НАУЧНАЯ ШКОЛА З.И. РАВКИНА – М.В. БОГУСЛАВСКОГО «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

Славной и прочной традицией отечественной педагогической науки является существование в ней различных научных школ. Не исключением в данном аспекте является и развитие историко-педагогического знания.

Среди научных школ в сфере истории педагогики и образования ведущее место, по праву, занимает научная школа, сложившаяся и действующая на базе Института стратегии развития образования и связанная с именами видных историков педагогики – академика РАО З.И. Равкина и члена-корреспондента РАО М.В. Богуславского.

Систематичная и плодотворная деятельность научной школы, начавшаяся еще в 40-е годы ХХ века, продолжается и в настоящее время. Это характеризует устойчивость и продуктивность данной научной школы, наличие в ней эффективных механизмов преемственности научных генераций и возрастных когорт исследователей.

1. Основатели, создатели и последователи научной школы

Научная школа историков педагогики и образования включает в себя 7 поколений исследователей.

Предтечей и основоположником научной школы является великий российский историк Василий Осипович Ключевский (1841–1911).

фото 1 Ключевский.jpg

Его учеником и продолжателем выступил представитель второго поколения научной школы, видный отечественный историк-медиевист, академик АН СССР Юрий Владимирович Готье (1873–1943).

фото 2 Готье.jpg

Учеником и последователем Ю.В. Готье был представитель третьего поколения научной школы, родоначальник историко-педагогического направления в контексте научной школы, действительный член Академии педагогических наук РСФСР, доктор педагогических наук, профессор Николай Александрович Константинов (1894–1958), прошедший большой творческий путь от учителя средней школы до крупного педагога-исследователя, ученого с мировым именем. 

фото 3 Константинов.jpg

Ученый плодотворно разрабатывал теоретические основы историко-педагогической науки, расширил проблематику и модернизировал методы её исследований. Историко-педагогические работы ученого отличались широкой эрудицией, аналитическим, сравнительно-сопоставительным и критическим подходом к событиям и фактам. Владея в совершенстве пятью языками, он основывал свои исследования на анализе многочисленных зарубежных источников.

Н.А. Константинов проводил исследования истории образования и школьной политики в странах Азии, Африки и Латинской Америки с начала ХIХ века до Второй мировой войны («Школьная политика в колониальных странах (XIX и XX вв.)» (1948), что способствовало преодолению европоцентризма, присущего традиционной советской историко-педагогической науке, содействовало переходу к изучению целостного всемирного историко-педагогического процесса.

Актуализации потенциала отечественной педагогии начала ХХ века способствовали такие фундаментальные монографии Н.А. Константинова как «Очерки истории средней школы в России. Гимназии и реальные училища с конца XIX века до февральской буржуазно-демократической революции» (1947) и «Очерки по истории начального образования в России» (1953).

Н.А. Константинов осуществил первое обобщающее исследование процесса развития советской школы и педагогики за период 1917-1947 годов, которое, при всех понятных для того времени умолчаниях, высветило большой творческий потенциал педагогики 1920-х годов, по сути, реабилитировало его в глазах советского учительства и преподавательского корпуса педагогических вузов.

Существенно и то, что ученый новаторски предложил самостоятельное направление в развитии историко-педагогического знания – исследование школы и педагогики народов России. При этом Н.А. Константинов постоянно подчеркивал плодотворное взаимодействие русской прогрессивной педагогической мысли и самобытных педагогических традиций этих народов, акцентировал внимание на связи истории русской культуры с национальным просвещением. 

фото 4 Равкин.jpg

С конца 1950-х годов научная эстафета по разработке широкого спектра историко-педагогических проблем и подготовке исследовательских кадров в этой сфере перешла к лидеру четвертого поколения научной школы, Захару Ильичу Равкину (1918–2004) – ученику, последователю и продолжателю научной концепции Н.А. Константинова, выдающемуся отечественному историку педагогики, действительному члену РАО, доктору педагогических наук, профессору.

Благодаря его усилиям, ярко выраженному научному и педагогическому таланту произошло оформление научной школы, объединённой общими подходами к методологии, теории и методам историко-педагогических исследований, их общей тематикой и стилистикой.

На протяжении всей творческой деятельности ученый особое внимание уделял разработке проблем методологии истории педагогики. Научная новизна трудов ученого состояла в проблемном изучении материала, в глубоких и «прогностичных» выводах, способствующих актуализации историко-педагогического знания. З.И. Равкиным была обоснована новая историческая концепция развития отечественного историко-педагогического процесса, пришедшая на смену существовавшей ранее. Ее характерными чертами являлись: ярко выраженный патриотизм; органичное соединение теории и истории; высокий методологический и концептуальный уровень исследований; взвешенный объективный характер освещения стержневых аспектов исследуемого историко-педагогического процесса; актуализация позитивного ретроспективного опыта, рассмотрение его сквозь призму современных проблем; акцентирование внимания на традиционных духовно-нравственных ценностях, как основах становления российской педагогики; просветительская направленность и публицистический стиль изложения результатов исследований. Эти принципы и сформировали в последующем методологическое и аксиологическое ядро Научной школы.

Результаты исследований ученого получили обобщение в фундаментальных «Очерках по истории советской школы и педагогики: 1917-1931 гг.» (1961), написанных в соавторстве с Ф.Ф. Королевым и Т.Д. Корнейчиком, в разделах и главах «Очерков истории и школы и педагогической мысли народов СССР 1917-1941 гг.» (1980), «Очерков истории педагогической науки в СССР» (1986), «Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР 1961-1986 гг.» (1987).

Существенное значение для развития историко-педагогической науки имел цикл очерков З.И. Равкина о выдающихся деятелях советской педагогики 1920-30-х гг. В существенно переработанном виде эти очерки вошли в книгу «Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем» (1990).

Всего Захаром Ильичом Равкиным за 60 лет плодотворной научно-исследовательской деятельности было опубликовано 270 научных работ, в том числе 9 книг и монографий.

В ознаменование выдающих заслуг академика РАО Захара Ильича Равкина Научной школой и Научным советом по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования в 2013 г. в контексте празднования 95-летия ученого была учреждена общественная медаль «За заслуги в развитии истории педагогики» имени З.И. Равкина.

Среди выразителей четвертого поколения исследователей особо выделим замечательного ученого и наставника, доктора педагогических наук, профессора Маргариту Григорьевну Плохову.

С начала ХХI в. и по настоящее время лидером (руководителем) научной школы является представитель пятого поколения исследователей Михаил Викторович Богуславский (1955 г.р.)

фото 5 Богуславский.jpg

М.В. Богуславский – главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО , почётный работник науки и высоких технологий Российской Федерации, почётный профессор Московского городского педагогического университета, иностранный член Академии Педагогических Наук Казахстана.

В трудах М.В. Богуславского в целостном виде представлен процесс развития отечественной педагогической науки и образования; воплощены методологические подходы к интерпретации истории педагогики, как важнейшего культурно-образовательного явления. Разработана система методологических подходов к исследованию истории педагогики (парадигмальный, цивилизационный, аксиологический), которые в своей совокупности позволили существенно обогатить и обновить возможности историко-педагогических исследований. Им осуществлены крупные исследования в сфере философии образования, его ценностных оснований, методологии и технологии осуществления гуманистической педагогики, впервые разработана методология и технология осуществления эксперимента на историко-педагогическом материале.

М.В. Богуславским сформированы научные основы историко-педагогической экспертизы инноваций в образовании: предмет, цели и задачи, основные функции, технология осуществления. На данной методологической основе им осуществляется историко-педагогическая экспертиза стратегических документов развития российского образования.

По данным РИНЦ, М.В. Богуславским опубликовано 1126 научных работ (на 1.03.2024). Среди наиболее значимых монографий ученого в научной области истории образования и педагогики, опубликованных персонально и в соавторстве, выделим следующие 25 монографий: «А.С. Макаренко: педагогика завтрашней радости» (2024, в печати); «Методология педагогики» (2018); «Педагогическая система Михаила Николаевича Скаткина: генезис и значение» (2018); «Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети XX века» (2017); «Высшее образование в немецкой и русской традициях» (2016); «Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы» (2015); «История педагогики: методология, теория, персоналии» (2012); «Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец XIX—XX вв.)» (2012); «Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общего образования (в отечественной педагогике второй половины XX века)» (2010); «Элитное образование в России: исторический опыт и современность» (2009); «Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины XX века)» (2008); «Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм» (2007); «Детское движение в России: между прошлым и будущим» (2007);  «Методология, содержание и технологии образования (историко-педагогический контекст)» (2007); «В. А. Сухомлинский: уроки радости познания» (2005); «История отечественной педагогики (первая треть XX века)» (2005); «Подвижники и реформаторы российского образования» (2005); «Развитие российской школы на рубеже XIX—XX столетий: методология и теория» (2004); «Отечественное образование: персонажи истории» (2003); «XX век Российского образования» (2002); «Очерки истории отечественного образования XIX—XX веков» (2002); «Развитие общего среднего образования ХХ века: проблемы и решения» (1994). Монографии «Великие наставники российского учительства ХVIII - ХIХ веков» (2024); «Выдающиеся наставники российского учительства ХХ века» (2024); «В.А. Сухомлинский: педагогика радости познания» (2024) находятся в печати.

Наиболее видными представителями пятого поколения исследователей в рамках научной школы являются: академик РАО И.Д. Лельчицкий (Тверь), доктора педагогических наук Н.А. Асташова (Брянск), М.А. Захарищева (Глазов), В.Б. Помелов (Киров), В.Г. Пряникова и В.И. Ревякина (Томск).

Среди шестого поколения исследователей в рамках научной школы отметим следующих ученых, докторов педагогических наук, профессоров: А.М. Аллагулова (Оренбург), М.А. Гончарова (ученик и последователь М.Г. Плоховой, Москва), С.В. Куликову (Волгоград), В.М. Лобзарова (Тверь), И.З. Сковородкину (Москва) и К.Е. Сумнительного (Москва).

Среди седьмого поколения исследователей в рамках научной школы выделим следующих ученых, докторов педагогических наук: О.Н. Мачехину (Москва), Е.Г. Полупаненко (Луганск); кандидатов педагогических наук: Н.Д. Бизяеву (Москва), И.А. Голубеву (Глазов) и К.Ю. Милованова (Москва, старший научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и  истории педагогики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»).

фото 6.jpg

Всего в настоящее время в состав коллектива (сообщества) научных работников и преподавателей системы высшего профессионального образования, составляющих ядро Научной школы, входит более 30 исследователей в сфере истории педагогики и образования, представляющие 18 регионов РФ.

Среди ныне действующих членов Научной школы историков педагогики и образования академик РАО И.Д. Лельчицкий (Тверь), доктора педагогических наук Л.А. Абрамова (Чебоксары), В.И. Адищев (Пермь), М.И. Алдошина (Орел), А.М. Аллагулов (Оренбург), Г.А. Андреева (Коломна), Н.А. Асташова (Брянск), М.Н. Ветчинова (Курск), Г.С. Вяликова (Коломна), М.А. Гончаров (Москва),  М.А. Захарищева (Глазов), С.Н. Касаткина (Калуга), С.В. Куликова (Волгоград), О.Н. Мачехина (Москва), Е.В. Неборский (Москва), В.А. Николаев (Орел), И.И. Петрашевич (Минск, Республика Белоруссия), В.Б. Помелов (Киров), Е.Г. Полупаненко (Луганск),  В.И. Ревякина (Томск), Н.П. Сенченков (Смоленск), И.З. Сковородкина (Архангельск), Л.А. Степанова (Москва) К.Е. Сумнительный (Москва), И.Б. Федотова (Пятигорск), кандидаты педагогических наук Н.Д. Бизяева (Москва), Т.Н. Богуславская (Москва), С.З. Занаев (Москва), И.А. Голубева (Глазов),  К.Ю. Милованов (Москва) и др. 

2. Базисные теоретические положения Научной школы, выделяющие коллектив из других научных школ в области истории образования

Формировалась и развивалась научная школа З.И. Равкина – М.В. Богуславского на следующих парадигмальных теоретических положениях:

  • ярко выраженный патриотизм, осознание особой миссии российского историка педагогики;

  • целенаправленная разработка методологических и теоретических подходов к изучению истории образования (общая методология);

  • рельефно выраженная методологическая составляющая конкретных историко-педагогических исследований (структурная методология), превалирование проблемного подхода над последовательно-хронологическим;

  • фундаментальная источниковая база;

  • междисциплинарный характер историко-педагогических исследований, систематическое привлечение данных философии, социологии, психологии;

  • центрация историко-педагогических исследований на самых актуальных направлениях развития современного отечественного образования и педагогической науки, органичное соединение ретроспективы и перспективы, своего рода «подсветка» исторических событий современными проблемами;

  • прогностический характер исследований, их направленность на содействие дальнейшему развитию российской школы и педагогики;

  • целостный подход к изучению историко-педагогического процесса, соединение в работах всемирной и отечественной проблематики, сквозное исследование дореволюционного, советского и постсоветского периодов развития российского образования и педагогической науки;

  • приоритетное внимание изучению отечественной истории педагогики конца ХХ - первой четверти ХХI веков;

  • построение исследований на комплексном изучении и освоении всего массива источников, как опубликованных, так и находящихся в архивах;

  • особый интерес к персоналистким, личностно-биографическим факторам развития историко-педагогического процесса, к человеческим, порой драматичным, судьбам видных представителей и деятелей российского образования и педагогической науки;

  • сочетание глубокой научности исследования с метафоричным, эмоционально-художественным, публицистичным стилем изложения историко-педагогических событий.

3. Основные теоретические результаты научной школы

  • Кардинальное обновление методологической базы историко-педагогических исследований, разработка и применение к анализу процесса развития образования культурологического, цивилизационного, аксиологического и парадигмального подходов.

  • Комплексное исследование новых подходов к получению историко-педагогического знания (дискурсивного, феноменологического, генетического, концептологического).

  • Изучение и трактовка развития отечественной школы и педагогики в русле всемирного историко-педагогического процесса ХХ века; разработка и создание целостной модели процесса развития отечественного образования XX века.

  • Осуществление комплекса проблемно-исторических исследований, посвященных аксиологии образования, традиционным духовно-нравственным ценностям, развитию гуманистической парадигмы, воспитанию духовности личности, содействовавших актуализации историко-педагогического знания, усиливших прогностичный характер историко-педагогических исследований;

  • Расширение и глубокое переосмысление философско-мировоззренческой, идейной базы развития российского образования.

  • Методологическое обоснование и реализация перспективного направления историко-педагогических исследований – изучение периода новейшей истории отечественного образования с конца 80-х годов ХХ века - по первую четверть XXI века.

  • Обобщение данных отечественных и зарубежных исследований об актуальности и значимости историко-педагогического знания для сферы педагогического образования, что позволило сделать вывод о необходимости значительного повышения статуса историко-педагогического компонента в содержании высшего педагогического образования.

  • Определение методологических проблем и перспектив развития истории педагогики как учебной дисциплины в системе подготовки будущих педагогов, связанные с особенностями современного структурирования и содержательного наполнения историко-педагогических разделов и спецкурсов системы высшего профессионального педагогического образования.

  • Создание репрезентативной концепции модернизации содержания историко-педагогического знания в системе высшего профессионального педагогического образования.

4. Практические результаты деятельности научной школы

В результате плодотворной деятельности членов Научной школы создан ряд фундаментальных монографий, вошедших в золотой фонд историко-педагогических исследований. Всего в рамках научной школы опубликовано более 50 персональных и 34 коллективных монографии объемом 810 печатных листов. Только за последние двадцать лет (2000-2023 гг.) издано 18 персональных и коллективных монографий объемом 350 печатных листов. В них рассмотрен спектр актуальных и значимых проблем историко-педагогического знания.

В рамках научной школы на протяжении прошедших лет был создан комплекс учебников и учебных пособий по истории образования, которые постоянно используются преподавателями пединститутов и университетов.

Статус учебного пособия имеют коллективные монографии «Проблемы истории советской школы и педагогики» (т. 1–3, 1991), «Современные проблемы истории образования и педагогической науки» (т. 1-3, 1994), «Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект)» (1995).

В определенной степени силами членов научной школы был подготовлен учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук «История педагогики» под. редакцией Н.Д. Никандрова (2007), где руководителем авторского коллектива являлся М.В. Богуславский.

В этих учебниках и учебных пособиях приоритетное внимание уделено характеристике развития отечественного педагогического процесса, подчеркивается его значимое место во всемирной истории образования.

5. Подготовка научной смены, преемственность генераций поколений ученых

Неотъемлемым практическим результатом работы научной школы являлась непрерывная, планомерная и последовательная подготовка в ней научно- исследовательских кадров в сфере истории образования.

Под руководством Н.А. Константинова аспирантскую подготовку прошли свыше 100 человек, под руководством З.И. Равкина защищено 20 докторских, 72 кандидатских диссертаций, под руководством М.В. Богуславского подготовлено 6 докторов наук и 12 кандидатов наук.

Ученики, выросшие в научной школе, в настоящее время продолжают дело своих учителей. Все они стали серьезными исследователями и опытными преподавателями высшей школы, многие из них работают заведующими кафедрами, проректорами педвузов, имеют своих собственных учеников, передают им свою увлеченность историко-педагогическими исследованиями, работают над совершенствованием содержания курса истории педагогики и методики его преподавания.

Можно констатировать, что в научной школе З.И. Равкина – М.В. Богуславского выращена новая генерация отечественных историков образования, которая будет во многом определять направленность и характер будущих историко-педагогических исследований ХХI века.

6. Механизмы институализации и подготовки научной смены

Основным механизмом институализации Научной школы выступает Научный совет по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, который является признанным и значимым центром развития отечественной историко-педагогической науки. Совет консолидирует деятельность ученых – историков педагогики из многих регионов России, а также Белоруссии, Казахстана, и Китая.

Создание Научного совета в 1985 г. и организация его творческой работы неразрывно связаны с деятельностью выдающегося отечественного историка педагогики, академика РАО Захара Ильича Равкина, который являлся Председателем Научного совета с 1985 по 2003 год. С 2004 г. и по настоящее время Председателем Научного совета является лидер Научной школы М.В. Богуславский.

фото 7.jpg

Деятельностью Научного совета руководит Бюро, в состав которого входит Председатель Научного совета и заместители, известные историки педагогики, члены Научной школы и сотрудники Института: А.М. Аллагулов, д.п.н., профессор; М.А. Гончаров, д.п.н., профессор МПГУ, профессор РАО; С.В. Куликова, д.п.н., профессор, профессор РАО (Ученый секретарь совета); А.В. Овчинников, член-корреспондент РАО, д.п.н.

фото 8.jpg

Основной институциональной формой деятельности Совета является организация и проведение научных сессий, посвященных актуальной и значимой для научного сообщества проблематике, а также содействие в проведении различных международных, всероссийских и региональных конференций, форумов, симпозиумов и круглых столов по историко- педагогической проблематике. Всего за период деятельности Научного Совета в 1985-2024-х годах проведено ХХХVII сессий.

7. Признанные научным сообществом результаты исследований

Авторитет научной школы признан российским и международным научным сообществом. Монография Н.А. Константинова «Школьная политика в колониальных странах (XIX и XX вв.)» (1948) получила широкую известность, была переведена на китайский, японский, корейский, испанский, немецкий, польский языки.

Учебник «Истории педагогики», написанный Н.А. Константиновым, Е.Н. Медынским и М.Ф. Шабаевой в 1950-е годы выдержал более 18 изданий (посл.1982 г.). Позитивную оценку педагогической общественности получил «Учебник-справочник по истории образования» З.И. Равкина и В.Г. Пряниковой (1993), настольной книгой преподавателей стали «Хрестоматия по истории педагогики» (1978) и антология «Все начинается с учителя» (1984), вышедшие под редакцией З.И. Равкина.

Авторский коллектив и редакторы монографии «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917–1941 гг.)» (одним из авторов и редакторов был З.И. Равкин) получили государственное признание, были награждены Президиумом АПН СССР премией им. К.Д. Ушинского II степени. Эта монография была переведена в США (1982).

Общественное признание научная школа З.И. Равкина – М.В. Богуславского получила также благодаря организации и постоянному участию в международных и российских конференциях, симпозиумах. Члены научного сообщества школы неоднократно выступали с докладами на представительных научных конференциях в различных странах мира.

В качестве признания выдающихся заслуг этой Научной школы Ученый совет «ИТИП РАО» в 2008 году присвоил ей статус ведущей научной школы Института, который был подтвержден на заседании Ученого совета Института стратегии развития образования в 2013 году. Научная школа утверждена решением Учёного совета ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» в марте 2016 г. Научная школа зарегистрирована в Государственной регистрации базы данных Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Номер регистрации (свидетельства) 2017620386 от 05.04.2017 г. Наиболее полно о деятельности научной школы сообщается в книге «Научно-педагогические школы России в контексте Русского мира и образования. Коллективная монография / Под ред. Е.П. Белозерцева. 2-е издание.-М.: АИРО-ХХ1,2017. 592 с.

фото 9.jpg