История

alt

   На базе Института стратегии развития образования РАО активно функционирует Научный совет по проблемам сравнительной педагогики при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. Председатель Совета – научный руководитель Института стратегии развития образования РАО, чл.-корр. РАО, д.филос.н., к.п.н., проф., руководитель кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию Института Светлана Вениаминовна Иванова. В настоящее время в состав Научного совета входит около 100 человек – это компаративисты и ученые из регионов РФ, ближнего и дальнего зарубежья, работающие в различных научных и образовательных организациях. Объединяющим началом является общность научных интересов – сравнительная педагогика. 

  Основными направлениями деятельности Научного совета по сравнительной педагогике являются: поиск путей сотрудничества исследователей-компаративистов из регионов России и других стран; координация научных компаративистских исследований; взаимодействие с международными организациями и высшими учебными учреждениями; сравнительный анализ национальных образовательных пространств на основе результатов международных исследований качества образования; сопоставительный анализ по наукометрическим показателям; рассмотрение теоретических аспектов педагогических измерений. Научные исследования в области сравнительной педагогики ведутся в рамках подготовки кандидатских и докторских диссертаций, по линии ЮНЕСКО, по нескольким темам государственного задания и по проектам РГНФ.

 По линии Научного совета организуются международные конференции, семинары, вебинары, круглые столы, посвященные современным проблемам сравнительной педагогики. Работу Совета курирует лаборатория педагогической компаративистики, непосредственно занимающийся исследованиями в области сравнительной педагогики (заведующая – д.п.н., проф. И.А. Тагунова). В рамках деятельности лаборатории осуществляются международные контакты и на заседаниях Научного совета по сравнительной педагогике приглашаются зарубежные ученые. В Институт приезжают ученые-компаративисты из различных стран мира (например, Японии, Китая, Гонконга, Италии, Франции, США, Австрии, стран СНГ и Балтии), которых интересует современное состояние системы образования в России или какие-либо исторические аспекты её развития. Активно развиваются связи со странами СНГ, особенно с Арменией, Белоруссией и Казахстаном. Председатель Научного совета по сравнительной педагогике д.филос.н., проф. С.В. Иванова является иностранным членом Академии педагогических наук Республики Казахстан.

Совет взаимодействует также с аналогичными структурами мирового уровня других стран. Д.п.н., проф. И.В. Балицкая является членом Общества по сравнительной педагогике Гонконга и Ассоциации мультикультурного образования Республики Корея.

  Важной частью деятельности Научного совета по сравнительной педагогике является исследование и обсуждение как практических, так и теоретических вопросов, связанных с проблематикой сравнительно-педагогических исследований. В научных работах рассматриваются различные аспекты развития науки и образования в зарубежных странах: подходы к разработке современных теорий обучения и воспитания, влияние идей постмодернизма на современное образование, развитие когнитивных наук и нейропедагогики, реформирование систем высшего образования и подготовка в докторантуре, модернизация педагогического образования, инновации в сфере образования, религиозное и гражданское воспитание, развитие непрерывного и профессионально образования, влияние инфокоммуникационных технологий на образовательное пространство, развитие специального и инклюзивного образования, рейтинги образования и многое другое.

  Публикуются остро актуальные статьи о современных путях развития Сравнительной педагогики:

  • Иванова С.В., Иванов О.Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики. М.: ООО "Русское слово - учебник", 158 с.

    Тагунова И.А., Сухин И.Г., Найденова Н.Н., Елкина И.М., Долгая О.И., Дудко С.А., Беляев Г.Ю. Современная педагогическая компаративистика: роль, функции и факторы развития. М.: Новое время, 2019, 208 с.

  • Дудко С.А. Особенности методологии современных сравнительно педагогических исследований в России и Франции // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 1. С. 60-71.

  • Долгая О.И. Функции сравнительной педагогики с позиции чешских компаративистов// Проблемы современного образования. – 2018. –№3. – С.101-110.

  • Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика: методологические подходы к исследованию образовательной реальности // Вестник Пятигорского государственного университета. 2018. № 1. С. 257-261.

  • Тагунова И.А., Найденова Н.Н., Сухин И.Г. Проблема интерпретации в педагогической компаративистике (междисциплинарный подход) // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Под ред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. – С. 10-18.

  • Иванова С.В. Современные направления сравнительных исследований образовательного пространства // Педагогика. – 2016. №7. С. 82-88;

  • Найденова Н.Н., Тагунова И.А. Сравнительная педагогика с позиций XXI века // Педагогика. – 2016. № 3. С.106-108;

  • Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика: теоретико-методологические подходы и методы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2015. Т.3. № 2. С. 48-55. 

Список научных публикаций Председателя Научного совета по проблемам сравнительной педагогики при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО - Светланы Вениаминовны Ивановой.

  Неоднократно переиздаётся учебник «Сравнительная педагогика» для бакалавриата и магистратуры, написанный д.п.н., академиком РАО, проф. А.Н. Джуринским. В 2015 г. вышел учебник д.п.н., проф. Л.Л. Супруновой «Сравнительная педагогика» для студентов учреждений высшего образования. 

  В ряду существующих в России методологических научных школ одно из ведущих мест занимает научная школа З.А. Мальковой Б.Л. Вульфсона «Сравнительная педагогика», которая в 2016 году в очередной раз подтвердила свой высокий научный статус, став признанной научной школой Института стратегии развития образования РАО. Коллектив исследователей научной школы состоит из нескольких поколений, продолжается подготовка молодых научных кадров, расширяется диапазон научной проблематики, публикуется значительное количество монографий, сборников трудов и научных статей. 

  События последних лет наглядно подтверждают актуальность обращения к проблемам развития стран постсоветского пространства. В течение нескольких лет научным коллективом ученых из разных городов и организаций с помощью экспертов из стран СНГ реализовывался большой проект «Образование на постсоветском пространстве: двадцать лет спустя», с идеей которого выступил четыре года назад д.п.н., академик РАО, проф. В.П. Борисенков, а руководителями проекта стали д.филос.н., чл.-корр. РАО, проф. С.В. Иванова и д.п.н. В.А. Ермоленко.

  В 2018г. в издательстве «ЛУч» коллективом из состава Научного совета и под его эгидой издана серия научных трудов в 4-х томах «Образование в странах постсоветского пространства: 25 лет поиска собственного пути» под научной редакцией члена-корр. РАО, доктора филос. наук, проф. С.В. Ивановой. В четырехтомнике рассмотрены различные аспекты становления образовательных систем постсоветского пространства. Авторами сборника являются члены научного совета по сравнительной педагогике (Иванова С.В., Елкина И.М., Бебенина Е.В., Долгая О.И., Куровская Ю.Г., Мариносян Т.Э., Найденова Н.Н.).

  В международных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMMS, PISA) Россия участвует уже двадцать лет. А на протяжении почти десяти лет под руководством к.п.н. Н.Н. Найденовой в лаборатории педагогической компаративистики исследуются теоретические аспекты педагогических измерений. Центр оценки качества образования (зав. к.п.н. Г.С. Ковалева) ведет с регионами России проект по совершенствованию функциональной грамотности школьников. Результаты в исследовании учебных достижений учащихся PISA не могут удовлетворять, и здесь имеется поле деятельности для сравнительной педагогики. Изучение причин высоких результатов в странах, их достигающих, является предметом пристального внимания компаративистов. В последние годы в сравнительных исследованиях приводятся и серьёзно анализируются результаты международных исследований. Д.п.н., проф. А.К. Кусаинов, являющийся заместителем председателя Научного совета по работе со странами СНГ и Балтии, провел анализ системы образования Казахстана в сравнении с миром, опубликовал книгу на казахском и русском языках «Качество образования в Казахстане и в мире». Д.п.н. М.В. Кларин провёл масштабное исследование инновационных моделей обучения в зарубежных странах и опубликовал в 2016 г. монографию «Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта». 

  С 6 июня 2016 г. Институт проводит ежегодную Международную научную конференцию «Образовательное пространство в информационную эпоху» (Education Environment for the Information Age, EEIA). Результатами конференций являются сборники статей на рус. яз. и электронные  издания на англ. яз., реферируемые в базе научных данных Web of science. 

  Ширится география международных научных мероприятий за рубежом, в которых члены Научного совета принимают участие со статьями и докладами на русском и английском языках: на конференциях в Австрии, Болгарии, Великобритании, Греции, Италии, Китае, Корее, Армении, Белоруссии, Казахстане, Украине.

  При поддержке Института стратегии развития образования РАО был подписан ряд соглашений с научными и образовательными организациями зарубежных стран, которые способствуют академическому обмену, совместной подготовке научных кадров, проведению международных конференций с размещением материалов в известных международных наукометрических базах данных, осуществлению совместных научных публикаций.

  Заключены соглашения о сотрудничестве со странами ближнего и дальнего зарубежья (подробнее на странице Международное сотрудничество)

  Научный совет постоянно поддерживает научные связи с зарубежными высшими учебными заведениями: Государственным университетом Миннесоты в г. Манкато (США), Академией «Д-р. Роланд» (Австрия), Университетом Сорбонна (Франция), Юго-западным университетом им. Неофита Рильского (Болгария), Педагогическим университетом провинции Хэбэй (КНР), Гродненским государственным университетом им. Янки Купала (Белоруссия), Белорусским государственным университетом, а также с университетами: Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы, Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом, Пятигорским государственным лингвистическим университетом, Сахалинским государственным университетом, Томским политехническим национальным исследовательским университетом и др.

  В работе заседаний Научного совета по сравнительной педагогике с 2016 года принимали участие зарубежные коллеги из Австрии и США. Необходимо отметить, что география сотрудничества Института постоянно расширяется, так в состав Совета в начале 2017 года вошли ученые из Болгарии, Киргизии, Беларуси и др. 

  Членами Научного совета по сравнительной педагогике защищено несколько докторских диссертаций: Бокова Т.Н. «ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ПОСТМОДЕРНИЗМА НА СТАНОВЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ШКОЛ В США», Бебенина Е.В. «МЕТОДОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЙТИНГОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА», Куровская Ю.Г. «ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНИКЕ: КОГНИТИВНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ», Короткина И.Б. «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ», Неборский Е.В. «ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ ЗА РУБЕЖОМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ». Четыре из них защищены при консультировании председателя совета С.В. Ивановой. Эти докторские исследования обогащают сравнительную педагогику современными знаниями и открывают новые направления её развития.

  Ряд ученых Научного совета по сравнительной педагогике являются членами редакционных коллегий, ведущими рубрик иностранных научных журналов (д.филос.н С.В. Иванова, д.п.н. Т.Ю. Ломакина, д.п.н. Н.Д. Никандров и др.). В журнале «Отечественная и зарубежная педагогика», издаваемом Институтом стратегии развития образования РАО, на базе которого функционирует Научный совет, постоянно публикуются авторы из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter