На главную
  • ОБ ИНСТИТУТЕ
      • Back
      • История
      • Общая информация
      • Дирекция
      • Официальная информация
      • Сведения об образовательной организации
          • Back
          • Основные сведения
          • Структура и органы управления образовательной организацией
          • Документы
          • Образование
          • Образовательные стандарты
          • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
          • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
          • Стипендии и иные виды материальной поддержки
          • Платные образовательные услуги
          • Финансово-хозяйственная деятельность
          • Вакантные места для приема (перевода)
          • О заключенных и планируемых к заключению договорах с иностранными и (или) международными организациями по вопросам образования и науки
      • Наши достижения
      • СМИ о нас
  • НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
      • Back
      • Ученый совет института
      • Научные советы РАО
      • Научные школы
          • Back
          • Электронная библиотека Научной школы Л.И. Новиковой
      • Научные подразделения
  • АСПИРАНТУРА ДОКТОРАНТУРА
      • Back
      • Управление подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации
      • Диссертационные советы
      • Аспирантура
      • Докторантура
      • Прикрепление для подготовки диссертаций
      • Научная стажировка
      • Кафедра по глобальному образованию
      • История подготовки научных кадров
      • Прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов
  • ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
      • Back
      • Дополнительное профессиональное образование
  • ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТА
      • Back
      • Журнал "Отечественная и зарубежная педагогика"
      • Научные издания
      • Материалы конференций
  • СОТРУДНИЧЕСТВО
      • Back
      • Научные партнёры
      • Инновационная деятельность
      • Экспериментальные площадки
      • Международное сотрудничество
  • Ученый совет института
  • Научные советы РАО
  • Научные школы
    • Электронная библиотека Научной школы Л.И. Новиковой
  • Научные подразделения
  • Печатать
  • Рекомендовать

Научный совет по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании

alt

Председатель Совета - д-р филос. н., профессор, Главный редактор журнала «Вопросы философии» Борис Исаевич Пружинин

Деятельность Научного совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании, созданного усилиями академика РАО В. В. Краевского, направлена прежде всего на разработку методологических аспектов проблематики Отделения философии образования и теоретической педагогики и реализуется в ходе координации Всероссийского методологического движения. Совет работает под эгидой Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО и на базе Института теории и истории педагогики. Такой статус Совета — в значительной мере межинституциональный (общественный) — определяет характер и конкретные цели его работы: проблематика, которая находится в центре внимания Совета, является принципиально поисковой. Совет не дублирует исследовательскую работу учреждений РАО, но ориентирован на обсуждение и методологическую проработку принципиально проблемной педагогической тематики, контуры и перспективность которой еще не ясны. 

Особенностью работы Совета является также его принципиальная организационная ориентированность на российские регионы. Методологическое обсуждение когнитивных возможностей тех или иных исследовательских подходов осуществляется, как правило, в ходе мероприятий в региональных научных и учебных учреждениях, в контексте их опыта педагогической работы и педагогических исследований — в Краснодарском, Челябинском, Уссурийском, Хабаровском и Саратовском отделениях Совета.

Тематика работы Совета менялась. Методология, как это очень точно формулировал в свое время В. В. Краевский, должна ориентировать педагогические исследования. Сегодня методология науки меняется вместе со всей современной наукой, возникают новые тенденции, открываются новые методологические перспективы. Методология педагогических исследований должна эти перспективы учитывать. Одно из важнейших направлений в методологии сегодня — культурно-исторический подход. Этот подход преодолел границы психологии и широко используется ныне не только в психологии, но и в истории, культурологии, филологии и философии. Проведенные в рамках региональных заседаний Совета обсуждения (в 2012 и 2013 гг.) показали, что он весьма эффективен в исследованиях самых различных аспектов образовательной (педагогической) деятельности.

Культурно-исторический подход не противостоит ни деятельностному, ни личностному, ни системному, ни культурологическому. Его особенность в том, что педагогическая реальность рассматривается в его рамках как знаково-символический, языково-семиотический феномен, смысловые и ценностные аспекты которого выступают на передний план.

Он акцентирует смысло-ценностные, исторически сложившиеся аспекты педагогической деятельности и потому заслуживает того, чтобы обстоятельно рассмотреть его роль и возможности в педагогическом исследовании. В рамках этой поисковой методологической задачи и развертывается ныне перспектива деятельности Совета. Планируется продолжить обсуждение методологического потенциала культурно-исторического подхода в педагогических исследованиях, конкретизировав тематику обсуждений. В качестве сквозной темы на 2014 год для всех региональных отделений заявлена тема: «Прогностический потенциал педагогических исследований: методологический анализ прогностических функций педагогического знания в контексте культурно-исторической эпистемологии». 

Речь пойдет о возможности педагогического исследования в прогнозировании ценностносмысловых сдвигов в образовательной среде и обсуждаться она будет на материале педагогических прогнозов, актуальных для образовательных практик регионов. 

Элементы не найдены
Пожалуйста нажмите здесь чтобы вернуться на предыдущую страницу

Обратная связь
Об Институте
Найти нас на карте
Copyright © 2023 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования". Все права защищены. Использование материалов сайта разрешено только при условии активной ссылки на первоисточник - сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Sun, Mar 26, 2023
Наверх

Сообщить об ошибке

Фрагмент текста с ошибкой