История подготовки научных кадров
В Институт стратегии развития образования влились два старейших института Российской академии образования, работа по подготовке научных кадров в которых ведется с 30-40-х гг. ХХ века: Институт стратегии и теории образования РАО (ранее Институт теории и истории педагогики РАО) и Институт содержания и методов обучения РАО.
Аспирантура и докторантура Института стратегии и теории образования (ранее Институт теории и истории педагогики РАО) существует с момента его создания в 1944 году.
Среди первых аспирантов Института были Зоя Алексеевна Малькова и Захар Ильич Равкин, ставшие выдающимися учеными, имена которых известны мировому педагогическому сообществу. Академик АПН-РАО З.А. Малькова и член-корреспондент АПН-РАО З.И. Равкин всю свою жизнь связали с Институтом, стали основателями собственных научных школ: З.А. Малькова по сравнительной педагогике, З.И. Равкин - по истории педагогики. Именами этих ученых названы научные чтения и сессии, которые регулярно проводятся в рамках деятельности Российской академии образования и Института теории и истории педагогики.
Научные исследования З.А.Мальковой, основанные на глубоком изучении школы и педагогики западных стран и, прежде всего, Соединенных Штатов Америки, повлияли на то, что сравнительная педагогика стала одним из ведущих и признанных направлений общей педагогики. З.А.Малькова подготовила свыше 30 кандидатов и докторов наук - специалистов в области педагогической компаративистики. Ее научная и организационная деятельность получила международное признание: она была почетным членом международного педагогического общества Фи Дельта Каппа, Американской ассоциации преподавателей педагогики, членом Европейского общества сравнительной педагогики, почетным доктором Королевского учительского колледжа (Великобритания). В 2000 году З.А.Малькова была удостоена премии Президента РФ за цикл монографических исследований «Роль и функции сравнительной педагогики в развитии и повышении эффективности отечественного образования». Многие годы академик АПН-РАО З.А.Малькова возглавляла Институт общей педагогики (Институт теории и истории педагогики) и была прекрасным организатором науки. Среди наиболее известных работ З.А.Мальковой следует назвать: Современная школа США. - М., 1971; Школа и педагогика за рубежом. 1983; Школьные реформы в развитых странах Запада. 1992.; Сравнительная педагогика. 1996 (совместно с член-корр.РАО Б.Л.Вульфсоном).
Захар Ильич Равкин, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН-РАО, обосновал новую историческую концепцию развития отечественного историко-педагогического процесса. Им самим, или при его непосредственном участии создан ряд фундаментальных монографий, вошедших в золотой фонд историко-педагогических исследований: «Очерки по истории советской школы и педагогики.1917-1931 гг.» (1961); «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 1917-1941 гг.» (1980); «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 1941-1961 гг.» (1985); «Очерки истории педагогической науки в СССР» (1986); «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 1961-1986 гг.» (1987); «Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем», 1990.; «Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт «/ Под ред. З.И. Равкина. 1993.; «Современные проблемы истории образования и педагогической науки / под ред. З.И. Равкина. - В 3-х т. 1994; «Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект)» / Под ред. З.И. Равкина. 1995; «Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность» / Под ред. З.И. Равкина. В 2-х т. 1995; «Национальные ценности образования: история и современность» / Под ред. З.И. Равкина. 1996г. и др.
Закончил аспирантуру ИТИП и защитил в его стенах сначала кандидатскую, затем докторскую диссертацию известный ученый-педагог, ученик З.И. Равкина доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО М.В.Богуславский, который уже сам вырастил плеяду замечательных историков педагогики, кандидатов и докторов педагогических наук, и сейчас возглавляет лабораторию истории педагогики Института теории и истории педагогики и научную школу «История педагогики и образования», некоторые из монографий М.В.Богуславского: История отечественной педагогики (первая треть XX века). 2005; Подвижники и реформаторы российского образования: Историко-биографические очерки. - М.: Просвещение, 2005; Формирование ценностной ориентации личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики (конец XX - начало XXI века) / под ред. М.В. Богуславского, Т.Б. Игнатьевой. - М.: ИТИП РАО, 2005; Богуславский М.В. Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст).- М.: ИТИП РАО, 2007; Ценностные ориентации личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики (конец ХХ - начало ХХI вв.) / под ред. М.В. Богуславского. - М.: ИТИП РАО, 2007; Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки / под ред. М.В. Богуславского, Т.Б. Игнатьевой. - М.-Тверь: Золотая буква - ИТИП РАО, 2007; Богуславский М.В. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века).- М.: ИТИП РАО, 2008.
Аспирантом ИТИП был и Я.С. Турбовской, доктор педагогических наук, известный ученый в области изучения и внедрения педагогического опыта. Были аспирантами, затем докторантами ИТИП и многие известные исследователи, работающие в других городах: И.Д. Лельчицкий, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики факультета психологии и социальной работы Тверского государственного университета, действительный член Академии педагогических и социальных наук; Е.Н.Селиверстова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики Владимирского государственного университета; А.И.Уман, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики Орловского государственного университета; Е.О.Иванова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Ярославского государственного педагогического университета и многие другие. Аспиранты и докторанты Института, став кандидатами и докторами педагогических наук, возглавляют факультеты, кафедры в различных институтах и университетах, готовят собственных учеников.
Всего за прошедшие годы в аспирантуре Института теории и истории педагогики подготовлено более 400 аспирантов. Только с 1970 по 2012 гг. подготовлено 310 аспирантов, большинство из которых защитили кандидатские диссертации. В целевой аспирантуре Института обучались будущие специалисты из различных российских городов и многих республик Советского Союза: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Грузии, Украины, Таджикистана, Азербайджана. В разные годы обучались и специалисты зарубежных стран: Болгарии, Вьетнама, Сирии, Китая, Тайваня, Афганистана.
Наибольшее число поступающих в аспирантуру приходится на начало 70-х годов ( в 1972 год принято 27 человек, 1973 -24 человека) и с середины 80-х до середины 90-х, когда конкурс среди поступающих составлял несколько человек на одно место.
Помимо аспирантов на базе института все эти годы проходят научно-исследовательскую подготовку и многочисленные соискатели и стажеры. Их, как правило, в год насчитывается 20-30 человек.
Со всеми категориями обучающихся работали и работают известные в своих направлениях ученые педагоги, доктора и кандидаты педагогических наук, члены-корреспонденты и академики АПН-РАО: Скаткин М.Н., Гмурман, Лернер И.Я., Равкин З.И., Пискунов А.И., Краевский В.В., Новиков А.М., Малькова З.А., Новикова Л.И., Салимова К.И., Вульфсон Б.Л., Гершунский Б.С., Додонов В.И., Зорина Л.Я., Егоров С.Ф., Полонский В.М. и др. В настоящее время активно работают с аспирантами, докторантами, стажерами и соискателями высококвалифицированные сотрудники Института: директор Института д.филос.н., проф. Иванова С.В., члены-корреспонденты РАО Богуславский М.В., Селиванова Н.Л., д.п.н. Осмоловская И.М., д.п.н., проф. Ломакина Т.Ю., д.п.н. Овчинников А.В.
Подготовка аспирантов в Институте содержания и методов обучения РАО проводилась еще в середине 20-х - 30-е годы, а докторантов - с середины 40-х годов.
За эти годы прошли обучение в аспирантуре и докторантуре несколько сотен человек. Это учителя-практики, преподаватели высших ученых заведений, работники органов образования, сотрудники научно-исследовательских учреждений, в том числе, сотрудники Института. Среди аспирантов и докторантов немало ученых из бывших союзных республик, стран Балтии, дальнего зарубежья.
Авторы стандартов обучения, образовательных программ, школьных и вузовских учебников, члены редколлегий методических журналов закончили аспирантуру, докторантуру Института и остались работать в нем, развивая идеи своих учителей и продолжая традиции научных школ, создавая новые. За время существования Института с молодыми учеными-исследователями работали выдающиеся деятели педагогической науки: академики РАО С.Г. Шаповаленко, П.Р. Атутов, В.С.Леднев, В.А. Поляков, Ю.И. Дик, В.Г.Разумовский, А.А. Кузнецов, И.Л. Бим, Е.С. Полат, А.А. Миролюбов, Е.А. Быстрова, Л.Н. Боголюбов, М.В. Рыжаков, С.Н. Чистякова, А.Н. Захлебный, член-корреспонденты В.М. Монахов, Н.Ф. Виноградова, Т.С.Назарова, А.Ю.Лазебникова и многие другие.
В Институте недавно возобновили свою работу старейшие в стране диссертационные советы по педагогическим специальностям.
В разные годы во главе этих советов стояли выдающиеся ученые, академики АПН-РАО, директора данных институтов. С середины 90-х годов до начала 2000-х один из диссертационных советов возглавлял Президент Российской академии образования Николай Дмитриевич Никандров.
За прошедшие годы кандидатские и докторские ученые степени получили сотни ученых, защитивших диссертации в советах этих институтов. В диссертационном совете на базе Института теории и истории педагогики с 1982 по 2015 гг. защищено 435 диссертаций, из которых 120 докторских. В диссертационных советах на базе Института содержания и методов обучения только за последние 10 лет было успешно защищено 148 диссертаций, из которых 26 - на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
Многие из тех, кто защитил диссертации в советах этих институтов, занимают посты профессоров, заведующих кафедрами, директоров институтов, министров образования. В их числе наши коллеги из бывших союзных республик и зарубежных стран - Польши, Кубы, Сирии, стран Латинской Америки, Вьетнама, Китая, Болгарии, Ирака, Афганистана, Бангладеш, Вьетнама, Никарагуа, Тайваня и др.