Руководитель проекта: Селиванова Наталия Леонидовна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий центром теории воспитания и развития личности.
В 2017-2019 гг. это основное направление работы центра стратегии и теории воспитания личности, базирующееся на научной школе Л.И. Новиковой, объединившей шесть поколений представителей этой научной школы. Столетний юбилей Л.И. Новиковой был отмечен в 2018 году международной конференцией, проведенной в нескольких регионах страны.
В области подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности Центром стратегии и теории воспитания личности разработаны теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной и профориентационной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
Также разработано примерное содержание методической подготовки студентов педагогических вузов к осуществлению воспитательной деятельности, включающее три основных блока: методики воспитания, микрометодики, микрометодики (приемы).
Это было сделано, прежде всего, на основе результатов предыдущего исследования, посвященного определению роли традиций и инноваций в современном воспитании школьников. Оно показало, что те или иные традиции, или инновации в сфере воспитания не всегда играют однозначно позитивную либо однозначно негативную роль. Также были выявлено, что сыграть свою позитивную роль они могут роль лишь при соблюдении определенных условий.
В 2018 году на основе анализа большого массива концептуальных идей и эмпирических материалов был продолжен поиск путей подготовки учителя к воспитательной деятельности в современной социальной ситуации развития детей. Это развитие происходит сегодня в пространстве больших информационных и технических возможностей и вместе с тем с высокой степенью неопределенности перспектив и последствий влияния нового содержания образования и форм учебной деятельности, интенсивных сетевых коммуникаций на развитие личности и социокультурного опыта ребенка. Высокие скорости обновления пространства воспитания не позволяют современному педагогу рассчитывать только на использование готового опыта. Поэтому изначально педагог-воспитатель должен готовиться к самостоятельным педагогическим решениям и авторскому подходу к воспитанию, к проектированию воспитательных систем.
В ходе исследования путем анализа практической воспитательной деятельности педагогов и анкетирования преподавателей вузов и педагогов в ряде регионов выявлены проблемы, мешающие эффективной воспитательной работе: размывание в профессиональном сознании педагогов смысла воспитательной деятельности, восприятие ее как чего-то «вторичного», необязательного по сравнению с процессом обучения;
доминирование мероприятийного подхода к воспитанию, который усиливает объективно существующую тенденцию к изоляции детской и молодежной субкультур от мира взрослых;
примитивизация или искажение форм воспитывающего взаимодействия педагогов и учащихся;
недостаточное внимание к формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных, политических идеалов, социокультурной идентичности детей, потенциала гражданского действия у подростков и молодежи;
невнятность целеполагания, постановка нереалистичных целей воспитания;
избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания.
Обеспечение эффективности и результативности воспитательной деятельности, как показало исследование, возможно лишь в том случае, когда удается преодолеть названные проблемы.
Это позволит предупредить риски современной социализации и воспитания детей и молодежи в образовательных организациях
Созданное коллективом учебное пособие «Теория и методика воспитания» – призвано стать практикоориентированным инструментом, способствующим возникновению воспитательной мотивации будущих педагогов и осознанной подготовке ими себя к работе в системе образования; пониманию будущими педагогами особенностей современных детей и специфики воспитательной работы. Педагог должен иметь достаточно ясное представление о тех изменениях, которые происходят в психике современных детей; об источниках и психолого-педагогических механизмах воспитательных влияний; об информационных и методических ресурсах, которыми он располагает для создания эффективной воспитательной среды.
В подготовленном пособии: представлен образ выпускника педагогического вуза, востребованного руководителями российских школ; определено и уточнено содержание основных понятий теории воспитания, необходимых для разработки содержания теоретической и методической подготовки студентов педагогических вузов к осуществлению воспитательной деятельности; изложены результаты мониторинга востребованности педагогами методик воспитания, а также передового опыта и массовой практики использования данных методик в образовательных организациях России; сформировано содержание методической подготовки студентов педагогических вузов к осуществлению воспитательной деятельности; разработана схема примерного описания методик воспитания, которые могут быть использованы в учебных пособиях для студентов педагогических вузов. Также дан анализ методик воспитания, предлагаемых современными отечественными и зарубежными исследователями.
Разработано содержание электронной библиотеки к учебному пособию «Теория и методика воспитания», включающее в себя 164 наименования.
Подготовка учебного пособия стала возможной благодаря ряду ранее изданных книг в 2017 году:
1. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография /Н.Л. Селиванова, Н.А. Баранова, М.В. Шакурова, А.Е. Баранов. М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. 192 с.;
2. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития. Монография / Под ред. Н.Л. Селивановой и П.В. Степанова. – М.: Издательский Дом «Педагогический поиск», 2017. – 108 с.
3. Социально-педагогическое конструирование опытно-экспериментальной работы в сфере воспитания. Монография/ Под ред. И.Д. Демаковой, И.Ю. Шустовой. – М.: Издательский Дом «Педагогический поиск», 2017. – 104 с.
4. Степанов П.В. Структура воспитательной деятельности педагога. – М.: АНО ИД «Педагогический поиск», 2017.
5. Конструирование воспитательной деятельности педагога: работа на результат/ Под ред. П.В. Степанова. – М.: Педагогическое общество России, 2017.
Результаты исследований обсуждались в 2017-2018 гг. на международных и всероссийских и региональных мероприятиях. Среди них: научно-методологический круглый стол-вебинар «Духовно-нравственное воспитание: понятие и проблематика в современных условиях общественного развития, перспективы духовно-нравственного воспитания в системе среднего и высшего образования»; круглый стол «Актуальные проблемы и перспективы развития теории и практики современного воспитания», организованный совместно с редакцией журнала «Педагогика»; II педагогические чтения «Воспитание! Воспитание… Воспитание?» (Диалоги с Владимиром Абрамовичем Караковским); научно-практическая конференция «Воспитание – национальный стратегический приоритет», посвященная 100-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой; научно-практическая конференция «Воспитание: инновационные ответы на современные вызовы»; международная научно-практическая конференция «Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве»; форум сельских школ и малых городов «Российское движение школьников как диалоговая площадка для решения проблем профессиональной навигации школьников в сельских территориях и малых городах»; научно-практическая конференция «Информационная безопасность и дети»; научно-практическая конференция «Современное дополнительное образование детей: вызовы и перспективы»; международный форум «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы»; интернет-конференция «Цифровое поколение. Теоретические основания и актуальные практики воспитания в условиях неопределенности».
Коллектив принял участие в 42 научных мероприятиях.
Защищено 2 докторские диссертации.
Опубликовано 46 научных статей, из которых: Web of Science - 5, Scopus – 1, ERIH – 1, ВАК – 15.