Издания Института
УДК 37.0
ББК 74.04
В Институте опубликовано методическое издание «Потенциал обновленного ФГОС основного общего образования: оценка и позиция педагогического сообщества», созданное в целях научно-методического сопровождения внедрения ФГОС ООО и НОО в рамках государственного задания № 073-00007-21-00 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по проекту «Обновление содержания общего образования» (руководитель проекта: чл.-корр. РАО, д.п.н., заведующий лабораторией общего социально-гуманитарного образования Института А.Ю. Лазебникова). Научный редактор: д.п.н. Ю.С. Тюнников. Авторский коллектив: к.п.н. Т.П. Афанасьева, к.п.н. Г.С. Ковалева, к.п.н. И.М. Логвинова, к.п.н. Е.Н. Молодых, д.п.н. Ю.С. Тюнников.
В книге представлены аналитические материалы серии исследований, куда входят: изучение мнения педагогического сообщества о практике внедрения и реализации ФГОС основного общего образования; оценка отношения педагогического сообщества к обновлению содержания основного общего образования, реализуемого на современном этапе развития системы образования; анализ отношения педагогического сообщества к совершенствованию системы оценки освоения ФГОС. Исследования позволяют обозначитьактуальные проблемы и первоочередные направления практической реализации обновленного ФГОС основного общего образования.
Книга носит практико-ориентированный характер, адресована специалистам в области управления системой общего образования, педагогическим работникам (директорам школ, их заместителям, методистам, учителям), преподавателям и студентам педагогических вузов, а также всем тем, кто интересуется проблемами разработки и практической реализации ФГОС основного общего образования.
Антология педагогического наследия Средних веков, Возрождения и Реформации / авт.-сост. В.В. Рыбаков, В.К. Пичугина, В.Г. Безрогов; под ред. В.В. Рыбакова, В.Г. Безрогова. – М.: Русское слово, 2021. — 576 с.
Вышел в свет второй том серии иллюстрированных антологий зарубежного педагогического наследия «Антология педагогического наследия Средних веков, Возрождения и Реформации».В антологии представлены фрагменты переводов западноевропейских сочинений IV–XVI вв. (с латинского, греческого, древнеанглийского, средневерхненемецкого языков), посвящённые воспитанию и обучению подрастающих поколений. В книгу включён
УДК 37
ББК 74.200
Книга «Россия—Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI веке» создана в рамках совместного проекта кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию Института стратегии развития образования РАО (заведующий кафедрой — чл.‑ корр. РАО, д.филос.н., проф. С. В. Иванова) и факультета наук об образовании “Джиованни Мария Бертин” Болонского университета (проф., доктор педагогики и истории педагогики Д. Кароли).
Книга посвящена исследованиям в области сравнительной педагогики и философии образования, проблемам обучения и воспитания школьников и студентов, роли педагога в развитии ребенка в различные исторические периоды в России и Италии; представлен историко‑компаративный анализ развития школьного и профессионального образования в этих странах, а также показано состояние и пути развития образования в современных условиях.
Издание включает материалы на русском, итальянском и английском языках; статьи сопровождаются аннотациями на трех языках — русском, итальянском и английском. Книга адресована представителям научного педагогического сообщества, аспирантам, преподавателям, руководителям образовательных организаций.
ISBN 978–5–905736–62–9
УДК 37.02
ББК 74.202
В методическом пособии показано, как изменяется процесс обучения в условиях усиления влияния цифровых технологий. Рассматриваются изменения, происходящие в применении традиционных методов обучения в информационно-образовательной среде (объяснение учителя, беседа, игровые, наглядные, практические методы).
Описаны методы, основанные на информационно-коммуникационных технологиях: веб-квесты, вики, применение дополненной, виртуальной реальности и т.д. Рассмотрение указанных методов осуществлено на примерах преподавания конкретных учебных предметов естественно-научного и социально-гуманитарного циклов.
Охарактеризовано смешанное обучение, технология перевернутого класса, проектное обучение в информационно-образовательной среде.
Приведены результаты эмпирического исследования предпочтений учителей в выборе методов обучения в условиях цифровой трансформации образования.
ISBN 978-5-905736-65-0
УДК 37.01
ББК 74
В методическом пособии освещены вопросы, связанные с преподаванием двух обязательных для изучения школьниками учебных предметов, — "Русский язык" и "Литература", показаны основные направления работы учителя при проектировании и проведении урока, отвечающего требованиям времени.
Методическое пособие создано в целях сопровождения Примерных рабочих программ основного общего образования по русскому языку и литературе и предназначено учителям-филологам, методистам, представителям администрации школ, студентам педагогических вузов.
ISBN 978-5-905736-59-9
УДК 37(082) ББК 74.04я43
Предназначается для преподавателей, студентов, научных работников, педагогов-практиков. Сборник отражает возможности содействия международному и межрегиональному сотрудничеству в области теории и практики обновления содержания образования в соответствии с Целью устойчивого развития 4.7 и задачами Дорожной карты Глобальной программы действий по образованию для устойчивого развития (к 2030 году). В сборнике представлены темы: Итоги Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (Берлин, 17-19 мая 2021). Дорожная карта Глобальной программы действий по образованию для устойчивого развития (2021): Задачи национальных систем образования. Учебники и учебная литература как средство достижения ЦУР 4.7. Гуманитаризация содержания общего экологического образования как основное направление обновления содержания. Интегрированные культурологические результаты образования. Культура устойчивого развития: философские, психологические, лингвистические, дидактические подходы формирования. Непрерывное «зеленое» образование: детский сад – школа - колледж – вуз – дополнительное образование детей и взрослых. Зеленый паспорт организации. «Образование для всех»: перспективные инклюзивные практики.
ISBN 978-5-00189-251-9
Материалы представлены в авторской редакции.