Руководитель проекта: Ломакина Татьяна Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий центром исследований непрерывного образования. Основная проблематика центра связана со средним профессиональным образованием и профессиональной подготовкой.
Значимые результаты. Концептуальные преобразования в системах общего и профессионального образования в России, происходящие в настоящий период развития, богаты появлением новых терминов и понятий, которые необходимо отобразить в понятийно-терминологических системах с целью однозначного понимания и использования их в профессиональной деятельности специалистов. Однозначная трактовка новых терминов облегчит понимание основ целостного профессионального явления и выбор оптимальных вариантов решения профессиональных задач. С этой целью было разработано Дополнение к «Энциклопедии профессионального образования» (Составители: Аксенова М.А., Ломакина Т.Ю., Яковлева М.Б. /Под науч.ред. Т.Ю. Ломакиной. – М., 2017. – 366 с.), содержащее более 200 новых современных терминов и их дефиниций, имеющих принципиальное значение для системы профессионального образования. Этому предшествовала большая работа по анализу около трех тысяч терминов с целью установления их актуальности и приведения в соответствие современному состоянию профессионального образования в нашей стране и мировой практике. Среди авторов Дополнения: сотрудники Института, члены РАО, сотрудники образовательных организаций и зарубежные коллеги из Белоруссии, Украины, Китая, Канады). Книга предназначена для широкого круга научных сотрудников, аспирантов и специалистов в области исследований проблем непрерывного профессионального образования.
В современных условиях происходит активная трансформация образовательных сетей с целью формирования целостной системы непрерывного образования, способной выявлять новое, корректировать ход и определять ориентиры дальнейшего развития. Этому способствуют инновационные процессы, связанные с диверсификацией всех сфер системы образования. Варианты возможного решения поставленных задач представлены в коллективной монографии «Инновационные модели образовательных систем в условиях преемственности непрерывного образования», где представлены структурно-функциональные модели:
модель образовательной системы центров компетенции, обеспечивающая интеграцию профессионального образования с наукой, бизнесом и производством;
модель формирования социально-ориентированной личности, основанная на разноуровневой технологии обучения в общеобразовательной школе;
модель профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, дифференцированная по видам заболеваний и возможностей студентов;
модель развития государственно-частного партнерства, ориентированная на социальное партнерство.
Монография также раскрывает новое содержание феномена преемственности в условиях развития непрерывного образования и рассчитана на научных и практических работников образования, студентов и аспирантов педагогических специальностей, органов управления образованием разного уровня.
В монографии «Формирование ресурсной модели сетевого колледжа-образовательного комплекса: теория, подходы, успешная практика» (Никитин М.В. М., 2018 г. – 309 с.) представлена ресурсная модель крупного сетевого колледжа-образовательного комплекса, которая проектирует полисубъектные схемы коммуникаций между отраслевыми кластерами бизнес-партнеров и сетевыми образовательными сообществами колледжа, введено понятие «сетевое образовательное сообщество».
Монография «Теория и практика развития исследовательских компетенций учителя» (Ломакина Т.Ю., Дзюбенко С.В. М.-СПб.: Нестор-История, 2017. — 188 с.) может оказать помощь методическим службам и учителям в конструировании индивидуального образовательного маршрута учителя с целью мотивации его на исследовательскую деятельность, так как не только раскрывает теоретические подходы и принципы моделирования этого процесса, а также показывает функции исследовательской деятельности по сферам профессиональной деятельности, структуру исследовательских компетенций и их развитие в процессе обучения и самостоятельной работы.
Современному выпускнику школы уже не достаточно просто обладать определёнными знаниями, он должен уметь организовывать свою деятельность на основе присущих ему, выработанных им методов и приемов самостоятельной работы. Рабочие программы по обучению проектной деятельности учащихся (1-4 классы, 5-11 классы) авторов С.И.Краснова и Н.В. Малышевой формируют проектное мышление, проявляющееся в умении определять проблему, находить уникальные способы её преодоления и организации воплощения идеи в жизнь.
Подготовленное учебное пособие для системы педагогического и дополнительного профессионального образования «Оценка готовности учителей к решению задач повышения уровня преемственности образования в общеобразовательном комплексе» (Афанасьева Т.П., Тюнников Ю.С.) посвящено ответу на вопрос: «Как оценить уровень готовности учителя к решению задач повышения уровня преемственности образования в общеобразовательном комплексе? В нем изложены разработанные и апробированные авторами теоретико-методологические основания, модель и инструментарий анализа и оценки готовности учителей к этой деятельности. Показаны различия между учителями в их готовности к решению задач повышения уровня преемственности образования и выделены факторы, обусловливающие эти различия.
Пособием также могут воспользоваться и учителя, стремящиеся участвовать в выявлении и решении проблем преемственности образования, имеющихся между возрастными ступенями их общеобразовательного комплекса или школы. При этом они получат возможность не только оценить свой уровень готовности к решению проблем преемственности образования, но выявить наиболее значимые факторы, препятствующие эффективному осуществлению этой деятельности, определить направления дальнейшего развития способов повышения преемственности образования.
Учебное пособие «Самооценка деятельности общеобразовательного комплекса по повышению уровня преемственности и непрерывности образования» (Л.А.Харисова, Г.П.Новикова, Е.Г.Алексеенкова, Т.М.Шукаева) призвано помочь руководителям, педагогам и воспитателям общеобразовательных комплексов, студентам педагогических вузов и колледжей, методистам системы повышения квалификации в решении проблем, связанных с развитием преемственности и непрерывности в системе общего образования, т.к. содержит теоретическое обоснование этой деятельности и предлагает подробную методику анализа и оценки деятельности образовательных комплексов по повышению преемственности.
Коллектив принял участие в 58 научных мероприятиях, из них 40 - международных.
Защищены 1 докторская и 2 кандидатские диссертации.
Опубликовано 46 научных статей, из которых: Web of Science - 5, Scopus – 1, ERIH – 1, ВАК – 15.