ГЕНЕЗИС ИДЕЙ ЧЕЛОВЕКОРАЗМЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ: НАУЧНАЯ ШКОЛА М.А. ДАНИЛОВА – Л.А. СТЕПАШКО (Руководитель: М.Н. НЕВЗОРОВ)

Основатель и руководитель научной школы:

NevzorovРуководитель Научной школы: Михаил Николаевич Невзоров, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Дальневосточного федерального университета.   

Становление Научной школы связано с именем выдающегося отечественного ученого-педагога советского периода с мировым именем (его работы переведены на 12 языков) Михаила Александровича Данилова, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента академии педагогических наук РСФСР, автора фундаментальных исследований в области дидактики и методологии педагогики (конец 40-х - начало 70-х годов ХХ века); организатора и руководителя Всесоюзного семинара по методологии педагогики и методам педагогических исследований, который работал в СССР в течение длительного исторического периода (1969-1984 годы).

Danilov

 

М.А. Данилов (1899-1973), доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР

Разносторонняя научно-педагогическая и организаторская деятельность М.А. Данилова, несмотря на идеологические барьеры советского времени, способствовала в целом выработке философско-методологической стратегии формирования оснований педагогики и построению ее базовых содержательно-структурных блоков, которые интенсивно развиваются, уточняются и дополняются в современных педагогических исследованиях: антропологические основы педагогики, личностно-ориентированный подход к педагогическим явлениям и процессам, дисциплинарная онтология как совокупность представлений о педагогическом процессе, разработка целостной дидактической системы педагогики как общей теории образования и обучения, методологические установки педагогики как фундаментальной и одновременно прикладной науки.

Многоаспектное развитие, существенное расширение обозначенной М.А. Даниловым фундаментальной проблематики научной школы дано в трудах его ученицы Лилии Анатольевны Степашко - первого исследователя биографии, жизненного мира, профессиональной деятельности своего учителя; составителя библиографического указателя его трудов.

Stepashko

Л.А. Степашко, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник науки и образования РФ (1928-2009)

Педагогические работы Л.А. Степашко (конец 80-х годов ХХ века – первое десятилетие ХХI века) отражают ее многогранную деятельность как историка-теоретика, философа и методолога педагогической науки и образования; основателя оригинального направления историко-педагогических теоретических исследований, опирающегося в процессе познания исторических объектов на междисциплинарное научное знание; разработчика целостной концепции философии образования в контексте философско-научной идеи «человекоразмерности».

Nevzorova Nevzorov Stepashko

         М.А. Невзорова, М.Н. Невзоров, Л.А. Степашко          

Теоретико-методологический потенциал ведущих идей и методологических установок научной школы конкретизирован и развернут в работах педагогов-исследователей М.А. Невзоровой, С.И. Колташ, А.Г. Кузнецовой, Н.П. Юдиной, Н.В. Семеновой, В.А. Давыденко В.А., Е.В. Елисеевой, О.В Стреловой, С.А. Золотаревой, М.Е. Фишбейна, В.А. Антюховой, Т.А. Филатовой, Т.А. Ждановой, Л.Н. Фарафоновой, А.С. Цыганковой, Д.А. Кречко, Е.А. Глущенко.

В 2000-е годы область исследований по общей педагогике, дидактике, методологии педагогики, философии образования, истории педагогики, проводимых в рамках научной школы (г. Владивосток), обогащается новым поколением исследователей.

Научный руководитель Л.А. Степашко: Македонская О.А., Лазарева И.Н.

Научный руководитель М.Н. Невзоров: Мачкарина О.Е., Павлова Н.Ю., Худолеева Е.И., Лобанова Т.Н., Шемилина Е.М., Носко И.В., Кручай Е.В., Боровкова Т.И., Бочкарева А.Г., Сорокина Н.И., Леонова Е.Н., Ни Ж.В., Черных Т.В., Кравцов В.В., Башаева Е.П., Юминов А.Н., Косолапова Ю.В..

Научный руководитель М.А. Невзорова: Петрова Г.Н., Савельева Н.Н., Казанцев В.В. Мамаева С.Н., Попова Г.Г., Туктагулова М.Н., Зачиняева Е.Ф., Юдина И.А., Лазарева И.Н.

Базовые идеи, положенные в основу деятельности Научной школы:

  • педагогический процесс - целостный процесс,
  • методология педагогики и образования (педагогическая праксиология),
  • интеллектуальное (умственное по М.А.Данилову) воспитание в процессе «учения-обучения»,
  • побуждающая функция процессов «учения-обучения».  

Основные научные результаты Школы:

- Осуществлена историко-педагогическая реконструкция ведущих идей, категорий, концепций дидактики в отечественной педагогике советского периода (20-е – 80-е годы ХХ века), представляющих в совокупности теоретико-методологическое «ядро» современной дидактики.

- Реконструировано инвариантное содержание методологических исследований, проведенных в советской педагогике 60-х- 80-х годов ХХ века, вошедших в содержательно-логическую структуру современной методологии педагогики.

- Разработана методология историко-педагогических исследований теоретического уровня познавательной деятельности в контексте современной гносеологии истории, философии науки и общенаучной методологии.

- Определены главные черты гуманитарной педагогической (образовательной) парадигмы в аспекте взаимосвязи идей гуманизации и гуманитаризации всех педагогических явлений       в процессе их исторического развития.

- Разработаны философские основания (ведущие идеи, система законов и принципов образовательной деятельности) отечественного образования как «ядерной подсистемы» складывающейся ныне в педагогике целостной картины педагогической реальности.

- Обоснованы концепции антропоориентированного педагогического процесса и человекоразмерного образования как гуманитарной реальности, нацеленной на становление целостного человека в его образовании, обучении и воспитании.

Stepashko Koltash Kraevskii

                   Л.А. Степашко, С.И. Колташ, В.В. Краевский

Основные направления научных поисков представителей Научной школы в настоящее время:

  1. Поиск философских оснований (ведущие идеи, система законов и принципов образовательной деятельности) отечественного образования как «ядерной подсистемы» складывающейся ныне в педагогике целостной картины педагогической реальности.
  2. Поиск «внедрения» методологии преобразования   общеобразовательной школы в свете идеи целостного педагогического процесса.
  3. Обогащение концепции антропоориентированного педагогического процесса и человекоразмерного образования как гуманитарной реальности, нацеленной на становление целостного человека в его образовании, обучении и воспитании.
  4. Проектирование педагогического образования, соответствующего вызовам из будущего (педагогическая магистратура), в котором акцентируются дидактические идеи: педагогического сознания, педагогического мышления, «практики» как педагогической категории.
  5. Разработка концепции педагогического проектирования (проектное сознание в образовании). Педагогическое проектирование как фундамент педагогического управления.
  6. Актуализация идеи отечественной дидактики: проектирование содержания образования в соответствии вызовам будущего «заданное есть усовершенствованное природное» (Л.А. Степашко), дихотомии учебного процесса (учения и обучения) в информационно-интеллектуально-рефлексивной среде образовательного взаимодействия.

Stepashko 85

На конференции, посвященной 85-летию со дня рождения Л.А. Степашко.22 октября 2013 г.

Научной школой ежегодно проводятся международные научно-практические конференции: «Человекоразмерное образование: проблемы педагогических практик в России и странах Азиатско-Тихоокеанского региона» (2015 г.), «Инновационные образовательные практики как средство приращения дидактических знаний» (2016 г. совместно с Институтом стратегии развития образования РАО), «Образование и педагог в условиях информационного социума: взгляд из будущего» (2016 г.), «Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и стран АТР (2017 г.).

Представители Научной школы тесно взаимодействуют с системой образования, образовательными организациями Приморского края, осуществляют научно-методическое руководство: в ВДЦ «Океан», в системе общего образования г. Владивостока (12 школ), осуществляют профессиональную переподготовку по авторской программе «Управление педагогическими проектами», Центром развития тьюторских практик ДВФУ.

С 2015 года осуществляется сотрудничество Научной школы М.А. Данилова - Л.А. Степашко с ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО". Организуется совместная исследовательская деятельность, руководство экспериментальными площадками.

31082017

Встреча директора Института стратегии развития образования С.В. Ивановой, заведующей лабораторией общих проблем дидактики И.М. Осмоловской, начальника Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока М.И. Фроловой с коллективом кафедры теории и методики профессионального образования 31 августа 2017 г.

Научно-образовательный центр ДПО ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» проводит обучение директоров школ по программе «Организация и содержание образовательного процесса в соответствии с ФГОС общего образования».

sertif

Вручение сертификатов о повышении квалификации.

 

Мероприятия научной школы

19 октября 2018 г. в г. Владивостоке состоялась научно-практическая конференция «Человекоразмерное образование: актуальные проблемы педагогических практик», посвященная педагогическому наследию М.А. Данилова, Л.А. Степашко. На пленарном заседании выступили член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Института стратегии развития образования РАО В.В. Сериков с докладом «Концепция целостного педагогического процесса М.А. Данилова как методологический регулятив исследования педагогической реальности» (дистанционно), заведующий лабораторией общих проблем дидактики, доктор педагогических наук И.М. Осмоловская с докладом «Процесс обучения в современной дидактике».

конф влад 19 10 2018

Конференция имеет большое значение для развития идей научной школы Института стратегии развития образования РАО «Генезис идей человекоразмерного образования в отечественной педагогике: взгляд в будущее», актуализации педагогического наследия М.А. Данилова, Л.А. Степашко, обсуждения актуальных проблем современной дидактики.

конф влад 19 10 2018 1

Материалы научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию М.А. Данилова, Л.А. Степашко:Человекоразмерное образование: актуальные проблемы педагогических практик.

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter