елена Ивановна в своем выступлении отразила особенности опережающих педагогических исследований. Декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель президента Российской академии образования Басюк Виктор Стефанович выступил с докладом о научном потенциале развития педагогического образования. Президент ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» Калина Исаак Иосифович предложил вниманию участников доклад на тему «Научные исследования в образовании: ориентация на результат для образовательной практики».

      В программный комитет конференции вошла и.о. директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Суханова Татьяна Владимировна, лично присутствовавшая на пленарном заседании.

    image002

      На втором пленарном заседании, 18 ноября 2021 года, обсуждались вопросы перспективного развития педагогического образования в России и за рубежом. Директор Федерального института оценки качества образования Станченко Сергей Владимирович в своем выступлении раскрыл источники успеха школ и развития педагогических вузов. Заведующая лабораторией педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО Тагунова Ирина Августовна выступила с докладом о подходах к педагогическому образованию за рубежом. Запись выступления И.А. Тагуновой. Опытом подготовки учителя-исследователя в Германии поделилась доктор философии, научный сотрудник кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока Технического университета в Дрездене Койнова-Цельнер Юлия Васильевна.

    image003

      Важными площадками для обсуждения рассматриваемых на конференции вопросов стали 8 экспертных сессий, в каждой из которых приняли участие сотрудники Института:

      В экспертной сессии 1 «Профессиональная подготовка учителя в зеркале образовательной политики» принял участие в качестве эксперта Тюнников Юрий Станиславович, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ, д.п.н., проф. Секция была посвящена особенностям обучения студентов педагогических вузов в современных условиях.

      Модератором экспертной сессии 2 «Методики преподавания в условиях смешанного обучения» стала Ускова Ирина Владимировна, ученый секретарь Института, к.п.н. Вместе с ней 13 докладов по результатам проведения научно-исследовательских работ вузов экспертировали Осмоловская Ирина Михайловна, заведующая лабораторией теоретической педагогики и философии образования, д.п.н., и Кларин Михаил Владимирович, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, д.п.н., член-корр. РАО. В рамках работы секции были представлены методики внедрения смешанного обучения в общеобразовательных школах в процессе преподавания разных учебных предметов: русского и иностранного языков, математики, химии, физики, истории, обществознания, ОБЖ, физической культуры и других учебных предметов.

    image004

      В экспертной сессии 3 «Исследования современного воспитания» приняли участие старшие научные сотрудники лаборатории развития личности в системе образования Круглов Владимир Витальевич и Черкашин Евгений Олегович, а также Курдюмова Ирина Михайловна, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ, д.п.н., доцент. Секция была посвящена проблемам воспитания в общеобразовательной школе, в том числе воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Экспертная сессия 4 «Общее образование: логика перемен» была посвящена современным исследованиям школы: формированию функциональной грамотности, эффективным методикам помощи организациям с низкими образовательными результатами, продуктивному взаимодействию участников образовательного процесса. В качестве экспертов в работе секции приняли участие Трубанёва Наталия Николаевна, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, к.п.н., а также Макаров Михаил Иванович, ведущий научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования д.п.н. Активное участие в работе данной сессии приняла научный руководитель Института, д.ф.н., член-корр. РАО Иванова Светлана Вениаминовна.

      Экспертная сессия 5 «Цифровая трансформация образования» включала доклады по результатам исследования в области онлайн-образования, цифровых образовательных продуктов, искусственного интеллекта, технологий виртуальной реальности. Экспертом этой сессии от Института стала Роберт Ирэна Веньяминовна, заведующая лабораторией научной экспертизы проектов и программ, академик РАО, д.п.н., проф.

      Экспертная сессия 6 «Интеграция педагогических вузов в региональные образовательные пространства» была посвящена проблеме взаимодействия педагогических вузов и региональных институтов развития образования. Экспертом этой сессии стал Сериков Владислав Владиславович, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, член-корр. РАО, д.п.н., проф.

      Экспертная сессия 7 «Личность в образовании» была организована как площадка по обмену опытом, полученным в ходе проведенных вузами исследований в области эмоционального интеллекта, социально-психологического благополучия детей, индивидуальным особенностям развития и потребностям современных школьников. Экспертами выступили Селиванова Наталия Леонидовна, главный научный сотрудник лаборатории развития личности в системе образования, д.п.н., член-корр. РАО, Богуславский Михаил Викторович, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, д.п.н., проф., член-корр. РАО, Шустова Инна Юрьевна, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личности в системе образования, д.п.н.

      Экспертная сессия 8 «Непрерывное образование педагогов» позволила познакомиться с разработками вузов, связанными с сопровождением педагогических сотрудников в их профессиональном совершенствовании. Экспертами от Института стали Ломакина Татьяна Юрьевна, заместитель заведующего лабораторией теоретической педагогики и философии образования, д.п.н., проф., и Смирнов Дмитрий Витальевич, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ, д.п.н., доцент.

    image005

      В рамках насыщенной программы мероприятия были также организованы круглые столы, дискуссионные площадки, аналитические обзоры и стендовые доклады.

      В рамках Международной научно-практической конференции «От научных исследований к образовательной политике» 18 ноября сотрудниками Института был организован круглый стол «Современные научные педагогические исследования: тенденции и перспективы развития».

    Модератором круглого стола стала Иванова Светлана Вениаминовна, научный руководитель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корр. РАО, д.филос.н., проф. С.В. Иванова представила научные разработки Института, рассказав про его основные проекты, основанные на классических традициях. В работе круглого стола приняли участие Метелкин Дмитрий Александрович, заместитель директора по научно-образовательной деятельности, к.соц.н. с выступлением об обновлении содержания общего образования, введении новых стандартов и Примерных рабочих программ для начальной и основной школы; Виноградова Наталья Федоровна, член-корр. РАО, д.п.н., проф. с сообщением «Профилактика и коррекция трудностей в обучении»; Осмоловская Ирина Михайловна, заведующая лабораторией теоретической педагогики и философии образования, д.п.н. с выступлением «Взаимодействие дидактики и педагогической практики». К работе круглого стола подключился Сериков Владислав Владиславович, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, член-корр. РАО, д.п.н., проф., рассказав о научных педагогических исследованиях, проводимых в стенах Института.

    image006

    image007

      Конференция, осветив основные направления развития современной образовательной политики России и пути эффективного использования результатов педагогической науки в практике образования, стала несомненно значимым событием для научно-педагогического сообщества.

      В работе конференции приняли участие представители органов управления образованием, администрация и преподаватели педагогических вузов, ученые и практики системы педагогического образования и науки.

      В настоящее время все материалы конференции размещены на ее официальном сайте

     

     

  • Проведено обучение по вопросам проведения пилотной экспертизы учебников и учебных изданий, рекомендованных для использования при реализации образовательных программ СПО, с применением ИАР

    Проведено обучение по вопросам проведения пилотной экспертизы учебников и учебных изданий, рекомендованных для использования при реализации образовательных программ СПО, с применением ИАР

    16 и 18 ноября 2021 года специалисты ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» провели обучающие вебинары по вопросам использования информационно-аналитического ресурса для организации работ по ведению реестра и проведению пилотной экспертизы учебников и учебных изданий, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ среднего профессионального образования по трем укрупненным группам профессий, специальностей: 46.00.00 История и археология, 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, 44.00.00 Образование и педагогические науки.

    Участниками вебинаров стало более 600 человек из числа:

    • экспертов, привлекаемых к экспертизе учебников по указанным УГПС;
    • представителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации, реализующих программы среднего профессионального образования по указанным УГПС;
    • представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере среднего профессионального образования;
    • представителей федеральных учебно-методических объединений в среднем профессиональном образовании;
    • представителей образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
    • представителей работодателей;
    • представителей советов по профессиональным квалификациям;
    • экспертов Союза Вордскиллс.

    В ходе вебинаров рассмотрены ключевые вопросы организации и проведения экспертизы учебных изданий, используемых при реализации программ СПО по указанным УГПС, представлены возможности информационно-аналитического ресурса для проведения экспертизы, презентована выборка учебных изданий для пилотной экспертизы.

    Видеозаписи проведенных вебинаров доступны для просмотра по ссылкам:

    16 ноября, УГПС «46.00.00 История и археология»: https://youtu.be/pkqgrllFPWM
    16 ноября, УГПС «09.00.00 Информатика и вычислительная техника»:https://youtu.be/83OyNUc850I
    18 ноября, УГПС «44.00.00 Образование и педагогические науки»: https://youtu.be/yqz2QgCw8E4

     18112021 СПО

    18112021 СПО2

  • Подведены итоги Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту

    Подведены итоги Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту

    Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по искусственному интеллекту, впервые организованная Минпросвещения России. В заключительном этапе состязания приняли участие 50 школьников из 19 регионов России. Олимпиада вызвала огромный интерес у российских школьников. Заявки на участие подали более 10 000 учеников 8-11 классов образовательных организаций 77 субъектов Российской Федерации. Однако в основной этап прошли только 1 720 человек, а в заключительном этапе смогли принять участие всего 50 школьников из 19 регионов России.

      В финале Олимпиады участникам были предложены две непростые задачи, часто встающие перед разработчиками технологий искусственного интеллекта. Первая была связана с компьютерной обработкой текстов. На основе коллекции зрительских отзывов на кинофильмы требовалось создать модель, которая может оценить тональность высказывания и «понять» (сделать вывод), понравился ли фильм конкретному зрителю. Во второй задаче, основанной на методах сегментирования изображения и выявления контрастных объектов, необходимо было разработать компьютерный алгоритм анализа фотографий и подсчета количества звезд на ночном небе. Кроме того, следовало обучить модель отличать изображения звезд от альтернативных источников света, таких как луна и фонари.

      По словам председателя жюри Олимпиады, академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Ирэны Веньяминовны Роберт, с заданиями заключительного этапа справились не только ученики 10 и 11 классов, но и девятиклассники, и даже один восьмиклассник. «Подобных задач нет в школьной программе. Успехи финалистов Олимпиады, – свидетельство их личной увлеченности и целеустремленности. Но это также и результат работы педагогов, которые смогли разглядеть одаренных детей, поддержать и развить интерес к информационным технологиям», – сказала Ирэна Веньяминовна.

      Итоги Олимпиады были подведены на совместном заседании жюри и оргкомитета олимпиады 16 ноября 2021 года.

      Победителем Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту стал Семён Комаров, ученик 9 класса гимназии № 5 муниципального образования город Новороссийск (Краснодарский край).

      Второе место занял Алексей Зайцев, ученик 10 класса гимназии №6 города Мурома (Владимирская область), третье – Илья Катаев, ученик 9 класса Кировского физико-математического лицея (Кировская область).

      Победителю и призерам будут вручены дипломы и призы. Участники финальных состязаний Олимпиады, показавшие высокие результаты, получат грамоты.

      Торжественная церемония награждения состоится 7 декабря 2021 года в 10-00 по московскому времени, трансляция будет организована на официальном сайте олимпиады https://olimp.edsoo.ru/

      Справочно:

      Олимпиада проводится Министерством просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика» в целях реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Организационно-техническое и научно-методическое сопровождение олимпиады обеспечивает Институт стратегии развития образования Российской академии образования.

      Источник: Минпросвещения России 

  • Управление качеством образования на пороге новой эпохи

    Управление качеством образования на пороге новой эпохи

    10-12 ноября 2021 состоялся международный Форум «Всемирный день качества в России», проводимый рядом федеральных министерств и ведомств для обсуждения и популяризации лучших практик повышения качества и эффективности бизнес-процессов в различных отраслях.

      В сессии«Управление качеством образования на пороге новой эпохи» Екатерина Вячеславовна Бебенина, ведущий научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО, д.п.н, профессор РАО приняла участие с докладом «Понятие качества применительно к воспитанию».

    Программа и запись трансляции

     12112021 Сессия Управление качеством образования на пороге новой эпохи

  • Образование человека в третьем тысячелетии: проблемы, цели и ценности образования в современном мире

    Образование человека в третьем тысячелетии: проблемы, цели и ценности образования в современном мире

      10 ноября 2021 г. в формате онлайн состоялся круглый стол «Образование человека в третьем тысячелетии: проблемы, цели и ценности образования в современном мире», модератором которого была М.Н. Кожевникова, заведующая Научно-исследовательской лабораторией проблем социальной поддержки личности, Институт педагогики РГПУ им. Герцена.

      Основным вопросом стало обсуждение текста Декларации об образовании, которую ООН обновляет с 2011 г. Текст Декларации еще проходит стадию редактирования, и российских ученые и философы образования, которые приняли участие в работе круглого стола, смогли внести свои предложения по корректировке и уточнению как структуры документа, так и формулировок его текста: С.В. Иванова (зав. кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, Институт стратегии развития образования РАО, Москва), В.В. Сериков (главный научный сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО, Москва), Е.В. Брызгалина (зав. кафедрой философии образования, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва), В.М. Монахов (зав. кафедрой ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе», РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург), И.Б. Романенко (зав. кафедрой философии, Институт философии человека РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург), М.Н. Кожевникова (зав. научно-исследовательской лабораторией проблем социальной поддержки личности, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург), О.Е. Лебедев (ведущий эксперт, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург), А.В. Кирьякова (зав. кафедрой теории и методологии образования, Оренбургский государственный университет, Оренбург), Л.Т. Ретюнских (руководитель «Школы Сократа» в ЦДРИ; руководитель научно-методического центра "Философия-Детям" философского факультета МГУ; президент общественной организации "Философия - Детям", Москва), В.М. Розин (ведущий научный сотрудник, Институт философии РАН; профессор МГПУ, Москва), С.В. Борисов (профессор кафедры философии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, директор Научно-образовательного центра практической и прикладной философии, Челябинск), А.И. Макаров (профессор кафедры философии, Волгоградский государственный университет; координатор российско-французской образовательной программы «Практическая философия: сократический диалог», Волгоград).

      В своих выступлениях участники обсуждали вопросы постгуманитаризма, постантропоцентирческого поворота общества, взаимодействия с искусственным интеллектом и другие актуальные проблемы философии образования в современных условиях.

    круглый стол 10.11

     

  • 75-лет ЮНЕСКО: достижения в области образования, науки и культуры – на благо мира и благосостояния народов

    75-лет ЮНЕСКО: достижения в области образования, науки и культуры – на благо мира и благосостояния народов

    16 ноября 2021 г. в Российской государственной библиотеке в дистанционном формате прошел круглый стол «75-лет ЮНЕСКО: достижения в области образования, науки и культуры – на благо мира и благосостояния народов». Участники - руководители и специалисты библиотек, центров правовой и иной социально значимой информации; представители органов государственной власти, государственных и общественных организаций; представители образовательных учреждений и другие заинтересованные лица – обсуждали вопросы, касающиеся различных аспектов образования, исследований, проводимых научными сотрудниками РГБ по сохранению памятников культуры, информирования о деятельности ЮНЕСКО и т.д.

    И.М. Елкина, зам. зав. кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, выступила с докладом «Гуманизация образования в условиях его цифровой трансформации».

     16.11 75лет юнеско

  • Вышли в свет два методических пособия для педагогических работников общеобразовательных организаций

    Вышли в свет два методических пособия для педагогических работников общеобразовательных организаций

    В рамках выполнения государственного задания «Обновление содержания общего образования» (№ 073-00007-21-00) вышли в свет два методических пособия для педагогических работников общеобразовательных организаций.

    Первое пособие — «Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде» — написано научными сотрудниками лаборатории теоретической педагогики и философии образования Осмоловской И. М., Клариным М. В., Гудилиной С. И., Макаровым М. И. В нем авторы показывают, как изменяется процесс обучения в условиях усиления влияния цифровых технологий, рассматриваются изменения, происходящие в применении традиционных методов обучения в информационно-образовательной среде, описываются методы, основанные на информационно-коммуникационных технологиях: веб-квесты, вики, применение дополненной, виртуальной реальности и т.д. Иллюстрация указанных методов выполнена на примерах преподавания конкретных учебных предметов естественно-научного и социально-гуманитарного циклов.

    В методическом пособии охарактеризовано смешанное обучение, технология перевернутого класса, проектное обучение в информационно-образовательной среде. Приведены результаты эмпирического исследования предпочтений учителей в выборе методов обучения в условиях цифровой трансформации образования.

    Пособие станет полезным практикующим педагогам-предметникам, представителям администрации органов управления образованием и школ, методистам, студентам педагогических вузов.

    Второе пособие ­— «Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования» — подготовлено научными сотрудниками лаборатории теоретической педагогики и философии образования и лаборатории филологического общего образования. Авторы методического пособия — Ускова И. В., Шамчикова В. М., Макаров М. И. — выбрали интересный современный формат подачи материала, включающий гиперссылки на важные документы и интернет-ресурсы, а также отобрали актуальное для учителя русского языка и литературы содержание, связанное с обновлением ФГОС и содержания образования, утверждением Примерных рабочих программ основного общего образования по предметам «Русский язык» и «Литература». Эти и другие нормативные документы представлены в первой главе пособия, к ним даны методические комментарии для удобства работы учителя.

    В методическом пособии раскрыты самые актуальные направления развития современной методики преподавания предметов филологического цикла: формирование планируемых результатов обучения в единстве и взаимосвязи, функциональной (читательской) грамотности и умения учиться, развитие речевой деятельности учащихся, реализация текстоцентрического подхода в обучении, воспитание школьников как читателей и многие другие.

    Обогатили пособие собранные в четвертой главе полезные интернет-ресурсы для учителей русского языка и таблица интернет-страниц литературных музеев писателей и поэтов, чье творчество изучается в основной школе.

    Методическое пособие создано в целях сопровождения Примерных рабочих программ основного общего образования по русскому языку и литературе и предназначено учителям-филологам, методистам, представителям администрации школ, студентам педагогических вузов.

    Пособия размещены здесь.

    Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде: методическое пособие / [Осмоловская И. М., Кларин М. В., Гудилина С. И., Макаров М. И.]; под ред. И. М. Осмоловской. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. – 118с.

    Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования: методическое пособие / [Ускова И. В., Шамчикова В. М., Макаров М. И.]; под ред. И. В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – 200 с.

Страница 16 из 194

  • В начало
  • Назад
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • Вперёд
  • В конец