Деятельность федерального учебно-методического объединения по общему образованию

12 марта 2024 года состоялось заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию, на котором были рассмотрены предлагаемые изменения в федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

На заседании были рассмотрены изменения, предлагаемые к внесению в федеральную образовательную программу начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 372, № 370, № 371 соответственно.

На заседании обсуждались изменения, вносимые в федеральные рабочие программы по учебным предметам «История», «Обществознание», «Литература», «География», «Физическая культура», «Технология», а также изменения в федеральные рабочие программы по родным языкам на всех уровнях общего образования, которые изучаются в общеобразовательных организациях и ранее не были включены в федеральные основные общеобразовательные программы.

Изменения, вносимые в программы были представлены заместителем директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Тимофеевой А.А. и начальником департамента Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Кононовым В.А.

Обсудив изменения, предлагаемые к внесению в федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования и высказав предложения и замечания, федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию приняло решение направить изменения, вносимые в программы на доработку с последующей рекомендацией об утверждении.

фумо1.png

фумо2.png


30 января 2024 года состоялось заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию, на котором были рассмотрены предлагаемые изменения в федеральные образовательные программы основного общего образования и среднего общего образования.

На заседании были рассмотрены изменения, предлагаемые к внесению в федеральную образовательную программу основного общего образования, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 № 370 и федеральную образовательную программу среднего общего образования, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 № 371, в части введения отдельной предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» и учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».

На заседании заместитель директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Тимофеева А.А. обосновала важность рассматриваемого вопроса. Изменения, вносимые в федеральные образовательные программы основного общего и среднего общего образования представили директор федерального государственного бюджетного учреждения «Центр экстренной психологической помощи МЧС России» Шойгу Ю.С. и начальник управления военного образования – заместитель начальника Главного управления кадров Минобороны России, генерал-майор      Муравлянников И.А. 

Детально обсудив изменения, предлагаемые к внесению в федеральную образовательную программу основного общего и среднего общего образования в части введения отдельной предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» и учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины», федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию приняло решение направить изменения вносимые в федеральную образовательную программу основного общего образования и федеральную образовательную программу среднего общего образования   на доработку с последующей рекомендацией об утверждении.

11.png

12.png

16 ноября 2023 года состоялась VIII Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию при участии сотрудников Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования». Конференция прошла в рамках 100 – летнего юбилейного форума - ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» с международным участием «Формирование единого образовательного пространства: задачи, решения, перспективы».

Цель конференции: обсуждение ключевых вопросов качества методического обеспечения реализации основных образовательных программ общего образования в условиях введения обновленных ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Координатор конференции: Федеральное государственного бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования» (далее – ФГБНУ «ИСРО»).

Целевая аудитория конференции: руководители и члены федерального и региональных учебно-методических объединений по общему образованию (далее – ФУМО), эксперты, представители органов исполнительной государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, сотрудники организаций, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации и обеспечивающих реализацию направлений государственной политики в сфере общего образования, сотрудники региональных институтов развития образования и повышения квалификации, административные и педагогические работники образовательных организаций.

Модератор конференции Суханова Т.В., директор ФГБНУ «ИСРО», заместитель председателя ФУМО.

Открыл конференцию председатель ФУМО Басюк В.С. В своём приветствии Виктор Стефанович подвел итоги деятельности федерального учебно-методического объединения по общему образованию за 2022 и 2023 год. Председатель ФУМО отметил, что «последние два года стали особенно насыщенными и ответственными для работы членов ФУМО. Перед членами ФУМО стояли задачи рассмотрения, проведения экспертизы и утверждения примерных рабочих программ, примерных основных образовательных программ и, наконец, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. За последние два года мы провели 11 заседаний ФУМО, на которых рассмотрели более 400 материалов.

Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию по-прежнему достойно выполняет свою роль ведущего центра экспертно-методической работы, которая объединяет с одной стороны результаты деятельности организаций разработчиков, которые создают необходимую методическую основу для деятельности, как школ, так и педагогов, с другой стороны, экспертных организаций, экспертов, участвующих в объективной, и принципиальной оценке, созданных методических продуктов».

В рамках проводимой конференции, был рассмотрен опыт работы региональных учебно-методических объединений в условиях введения обновленных ФГОС в системе формирования единого образовательного пространства современной школы. Представители региональных учебно-методических объединений, региональных учебно-методических советов, региональных министерств, руководители Институтов развития образования поделились своим опытом методического сопровождения образовательной политики региона. Обсуждалась специфика сопровождения этнорегионального компонента отдельных республик, а также вопрос преподавания родных языков и родных литератур в регионах.

Систему работы и результаты деятельности региональных учебно-методических объединений по общему образованию по внедрению обновленных ФГОС в условиях формирования единого образовательного пространства современной школы представили ректор ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» Кашаев А.А., ректор ГАУ ДПО Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» Пономарёва Н.В., ректор Соловьева И.В. и проректор Ромаева Н.Б. ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»,проректор ГБОУ ДПО «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования»Дзахоева Л.Р.

Способы обеспечения научно-методического сопровождения деятельности педагогов и руководящих работников региона, основанные на специфике области и особенностях региональной политикиПермского края в сфере образованияпредставиладиректор Института непрерывного образования ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» Черникова И.Ю.

Роль учебно-методического совета при Министерстве образовании и науки Республики Башкортостан в реализации этнорегионального компонента в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан представил начальник управления национального образования Министерства образования и науки Республики Башкортостан Кагарманов И.Ф.

Итоги мониторинга качества образования лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в части преподавания родных языков и литературы в своем выступлении осветила директор Института народов Севера ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Урун С.А.

В конференции приняли участие (очной и онлайн формате) более 400 человек из различных регионов РФ.

Ф_1.png

Ф_2.png

Ф_3.jpg

Ф_4.jpg

Ф_5.jpg

14 апреля 2023 года состоялось заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию, на котором были рассмотрены федеральные образовательные программы

На заседании были рассмотрены: федеральная образовательная программа начального общего образования; федеральная образовательная программа основного общего образования и федеральная образовательная программа среднего общего образования.

Программы представила исполняющая обязанности директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Тимофеева А.А.

После детального обсуждения, все программы были рекомендованы членами ФУМО по общему образованию к утверждению.

На заседании также рассматривался вопрос о создании при федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию рабочей группы по дошкольному образованию. Эту инициативу поддержала заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Наталья Юрьевна Костюк. В своем выступлении Наталья Юрьевна обосновала необходимость создания рабочей группы по дошкольному образованию и обозначила функции рабочей группы, куда будет входить проведение экспертизы на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования парциальных образовательных программ, которые по решению образовательной организации реализующей образовательные программы дошкольного образования, могут быть включены в часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательных отношений.

Членами ФУМО по общему образованию было принято решение создать рабочую группу федерального учебно-методического объединения по дошкольному образованию. Руководителем рабочей группы назначена Изотова Е.И., заведующая кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», заведующая лабораторией дошкольного образования федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт возрастной физиологии Российской академии образования». Заместителем рабочей группы назначена Патронова И.А., директор бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования».

 14042023_1.jpg

14042023_2.png

14042023_3.png

14042023_4.png


27 марта 2023 года в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию поступили на рассмотрение:

-федеральная образовательная программа начального общего образования

федеральная образовательная программа основного общего образования

федеральная образовательная программа среднего общего образования

14 декабря 2022 года состоялась VII Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию при участии сотрудников Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Конференция прошла в рамках Всероссийского форума «Стратегии и приоритеты государственной политики в сфере обновления содержания общего образования» (13.12.22–14.12.22). В конференции приняло участие около 1000 человек из всех регионов РФ.

Цель конференции: обсуждение ключевых вопросов качества методического обеспечения реализации основных образовательных программ общего образования в условиях введения обновленных ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Координатором конференции выступило Федеральное государственного бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО»).

Целевой аудиторией конференции стали: руководители и члены федерального и региональных учебно-методических объединений по общему образованию, эксперты, представители органов исполнительной государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, сотрудники организаций, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации и обеспечивающих реализацию направлений государственной политики в сфере общего образования, сотрудники региональных институтов развития образования и повышения квалификации, административные и педагогические работники образовательных организаций.

Открыл конференцию председатель ФУМО Басюк В.С. В своём выступлении он представил отчет о деятельности федерального учебно-методического объединения по общему образованию за 2022 год. «В этом году задачи перед ФУМО стояли широкомасштабные и ответственные, – отметил Виктор Стефанович. Было проведено 10 заседаний, принято 313 программ по различным курсам, дисциплинам (модулям) и три концепции по учебным предметам. Получили одобрение 38 примерных рабочих программ базового и углубленного уровня среднего общего образования. Эти программы по всем предметам обязательной части учебного плана, которые имеют единую структуру, и транслируют единые подходы к формированию школьного содержания. ФУМО рекомендованы к использованию учебными учреждениями федеральные основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также федеральная образовательная программа дошкольного образования и федеральные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Председатель ФУМО выделил основные направления деятельности методического объединения: «Важными перспективными и ближайшими задачами ФУМО на 2023 год является рассмотрение вопросов включения в принятые федеральные основные общеобразовательные программы федеральные рабочие программы по всем учебным предметам, которые пока ещё не вошли в ФООПы. Это большая ответственная, совместная, оперативная работа Министерства просвещения Российской Федерации, федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Российской академии образования, экспертных организаций, органов исполнительной власти регионов и конечно же региональных учебно-методических объединений». 

От Министерства просвещения Российской Федерации выступила Лагунова Л.В. – начальник отдела содержания и методов обучения в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России с докладом «Стратегические направления обновления содержания и повышения качества общего образования».

Участники конференции обсудили особенности содержания обновленных ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, актуальные вопросы их методического обеспечения и внедрения; особенности содержания и реализации образовательных программ учебных предметов предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература»; вопрос об адаптированных программах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт региональных учебно-методических объединений по общему образованию по внедрению обновленных ФГОС.

На конференции представили свои доклады члены федерального учебно-методического объединения по общему образованию и представители регионов.

Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «ИСРО РАО» Лазебникова А.Ю. В своем выступлении Анна Юрьевна рассмотрела вопрос, что меняет переход на Федеральную основную образовательную программу в содержании общего среднего образования.

Вопрос разработки адаптированных образовательных программ при проектировании единого образовательного пространства осветила на конференции директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», доктор педагогических наук, профессор РАО Соловьева Т.А.

Опыт регионов по внедрению обновленных ФГОС представили ректор Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» Кашаев А.А. и директор Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» Пономарёва Н.В.

         Следующий блок вопросов связанный с преподаванием родных языков и родных литератур открыла своим выступлением доктор филологических наук, профессор, директор ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» Маршева Л.И. В своем выступлении Лариса Ивановна представила опыт разработки и анализа примерных рабочих программ по предметным областям «Родной язык и литературное чтение» и «Родной язык и родная литература».

Подходы и учебно-методическое сопровождение в преподавание родных литератур представила в своем выступлении кандидат филологических наук, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации “Ассоциация учителей литературы и русского языка”, член ФУМО по общему образования Дудова Л.В.

Продолжила выступление по проблеме преподавания родных языков кандидат педагогических наук, научный сотрудник лаборатории филологического общего образования ФГБНУ «ИСРО РАО» Васильевых И.П. Ирина Павловна выступила с докладом «Преподавание родного языка (русского) в системе общего образования Российской Федерации».

Далее на конференции был представлен опыт регионов в преподавании родных языков и родных литератур. Его представили Акчулпанов Ю.К. – проректор по научной и инновационной работе ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан» в докладе «Организация изучения родного языка и обучения на родном языке в образовательных организациях Республики Башкортостан» (г. Уфа) и Шогенова А.Т. – заведующая лабораторией развития кабардинского языка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики (г. Нальчик) в докладе «Опыт преподавания родных языков и родных литератур в системе общего образования в Кабардино-Балкарской Республике».

14122022_7_Всероссийская_конференция_РУМО.jpg

Программа конференции

Видеозапись 

Материалы конференции

14 ноября и 21 ноября 2022 года на заседаниях федерального учебно-методического объединения по общему образованию состоялось рассмотрение федеральных основных общеобразовательных программ.

Членами федерального учебно-методического объединения по общему образованию были рассмотрены и одобрены на двух заседаниях восемь федеральных основных общеобразовательных программ. Программы были представлены представителями Министерства просвещения Российской Федерации. Федеральную основную общеобразовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования и федеральную образовательную программу дошкольного образования представил директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Костенко М.А.

Федеральные адаптированные основные общеобразовательные программы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья были представлены директором Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Фальковской Л.П. и директором ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», доктором педагогических наук Соловьевой Т.А.

По итогам заседания все восемь федеральных программ были рекомендованы к использованию в образовательном процессе.

14112022.jpg

14112022_2.jpg

14 октября 2022 года состоялось заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

  На заседании были рассмотрены и одобрены 22 примерные рабочие программы среднего общего образования базового и углубленного уровней:

  • «Физика» (базовый уровень)
  • «Физика» (углубленный уровень)
  • «География» (базовый уровень)
  • «География» (углубленный уровень)
  • «История» (базовый уровень)
  • «История» (углубленный уровень)
  • «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень)

      и 15 программ по иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).

  Одобрение также получили четыре программы по родному (чеченскому) языку и родной (чеченской) литературе.

  Все программы размещены на сайте Министерства просвещения в Реестре примерных основных общеобразовательных программ (https://fgosreestr.ru/).

29 сентября 2022 года в Министерстве просвещения Российской Федерации прошло очное заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию. На ФУМО были рассмотрены примерные рабочие программы среднего общего образования и примерные рабочие программы по адаптированной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию состоялось в здании Министерства просвещения Российской Федерации. В заседании принял участие заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Тимофеева А.А.

Члены ФУМО рассмотрели и одобрили 16 примерных рабочих программ по среднему общему образованию:

  • «Русский язык» (базовый уровень)
  • «Родной язык (русский)» (базовый уровень)
  • «Литература» (базовый уровень)
  • «Литература» (углубленный уровень)
  • «Родная литература (русская)» (базовый уровень)
  • «Обществознание» (базовый уровень)
  • «Обществознание» (базовый уровень)
  • «Математика» (базовый уровень)
  • «Математика» (углубленный уровень)
  • «Информатика» (базовый уровень)
  • «Информатика» (углубленный уровень)
  • «Химия» (базовый уровень)
  • «Химия» (углубленный уровень)
  • «Биология» (базовый уровень)
  • «Биология» (углубленный уровень)
  • «Физическая культура» (базовый уровень).

Получили одобрение 14 программ по адаптированной физической культуре дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

  Одобрены две программы курсов внеурочной деятельности («Функциональная грамотность: учимся для жизни», «Билет в будущее»). Одна программа курса внеурочной деятельности отклонена.

Все программы размещены на сайте Министерства просвещения в Реестре примерных основных общеобразовательных программ (https://fgosreestr.ru/).

15 сентября 2022 года состоялось очередное заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию в режиме заочного рассмотрения программ.

  В результате заочного рассмотрения были одобрены 107 примерных рабочих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП ООО) основного общего образования глухих обучающихся;
  • АООП ООО обучающихся с задержкой психического развития;
  • АООП ООО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • АООП ООО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
  • АООП ООО для слабовидящих обучающихся;
  • АООП ООО для обучающихся с нарушениями слуха;
  • АООП ООО для слепых обучающихся;
  • АООП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

  После доработки были одобрены восемь программ по родным языкам и родной литературе, поступившие в ФУМО:

  • «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» для 1–4 классов начального общего образования.
  • «Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан» для 5–9 классов основного общего образования.
  • «Родной (балкарский) язык» для 5–9 классов основного общего образования.
  • «Родная (балкарская) литература» для 5–9 классов основного общего образования.
  • «Родной (балкарский) язык» для 5–9 классов основного общего образования (для обучающихся, не владеющих балкарским языком).
  • «Родной (балкарский) язык» для 10–11 классов среднего общего образования
  • «Родная (балкарская) литература» для 10–11 классов среднего общего образования
  • «Родной (балкарский) язык» для 10–11 классов среднего общего образования (для обучающихся, не владеющих балкарским языком).

Все программы размещены на сайте Министерства просвещения в Реестре примерных основных общеобразовательных программ (https://fgosreestr.ru/).

1 августа и 28 августа 2022 прошли заседания ФУМО. На заседаниях были рассмотрены и утверждены примерные программы в части отдельных предметов курсов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего и среднего общего образования, программа воспитания, программы по родным языкам и родной литературе, а также программы внеурочной деятельности.

Четвертое заседание ФУМО состоялось 1 августа в режиме заочного голосования. На заседании были рассмотрены и одобрены единогласно шесть программ по родному языку (украинскому) и родной литературе (украинской) для основного общего и среднего общего образования.

На пятом заседании ФУМО, которое состоялось 25.08.2022 было рассмотрено 38 программ в части отдельных предметов курсов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего и среднего общего образования. Среди них: программы основного общего образования («Физика (углубленный уровень), «Технология»; курсы внеурочной деятельности («Проектно-исследовательская деятельность: гуманитарное направление», «Профориентация», «Основы логики и алгоритмики» для 1–4 классов, «Основы программирования» для 5–6 классов, «Основы программирования на Phyton» для 7–9 классов; программы по родным языкам и литературам.

В результате работы членов ФУМО одобрено 30 программ, 8 программ направлены на доработку.

Одобренные программы размещены на сайте Министерства просвещения в Реестре примерных основных общеобразовательных программ (https://fgosreestr.ru/).

23 июня 2022 года состоялось очередное заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию. На заседании были рассмотрены и утверждены примерные программы в части отдельных предметов курсов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего и среднего общего образования, программа воспитания, программы по родным языкам и родной литературе, а также модули программы по физической культуре.

Заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию состоялось 23 июня 2022 года в режиме видео-конференц-связи. В заседании также принял участие директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ Костенко М.А.

На заседании были рассмотрены и одобрены: программа воспитания, программа углубленного уровня по биологии для основного общего образования, а также программы по учебному курсу «Финансовая культура» для начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Традиционно рассматривались программы предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература». Получили одобрение программы по родному (татарскому языку) и родной татарской литературе, а также программы по предмету «Государственный язык Республики Татарстан – татарский язык» для начального общего и основного общего образования. Одобрена программа учебного предмета «Родная (черкесская) литература» для 10–11 классов.

Положительные отзывы и одобрения получили программы учебного предмета физическая культура модулей «Бадминтон», «Легкая атлетика», «Подвижные шахматы», «Спортивная борьба», «Триатлон», «Фитнес-аэробика», «Флорбол». Все программы будут размещены на сайте Министерства просвещения в Реестре примерных основных общеобразовательных программ (https://fgosreestr.ru/).

23062022_FUMO_Basyuk.jpg

23062022_FUMO_ISRO.jpg

23062022_FUMO_Tatarstan.jpg

23062022_FUMO_golos.jpg

23062022_FUMO_Reshetnikova.jpg

23062022_FUMO_Butkov.jpg

29 апреля 2022 года состоялось заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию. На заседании были рассмотрены и утверждены примерные программы углубленного уровня для основного общего образования, примерные программы в части отдельных предметов курсов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего и среднего общего образования.

  Заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию состоялось 29 апреля 2022 года и прошло в режиме видео-конференц-связи. На заседании приняла участие Наталья Юрьевна Костюк, заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ. В своем приветственном слове к членам ФУМО Наталья Юрьевна отметила важность работы федерального учебно-методического объединения по общему образованию по обновлению содержания формированияединого образовательного пространства на территории школ.Было отмечено, чтодеятельность ФУМО во многом определяется выполнением поручений президента в рамках государственных заданий подведомственных организаций Министерства просвещения. «Многие программы, представленные на заседании разрабатывались в рамках исполнения поручения президента и в рамках выполнения государственного задания. Среди них программы по математике и информатике углубленного уровня, а также программа учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» (для 9 класса общеобразовательных организаций)».

  На заседании были рассмотрены и одобрены программы углубленного уровня по предметам: математика, информатика и химия, разработанные коллективом авторов Института стратегии развития образования. Получили одобрение и примерные рабочие программы по вторым иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).

  Примерные программы (14 проектов) предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» получили одобрение при повторном рассмотрении после доработки.

  Отдельным вопросом повестки заседания ФУМО было рассмотрение Концепций преподавания отдельных предметов. Членами ФУМО были обсуждены и приняты: Концепция экологического образования, Концепция преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и Концепция преподавания учебного предмета «Биология».

  Также были одобрены программы в части отдельных предметов курсов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего и среднего общего образования:

  • примерная рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5–6 кл.;
  • примерная рабочая программа учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» (для 9 класса общеобразовательных организаций);
  • примерная рабочая программа курса «Севастополеведение» для 1–4 кл.;
  • примерная рабочая программа по предмету «Греческий язык (второй иностранный)» для 10–11 кл.

Принятые программы будут размещены на сайте Министерства просвещения в Реестре примерных основных общеобразовательных программ (https://fgosreestr.ru/).

29042022_FUMO.png

29042022_FUMO_3.png

29042022_FUMO_4.png

29042022_FUMO_5.png

29042022_FUMO_6.png

29042022_FUMO_golos.png

18 марта 2022 года состоялось заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию. На заседании были рассмотрены и утверждены примерная основная образовательная программа начального общего образования и примерная основная образовательная программа основного общего образования, а также другие примерные программы в части отдельных предметов курсов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию состоялось 18 марта 2022 года и прошло в режиме видео-конференц-связи. Открыл заседание председатель ФУМО Виктор Стефанович Басюк, который в очередной раз поблагодарил членов учебно-методического объединения за ответственность, профессионализм и слаженность в работе учебно-методического объединения в течение года. Председатель отметил, что «за 2021 год было рассмотрено и одобрено членами УМО 85 примерных рабочих программ начального общего, основного общего и среднего общего образования и 36 кодификаторов, распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и элементов содержания по школьным предметам. 15 программ было направлено на доработку». Были представлены перспективы и задачи работы ФУМО в предстоящем году.

В заседании приняли участие заместитель министра просвещения Российской Федерации Анастасия Владимировна Зырянова и исполняющий обязанности директора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Максим Александрович Костенко.

В своем приветственном слове к членам ФУМО Анастасия Владимировна отметила актуальность рассматриваемых на заседании программ, которые «важны для всех школ России, системы образования и всей страны», и пожелала плодотворной и конструктивной работы в заседании.

Заместитель директора по научно-образовательной деятельности Дмитрий Александрович Метелкин представил примерную основную образовательную программу начального общего образования и примерную основную образовательную программу основного общего образования. Программы получили единогласное одобрение членами ФУМО.

Также были одобрены программы в части отдельных предметов курсов, дисциплин (модулей) начального общего, основного общего и среднего общего образования:

– Примерная образовательная программа учебного предмета «Основы педагогики и психологии» для 10–11 классов общеобразовательных организаций;

– Примерная рабочая программа «Севастополеведение». «Страницы истории Юго-Западного Крыма, Севастополя с древнейших времен до начала XXI века» для 5–11 кл.;

– Примерная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для начального общего образования;

– Примерная рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для начального общего образования.

Проекты примерных адаптированных программ общего образования, разработанных в соответствии с обновленными ФГОС дошкольного образования, начального общего и основного общего образования (8 проектов), на заседании УМО представила директор федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Соловьева Татьяна Александровна. Программы прошли обсуждение и единогласное одобрение членами ФУМО.

По итогам обсуждения членов ФУМО были направлены на доработку с последующем рассмотрением на заседании УМО следующие материалы:

– Примерные программы предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» (14 проектов);

– Проект примерной образовательной программы учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5–6 кл.;

– Концепция экологического образования;

– Концепция преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

18032022_FUMO.jpg

18032022_FUMO_4.jpg

18032022_FUMO_2.jpg

17 декабря 2021 года в дистанционном режиме при участии сотрудников Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в рамках Всероссийского форума «Тенденции и векторы развития общего образования» состоялась VI Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию. В конференции приняло участие 4427 человек из 78 регионов.

Целью конференции стало обсуждение ключевых вопросов обеспечения методического сопровождения систем образования в условиях обновления содержания общего образования и введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования.

Участниками конференции стали сотрудники Министерства просвещения Российской Федерации и подведомственных организаций, руководители и члены федеральных и региональных учебно-методических объединений по общему образованию, эксперты, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, региональных институтов развития образования и повышения квалификации, административные и педагогические работники образовательныхорганизаций.

Модератором конференции выступила начальник управления научно-образовательной деятельности ФГБНУ «ИСРО РАО», кандидат педагогических наук, доцент И.М. Логвинова.

На открытии конференции с приветственным словом и докладом «Стратегические направления обновления содержания и повышения качества общего образования» выступил исполняющий обязанности директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования М.А. Костенко.

Перед участниками конференции выступил председатель ФУМО В.С. Басюк. В своем выступлении он представил основные итоги работы ФУМО за 2021 год. За данный период проведено пять заседаний ФУМО, принято к рассмотрению 101 программа, одобрены размещены в государственной информационной системе в госреестре 86 программ, одобрены 36 кодификаторов проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням образования.

Виктор Стефанович отметил, что «федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию достойно выполняет свою роль ведущего центра экспертно-методической работы, которая объединяет с одной стороны результаты деятельности организаций разработчиков, которые создают необходимую методическую основу для деятельности, как школ, так и педагогов, с другой стороны, экспертных организаций, экспертов, участвующих в объективной и принципиальной оценке, созданных методических продуктов».

В перспективах деятельности ФУМО были намечены следующие направления и мероприятия:

  • рассмотрение и обсуждение обновленных примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования;
  • научно-методическое и организационное сопровождение деятельности координационных органов обеспечивающих введение обновленных ФГОС в региональных системах образования на базе региональных УМО по общему образованию;
  • организация мониторинга готовности, как региональных систем образования, так и самих образовательных организаций к реализации обновленных стандартов совместно ФУМО и Министерства просвещения РФ и др.

В рамках конференции проведено два секционных заседания.

• На секции «Обновление содержания общего образования: введение ФГОС начального общего и основного общего образования, апробация примерных рабочих программ» были рассмотрены особенности содержания обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования, вопросы готовности для их введения в системе образования на разных уровнях, предварительные результаты апробации примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования. Участниками секции обсуждались созданные в системе образования условия для перехода на обновленные ФГОС, предложения по доработке и использованию примерных рабочих программ, выявленные по итогам апробации, а также разработанные примерные основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования.

В работе секции прозвучали доклады ведущих ученых ФГБНУ «ИСРО РАО». Виноградова Н.Ф. – заведующий лабораторией начального общего образования, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии образования в своем выступлении раскрыла проблему индивидуально-дифференцированного подхода в обучении в начальной школе как условие устранения трудностей.

Содержательные направления по совершенствованию ФГОС среднего общего образования были представлены Лобановым И.А. старшим научным сотрудником лаборатории социально-гуманитарного общего образования.

Об осуществлении мониторинга реализации ФГОС среднего общего образования образовательными организациями поделилась в своем выступлении модератор конференции, начальник управления научно-образовательной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент И.М. Логвинова.

Важным для региональных учебно-методических объединений по общему образованию стало содержательное выступление заместителя директора Академии Министерства просвещения Российской Федерации, кандидата педагогических наук, доцента И.И. Тарадановой о роле и месте методической службы в научно методическом сопровождении.

Опыт организации введения обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования в Пермском крае в работе секции представила начальник центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Института развития образования Пермского края Н.Д. Чистякова.

• На секции «Актуальные вопросы преподавания родных языков и родных литератур в школах России: опыт регионов» рассматривались особенности содержания и реализации образовательных программ по предметной области «Родной язык и родная литература», вопросы методического сопровождения их преподавания, представлен региональный опыт работы по данному направлению.

Работу секции возглавила доктор филологических наук, профессор, директор ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» Л.И. Маршева.

Проблемы учебно-методического обеспечения предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» выделила в своем выступлении кандидат филологических наук, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации “Ассоциация учителей литературы и русского языка”, член ФУМО по общему образования Л.В. Дудова.

В работе секции приняли участие сотрудники Федерального института родных языков народов Российской Федерации Д.И. Яндыбаева (магистр филологии, начальник отдела экспертизы и оценки качества) и К.А. Цырельчук (магистр теологии, ведущий специалист отдела этнокультурной специфики), которые выступили с вопросом о современной разработке учебно-методических материалов по родным языкам и представили современные форматы учебно-методической поддержки учителей родных языков и родных литератур.

Важным направлением работы секции стали доклады представителей регионов. Опыт в научно-методическом сопровождении преподавания родных языков в системе образования Республики Коми представила Г.В. Китайгородская, кандидат филологических наук, доцент, заместитель председателя регионального УМО, ректор ГОУДПО Коми «Республиканский институт развития образования».

Л.В. Вахрушева, кандидат педагогических наук, председатель научно-методического совета НИИ национального образования Удмуртской Республики, заместитель директора НИИ национального образования Удмуртской Республики в своем выступлении рассказала о научно-методическом обеспечении обучения родному (удмуртскому) языку и родной (удмуртской) литературе на уровне общего образования в Республике Удмуртия.

Опыт Республики Тыва был освещен в выступлении заведующего лабораторией тувинской филологии ГБНУ Министерства образования Республики Тыва «Институт развития национальной школы», председателя РУМО учителей тувинского языка и литературы Оюн Т.Б.

17122021_FUMO__3.jpg

17122021_FUMO__2.jpg

17122021_FUMO__1.jpg

17122021_FUMO__4.jpg

17122021_FUMO__5.jpg

17122021_FUMO__6.jpg

17122021_FUMO__7.jpg

17122021_FUMO__8.jpg

27 сентября 2021 года состоялось очередное заседание учебно-методического объединения по общему образованию, которое было посвящено рассмотрению и утверждению примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования. 28 сентября в заочном формате были рассмотрены программы по различным учебным предметам, курсам и дисциплинам.

27 сентября перед членами ФУМО и авторами-разработчиками программ выступили: председатель ФУМО Басюк Виктор Стефанович, директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Семченко Евгений Евгеньевич.

В своем выступлении Басюк Виктор Стефанович отметил, что «программы по начальному общему и основному общему образованию – это результат большой, серьезной содержательной работы Министерства просвещения и Института стратегии развития образования по исполнению принятых в мае 2021 года федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования. В разработке и доработке программ участвовали сильные коллективы ученых и учителей. Важность разработанных программ очевидна: с 1 сентября 2022 года вся страна перейдет на реализацию стандартов начального общего и основного общего образования. Поэтому важно, чтобы школы уже сейчас имели эти программы для апробации. И мнение школ для федерального учебно-методического объединения жизненно необходимо».

Директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Семченко Евгений Евгеньевич в своем выступлении выделил важность формирования единого образовательного пространства в нашей стране, которое продолжается с 2005 года и имеет в этом направлении определенные успехи. Разработка и принятие примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования становится сегодня ещё один большим шагом для формирования реального единого образовательного пространства в современной России.

Заместитель директора по научно-образовательной деятельности Дмитрий Александрович Метелкин выступил с презентацией о работе Института стратегии развития образования над разработкой примерных рабочих программ. В докладе были представлены замысел и разработанная единая структура программ, план и задачи предстоящей апробации программ в регионах. На заседании выступили авторами-разработчиками – сотрудники Института стратегии развития образования, которые представили примерные рабочие программы. Члены ФУМО рассмотрели, обсудили и утвердили примерные рабочие программы начального общего и основного общего образования. Все программы, вынесенные на обсуждение ФУМО были одобрены.

На заседании также были представлены 24 программы по родным языкам и родным литературам народов РФ. Директор ФГБУ «Федеральный Институт развития родных языков народов Российской Федерации»Маршева Лариса Ивановна представила данные программы на обсуждение членов ФУМО. После обсуждения программы были единогласно приняты.

28 сентября в заочном формате были рассмотрены и утверждены программы по следующим учебным предметам:

  • «География родного края» для основного общего образования.
  • «Литература. 5–9 классы. Углубленный уровень».
  • «Немецкий язык. Второй иностранный язык» основного общего образования.
  • «Основы неорганической химии. 7–9 классы».
  •  «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл.
  • «Основы военной подготовки» для основного общего образования.

Тринадцать программ были направлены на доработку с возможностью последующего рассмотрения на заседании ФУМО.

На заседании было поддержано предложение председателя ФУМО Басюка Виктора Стефановича о проведении Всероссийской конференции региональных учебно-методических объединений по общему образованию в декабре 2021 года.

2709202_2.jpg

2709202_3.jpg

2709202_5.jpg

2709202_8.jpg

2709202_4.jpg

2709202_11.jpg

1 июля 2021 года с участием сотрудников Института состоялось очередное заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию, на котором были рассмотрены и приняты проект программы воспитания дошкольного образования и примерные рабочие программы по различным учебным предметам, курсам и дисциплинам.

Заседание ФУМО по общему образованию проходило в очном режиме и в формате видео-конференц-связи. В зале коллегий Министерства просвещения России перед присутствующими выступил заместитель министра просвещения Российской Федерации Зырянова Анастасия Владимировна. В своей приветственной речи она поздравила новый состав членов ФУМО по общему образованию с началом работы и обозначила основные тенденции развития современного образования, связанные с реализацией образовательных стандартов. Также была отмечена большая работа ФУМО по общему образованию по рассмотрению и утверждению примерных рабочих программ за прошедший год.

  Участниками заседания были рассмотрены следующие проекты программ:

  • Примерная рабочая программа воспитания дошкольного образования;
  • Примерная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» (модуль «Гимнастика»);
  • Примерная рабочая программа по литературному чтению на родном (татарском) языке (1-4 кл.) и родной литературе (татарской) (5-9 кл.) и другие программы.

В результате рассмотрения и обсуждения членами ФУМО представленных программ было принято семь примерных рабочих программ. Две программы направлены на доработку с последующим рассмотрением на заседании ФУМО.

01072021_2.jpg

01072021_3.jpg

16 декабря 2020 года в режиме видео-конференц-связи при участии сотрудников Института состоялась V Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию.

 Целью конференции стала координация работы всей региональной сети методических объединений по вопросам сопровождения введения в широкую образовательную практику обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования, а также обмен опытом организации деятельности региональных учебно-методических объединений (УМО) по общему образованию. 

 Участниками конференции стали сотрудники Министерства просвещения РФ и подведомственных организаций, руководители и члены региональных учебно-методических объединений по общему образованию, эксперты и педагогические работники. В конференции приняли участие свыше 250 представителей из 70 регионов России.

 На пленарном заседании с приветственным словом выступил заместитель Министра просвещения РФ Виктор Стефанович Басюк, обозначивший основные направления работы федерального учебно-методического объединения (ФУМО): разработка, апробация и утверждение программы воспитания, реализация обязательной предметной области родных языков, утверждение примерных рабочих программ по родным языкам и др.

 «Решение амбициозных задач, поставленных В.В. Путиным и закрепленных указом Президента «О национальных целях Российской Федерации в период до 2030 года», не представляется возможным без модернизации процессов обучения, воспитания, без изменения подходов к организации методического сопровождения, методической поддержи как учителя, так и образовательной организации. И в этом направлении большую работу выполняют федеральное учебно-методическое объединение и региональные учебно-методические объединения по общему образованию», – подчеркнул В.С. Басюк. 

 Виктор Стефанович поблагодарил в своем выступлении педагогов всей страны, которые в короткий период времени смогли перестроить образовательный процесс под условия распространения пандемии. 

 Также на пленарном заседании с докладом «Развитие содержания начального общего, основного общего и среднего общего образования» выступил директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Е.Е. Семченко. В своем докладе Евгений Евгеньевич рассказал об анализе результатов международных исследований TIMSS, PIRLS и обозначил ключевые направления работы школ, региональных учебно-методических объединений для повышения уровня образования российских школьников.

 Основные направления и методические инструменты воспитания гармонично развитой личности с ответственной гражданской позицией представила в своем выступлении Ольга Павловна Колударова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ.

 Председатель ФУМО Ирина Дмитриевна Жданова представила отчет о деятельности федерального учебно-методического объединения за 2020 год. Особо была отмечена работа Института стратегии развития образования РАО, как площадки деятельности ФУМО.

В рамках конференции было проведено три секционных заседания: 

- Первая секция была посвящена обсуждению актуальных вопросов учебно-методического изучения предметной области «Родной язык и родная литература». Модератором секции выступила директор Института развития родных языков народов РФ Л.И. Маршева. 
- На второй секции обсуждались проблемы формирования и реализации программ воспитания в общеобразовательных организациях – от постановки задач к оценке результатов. Модератором секционного заседания была Н.В. Агре, и.о. директора ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»
- Участники третьей секции обсудили современные направления в работе с сервисами цифровой образовательной среды для педагогов, учащихся и их родителей. Модератором секции выступил заместитель директора Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ Д.А. Метелкин.

16122020ФУМО.png

16122020ФУМО2.png

РЕЗОЛЮЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

17 сентября 2020 года с участием сотрудников Института состоялось очередное заседание федерального учебно-методического объединения по общему образованию, на котором были рассмотрены и приняты проекты примерных рабочих программ по различным учебным предметам и курсам, дисциплинам.

  Заседание ФУМО по общему образованию проходило как в очном режиме, так и в формате видео-конференц-связи. В зале коллегий Министерства просвещения России перед присутствующими выступил заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Стефанович Басюк. В своей приветственной речи он поздравил членов ФУМО по общему образованию с началом нового учебного года и обозначил основные тенденции развития современного образования, связанные с реализацией образовательных стандартов и новшествами в итоговой аттестации. Им также была отмечена плодотворная работа ФУМО по общему образованию по созданию, рассмотрению и утверждению примерных рабочих программ по языкам народов России (в реестре уже размещено 103 программы).

  Участниками заседания был рассмотрен широкий спектр проектов:

  • проект примерной рабочей программы по учебному предмету «Корейский язык (второй иностранный язык)»;
  • проекты примерных программ по «Родному языку (чувашский, удмуртский, татарский» и «Родной литературе (чувашской, удмуртской и татарской)»;
  • проекты примерных рабочих программ по родным языкам и родной литературе;
  • проекты примерных рабочих программ учебного предмета «Физическая культура» (модуль «Тэг-регби» и «Хоккей») и др.

  Заместитель заведующего лабораторией филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», руководитель группы авторов программы «Родная русская литература» Ольга Макаровна Александрова представила на данном заседании проекты примерных программ по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1–4 классов начального общего образования и «Родная литература (русская)» для 5–9 классов среднего общего образования.

  В ходе обсуждения программ федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию было принято решение одобрить 15 проектов примерных рабочих программ по родным языкам и родной литературе и отправить на доработку с учетом высказанных замечаний 5 проектов примерных программ по родной литературе.

  В завершении на заседании было поддержано предложение председателя ФУМО Ирины Дмитриевны Ждановой о проведении Всероссийской конференции региональных учебно-методических объединений по общему образованию в конце ноября 2020 года.

 17092020_FUMO_1.jpg

17092020_FUMO_3.jpg

17092020_FUMO_2.jpg