Паршутина Людмила Александровна

Паршутина Людмила Александровна

  • Должность : заведующий лабораторией естественно-научного образования
  • Контактный телефон: +7(985)640-85-92
  • Адрес электронной почты: parshutinala@mail.ru
  • Ученая степень: кандидат педагогических наук.
  • Общий стаж работы: 33 года
  • Опыт работы:

    работает в ИСМО РАО, ИСРО РАО, ИСРО - с 1998 года. 
    За время работы в Институте прошла путь от младшего научного сотрудника лаборатории методики обучения биологии до старшего научного сотрудника лаборатории дидактики биологии. С 1 декабря 2022 года является заведующей лабораторией профильного образования.

  • Основные направления научной деятельности:

    в лаборатории профильного образования под руководством Л.А. Паршутиной выполняются фундаментальные и прикладные исследования в рамках проектов Государственного задания Минобразования РФ, по разработке методических пособий и образовательных программ внеурочной деятельности, регламентирующих содержание основного общего и среднего общего образования по естественнонаучным предметам.

  • Научно-организационная деятельность:

    результаты исследований по названным проблемам нашли воплощение в научных и научно-методических трудах (более 120 публикаций, Индекс Хирша - 8), в том числе: в сборнике «Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования» (изд. 2014 г. в соавторстве); в учебниках «Естествознание. Биология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования» (изд., 2019, 2020, 2022, 2023 гг.); в методических пособиях для учителя: Реализация требований ФГОС среднего общего образования. «Биология (углубленный уровень)» (2023 г. ); «Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Биология»» (2023 г.); «Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов естественно-научного блока» (2023 г.); в дидактических учебных пособиях для учащихся, в научных статьях, аналитических отчётах, в программе учебного курса «Генетика» для 10-11 классов; в федеральных общеобразовательных программах и федеральных рабочих программах по биологии (базового и углубленного уровня) среднего общего образования.Принимала участие в доработке Федерального государственного стандарта среднего общего образования (2019-2022 гг.). 
     Пропагандирует передовые педагогические идеи по актуальным вопросам методики преподавания биологии, систематически выступает на международных и всероссийских научно-методических конференциях, семинарах, вебинарах, круглых столах для учителей и методистов биологии.

  • Область научных интересов:

    область научных интересов связана с различными направлениями научно-методического обеспечения преподавания биологии в основной и средней школе. Принимала участие в теоретических и экспериментальных исследованиях по различным аспектам биологического образования в современной школе, в частности таким, как: «Обновление содержания образования и методов обучения в условиях современной информационной среды»; «Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся как направление модернизации содержания школьного естественнонаучного образования»; «Разработка (обновление) нормативных и методических материалов, определяющих содержание основных образовательных программ общего образования»; «Информационно-аналитическое, научно-методическое и экспертное сопровождение реализации концепций преподавания учебного предмета «Биология»».

  • Участие в проектах:

    имеет большой опыт в организации и руководстве экспериментальных площадок на базе общеобразовательных организаций.

  • Публикации: учебники:

    1. Естествознание. Биология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования // М. Изд-во: «Академия», 2022.- 352 с.

    Методические пособия:

    1. Естествознание. Биология. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. А. Паршутина. -М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 131 с.
    2. Естествознание. Биология. Методическое пособие для учителя: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. А. Паршутина. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 124 с.
    3. Содержание естественнонаучного образования как основа формирования метапредметных результатов: Научно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2016. – 120 с.
    4. Дидактические средства обеспечения учебно-исследовательской деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе по естественнонаучным предметам. Научно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 156 с.
    5. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы. Монография. - Издательский дом: «LAPLAMBERTAcademicPublishing», 2012. – 180 с. (11 п.л.).

    Диссертация:

    1. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы.Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Институт стратегии развития образования РАО. Москва, 2005

    Научные статьи:

    1. Методические рекомендации по организации и проведению биологического эксперимента при обучении биологии в средней школе/ Современное педагогическое образование, 2021, №8.
    2. Система домашних заданий и упражнений как средство формирования исследовательских умений при обучении биологии // Современное педагогическое образование, 2020, № 7, С. 138-144.
    3. Реализация требований ФГОС к предметным и метапредметным образовательным результатам через учебно-исследовательскую деятельность в процессе изучения биологии/ В сборнике: Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2019. С. 371 – 374.
    4. Научный метод познания на уроках биологии как качественно новый инструмент организации деятельности учеников на уроках/Современное педагогическое образование, 2019, № 8, С.98-103.
    5. Наблюдение – как один из приемов формирования научного метода познания в преподавании естественнонаучных предметов (биологии и химии) //Современное педагогическое образование. 2018. № 2. С. 25-32.
    6. Интеграция содержания и методов преподавания естественнонаучных предметов в школьном образовании/ Педагогика. 2018. № 9. С. 47-51.
    7. Развитие научного метода познания в обучении биологии: история и современность//Современное педагогическое образование. 2018. № 2. С. 17-24.
    8. Методы формирования естественнонаучной грамотности учащихся основной школы: интегральный подход//Школьные технологии. 2017, №1, С. 20-26.
    9. Ссылка на профиль: ORCID 0000-0003-4456-7888; ID РИНЦ 404989
  • Награды и благодарности:

    Почетная грамота за безупречную и эффективную работу в области науки и образования. ФБГНУ ИСРО РАО (2019 г.).
    Благодарственное письмо за высокий профессионализм, добросовестный труд, активную жизненную позицию и весомый личный вклад в развитие системы образования России. Министерство просвещения Российской федерации (2023 г.).
    Почетная грамота Министерства образования, культуры и спорта Калужской области (2020 г.); Дипломом «Лучшие люди России. Номинация – Образование» - победитель конкурса (2006 г.); Дипломом «Человек года – 2005. Номинация - Образование» - победитель конкурса (2005 г).