Научная деятельность

История

На базе Института стратегии развития образования активно функционирует Научный совет по сравнительной педагогике (далее – Совет) при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (и.о. академика-секретаря, академик РАО М.Л. Левицкий). Председатель Совета – научный руководитель Института стратегии развития образования, академик РАО, д.филос.н., к.п.н., проф., руководитель кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию Института Светлана Вениаминовна Иванова.

В настоящее время в состав Научного совета входит около 40 человек – это компаративисты и ученые из регионов РФ, ближнего и дальнего зарубежья, работающие в различных научных и образовательных организациях. Объединяющим началом является общность научных интересов – сравнительная педагогика.

Работа Совета в Институте координируется с работой кафедры ЮНЕСКО усилиями заведующей кафедры педагогики к.п.н. И.М. Елкиной, Совет также курирует лаборатория сравнительного образования и истории педагогики (заведующая – д.п.н. И.А. Тагунова). 

Совет взаимодействует также с аналогичными структурами мирового уровня других стран. Академик РАО С.В. Иванова является заместителем председателя Научного совета по развитию образования Международной ассоциации академий наук. Профессор И.В. Балицкая - член Общества по сравнительной педагогике Гонконга и Ассоциации мультикультурного образования Республики Корея.

Основными направлениями деятельности Научного совета по сравнительной педагогике являются: поиск путей сотрудничества исследователей-компаративистов из регионов России и других стран; координация научных компаративистских исследований; взаимодействие с международными организациями и университетами. Научные исследования в области сравнительной педагогики ведутся в рамках подготовки кандидатских и докторских диссертаций, по линии ЮНЕСКО, по темам государственных заданий научных организаций и университетов. Актуальной повесткой Совета является исследование и обсуждение сравнительно-педагогических исследований в разных аспектах подходы к разработке современных теорий обучения и воспитания, влияние идей постмодернизма на современное образование, развитие когнитивных наук и нейропедагогики, реформирование систем высшего образования, модернизация педагогического образования, инновации в сфере образования, гражданское воспитание, влияние инфокоммуникационных технологий на образовательное пространство, развитие специального и инклюзивного образования, рейтинги образования и многое другое.

По линии Научного совета организуются международные конференции, семинары, вебинары, круглые столы, посвященные современным проблемам сравнительной педагогики. В мероприятиях участвуют ученые-компаративисты из различных стран мира, которых интересует современное состояние системы образования в России или какие-либо исторические аспекты её развития. Активно развиваются связи со странами СНГ, особенно с Белоруссией и Узбекистаном. С 6 июня 2016 г. при активной поддержке Совета проводится ежегодная Международная научная конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху» (Education Environment for the Information Age, EEIA). Результатами конференций являются сборники трудов.

Публикуются актуальные статьи о современных путях развития сравнительной педагогики:

o   Иванова С.В., Иванов О.Б. Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства // Ценности и смыслы. 2023. № 3 (85). С. 61-73.

o   Иванова С.В., Суханова Т.В., Тагунова И.А.Школьный учебный план за рубежом: компаративный анализ // Наука и школа. 2023. № 1. С. 118-131.

o   Тагунова И.А.Междисциплинарное содержание общего образования: концептуальные подходы // Педагогика. 2023. Т. 87. № 5. С. 115-122.

o   Долгая О.И. Учебные программы общеобразовательных школ за рубежом // Школьные технологии. 2022. № 5. С. 5-13.

o   Тагунова И.А. Проблемы обновления содержания общего образования в зарубежных странах / В сборнике: Образовательное пространство в информационную эпоху. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ивановой, И.М. Елкиной. Москва, 2022. С. 169-175.

o   Демин П.Н., Елкина И.М. Современные проблемы социализации подростков и поиски путей их решения в зарубежной педагогике // Преподаватель XXI век. 2021. № 3-1. С. 133-152.

o   Тагунова И.А., Сухин И.Г., Найденова Н.Н., Елкина И.М., Долгая О.И., Дудко С.А., Беляев Г.Ю. Современная педагогическая компаративистика: роль, функции и факторы развития. М.: Новое время, 2019, 208 с.

o   Долгая О.И. Функции сравнительной педагогики с позиции чешских компаративистов// Проблемы современного образования. – 2018. –№3. – С.101-110.

o   Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика: методологические подходы к исследованию образовательной реальности // Вестник Пятигорского государственного университета. 2018. № 1. С. 257-261.

o   Тагунова И.А., Найденова Н.Н., Сухин И.Г. Проблема интерпретации в педагогической компаративистике (междисциплинарный подход) // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Под ред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. – С. 10-18.

o   Иванова С.В. Современные направления сравнительных исследований образовательного пространства // Педагогика. – 2016. №7. С. 82-88;

o   Найденова Н.Н., Тагунова И.А. Сравнительная педагогика с позиций XXI века // Педагогика. – 2016. № 3. С.106-108;

o   Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика: теоретико-методологические подходы и методы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2015. Т.3. № 2. С. 48-55. 

Неоднократно переиздаётся учебник «Сравнительная педагогика» для бакалавриата и магистратуры, написанный академиком РАО, проф. А.Н. Джуринским. В 2015 г. вышел учебник проф. Л.Л. Супруновой «Сравнительная педагогика» для студентов учреждений высшего образования. 

События последних лет наглядно подтверждают актуальность обращения к проблемам развития стран постсоветского пространства. В течение нескольких лет реализовывался большой проект, с идеей которого выступил академик РАО, проф. В.П. Борисенков. В 2018 г. в издательстве «ЛУч» коллективом из состава Научного совета и под его эгидой издана серия научных трудов в 4-х томах «Образование в странах постсоветского пространства: 25 лет поиска собственного пути» под научной редакцией академика РАО С.В. Ивановой. В четырехтомнике рассмотрены различные аспекты становления образовательных систем постсоветского пространства. Авторами являются действующие члены научного совета (Иванова С.В., Елкина И.М., Долгая О.И., Куровская Ю.Г. и др.).

В ряду существующих в России методологических научных школ одно из ведущих мест занимает научная школа З.А. Мальковой - Б.Л. Вульфсона «Сравнительная педагогика», которая в 2016 году в очередной раз подтвердила свой высокий научный статус, став признанной научной школой Института стратегии развития образования РАО.

Членами Научного совета по сравнительной педагогике в последние годы защищено несколько докторских диссертаций: Бокова Т.Н. «Влияние идей постмодернизма на становление альтернативных школ в США», Бебенина Е.В. «Методология применения рейтингов для изучения образовательного пространства», Куровская Ю.Г. «Языковая картина мира в современном учебнике: когнитивно-лингвистический подход к изучению», Короткина И.Б. «Теория и практика обучения академическому письму в зарубежных и отечественных университетах», Неборский Е.В. «Трансформация стратегий развития университетов за рубежом в условиях глобальных рисков». Четыре из них защищены при консультировании председателя совета С.В. Ивановой. Эти докторские исследования обогащают сравнительную педагогику современными знаниями и открывают новые направления её развития.

Ряд ученых Научного совета по сравнительной педагогике являются главными редакторами, членами редакционных коллегий. В журналах перечня ВАК «Отечественная и зарубежная педагогика», «Ценности и смыслы» имеются постоянные рубрики по сравнительной педагогике.


Бюро и состав Научного совета

Научный совет по сравнительной педагогике при
Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО

Председатель

Светлана Вениаминовна Иванова, член-корреспондент РАО, академик (иностранный член) АПН Республики Казахстан, д-р филос. наук, профессор, научный руководитель Института стратегии развитии образования РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию.

Заместитель Председателя

Аскарбек Кабыкенович Кусаинов, академик АПН Республики Казахстан, иностранный член РАО, доктор-инженер ФРГ, д-р пед. наук, профессор, президент АПН Республики Казахстан.

Члены бюро

1. Владимир Пантелеймонович Борисенков, академик РАО, д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии образования Факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова.

2. Ольга Владимировна Гукаленко, член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, профессор, главный научный сотрудник Института стратегии развитии образования РАО, президент Фонда "СОЗИДАНИЕ".

3. Ирина Августовна Тагунова, д-р пед. наук, заведующий лабораторией педагогической компаративистики Института стратегии развитии образования РАО.

4. Екатерина Вячеславовна Бебенина, д-р пед. наук, профессор РАО, ведущий научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развитии образования РАО.

5. Оксана Игоревна Долгая, канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО (ответственный секретарь Научного Совета по сравнительной педагогике).

6. Светлана Анатольевна Дудко, канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики Института стратегии развитии образования РАО.

7. Ирина Михайловна Ёлкина, канд. пед. наук, заместитель директора Института стратегии развитии образования РАО.

Члены совета:

8. Виктория Викторовна Аршинова, д-р психол. наук, заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ имени М.В.Ломоносова.

9. Ирина Валерьевна Балицкая, д-р пед. наук, профессор кафедры иностранного языка и страноведения Сахалинского государственного университета.

10. Ольга Сергеевна Беликова, преподаватель английского языка, колледж искусств (г. Находка).

11. Геннадий Юрьевич Беляев, канд. пед. наук.

12. Елена Викторовна Бережнова, д-р пед. наук, профессор кафедры английского языка №7 Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.

13. Татьяна Николаевна Бокова, д-р пед. наук, профессор РАО, Московский городской педагогический университет.

14. Алла Игоревна Варламова, канд. пед. наук, доцент департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве РФ.

15. Николай Егорович Воробьев, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

16. Лариса Николаевна Данилова, д-р пед. наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского.

17. Светлана Александровна Дербичева, д-р пед. наук, профессор, директор Гимназии Петра Великого.

18. Александр Наумович Джуринский, академик РАО, д-р пед. наук, профессор кафедры теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета.

19. Светлана Валерьевна Дрыга, канд. филос. наук, доцент кафедры управления в социально-экономических системах Управления дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ (филиал, г.Санкт-Петербург).

20. Елена Евгеньевна Дурнева, канд. пед. наук, начальник научно-исследовательского центра моделирования квалификаций Корпоративного университета ПАО «Татнефть».

21. Равиля Ибрагимовна Зианшина, научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развитии образования РАО.

22. Галина Анатольевна Казначеева, руководитель департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области РФ.

23. Инна Викторовна Каракчиева, ведущий специалист управления научно-исследовательских работ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

24. Михаил Владимирович Кларин, член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования Института стратегии развитии образования РАО.

25. Ирина Леонтьевна Клименко, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Иностранные языки», Московский политехнический университет.

26. Галина Сергеевна Ковалёва, канд. пед. наук, заведующий центром оценки качества образования Института стратегии развитии образования РАО.

27. Наталья Леонидовна Коршунова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии развития, Уссурийский филиал ДВФУ.

28. Ирина Эдуардовна Куликовская, д-р пед. наук, профессор, директор научно-образовательного центра духовно-нравственного воспитания Южного Федерального университета.

29. Ирина Михайловна Курдюмова, д-p пед. наук, ведущий научный сотрудник центра педагогической компаративистики Института стратегии развитии образования РАО.

30. Юлия Геннадьевна Куровская, д-р пед. наук, заместитель заведующего кафедрой по глобальному образованию Института стратегии развитии образования РАО.

31. Валерия Владимировна Лезина, д-р пед. наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания Пятигорского государственного лингвистического университета.

32. Ольга Константиновна Логвинова, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов.

33. Ольга Тимофеевна Лойко, д-р филос. наук, профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации Томского политехнического университета.

34. Татьяна Юрьевна Ломакина, д-р пед. наук, профессор, заведующий лабораторией профессионального образования Института стратегии развития образования РАО.

35. Татьяна Дмитриевна Любимова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Иностранные языки», Московский политехнический университет.

36. Наталья Вячеславовна Малкова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Иностранные языки», Московский политехнический университет.

37. Тигран Эмильевич Мариносян, канд. филос. наук, и.о. директора Института стратегии развития образования РАО.

38. Елена Федоровна Матвеева, преподаватель английского языка, Спасский педагогический колледж (Приморский край).

39. Ольга Анатольевна Машкина, канд. пед. наук, доцент кафедры китайской филологии Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В.Ломоносова.

40. Галина Анатольевна Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Дальневосточная пожарно-спасательная академия, филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

41. Владимир Афанасьевич Мясников, академик РАО, д-р пед. наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО.

42. Ирина Сергеевна Найдёнова, научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО.

43. Наталья Николаевна Найдёнова, канд. пед. наук, заместитель заведующего лабораторией педагогической компаративистики Института стратегии развития образования РАО.

44. Марина Венедиктовна Наянова, д-р экон. наук, директор «Академии для одаренных детей (Наяновой)» Самарской области.

45. Владимир Дмитриевич Нечаев, д-р полит. наук, ректор Севастопольского государственного университета.

46. Николай Дмитриевич Никандров, академик РАО, д-р пед. наук, профессор, член президиума РАО.

47. Елена Яковлевна Орехова, д-р пед. наук, профессор, Московский городской педагогический университет.

48. Михаил Павлович Пальянов, д-р пед. наук, профессор кафедры гуманитарного образования и иностранных языков Томского политехнического университета.

49. Людмила Ивановна Писарева, канд. пед. наук.

50. Виктория Константиновна Пичугина, д-р пед. наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью Института стратегии развития образования РАО.

51. Ирина Александровна Преснухина, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки», Московский политехнический университет.

52. Алиция Казимировна Савина, д-р пед. наук, профессор.

53. Ирина Ивановна Соколова, д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, г.Санкт-Петербург.

54. Галина Вениаминовна Сорина, д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

55. Евгений Николаевич Сулима, д-р филос. наук, профессор кафедры геополитики факультета глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова.

56. Людмила Леонидовна Супрунова, д-р пед. наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания Пятигорского государственного лингвистического университета.

57. Игорь Георгиевич Сухин, канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики Института стратегии развитии образования РАО.

58. Анна Петровна Суходимцева, канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО.

59. Елена Владимировна Чалая, кандидат педагогических наук, учитель английского языка, МБОУ «СОШ №28 г. Уссурийска».

60. Оксана Павловна Чигишева, канд. пед. наук, доцент, Южный федеральный университет.

61. Татьяна Дмитриевна Шапошникова, канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории педагогической компаративистики Института стратегии развитии образования РАО

Иностранные члены совета.

62. Асен Иванов Богданов, академик, председатель «Общественной академии наук, образования, культуры» (Болгария).

63. Иоаннис Вандулакис, профессор кафедры History and Philosophy of Science Studies in European Civilization Афинского Открытого университета (Греция).

64. Бистра Константинова Василева, член-корреспондент «Общественной академии наук, образования, культуры», доктор, заместитель декана факультета менеджмента Варненского экономического университета (Болгария).

65. Олег Владиславович Воскресенский, канд. пед. наук, магистр богословия (США).

66. Григорий Данилович Дмитриев, д-р пед. наук, профессор Университета Южной Джорджии (США)

67. Дорена Кароли, Alma Mater Studiorum, Болонский университет (г.Болонья, Италия).

68. Грег Кулос, Президент и директор Международной школы Cross Education (Япония).

69. Ло Синг Кай, декан факультета аспирантуры Университета образования Гонконга, Associate Vice President (GraduateStudies) & Dean of Graduate School, профессор (Гонконг, КНР).

70. Дарья Лойола, д-р наук (docteur avec mention très honorable avec les félicitations de jury àl’unanimité) (Сорбонна, Франция).

71. Абакир Мамытович Мамытов, д-р пед. наук, профессор, президент Кыргызской академии образования (Кыргызстан).

72. Чарльз Обьеро, начальник отдела зарубежных программ, Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО (Кения).

73. Геннадий Владимирович Пальчик, д-р пед. наук, профессор, председатель ВАК Республики Беларусь (Беларусь).

74. Матиас Роланд, магистр, директор Колледжа Доктора Роланда (Вена, Австрия).

75. Елизавета Санделл, доктор, Государственный университет Миннесоты (Манкато, США).

76. Светлана Сеген (Svetlana Seguin), преподаватель немецкого и французского языка коллеж им. Жан-Клода Буке  (г. Морто и г. Виллер-лё-Лак, Франция).

77. Виктор Петрович Тарантей, член-корр. БелАО, д-р пед. наук, профессор Гродненского государственного университета им. Янки Купала (Гродно, Беларусь).

78. Людмила Андреевна Худенко, д-р пед. наук, профессор, заместитель директора Национального института образования по научно-исследовательской работе (Минск, Беларусь).

79. Лидия Здравкова Цветанова-Чурукова, д-р пед. наук, Юго-западный университет им. Неофита Рильского (Болгария).

80. Стефано Цобелло, доктор Института повышения квалификации работников образования Вероны (Италия).

81. Любовь Ивановна Шумская, д-р психол. наук, профессор, начальник учебно-научного Центра системных исследований проблем молодежи экономического факультета Белорусского государственного университета (Беларусь).

Контакты 

Уважаемые коллеги!

Заявления о вступлении в члены Научного совета, а также предложения по организации деятельности Совета и информацию о проведении Вами или в Ваших образовательных организациях мероприятий по сравнительной педагогике направляйте по адресу электронной почты nssp@instrao.ru с пометкой "Ответственному секретарю НС" Оксане Игоревне Долгой.

Телефон: +7 (495) 625-05-89