Касторнова Василина Анатольевна

Касторнова Василина Анатольевна

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: kastornova_vasya@mail.ru
  • Перечень преподаваемых дисциплин:

    теория и методика обучения и воспитания

  • Уровень образования:

    Череповецкий государственный педагогический институт, 1995

  • Квалификация: учитель математики и информатики
  • Ученая степень:

     кандидат педагогических наук, 1999

  • Ученое звание:

    доцент, 2001; доктор философии (PhD) в области информатизации образования, 2017

  • Сведения о повышении квалификации:

    Московский педагогический государственный университет, 1998. «Методика создания и использования прикладных программ на основе мультимедиа технологии в обучении информатике».

  • Опыт работы:

    1993 – 1995 – учитель информатики СШ № 6 г. Череповец, Вологодская область.
    1995 – 2016 – ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры прикладной информатики Череповецкого государственного университета, г. Череповец, Вологодская область.
    2000 – 2015 – ведущий научный сотрудник Института информатизации образования Российской академии образования.
    2014 – эксперт Системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения («АПИКОН»).
    2015 – 2019 – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования».
    2019 – старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
    2019 – 2023 – старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
    2023 – доцент кафедры математики и информатики Череповецкого государственного университета, г. Череповец, Вологодская область.
    2023 – старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования».
    С 2020 – секретарь совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук 33.1.002.02 (Д 008.013.04) по научной специальности 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования, информатика, уровни общего и профессионального образования) (педагогические науки) (13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования, уровни общего и профессионального образования; информатика, уровни общего и профессионального образования)) на базе ФГБНУ ИСРО.

  • Область научных интересов:

    информационно-образовательное пространство предметной области; использование ИКТ в профессиональной и научной деятельности; интеллектуальное тестирование знаний; языки программирования; мультимедиа технология; экспертиза аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения; преподавание информатики в школе и вузе. Руководитель дипломных и курсовых проектов, руководство аспирантами (подготовила двух кандидатов педагогических наук), научное консультирование кандидатских и докторских диссертаций.

  • Участие в проектах:

    разработка программы повышения квалификации педагогов, принимающих участие в проекте «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации», 2011 г.
     Подготовка материалов учебного модуля и проведение обучения по теме «Организация учебного процесса с использованием интерактивных мультимедийных электронных учебников»; проведение занятий по обучению учителей школ, консультирование учителей; проверка заданий, 2011 г.
     Подготовка материалов для проведения обучения по теме «Использование средств ИКТ и ЭОР в деятельности учителя-предметника»; проведение занятий по обучению учителей МАУО СОШ № 21 г. Новокузнецка по заявленной теме; консультирование учителей, 2012 г.
     Проведение занятий по курсу повышения квалификации педагогических работников МАУО СОШ № 21 г. Новокузнецка с углубленным изучением информатики по теме: «Использование средств ИКТ и ЭОР в деятельности учителя-предметника» в соответствии c программой повышения квалификации; проведение консультирования учителей по вопросам индивидуальных практико-ориентированных проектов (методических разработок уроков по использованию средств ИКТ и ЭОР в деятельности учителя предметника); проверка индивидуальных практико-ориентированных проектов (методических разработок уроков) по использованию ЭОР в учебном процессе, 2012 г.
     Рецензирование прототипа интерактивного мультимедийного электронного учебника (ИМЭУ) нового поколения, 2012 г.
     Формирование в ЧГУ методической школы по направлению «Использование в образовательном процессе интерактивного оборудования», 2012 г.

  • Публикации:

    опубликовано более 190 научных работ, среди которых 10 монографий, 12 учебно-методических пособий и учебников. Из общего числа научных публикаций 133 из них размещены в e-librery со следующими показателями: 114 – РИНЦ, 42 – издания ВАК, 4 – зарубежные журналы, индекс Хирша – 12. За последние пять лет опубликовано более 40 работ.

    Научные статьи в журналах ВАК РФ:

    1. Касторнова В.А. К вопросу о внедрении технологий искусственного интеллекта в школьное // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 18-29.
    2. Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 75-92.
    3. Касторнова, В.А. Рекомендации по использованию цифровых технологий учебных заведений Франции в отечественном дистанционном образовании // Педагогическая информатика. – 2021. – № 3. – С. 13-24.
    4. Касторнова В.А. Использование цифровых образовательных технологий в школах Франции // Педагогическая информатика. – 2021. – № 1. – С. 34-46.
    5. Касторнова В.А. Анализ опыта Франции в области использования цифровых технологий в деятельности образовательных организаций в условиях дистанционного обучения // Педагогическая информатика. – 2020. – № 4. – С. 208-222.
    6. Касторнова В.А. Гибридное обучение и его активное проникновение в школьное образование Франции // Педагогическая информатика. – 2020. – № 4. – С. 41-52.
    7. Роберт И.В., Козлов О.А., Мухаметзянов И.Ш., Поляков В.П., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Актуализация содержания предметной области «информатика» основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 3(37). – С.58-71.
    8. Касторнова В.А. Сравнительная характеристика процедурных и логических языков программирования // Педагогическая информатика. – 2019. – № 3. – С. 77-85.
    9. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Информационное моделирование на основе интеллектуальных систем как инструмент систематизации знаний в предметной области «Информатика» // Вестник ЧГУ. – 2019. – № 1(88). – С.175-187.
    10. Касторнова В.А. Методические особенности использования интеллектуальных программных средств для систематизации и контроля знаний // Педагогическая информатика. – 2019. – № 1. – С.92-102.
    11. Касторнова В.А. Системы искусственного интеллекта как технологическая основа решения неформализованных задач в информационно-образовательном пространстве предметной области «Информатика» // Педагогическая информатика. – 2018. – № 4. – С.47-58.
    12. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Становление преподавания предметной области «Информатика» в системе образования г. Череповца Вологодской области // Педагогическая информатика. – 2018. – № 3. – С.51-59.
    13. Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство предметной области и научно-методические условия его организации и функционирования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 3(33). – С.137-144.
    14. Касторнова В.А. Технология использования программных сред информационно-образовательного пространства предметной области «Информатика» в осуществлении контроля знаний // Управление образованием. – 2018. – № 3. – С.33-49.
    15. Касторнова В.А. Научно-методические условия организации информационно-образовательного пространства // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4(65). – C.174-176. 
    16. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Объектно-ориентированное программирование как перспективное направление развития школьного курса информатики // Вестник Череповецкого государственного университета – 2017. – № 5(80). – С.177-181 
    17. Касторнова В.А. Научно-методические условия организации информационно-образовательного пространства предметной области // Педагогическая информатика – 2017. – № 4. – С.91-97. 
    18. Касторнова В.А., Иванова И.И. Анализ возможностей современных интерактивных досок и специального программного обеспечения к ним // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2016. – № 4 (73). – С.120-124.
    19.  Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Языки программирования и их роль в становлении предметной области «Информатика» // Педагогическая информатика. – 2016. – № 1. – С.59-68. 
    20. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф., Андреев А.Е., Яламов Г.Ю. Применение и перспективы развития технологии модульного проектирования экспертных систем контроля знаний в сфере образования // Управление образованием: теория и практика. – 2016. – № 1(21). – С.52-63. 
    21. Касторнова В.А. Некоторые подходы к определению образовательного пространства // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 8. – С.43-48.

    Статьи, индексируемые в наукометрических базах данных:
     

    1. Kastornova V.A., Kozlov O.A., Mukhametzianov I.Sh., Poliakov V.P., Robert I.V., Shikhnabieva T.Sh. International Experience of Digital Technologies Applying in Secondary Education Organizations Activities / 2nd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education, May 26-27, 2022, Russia, Lipetsk. Page(s): 248-253. (Scopus).
    2. Kastornova V.A., Gerova N.V. Recommendations for France Educational Institutions Digital Technologies Using in Native Distance Education / 2nd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education, May 26-27, 2022, Russia, Lipetsk. Page(s): 248-253. Page(s): 258-262. (Scopus).
    3.  Kastornova V.A., Gerova N.V. Analysis of the use of digital technologies in the activities of educational organizations in the conditions of distance learning (from the experience of France) // SAHD 2021 - 5th International Scientific and Practical Conference 2021 “Modern Science: Problems and Development Prospects (Social and Humanitarian Directions)”. Volume 101, 2021, Article Number 03011, Number of page(s) 10. (Scopus) 
    4. Kastornova V.A., Gerova N.V. Use of hybrid learning in school education in France // 1st International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education (TELE 2021) June, 24-25 2021, Russia, Lipetsk. Page(s): 260 – 264. (Scopus) 
    5. Mukhametzyanov I.Sh., Roslova L.O., Shikhnabieva T.S., Polyakov V.P., Kastornova V.A., & Kozlov O.A. (2021). From a paper textbook to a digital educational resource. Evolution of requirements. In A. A. Arinushkina (Ed.), Advances in Education Research and Practice. Cham, Switzerland: Springer. ISSN 2367-3370 (Web of Science) 
    6. Gerova N.V., Kastornova V.A., Paskanny V.A., Sysuev V.A., & Budkina Y.E. (2021). Methodological approaches to the use of digital educational resources in the study of foreign language in higher education. In A. A. Arinushkina (Ed.), Advances in Education Research and Practice. Cham, Switzerland: Springer. ISSN 2367-3370 (Web of Science)
    7.  Robert I.V., Mukhametzyanov I.Sh., Kastornova V.A. Pedagogical And Ergonomic Conditions For The Formation Of Information Educational Space // International conference “Education Environment for the Information Age - 2019" (EEIA – 2019) / Ivanova S.V. 2019. М.: Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, p. 647-654. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.74 (Web of science)
    8.  Касторнова В.А. Информационно-образовательного пространство предметной области: условия организации и функционирования // Человек и образование. – 2018. – № 4. – С.72-77. (ERIH)
    9.  Касторнова В.А. Системы искусственного интеллекта как технологическая основа решения неформализованных задач в информационно-образовательном пространстве предметной области «Информатика» // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № (73). – С.17-20. (ERNH PLUS)
    10.  Robert I.V., Mukhametzyanov I.S., Arinushkina A.A., Kastornova V.A., Martirosyan L.P. Forecast of the development of education informatization // Revista Espacios. – 2017. – Vol. 38(40). – P. 32. (Scopus)
    11.  Касторнова В.А. Научно-методические условия организации информационно-образовательного пространства // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4(65). – C.174-176. (ERIH PLUS) 
    12. Implementation of the Internet for Educational Purposes // Smart Education and e-Learning. / Editors: V. L. Uskov, R. J. Howlett, L. C. Jain. – Springer. – Smart Innovation, Systems and Technologies. – 2016. – Volume 59. – Р.573-585. (Web of science)

     Монографии и учебные пособия:

    1. Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата / Сост. И.В. Роберт, В.А. Касторнова. – М.: Изд-во АЭО, 2023. – 182 с.
    2. Касторнова В.А. Искусственный интеллект: концептуальные и практические аспекты использования в профессиональном образовании / Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении: коллективная монография / Авторы составители: Геворкян Е.Н., Подуфалов Н.Д., Стриханов М.Н. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2022. – 386 с. С. 333-342.
    3. Реализация традиционных форм, методов обучения и дистанционных образовательных технологий при использовании цифровой образовательной среды (для общеобразовательных организаций): методические рекомендации / под ред. И.В. Роберт. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 37 с.
    4. Смешанное обучение в условиях цифровой трансформации образования (для учебных предметов «Математика», «Информатика»): методические рекомендации / Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш., Козлов О.А. и др. ; под ред. Т.Ш. Шихнабиевой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 43 с.
    5. Развитие информатизации образования в школе и педагогическом вузе в условиях обеспечения информационной безопасности личности / С.А. Бешенков, Я.А. Ваграменко, В.А. Касторнова, О.А. Козлов, Э.В. Миндзаева, И.Ш. Мухаметзянов, В.П. Поляков, И.В. Роберт, В.И Сердюков, Т.Ш. Шихнабиева, Г.Ю. Яламов. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2018. - 105 с.
    6. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. – 92 с.
    7. Касторнова В.А. Структуры данных и алгоритмы их обработки на языке программирования Паскаль: учеб. пособие. – СПб.: БХВ-Петербург, 2016. – 304 с.: ил.
    8. Информатизация и компьютеризация образовательного процесса: монография / В.А. Касторнова, О.В. Ларина, Т.Г. Везиров [и др.]; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. – Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. – 236 с.
    9. Касторнова В.А. Образовательное пространство. Практико-ориентированные подходы к организации и функционированию. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 228 с.
    10. Программирование на языке Паскаль: учебное пособие / А.Ф. Касторнов, В.А. Касторнова,О.А.Козлов. – Н.Новгород: НГПУим.К.Минина, 2012. – 152с.
    11. Касторнова В.А. Современное состояние научных исследований и практико-ориентированных подходов к организации и функционированию образовательного пространства: Монография. – Череповец: ЧГУ, 2011 – 461 с. 

  • Награды и благодарности:

    Серебряная медаль молодому ученому «За успехи в науке» Российской академии образования, 2006.
    Достижения и поощрения.
    Почетная грамота Российской академии образования, 2009.
    Благодарность Института информатизации образования Российской академии образования, 2011.