Лаборатория филологического общего образования
Лаборатория филологического общего образования - одно из старейших научных подразделений Института - создан в 1995 году. Непосредственными предшественниками лаборатории, заложившими основу, традиции российского школьного филологического образования, были лаборатории обучения русскому языку и литературе, являвшиеся неотъемлемой составной частью Института содержания и методов обучения на всём протяжении его деятельности, и Институт преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР.
Контакты: +7(495) 625-34-84,e-mail: filolog@instrao.ru, каб 204
Список сотрудников лаборатории филологического общего образования:
Добротина Ирина Нургаиновна, к.п.н., заведующий лабораторией,
Александрова Ольга Макаровна, к.п.н., зам. заведующего лабораторией,
Беляева Наталья Васильевна, д.п.н., заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, ветеран труда, Ведущий научный сотрудник,
Аристова Мария Александровна, к.п.н., Старший научный сотрудник,
Бердышева Лариса Романовна, к.филол.н., Старший научный сотрудник,
Биболетова Мерем Забатовна, к.п.н., Старший научный сотрудник,
Гостева Юлия Николаевна, к.п.н., Старший научный сотрудник,
Критарова Жанна Николаевна, к.п.н., Старший научный сотрудник,
Стрижекурова Жанна Игоревна, к.п.н., Старший научный сотрудник,
Трубанева Наталия Николаевна, к.п.н., Старший научный сотрудник,
Шамчикова Валентина Максимовна, к.п.н., Старший научный сотрудник,
Васильевых Ирина Павловна, Научный сотрудник,
Габеева Кристина Асланбековна, Научный сотрудник.
В разные годы здесь работали известнейшие российские учёные: В.А. Добромыслов, Н.М. Шанский, Н.З. Бакеева, К.В.Мальцева, А.В. Текучёв, М.Т. Баранов, М.М. Разумовская, Е.А. Быстрова, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Г.И. Беленький, И.В. Рахманов, В.Д. Аракин, А.А. Миролюбов, И.Л. Бим, Е.С. Полат, М.В. Черкезова, А.И. Власенков, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др.
Научные исследования, проводившиеся сотрудниками подразделений, вошедших в состав лаборатории общего филологического образования, определили развитие методики преподавания русского языка, литературы и иностранных языков второй половины прошлого - начала нынешнего века.
Научная школа
Активно развивается Научная школа Н.М. Шанского (Руководитель: Александрова Ольга Макаровна).
Актуальные проекты сотрудников лаборатории
- Беляева Наталья Васильевна, практикум «ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: основные направления подготовки, проверка, предупреждение содержательно-структурных и речевых ошибок». Подробнее на странице сотрудника.
- Формирование читательской грамотности учащихся основной школы. Методическое письмо (О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротиной, И.П. Васильевых, И.В. Ускова). В письме раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении русскому языку на этапе получения основного общего образования. Даётся характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире; определяется роль учебного текста и его типов при формировании читательской грамотности и с учётом специфики содержания учебного предмета; рассматриваются основные виды и стратегии чтения при работе с учебным текстом, предлагаются задания, нацеленные на формирование читательских (коммуникативных) умений учащихся при проведении смыслового анализа текста. Примеры заданий позволяют проиллюстрировать специфику работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка. Ознакомиться со статьей тут.
Направления исследований
В условиях изменившейся социокультурной реальности XXI века и начавшейся в связи с этим модернизации российского образования направления научных исследований лаборатории связаны с разработкой фундаментальных проблем теории и методики языкового (русский язык как государственный, иностранные языки) и литературного образования. На основе изучения истории и методики современного социокультурного контекста школьного образования в лаборатории обоснованы основные направления модернизации содержания филологического образования в школе: обновление целей обучения учебным предметам филологического цикла; усиление их метапредметного статуса в современной системе школьного образования; реализация культурной интеграции школьников в современный поликультурный, полиязычный российский социум и в мировое культурное и информационное пространство. С этих позиций разработаны основные концептуальные подходы к формированию содержания и структуры учебных предметов филологического цикла, современные методики и технологии обучения.
С учётом социокультурных потребностей современного российского общества обоснована необходимость корректировки содержания языкового образования в контексте особенностей социокультурной и языковой ситуации, сложившейся в современной России; определены цели языкового образования, разработаны концептуальные подходы к проектированию содержания языкового образования в целом и применительно к учебным предметам «Русский (родной) язык», «Русский язык как государственный» и «Иностранный язык»; с позиций личностно ориентированного, компетентностного, когнитивно-коммуникативного, культурологического (социокультурного) подходов обоснованы структура и содержание обучения учебным предметам языкового цикла.
Проведено системное исследование нового содержания общего среднего литературного образования в современном российском социуме; определены цели, задачи и структура содержания литературного образования. Разработаны направления обновления содержания литературного образования: модернизация литературного образования в новой информационной среде; самостоятельное чтение учащихся как составная часть литературного образования; уточнение понятийного аппарата учебного предмета «Литература» в современной школе. Научно-методические труды сотрудников открыли дорогу в современные программы по литературе новым именам.
Сотрудники лаборатории филологического общего образования – авторы примерной рабочей программы по русскому родному языку (размещена на сайте http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov)
Результаты интеллектуальной деятельности (РИД):
Работаем с текстом на уроке русского языка [Электронный ресурс] / О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, И.П. Васильевых, И.В. Ускова; правообладатель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2017. – CD-ROM. – № гос. регистрации АААА-Г17-617110370042-6 от 03.11.2017.
Дидактическое сопровождение формирования функциональной читательской грамотности учащихся основной школы в современных условиях. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А.Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И.Стрижекурова, И.В. Ускова / Под ред. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2017. 8,48 п.л.
УЧЕБНИК В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: Материалы Образовательного форума (г. Москва, 11-12 октября 2018 года) [Электронный ресурс] / Под ред. И.Н. Добротиной, Ж.Н. Критаровой, И.В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. CD-ROM.
«Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Преподавание учебных предметов „Русский язык“ и „Литература“ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» № гос. Регистрации АААА-Г18–618073090015–4 от 30.07.2018.
Урок литературы: векторы обновления. Номер государственной регистрации АААА-Г18-618073090012-3 от 30.07.2018
Новости лаборатории
17 декабря 2019 года в Общественной палате Российской Федерации прошла Экспертная сессия, посвящённая обсуждению Плана реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в контексте выполнения Национального проекта "Образование". Организаторы Сессии – ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" и Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки.
В работе приняли участие учёные, методисты, школьные учителя, преподаватели высшей школы из Москвы, Московской области, Рязани, Ярославля, Саранска, Республики Татарстан, Республики Северная Осетия-Алания, а также коллеги-филологи из Беларуси и Финляндии.
С приветствиями к участникам обратились Третьякова Светлана Владимировна, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства просвещения Российской Федерации; Дудова Людмила Васильевна, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки; Копылова Виктория Викторовна, вице-президент по издательской деятельности Группы компаний «Просвещение»; Жигалова Мария Петровна, профессор Брестского университета (Беларусь).
Об актуальности встречи, о проведённой лабораторией филологического общего образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" аналитической работе, и задачах, стоящих перед экспертами, говорила Добротина Ирина Нургаиновна.
Самыми обсуждаемыми стали выступления экспертов. Цыбулько Ирина Петровна, ведущий научный сотрудник ФГБНУ "ФИПИ". руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по русскому языку, в выступлении «Концепция преподавания русского языка и литературы: что осталось за рамками текста?» отметила актуальность разработки методических рекомендаций и инструментария, включая требования соблюдения единого речевого режима, для педагогических работников по формированию нормативной грамотности учащихся, по повышению качества устной и письменной речи, а также создание программ повышения квалификации для учителей русского языка и учителей других предметов по вопросам совершенствования и специфики оценивания всех видов речевой деятельности.
Зинина Елена Андреевна, учёный секретарь ФГБНУ "ФИПИ", говорила о таких направлениях, как совершенствование модели проведения итогового сочинения и процедуры его проведения; важности организации экспертизы учебников по русскому языку и литературе, в том числе в электронной форме, на предмет соответствия требованиям Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, а также современным тенденциям развития педагогических измерений.
Налдеева Ольга Ивановна, заведующий кафедрой родного языка и литературы Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, и Газаева Лариса Владимировна, профессор кафедры теории и методики преподавания русского языка, проректор по научной работе ГБОУ ВПО "Северо-Осетинский государственный педагогический институт", говорили об актуальных вопросах подготовки будущих учителей-словесников к профессиональной деятельности в условиях поликультурного региона.
В рамках экспертной сессии состоялась работа круглых столов: "Актуальные проблемы преподавания русского языка" и "Актуальные проблемы преподавания литературы".
Как учить школьника, читающего «не так», читающего «не то», что заложено в школьной программе? Как использовать возможности цифрового образовательного пространства? Почему каждому учителю необходимо знать о различных способах и формах оценивания образовательных достижений учащихся? Как изменить преподавание в высшей школе? Каким должно быть преподавание учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях многоязычия с учётом образовательных потребностей обучающихся, их уровня владения русским языком? На многие вопросы ещё предстоит дать профессиональные ответы, именно это и стало основой обсуждаемого Плана мероприятий.
17 октября 2019 года заведующий лабораторией филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» И.Н. Добротина приняла участие в международной научной конференции «Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории преемственности поколений в условиях многонационального государства» (г. Саранск).
Ирина Нургаиновна выступила с докладом на пленарном заседании и провела работу в качестве модератора форсайт-площадки «Русский родной язык: от теории к практике преподавания».
13.08.2019 г. В журнале «Вестник образования России» (№16/2019) в рубрике «К новому учебному году» опубликована статья сотрудников лаборатории филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» «Расширение функций предмета «иностранный язык» как одного из средств развития читательской грамотности».
Авторы статьи, М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, рассказывают о том, как, реагируя на меняющийся социальный и образовательный контекст, иностранный язык расширяет свои функции, нацеливает на использование приобретаемых коммуникативных умений (в говорении, понимании речи на слух, чтении и письменной речи) как средства познания и самообразования в разных областях знания, готовит к работе с нарастающими объемами информации посредством чтения. Таким образом, формирование читательской грамотности как метапредметного умения становится одной из приоритетных задач обучения предмету.
30.07.2019 г. Обращаем ваше внимание на статью в «Учительской газете» (№31 от 30 июля 2019 года) И.Н. Добротиной, заведующего лабораторией филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», об актуальных вопросах теории и практики преподавания новых школьных предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература»: чем эти курсы отличаются от основных курсов «Русский язык», «Литература/Литературное чтение»? Как проводить промежуточную и итоговую аттестацию? Когда будут примерные программы и учебники?
Среди авторов программ этих курсов – сотрудники двух Институтов - лаборатории начального общего образования, работающие в русле научной школы Н.Ф. Виноградовой - крупнейшего специалиста в области современной дидактики начальной школы, и лаборатории филологического общего образования, ученики и последователи научной школы Н.М.Шанского – выдающегося отечественного лингвиста, заложившего научные основы преподавания русского языка как родного и как неродного, что особенно важно в школьном образовании многонационального государства.
Подробный текст статьи из "Учительской газеты"
12.06.2019г. Наталья Васильевна Беляева, ведущий научный сотрудник лаборатории филологического общего образования Института приняла участие в международном научно-методическом семинаре учителей русского языка и литературы "Русская словесность в школьном образовании: традиции и нововведения" (г.Евпатория), который был организован в Крыму в рамках Международного фестиваля "Великое русское слово".
Участниками семинара стали лучшие учителя-словесники Республики Крым. Н.В.Беляева вручила руководству ГБОУ ДПО "Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования" приветствие от директора ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" С.В.Ивановой и выступила с докладом "Межпредметное взаимодействие в подготовке школьников к итоговому сочинению и сочинениям в формате ЕГЭ по гуманитарным предметам (русскому языку, литературе, истории, обществознанию)".
23-25 мая 2019 года Наталья Васильевна Беляева, ведущий научный сотрудник лаборатории филологического общего образования Института, приняла участие в работе VI всероссийского отчетно-выборного съезда общественной организации Союз российских писателей, который проходил в г. Пензе.
Среди актуальных проблем на съезде была отмечена необходимость взаимодействия региональных писательских организаций со школами с целью расширения читательского кругозора школьников и повышения их образовательного и культурного уровня.
21 мая 2019 года сотрудники лаборатории филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» О.М. Александрова, И.Н.Добротина провели вебинар в рамках межрегиональной конференции «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам преподавания русского языка как неродного» (по приглашению Амурского областного института развития образования).
Сотрудники Института представили основные направления исследований лаборатории; рассказали о продолжении традиций научной школы русской лингводидактики Н.М. Шанского, о создаваемых в рамках работы школы научных исследованиях. Особый интерес слушателей вызвал анализ современных тенденций в преподавании русского языка в школе, а также принципы отбора содержания и структурирования курса русского родного языка.
Презентация, посвящённая нормативным и содержательным аспектам нового курса – «Русский родной язык»
4 апреля 2019 года Наталья Васильевна Беляева, ведущий научный сотрудник лаборатории филологического общего образования, выступила в Смоленске с докладом «Современный урок литературы: вызовы времени» на Российско-Белорусском образовательном семинаре «Актуальные проблемы методики преподавания литература в школе».
Семинар организован Смоленским областным институтом развития образования и Смоленской областной общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».
С 29 по 30 марта 2019 г. В г. Москве состоялся Всероссийский семинар «Обучение русскому языку в образовательных организациях Российской Федерации: опыт, проблемы, тенденции». Работу семинара открывала пресс-конференция с представителями Министерства просвещения Российской Федерации, экспертами, руководителями федеральных стажировочных площадок.
В работе круглого стола «Проблемы преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного в образовательных организациях, в том числе совершенствования форм и методов повышения кадрового потенциала» приняли участие сотрудники лаборатории филологического общего образования Института стратегии развития образования Российской академии образования: Александрова Ольга Макаровна, к.п.н., заместитель заведующего; Добротина Ирина Нургаиновна, к.п.н., заведующий. Выступление «Школьный курс русского языка. Предметы «Русский язык» и «Русский родной язык»: что общего и чем различаются» было с интересом принято участниками семинара, поступили предложения о сотрудничестве с регионами.
Юлия Николаевна Гостева, к.п.н., в.н.с., Ирина Павловна Васильевых, н.с. лаборатории филологического общего образования представляли авторский коллектив учебного пособия «Русский родной язык» в рамках практикоориентированной сессии «Развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам преподавания русского языка как родного».
29 марта 2019 года Наталья Васильевна Беляева, в.н.с. лаборатории филологического общего образования приняла участие в работе жюри VIII открытого межрегионального конкурса-фестиваля театрального творчества «Дети Мельпомены», проводимого Комитетом по делам культуры Тверской области и посвящённого Году театра в России. Основная задача конкурса-фестиваля - приобщение детей и подростков к отечественной театральной культуре, драматургии и литературе - духовному наследию России.
Работа Н.В. Беляевой в составе жюри отмечена Благодарственным письмом председателя оргкомитета конкурса-фестиваля.
25-26 марта 2019 года Наталья Васильевна Беляева, в.н.с. лаборатории филологического общего образования, прочитала цикл лекций для учителей русского языка и литературы на курсах повышения квалификации в Оренбургском государственном университете. Наталья Васильевна представляла материал одного из модулей образовательной программы повышения квалификации для учителей-словесников, разработанной в Институтом стратегии развития образования РАО в рамках выполнения государственного задания 2018 года. На весеннюю сессию курсов прибыло около 400 слушателей.
21.03.2019г. В стенах института филологии МПГУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Современное литературное образование: традиции и стратегии развития» (ХХVII Голубковские чтения). На обсуждение были вынесены актуальные вопросы: современные стратегии развития литературного образования (доклад д.п.н, проф. В.Ф. Чертова), проблема развития образовательного контента в школьном курсе литературы (доклад д.п.н., проф. С.А. Зинина) и другие.
В работе конференции приняли участие сотрудники лаборатории филологического общего образования Института стратегии развития образования РАО: Н.В. Беляева, в.н.с., д.п.н. (доклад «Совместная деятельность учителей русского языка и литературы, истории, обществознания при подготовке школьников к сочинениям по гуманитарным предметам в формате ЕГЭ как новаторская педагогическая практика»), М.А. Аристова, с.н.с., к.п.н (доклад «Работа с интертекстом при изучении литературных произведений как средство активизации читательской деятельности современного школьника»), Л.Р. Бердышева, с.н.с., к.фил.н.(доклад «Информационно-коммуникационные технологии в школьном литературном образовании: анализ и перспективы»), Ж.И. Стрижекурова, с.н.с., к.п.н. (доклад «Исследовательская и проектная деятельность школьников по литературе: прошлое, настоящее, будущее»), В.М. Шамчикова, с.н.с., к.п.н. (доклад «Приобщение школьников к чтению в условиях обновления литературного образования»).
15 марта 2019 года в Тверской областной библиотеке им. М. Горького состоялась презентация книги «Круги», которую опубликовала Наталья Васильевна Беляева, в.н.с. лаборатории филологического общего образования. Книга включила в себя стихи автора и статьи о стихах, посвященные литературным мотивам, и вызвала большой интерес аудитории. Издание осуществлено по инициативе и при поддержке Союза российских писателей, членом которого является Н.В. Беляева.
14 марта 2019 года в Российском университете дружбы народов с успехом прошёл Второй всероссийский научно-практический семинар для учителей общеобразовательных организаций, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся. На этом семинаре выступила Гостева Юлия Николаевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования. Тема доклада: "Содержательные особенности школьного курса "Русский родной язык" (уровень основной школы)"
В этом году тематикой семинара стали общие и частные вопросы интеграции и адаптации детей мигрантов, билингвов в принимающее общество; проблемы формирования поликультурного пространства российской школы; вопросы обучения русскому языку в полиэтническом классе; средства социокультурной адаптации детей мигрантов в контексте основного и дополнительного образования; подходы, методы и приёмы обучения детей с неродным русским языком в начальной школе.
Второй семинар традиционно собрал участников из разных регионов Российской Федерации, ведущих вузов Москвы и зарубежья, школ Москвы и Московской области, Тулы, Армавира. На мероприятии этого года выступили представители высших учебных заведений: Ереванского государственного университета; Московского педагогического государственного университета; Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Российского университета дружбы народов; Московского центра развития кадрового потенциала образования; Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого; Оренбургского государственного университета; РГПУ им. А.И. Герцена и др.
6 марта 2019 г. на базе МОБУ СОШ №33 г. Якутска в рамках Межрегиональной педагогической мастерской "Мастер-классы победителей профессионального конкурса "Учитель года России" – учителям Якутии" Ирина Нургаиновна провела мастер-класс для учителей и учащихся.
В девяти районах Якутии со 2 по 6 марта на 12 площадках прошло межрегиональное образовательное мероприятие — Тумэр Форум-2019. В его рамках Ирина Нургаиновна Добротина, заведующий лабораторией лаборатории филологического общего образования Института стратегии развития образования РАО, провела семинар для филологов г.Якутска "Организация работы с текстом на уроках филологического цикла как средство интеграции предметного и метапредметного содержания".
Были также затронуты вопросы читательской деятельности в условиях информационного общества. Сегодня новые способы социального взаимодействия порождают новые типы текста, а те, в свою очередь, требуют особых способов чтения, происходит формирование новых когнитивных стратегий восприятия.
12.02.2019г. Управление образования администрации г. Твери в лице начальника управления Надежды Александровны Афониной выражают глубокую признательность ведущему научному сотруднику центра филологического образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", доктору педагогических наук Наталье Васильевне Беляевой за плодотворное сотрудничество в рамках организации и проведения регулярных интересных и содержательных творческих встреч учителей-словесников.
3-4 декабря 2018 г. г. Сочи. Сотрудники центра филологического образования принимают участие в работе V Международного педагогического форума «Языковая норма. Виды и проблемы»
О.М. Александрова, заместитель заведующего центром филологического образования, является руководителем одного из актуальных направлений в работе Форума: «Новые стандарты по русскому языку и литературе для современной школы». И.Н. Добротина, М.А. Аристова, Н.В. Беляева, И.В. Ускова принимают участие в работе секций «Инновационные проекты по русскому языку в школе», «Развитие детского чтения».
29 ноября – 1 декабря 2018 года И.Н. Добротина, заведующий центром филологического образования Института, приняла участие в работе Международного научно-практического симпозиума «Долг, ответственность, время: современная картина мира сквозь призму русской культуры» (в рамках Международного саммита языков и культур, посвященного 190-летию Льва Толстого), а также выступила на пленарном заседании на Форуме учителей русского языка и литературы «Система филологического образования в Республике Татарстан: опыт, практика и основные направления развития».
Среди актуальных проблем и перспектив филологического образования, которые озвучил И. Г. Хадиуллин, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, рассматривались вопросы введения нового курса русского родного языка ( http://mon.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1337493.htm) Об принципах отбора содержания, традициях и инновациях в преподавании курса говорила И.Н. Добротина.
Встреча с директором Высшей школы русской и зарубежной филологии им. Льва Толстого Казанского федерального университета, Р.Ф. Мухаметшиной, позволила обсудить перспективы сотрудничества.
11-14 ноября 2018 года Старший научный сотрудник центра филологического образования Критарова Жанна Николаевна приняла участие в Международной научно-практической конференции "Творчество Чингиза Айтматова в контексте традиций Востока-Запада", прошедшей в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета. В работе конференции принимали участие ученые тюркоязычного мира. Критарова Ж.Н. выступила по теме "Творчество Ч. Айтматова в аспекте диалога культур".
1 ноября 2018 года научный сотрудник центра филологического образования Ускова Ирина Владимировна была приглашена для работы в составе жюри II Региональной научно-практической конференции учащихся 5-11 классов «Лингвистическое пространство современных школьников», в которой приняли участие обучающиеся Москвы и Московской области.
Учредителями II Региональной научно-практической конференции выступили Ассоциация педагогов Московской области «Учителя русского языка и литературы», Управление образования Администрации городского округа Домодедово, МАУ ДПО «Центр развития образования», Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовский лицей №3 им. Героя Советского Союза Ю. П. Максимова при поддержке Московского государственного областного университета.
Работа конференции проходила по четырём тематическим направлениям: «Лингвистика и интернет», «Лингвистика и история», «Лингвистика и литература» и «Лингвистическая мозаика». На секциях юные лингвисты представили результаты исследовательской деятельности, осуществляемой под руководством учителей русского языка и литературы. Атмосферу настоящего праздника интеллекта и научного познания создавали заинтересованность слушателей, серьёзное обсуждение работ и умные вопросы, а также весьма строгое и компетентное жюри.
После окончания работы секций участники имели возможность познакомиться поближе, поделиться впечатлениями, ребята из других городов рассказали о своих школах и учителях. Закончился этот насыщенный событиями день подведением итогов конференции и награждением. Жюри отметило очень высокий уровень и глубину исследований работ обучающихся и выразило пожелание участникам конференции не останавливаться на достигнутом.
Все участники конференции получили сертификаты участника, авторы лучших работ – дипломы от Ассоциации педагогов Московской области «Учителя русского языка и литературы» и прекрасные книги, которые будут источником идей для новых исследований.
11-14 октября 2018 года в Уфе состоялся VI Конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», в работе которого приняли участие Александрова Ольга Макаровна, заместитель заведующего центром филологического образования, и Добротина Ирина Нургаиновна, заведующий центром филологического образования.
Сотрудники Института приняли участие в работе круглых столов по направлению «Русский язык: актуальные аспекты исследования», где шло обсуждение актуальных тем: «Проблема обновления содержания обучения русскому языку», «Актуальные проблемы языковой политики Российской Федерации» и др.
26 апреля 2018 года ведущий научный сотрудник центра филологического образования, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ Н.В. Беляева в рамках темы ГЗ провела интерактивный мастер-класс для старшеклассников и учителей-словесников «Итоговое сочинение: секрет успеха», где школьники тренировались в предупреждении типичных ошибок в содержании, структуре и речевом оформлении итогового сочинения.
В работе мастер-класса приняли участие более 40 обучающихся из Лицея № 1310, «Гимназии Петра Великого» и «Видновской гимназии», их преподаватели и работники ФГБНУ" Институт стратегии развития образования РАО".
Ссылка на видеозапись семинара на канале Института
12 марта 2018 года ведущий научный сотрудник центра филологического образования д.п.н. Н.В. Беляева в рамках выполнения государственного задания на 2017 – 2019 годы (№ 27.6122.2017/БЧ) провела семинар для учителей русского языка и литературы города Ярославля, преподавателей и студентов филологического факультета Ярославского государственного педагогического университета. На семинаре обсуждалась актуальная проблема современного образования "Итоговое сочинение: профилактика ошибок" и были предложены эффективные способы повышения результатов этой формы итоговой аттестации.
Научные публикации лаборатории
Результаты исследований лаборатории филологического образования отражены в многочисленных публикациях, среди которых научные монографии:
- Александрова О.М., Львова С.И., Кудрявцева Т.С., Карашева Н.Б, Биболетова М.З. Содержание языкового образования в полиэтническом российском социуме / науч. редактор О.М. Александрова - М.: Экон-Информ., 2014.
- Александрова О.М., Львова С.И., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., Кудрявцева Т.С., Карашева Н.Б., Биболетова М.З., Ланин Б.А., Черкезова М.В.Закономерности становления содержания филологического образования в современном социуме / науч. редактор Александрова О.М.- М.: Экон-Информ., 2014.
- Ланин Б.А. Методика преподавания и изучения литературы: антология. - Саппоро: Центр славянских исследований Хоккайдского ун-та, 2001.
- Ланин Б.А. Методика преподавания литературы: учебная хрестоматия-практикум. - М.: ЭКСМО, 2007.
- Ланин Б.А. Литературное образование в XIX-XXI вв.: монография. - М.: ВГНА, 2005.
- Ланин Б.А., Гиллеспи Д. Русская проза в канун постмодернизма: монография. - М.: ВНГА, 2004.
- Ланин Б.А., Каидзава Х. Современная русская литература: монография. - Токио: ун-т Васеда, 2013. (на японском языке)
- Ланин Б.А., Каидзава Х. Сорокин и Пелевин: диалог отвернувшихся: монография. - Токио: ун-т Васеда, 2015. (на японском языке)
- Очерки становления и развития методик общего среднего образования. Том 1. Часть 1: Гуманитарное образование до середины ХХ века / С.И. Львова, О.М. Александрова, И.Н. Кручинина, И.П. Васильевых, М.З. Биболетова, Б.А. Ланин, В.М. Шамчикова, И.С. Артюхова, Ж.Н. Критарова/под ред. М.В. Рыжакова. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014.
Сотрудники лаборатории участвовали в разработке федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего образования 2002, 2004, 2010, 2012 гг., проектов примерных программ по русскому языку, литературе и иностранным языкам.
Научно-методические работы сотрудников лаборатории публикуются на различных языках: английском, немецком, французском, японском, корейском, сербском, польском и др. Они выходят в свет в различных странах: Великобритания, США, Франция, Германия, Польша, Япония, Корея, Новая Зеландия, Бельгия, Украина, Румыния, Узбекистан и др.
Среди сотрудников лаборатории члены Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по литературе - и русскому языку, группы разработчиков материалов для итогового сочинения, члены жюри заключительного этапа и ЦПМК по разработке заданий для Всероссийских олимпиад школьников по русскому языку и литературе, иностранному языку.
Осуществляя высокую просветительскую миссию, сотрудники лаборатории регулярно выступают с рассказами о своей научной деятельности в отечественных медиа: на ТВ («Культура», ТВЦ, «Просвещение», «Диалог-ТВ», «Мир» и др.) и радиостанциях («Голос России», «Россия: Культура», «Маяк», «Эхо Москвы», «Свобода», «Русская служба новостей», «Вести FM», «Бизнес FM» и др.)
Методические идеи модернизации филологического образования воплотились в разработанных сотрудниками лаборатории учебниках и учебных пособиях,вошедших в практику преподавания российских школ:
Александрова, О.М. Русский язык. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Учебники для общеобразовательных учреждений/Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Заговорская и др.- М.: Просвещение, 2011- 2015.
Александрова О.М. Русский язык. 8, 9 класс: учебники для общеобразоват. организаций/ Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.; науч. Ред. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2014.
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5- 11 классы: учебники для общеобразоват. организаций./С.И. Львова, В.В. Львов. -М.: Мнемозина, 2008-2014.
Гостева Ю.Н. Русский язык. 5, 6, 7 классы: учебники для общеобразовательных учреждений/ Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др.; науч. ред. Е.А.Быстрова.- М.: ООО «Русское слово -учебник», 2011- 2015 гг.
Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Литература. 5-11 классы: учебники для общеобразовательных организаций / под ред. Ланина Б.А. - М.: Вентана-Граф, 2006-2015.
Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н. - Английский язык: английский с удовольствием / EnjoyEnglish: учебник для 3, 4, 7, 9, 10 классов общеобраз. учрежд.- - М.: АСТ, 2015.
Самойлова Е.А. Учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений по русской литературе к УМК. 5, 10, 11 классы. /под редакцией проф. М.В.Черкезовой. -М.: Дрофа, 2013.
Критарова Ж.Н. Учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений по русской литературе к УМК. 5, 6, 11 классы. /под редакцией проф. М.В.Черкезовой. - М.: Дрофа, 2013.
Аристова М.А. Учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений по русской литературе к УМК. 8 класс. /под редакцией проф. М.В.Черкезовой. -М.: Дрофа, 2013.
Самойлова Е.А., Критарова Ж.Н. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. -Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
Беляева Н.В. Современная русская поэзия. 10 -11 классы. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011. (Элективный курс)
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся.- М.: Вербум-М, 2004. (Элективный курс)
Беляева Н.В. Литература. Рабочие программы. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В. Пособие для учителей общеобразоват. организаций.-М.: Просвещение, 2014.
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С.Ковалёва, И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева и др.; под ред. Г.С.Ковалёвой, Е.Л.Рутковской. - М.: Спб., Просвещение, 2014. + электр. опт. диск (CD - ROM). - (ФГОС: оценка образовательных достижений).
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Варианты 1, 2. - М.: Спб., Просвещение, 2013.
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Варианты 3, 4 - М.: Спб., Просвещение, 2013.
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С.Ковалёва, И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, М.Ю.Демидова, Л.Ф.Иванова, Л.О.Рослова, Е.Л.Рутковская, Л.А.Рябинина, Т.Ю.Чабан.; под ред. Г.С.Ковалёвой , Е.Л.Рутковской. -М.: Спб., Просвещение, 2014. + 1 электрон. опт. диск (CD -ROM). - (ФГОС: оценка образовательных достижений).
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Варианты 1, 2. -М.: Спб., Просвещение, 2014.
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Варианты 3, 4. - М.: Спб., Просвещение, 2014.
Васильевых - И.П., Гостева Ю.Н. Культура речи. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс. - М.: Издательство -«Экзамен-», 2012.
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Культура речи. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс. - М.: Издательство -«Экзамен-», 2012.
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку. / И.П. Цыбулько, Е.В. Бузина, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, С.Л. Иванов. - М.: ФИПИ МО РФ, 2015. - http://www.fipi.ru/sites/def-ult/files/document/1440157880/metod-rek_russkiy_y-zyk_2016.pdf
Добротина - И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9-ом классах : пособие для учителей общеобразовательных организаций (ФГОС) /И.Г. Добротина. - М.: Просвещение, 2014.
Добротина, И.Г. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие / И.Г. Добротина, Н.А. Заграничная. - Москва: Интеллект-Центр, 2013.
Добротина, И.Г. Русский язык. 5 класс. Портфель моих достижений / И.Г.Добротина, С.В.Коптелова. -М.: Просвещение, 2015.
Ланин Б.А., Стрижекурова Ж.И. Русское зарубежье: новое открытие классики. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008.
Ланин Б.А., Шамчикова В.М., Бердышева Л.Р. и др. Современная русская литература/ под ред. проф. Б.А. Ланина. М.: Вентана-Граф, 2005.
Шамчикова В.М.Зарубежная литература. 9 класс. Учебное пособие. - М.: «Мнемозина», 2011.
Шамчикова В.М.Над раскрытой книгой. Произведения литературы для чтения и бесед. 5 класс. 3 изд.- М. Мнемозина, Московский учебник -2004.