Селиванова Наталия Леонидовна
Селиванова Наталия Леонидовна - главный научный сотрудник лаборатории развития личности в системе образования, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор.
Награды
Лауреат премии Президента России в области образования (1996 г.); награждена медалью «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации (2003), медаль К.Д. Ушинского (2009 г.), Золотая медаль РАО «За достижения в науке» (2014), Благодарность Мэра Москвы (2018), Почетный работник науки и высоких технологий (2022).
Научная биография
Н.Л. Селиванова с 1974 года работает в структуре АПН СССР (впоследствии РАО). После окончания очной аспирантуры она прошла трудовой путь от младшего научного сотрудника (с 1977 г.) до руководителя (с 1993 г.) лаборатории теории воспитательных систем Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, в дальнейшем преобразованного в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО»). С 2019 г. Н.Л. Селиванова работает в должности главного научного сотрудника лаборатории развития личности в системе образования ФГБНУ «ИСРО РАО».
Н.Л. Селиванова имеет высшее образование по специальности «учитель математики». Являясь сотрудником научного учреждения, Н.Л. Селиванова совмещала свою научную деятельность с работой в школе учителем математики (школы №№ 73, 825 г. Москвы), а с 1991 по 2004 год – с работой преподавателя педагогики в школе № 825 г. Москвы. Ей присвоена высшая квалификационная категория.
В 1980 г. Н.Л. Селиванова защитила кандидатскую, а в 1997 г. – докторскую диссертацию по теме «Класс и его воспитательные функции в современной школе». В 2000 г. Н.Л. Селивановой присвоено ученое звание профессора по специальности «Общая педагогика». В 2005 году она избрана членом-корреспондентом РАО. Н.Л. Селиванова – член бюро отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, активный участник научных и научно-практических мероприятий РАО.
В настоящее время Н.Л. Селиванова возглавляет научную школу академика РАО Л.И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи». Эта научная школа известна и в России, и за рубежом. Многие представители научной школы вошли в состав сформированного в 2020 году Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, председателем которого является Н.Л. Селиванова.
Н.Л. Селиванова – один из разработчиков теории воспитательных систем, которая принята педагогами-практиками и творческие используется в деятельности образовательных учреждений, что подтверждают ставшие традиционными Всероссийские и региональные конкурсы воспитательных систем школ и внешкольных учреждений. Н.Л.Селиванова является одним из авторов и редактором книги «Воспитание… Воспитание? Воспитание!», в которой представлены результаты разработки проблемы воспитательных систем, этот научный труд был отмечен высокой наградой – присуждением премии Президента России в области образования за 1997 год.
Под руководством Н.Л. Селивановой разработаны концепции воспитательного пространства, инновационные подходы к рассмотрению развития личности как субъекта и объекта, цели и результата воспитания; проблемы методологических изменений в познании воспитания, управления процессом воспитания; взаимодействия инновационных и традиционных субъектов воспитания в системе образования; формирования личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя.
Под ее научным руководством подготовлены Концепции воспитания, Программы повышения квалификации педагогов как воспитателей. Она автор – более 300 научных, научно-методических публикаций (монографии, пособий, концепций, программ, научных статей), которые вносят существенный вклад в развитие педагогики и ее важнейшего направления – теории и практики воспитания.
Возглавляемый ею Центр теории воспитания в разные годы имел и продолжает сохранять и развивать свои опытные площадки во многих регионах страны (Москва, Тульская, Тверская, Нижегородская области, в городах Тольятти, Пермь, Йошкар-Ола, Воронеж, Новосибирск, Ульяновск и др.).
Наталия Леонидовна – активно пропагандирует результаты исследования, выступая на конференциях, семинарах (Международных, Всероссийских, региональных), в системе повышения педагогической квалификации. Участвует в разработке государственных документов в области образования (ФГОС, Стратегия воспитания и др.). Под ее руководством в 2019 году разработана «Примерная программа воспитания», утвержденная в 2020 г. ФУМО.
В 2022 году результатом выполнения под руководством Н.Л Селивановой государственного задания стала «Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования».
Важное направление научной деятельности Н.Л. Селивановой – подготовка современных кадров исследователей проблем теории и практик воспитания. Под ее руководством подготовлено и защищено 12 кандидатских и 5 докторских диссертаций по проблемам воспитания.
Н.Л. Селиванова является членом бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, диссертационных советов ИТИП РАО, АПКиППРО, МПСУ; главный редактор журнала «Вопросы воспитания» (2009-2014), член редколлегий журналов «Классный руководитель»; «Вестник РГНФ»; «Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование».
Член редакционного совета журналов, "Сибирский педагогический журнал», «Инновации в образовании», «Отечественная и зарубежная педагогика».
С 2016 года – председатель Диссертационного Совета ФГБНУ ИСРО РАО.
Н.Л. Селиванова является признанным экспертом в сфере образования. Участвует в экспертизе проектов РФФИ, РНФ, Фонда Президентских грантов. Неоднократно выступала экспертом проектов по направлению «Общественные и гуманитарные науки» при Совете по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке научных школ Российской Федерации; проектов федеральных инновационных площадок (Минпросвещения России); руководителем экспертной группы (2016, 2019, 2022 гг.) на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных организациях высшего образования, научных учреждениях и государственных научных центрах Российской Федерации («Мегагранты»), отчетов по проектам НИР РАО.
Н.Л. Селиванова оказывает поддержку различным общественным организациям. Она является экспертом Всероссийского экспертного совета «Безопасная информационная среда детства»; член Научно-методического совета Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи».
Наталия Леонидовна – ведущий ученый в области методологии, теории и практики воспитания, творческий и современный организатор исследований, авторитетный руководитель-воспитатель.
Общее количество опубликованных научных трудов и учебных изданий: 321.
Представлены работы за последние 5 лет.
Монографии
1. Воспитание в высшей школе: от теории к практике : [монография] / Н. Н. Киселев, Л. С. Пастухова, Н. Л. Селиванова [и др.]; под ред. Л. С. Пастуховой, Н. Л. Селивановой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : РГГУ, 2021. – 502 с. – ISBN 978-5-7281-3066-6. – Текст : непосредственный. (Рецензенты: Безбородов А.Б., д. ист. наук; Камалеева А.Р., д. п. н. )
2.Педагог-воспитатель и социальные вызовы образованию : [монография] / Н. Л. Селиванова [и др.] ; под ред. И. Д. Демаковой : [Электронное приложение к научно-методическому журналу «Заместитель директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе»]. – Москва : АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2019. – 98 с. – ISSN 1996-1731. – Текст : электронный. – URL: http://www.ppoisk.com/PrilogenieZDV8-2019.pdf (дата обращения: 13.11.2022).
3. Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирование будущего /О.В. Гукаленко, С.В. Иванова, Н.Л. Селиванова, В.Н. Пустовойтов// Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / под ред. Зинченко Ю.П. – Южный федеральный университет Ростов-на-Дону, 2020. – 612 с. – Режим доступа: полный текст доступен на сайте издателя.
4. Selivanova N. Professional Maintenance of Wellbeing Activities for Novice Teachers: Theoretical and Methodical Considerations / Natalia L. Selivanova // Developing Teacher Competences: Key Issues and Values. – Nova Science Publishers, 2020. P. 273-285. The article is performed within the State task of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, No. 073-00086-19-00 for 2019 (the project «Development of Theoretical and Methodological Basics for Preparing Future Teachers for Upbringing and Vocational Guidance in the System of General and Additional Education)
5. Школа воспитания: системное развитие : [монография] : [Электронное приложение к научно-методическому журналу «Заместитель директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе»] / Н. Л. Селиванова [и др.] / под ред. Н. Л. Селивановой. – Москва : АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2018. – 204 с. – ISSN 1996-1731. – Текст : электронный. – URL: http://www.ppoisk.com/Prilogenie-ZDV2018.pdf (дата обращения: 13.11.2022). – Режим доступа: полный текст доступен на сайте издателя. (Рецензенты: нет)
Статьи в журналах, входящих в Перечень ВАК
6. Селиванова, Н. Л. Теоретические и методические основы организации и осуществления воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования / М. В. Шакурова, Н. Л. Селиванова, Т. А. Ромм. – Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 7-21.
7. Важные приемы, чтобы сделать урок интересным и значимым для школьников / Е. В. Бебенина, В. В. Круглов, Н. Л. Селиванова [и др.]. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2022. – № 2. – 24-34.
8. Селиванова, Н. Л. Возможно ли сегодня возвращение к коллективу в воспитании / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2021. – № 6. – С. 33-38.
9. Селиванова, Н. Л. Научно-методическое обеспечение процесса воспитания в школе / Н. Л. Селиванова, И. С. Парфенова. – Текст : электронный // Education and Self Development. – 2021. – Vol. 16. – № 3. – P. 238–248. DOI: 10.26907/esd.16.3.20/ URL: https://eandsdjournal.kpfu.ru/ru/wp–content/uploads/sites/3/2021/11/ESD–163–corrected.pdf (дата обращения: 10.11.2022). – Режим доступа: полный текст доступен на сайте издателя.
10. Селиванова, Н. Л. Апробация и внедрение примерной программы воспитания / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – № 1. – Т. 2. – С. 106-114.
11. Селиванова, Н. Л. Актуальные вопросы воспитания через призму научной школы Л. И. Новиковой / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2019. – № 2. – С. 3-5.
12. Селиванова, Н. Л. Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 4. – Т.1. – С. 6-9.
13. Селиванова, Н. Л. Как обеспечить успешное развитие научной школы (обращаясь к научной школе Л. И. Новиковой) / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 4. – Т.1. – С. 10-22.
14. Селиванова, Н. Л. Нормативный образ педагога как воспитателя в современной отечественной системе образования / Н. Л. Селиванова, М. В. Шакурова, М. В. Дюжакова. – Текст : непосредственный // Известия ВГПУ. – 2018. – Т. 280. – № 3. – С. 6-14.
15. Селиванова, Н. Л. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования / Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, И. В. Степанова. – Текст : непосредственный // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2018. – Вып. 49. – С. 39-48.
16. Селиванова, Н. Л. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение / Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов. – Текст : непосредственный // Образование и саморазвитие. – 2018. – № 2. – С. 45-52.
Учебники, методические пособия
17. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / П. В. Степанов, В. В. Круглов, Н. Л. Селиванова [и др.] / под ред. П. В. Степанова. – Москва : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – 94 с. – ISBN 978–5–905736–66–7. – Текст : непосредственный. (Предназначено для учителей образовательных организаций, методистов, специалистов институтов развития образования).
18. Воспитание в современной школе: от программы к действиям : методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов [и др.] / под ред. П. В. Степанова. – Москва : АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания). – ISBN 978–5–91569–076–8. – Текст : непосредственный. (Предназначено для руководителей общеобразовательных организаций, их заместителей, школьных педагогов, методистов).
19. Методическое обеспечение системного развития школы как воспитывающей организации : научно-методическое пособие : [Электронное приложение к научно-методическому журналу «Заместитель директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе»] / Н. Л. Селиванова [и др.] / под ред. Н. Л. Селивановой. – Москва : АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2019. – 128 с. – ISSN 1996–1731. – URL: http://www.ppoisk.com/PrilogenieZDV7–2019.pdf (дата обращения 09.11.2022). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный. (Предназначено для руководителей общеобразовательных организаций, их заместителей, школьных педагогов, методистов).
Публикации в коллективных сборниках трудов, изданиях, входящих в РИНЦ
20. Селиванова, Н. Л. Изучение представлений педагога о цифровой среде школьника / Н. Л. Селиванова, И. В. Степанова, В. В. Круглов, Е. О. Черкашин. – Текст : непосредственный // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации. Материалы III международной научно-практической конференции. – Москва : ООО «Языки народов мира», 2022. – С. 237-243.
21. Селиванова, Н. Л. Деятельность классного руководителя в воспитании цифрового поколения: особенности и вызовы / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием; под редакцией З.И. Лаврентьевой. – Новосибирск : НГПУ, 2022. – С. 11-17.
22. Selivanova, N. L. Risks of Modern Digital Environment Hindering the Implementation of Upbringing Programs / N. L. Selivanova, P. V. Stepanov, V. V. Kruglov, I. S. Parfyonova. – Текст: электронный // ARPHA Proceedings 4: TSNI 2021 – Textbook: focus on students' national identity. – Moscow : ARPHA Proceedings, 2021. – P. 766-779. – URL: https:// doi: 10.3897/ap.е4.e0766 (дата обращения: 13.11.2022).
23. Selivanova, N. L. Global-cultural and national-cultural self-determination of students as a new challenge of education / I. A. Tagunova, O. I. Dolgaya, I. G. Sukhin, N. L. Selivanova. – Текст: электронный // ARPHA Proceedings 4: TSNI 2021 – Textbook: focus on students' national identity. – Moscow : ARPHA Proceedings, 2021. – P. 933-945. – URL: https:// doi: 10.3897/ap.е4.e0933 (дата обращения: 13.11.2022).
24. Селиванова, Н. Л. Кому и как может помочь современная программа воспитания / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Воспитание в эпоху цифровизации: вызовы, проблемы, решения: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (г. Иваново, 26 марта 2021 года) / [Г. В. Губа и др.]. – Москва : МБУ МЦ, 2021. – С. 9-13.
25. Selivanova, N. L. Upbringing in schools in Russia: from problems to an approximate program / N. L. Selivanova, P. V. Stepanov, I. V. Stepanova, I. S. Parfyonova. – Текст: электронный // Proceedings of the Dialogue of Cultures – Culture of Dialogue: from Conflicting to Understanding (DCCD 2020), 2020. – Vol. 95. – P.873-880. – URL: https:// doi: 10.15405/epsbs.2020.11.03.92 (дата обращения: 13.11.2022).
26. Селиванова, Н. Л. Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирование будущего / О. В. Гукаленко, С. В. Иванова, Н. Л. Селиванова, В. Н. Пустовойтов. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в современной России : стратегические ориентиры развития / под ред. Ю. П. Зинченко – Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2020. – С. 231-259.
27. Селиванова, Н. Л. Как изменяется роль классного руководителя при дистанционном обучении / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Педагогическая реальность: системность, событийность, сотрудничество: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского форума «Проблемы гуманитарных наук и образования в современной России» (г. Воронеж, 15 апреля 2020 г.) / под ред. М. В. Шакуровой. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – С. 3-9.
28. Selivanova, N. L. Hygienic evaluation of innovative educational technologies. Pedagogical aspects / N. V. Shisharina, N. A. Ivantsova, T. A. Romm, N. L. Selivanova, O. L. Podlinyaev. – Текст: электронный // Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment Conference, 2020. – P. 839-847. – URL: https:// doi:10.15405/epsbs.2020.12.04.96 (дата обращения: 13.11.2022).
29. Selivanova, N. L. Professional Maintenance of Wellbeing Activities for Novice Teachers: Theoretical and Methodical Considerations / N. L. Selivanova. – Текст: электронный // Developing Teacher Competences: Key Issues and Values. – Nova Science Publishers, 2020. – P. 273-285.
30. Selivanova, N. L. Construction of the concept of developmental pedagogical expertise of education process / N. L. Selivanova, E. V. Kiseleva, N. N. Kiselev. – Текст: электронный // EEIA 2019 – International Conference “Education Environment for the Information Age”. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, 2019. – Vol. LXIX. - P. 416-423. – URL: https:// doi: dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.48 (дата обращения: 13.11.2022).
31. Selivanova, N. L. Development of educational organization as an upbringing / N. L. Selivanova, P. V. Stepanov, I. V. Stepanova, I. S. Parfyonova, T. V. Dyachkova. – Текст: электронный // EEIA 2019 – International Conference “Education Environment for the Information Age”. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, 2019. - Vol. LXIX. - P. 734-741. – URL: https:// doi:dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.83 (дата обращения: 13.11.2022).
32. Selivanova, N. L. The normative image of the teacher as a character educator in the modern Russian education system / N. L. Selivanova, M. V. Shakurova, M. V. Dyuzhakova. – Текст: электронный // Russian Education & Society. – 2019. – Vol. 61. – № 2-3. – P. 139-156. – URL: https://doi.org/10.1080/10609393.2019.1738803 (дата обращения: 13.11.2022).
33. Selivanova, N. L. The theoretical basis for determining the potential of school pedagogical communities / N. L. Selivanova, A. V. Shcherbakov. – Текст: электронный // International Conference “The Annual International Conference on Cognitive-Social, and Behavioural Sciences – 2018”. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 2019. – Vol. LVI. – P. 226-234. – URL: https:// doi: 10.15405/epsbs.2019.02.02.26 (дата обращения: 13.11.2022).
34. Selivanova, N. L. Traditions and innovations in the sphere of upbringing: prospects and risks / P. V. Stepanov, I. V. Stepanova, V. V. Kruglov, I. S. Parfyonova. – Текст: электронный // International Conference “The Annual International Conference on Cognitive-Social, and Behavioural Sciences – 2018”. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 2019. – Vol. LVI. – P. 501-510. – URL: https:// doi: 10.15405/epsbs.2019.02.02.55 (дата обращения: 13.11.2022).
35. Селиванова, Н. Л. К построению концепции развивающей педагогической экспертизы процесса воспитания в образовательной организации / Н. Л. Селиванова, Е. В. Киселева, Н. Н. Киселев. – Текст : электронный. – Текст: электронный // Образовательное пространство в информационную эпоху: сборник научных трудов международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Ивановой. – Москва : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. – С. 280-291. URL: https://instrao.ru/images/Izdaniya/EEIA_2019.pdf (дата обращения: 13.11.2022). – Режим доступа: полный текст доступен на сайте издателя.
36. Селиванова, Н. Л. Развитие основных компонентов образовательной организации как организации воспитывающей: проблемы и возможные решения организации / Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, Т. В. Дьячкова. – Текст: электронный // Образовательное пространство в информационную эпоху: сборник научных трудов международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Ивановой. – Москва : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. – С. 292-303. URL: https://instrao.ru/images/Izdaniya/EEIA_2019.pdf (дата обращения: 13.11.2022). – Режим доступа: полный текст доступен на сайте издателя.
37. Selivanova, N. L. Potential of the school’s educational space in the teacher’s development / N. L. Selivanova, A. V. Shcherbakov. – Текст : непосредственный // EEIA 2018 – International Conference “Education Environment for the Information Age”. – Moscow : Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, 2018. – P. 661-668.
38. Selivanova, N. L. Pedagogical expert assessment of character building process / E. V. Kiseleva, N. L. Selivanova, N. N. Kiselev. – Текст: электронный // EEIA 2018 – International Conference “Education Environment for the Information Age”. – M. : Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, 2018. – P. 301-308. – URL : https://doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.35 (дата обращения: 13.11.2022).
39. Селиванова, Н. Л. Педагогическая экспертиза процесса воспитания / Е. В. Киселева, Н. Л. Селиванова, Н. Н. Киселев. – Текст : непосредственный // Образовательное пространство в информационную эпоху: сборник научных трудов международной научно-практической конференции; под ред. С. В. Ивановой. – Москва : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. – С. 211-220. – URL: https://instrao.ru/images/Izdaniya/EEIA-2018.pdf (дата обращения: 13.11.2022). – Режим доступа: полный текст доступен на сайте издателя.
40. Селиванова, Н. Л. Потенциал образовательного пространства школы в развитии педагога / Н. Л. Селиванова, А. В. Щербаков. – Текст : непосредственный // Образовательное пространство в информационную эпоху: сборник научных трудов международной научно-практической конференции; под ред. С.В. Ивановой. – Москва : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. – С.791-800. – URL: https://instrao.ru/images/Izdaniya/EEIA-2018.pdf (дата обращения: 13.11.2022). – Режим доступа: полный текст доступен на сайте издателя.
41. Селиванова, Н. Л. Воспитание как педагогическая категория / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Воспитание – стратегический национальный приоритет. В 2-х частях : материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной 100-летию со дня рождения действительного члена АПН СССР и РАО Людмилы Ивановны Новиковой (23 января 2018 года, г. Владимир); отв. ред. А. В. Гаврилин. – Владимир : ВИРО, 2018. – Ч.1. – С. 16-24.
42. Селиванова, Н. Л. Как возродить персональный корпус педагогов-воспитателей? / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Воспитание: инновационные ответы на современные вызовы: материалы всероссийской научно-практической конференции 20.02.2018; отв. ред. Л. А. Густокашина. – Пермь : АНО ДПО ОИПО, 2018. – С. 6-12.
43. Селиванова, Н. Л. Реализация программы воспитания – основа развития и обновления воспитательного процесса в образовательной организации / Н.Л. Селиванова – Текст: непосредственный // Стратегии управления современной образовательной организацией в условиях трансформации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2022. – С.9-15