НАУЧНАЯ ШКОЛА «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

1. Общая характеристика Научной школы

Научная школа «Информатизация образования» основана в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. Главная цель научно-исследовательской и учебно-методической деятельности: создание методологии, теории и практики развития информатизации образования как области научно-педагогического знания и как целенаправленно организованного процесса обеспечения сферы образования теоретическими, методологическими, научно-методическими и технологическими разработками, обеспечивающими использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе технологий отображения реальной действительности предметной области в виртуальную, технологий искусственного интеллекта, нейросетевых технологий и пр., для реализации целей обучения, воспитания в традициях российского многонационального общества, интеллектуального развития индивидуума в условиях современной цифровой трансформации общества при обеспечении информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса, при сохранении их физического и психического здоровья.

С 1993 г. по 2007 г. коллективом Научной школы осуществлялись исследования в области информатизации образования в рамках различных научно-исследовательских программ РАО. При этом осуществлялась координация с исследованиями более 30-ти научных коллективов университетов, вузов, НИИ России.

С 2008 г. по 2019 г. коллективом Научной школы осуществлялись фундаментальные и прикладные научные исследования и шла координация с исследованиями коллективов университетов, вузов, НИИ России по государственным заданиям в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы (в части РАО) (утверждено распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. № 2237-р).

В 2001 г.  была открыта новая специализация в ВАК РФ: 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования) (педагогические науки) и был организован докторский диссертационный совет, в том числе и по этой специализации, который функционировал с 2001 г. по 2015 г. 

В 2004 г. по инициативе коллектива Научной школы под руководством Роберт И.В. была открыта новая специализация в ВАК РФ: 05.13.06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (образование) (технические науки) и был организован диссертационный совет по этой специализации, который функционировал с 2004 г. по 2013 г. Деятельность обеих диссертационных советов обеспечивала системную подготовку кадров высшей квалификации в области информатизации образования.

Под руководством Роберт И.В. коллективом Научной школы при ФГБНУ «Институт информатизации образования РАО» был создан Орган по сертификации на предмет оценки педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ (система АПИКОН) (Свидетельство о регистрации в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, регистрационный №РОСС RU. Д149.04АО00 от 06.12.2004).

2. Основатель и руководитель научной школы

фото 1.jpg

Роберт Ирэна Веньяминовна, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, дважды лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2002 год и 2009 год). В 2014 году получила от Президента Российской Федерации В.В. Путина Благодарность «За достигнутые трудовые успехи, многолетнюю плодотворную работу, активную законотворческую деятельность». В 2019 году получила Благодарность Главы Российского Императорского Дома за примерное служение Отечеству, высокополезные труды на поприще просвещения и значительный личный вклад в сохранение и развитие образования, науки, творчества и культуры. Награждена медалями К.Д. Ушинского, В.В. Давыдова, медалью ветерана труда и др. С 2000 г. по 2014 г. была директором ФГБНУ «Институт информатизации образования РАО». В настоящее время - заведующий лабораторией информатики и информатизации образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования».

Под научным руководством И.В. Роберт защитились и были утверждены ВАК Минобрнауки РФ 24 доктора и более 40 кандидатов педагогических наук.

3. Последователи Научной школы

3.1.Сотрудники ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»

фото 2.jpg

Шихнабиева Тамара Шихгасановна

Доктор педагогических наук (тема докторской диссертации «Методические основы представления и контроля знаний в области информатики с использованием адаптивных семантических моделей», 2009 г.), доцент (2000 г.), ведущий научный сотрудник, действительный член Академии информатизации образования.

фото 3.png

Касторнова Василина Анатольевна

Кандидат педагогических наук (1999 г.), доцент (2001 г.), старший научный сотрудник. Докторантура: Институт информатизации образования Российской академии образования с 2003 г. Доктор философии (PhD) в области информатизации образования, 2017 г. Действительный член Академии информатизации образования. Получила медаль «Молодому ученому РАО» в 2006 г., почетную грамоту РАО в 2009 г.

фото 4.png

Козлов Олег Александрович

Доктор педагогических наук (1999 г.), кандидат технических наук (1982 г.), профессор (2001 г.), ведущий научный сотрудник. В 2001 году получил почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ», в 2009 г. стал лауреатом премии Правительства РФ в области образования, в 2010 году награжден Золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке».

фото 5.png

Мухаметзянов Искандар Шамилевич

Доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник. Заслуженный врач РТ, 2002 г. Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования, 2009 г. Награжден Почетной грамотой РАО в 2009 г., нагрудным знаком «За заслуги в образовании» в 2015 г., Почетной грамотой Минобрнауки РФ в 2017 г.

фото 6.png

Димова Алла Львовна

Доктор педагогических наук (2022 г.), ведущий научный сотрудник. Награждена Медалью «За заслуги в образовании 75 лет» (2001), Медалью «За добросовестный труд» (2002).

3.2.Участники Научной школы «Информатизация образования»

Представители Научной школы живут и работают в таких городах нашей страны как Москва, Грозный, Курск, Серпухов, Красноярск, Ростов-на-Дону, Тольятти, Пермь, Рязань, Ярославль, Якутск, Астрахань, Вологда, Чебоксары, Череповец, Омск, Пенза, Екатеринбург, Владимир, Санкт-Петербург, Оренбург, Махачкала, Ижевск, Хабаровск, Одинцово, Калининград, Архангельск, а так же в Витебске (Беларусь). Это Абрамян Р. М., Агальцова Д. В., Алисултанова Э. Д., Аринушкина А. А., Белова С. Н., Блохин Д. Ю., Богомаз И. В., Бордюгова Т. Н., Босова Л. Л., Буренкова Д. Ю., Пустыльник Ю. Ю., Волков П. Д., Вострокнутов И. Е., Вяткина Л. В., Герова Н. В., Гужвенко Е. И., Дашниц Н. Л., Дубенецкая Е. Р., Евдокимова Н. А., Емельянов А. Д., Еськина О. А., Жиркова З. С., Зайнутдинова Л. Х., Иванова Д. С., Иванова И. И., Иванова М. А., Карелина М. В., Карпенко О. М., Кобиашвили Н. А., Куц Е. В., Лавина Т. А., Лавров В. В., Лазарева И. А., Латышев В. Л., Лемех Р. М., Лопанова Е. В., Лунькова Е. Ю., Лучко О. Н., Лягинова О. Ю., Малий В. И., Мартиросян Л. П., Матвеев А. В., Мерецков О. В., Минцаев М. Ш., Миронова Л. И., Михайлов Ю. Ф., Михаленок В. В., Моисеенко Н. А., Муцурова З. М., Насс О. В., Нефедова В. Ю., Носков Е. Н., Омарова Н. О., Пак Н. И., Петров П. К., Поличка А. Ф., Поляков В. П., Попов М. С., Прозорова Ю. А., Пшукова М. М., Разумовский В. А., Романенко Ю. А., Рудинский И. Д., Саввина М. П., Семенова Н. Г., Сердюков В., И., Скабеева Л. И., Смирнова Е. А., Софронова Н. В., Ступина М. В., Сырбу А. Н., Тарабрин О. А., Томина И. П., Трубина И. И., Удовик Е. Э., Хаймина Л. Э., Хатаева Р. С., Ширяев Н. А., Шкабура Е. А., Шухман А. Е., Щепакина Т. Е., Якобсон (Ализарчик) Л. Л., Яламов Г. Ю.

4. Актуальные направления научно-исследовательской и учебно-методической деятельности Научной школы:

  • психолого-педагогические и технологические основания развития теории и методологии информатизации общего и профессионального образования в условиях цифровой трансформации науки и образования при обеспечении информационной безопасности личности и сохранения здоровья субъектов образовательного процесса;

  • разработка теоретико-методических основ проектирования педагогических технологий на базе систем искусственного интеллекта, нейросетевых технологий, технологий отображения реальной действительности предметной области в виртуальную, технологий неконтактного информационного взаимодействия образовательного назначения;

  • реализация возможностей искусственного интеллекта как объекта изучения и как средства повышения эффективности процесса обучения в условиях приоритета традиционных морально-этических ценностей российского общества;

  • развитие дидактики общего среднего и профессионального образования в условиях цифровой трансформации образования;

  • совершенствование понятийного аппарата педагогики в условиях цифровой трансформации науки и образования;

  • совершенствование научно-педагогической и технологической базы разработки и использования в обучении и воспитании программных, программно-аппаратных и информационных комплексов образовательного назначения в условиях обеспечения их педагогико-технологического качества;

  • актуализация фундаментальной, гуманитарно-прикладной и технологической составляющих содержания предметной области «Информатика» общего и профессионального образования в условиях научно-технологического прогресса периода цифровой трансформации науки и образования;

  • проектирование информационно-образовательного пространства образовательной организации и предметной области в контексте философской категории «пространство».

5. Основные результаты научных исследований коллектива Научной школы

Монографии:

«Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в современном обществе (2023); «Современные вызовы в образовании: цифровизация, методология и менеджмент» (2023); «Актуальные проблемы цифровой трансформации экономики, образования и государственного управления» (2022); «Актуальные проблемы методологии педагогических и психологических исследований в образовании» (2022); «Цифровая трансформация образования: теория и практика» (2022); «Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в цифровой информационно-образовательной среде» (2021); «Актуальные проблемы методологии научно-педагогических исследований» (2020); «Информационная безопасности личности субъектов образовательного процесса в современном обществе» (2020); «Развитие информатизации образования в школе и педагогическом вузе в условиях обеспечения информационной безопасности личности» (2018); «Информационно-образовательное пространство» (2017); «Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты)» (2014); «Алгоритмизация в обучении математике» (2014).

фото 7.pngфото 8.pngфото 9.pngфото 10.pngфото 11.pngфото 12.pngфото 13.pngфото 14.png

Концепции: 

«Концепция создания информационно-коммуникационной предметной среды»; «Концепция развития дидактики в условиях информатизации образования»; «Концепция информатизации математического образования».

фото 15.png

Методические пособия и рекомендации: 

«Информатизация образования: толковый словарь понятийного аппарата» (2023): «Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования» (три переиздания).

фото 16.png

«Методические рекомендации по предотвращению негативных медицинских последствий использования ИКТ в образовании»; «Методика комплексного оценивания качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, на основе применения экспертных, статистических методов»; «Организация рабочего места с персональным компьютером»; «Применение экспертных методов при оценивании качества прикладных программных средств и систем автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления образовательным учреждением». «Методические рекомендации к подготовке учителя математики в области использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности»; «Методические рекомендации для учителей английского языка по разработке авторских приложений на базе прикладных и инструментальных программных средств»; «Реализация принципа взаимодействия в малой группе учащихся в сетевой среде: методические рекомендации для работников общего и профессионального образования»; «Методические рекомендации по использованию технологического инструментария дидактического проектирования учебного курса, представленного в электронном виде»; «Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании»; «Методические рекомендации по использованию информационных технологий на уроках математики в 6 классе»; «Создание информационных систем на базе реализации возможностей Web-ориентированных платформ (.Net). Основные возможности платформы .Net. Учебное пособие»; «Лабораторный практикум по Microsoft Word для студентов гуманитарных специальностей к курсу «Информатика, применение информационных и коммуникационных технологий» (начальный уровень). Учебно-методическое пособие»; «Реализация технико-технологических возможностей аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих формирование высокотехнологичной среды образовательного учреждения (для педагогических кадров системы общего и профессионального образования, административных работников)»; «Модели и алгоритмы формализации и обработки информации для экспертных систем поддержки поиска информации»; «Сетевое информационное взаимодействие студентов и учащихся школы в процессе совместной научно-образовательной деятельности (для педагогов общего и профессионального образования)»; «Построение моделирующих и игровых систем, адаптированных к учебному процессу в общеобразовательной школе (для учителей общеобразовательной школы, для работников управления образованием)»; «Реализация технико-технологических возможностей аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих формирование высокотехнологичной среды образовательного учреждения (для педагогических кадров системы общего и профессионального образования, административных работников)». «Комплексная оценка психолого-педагогического, содержательно-методического, дизайн-эргономического, технико-технологического качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ»; «Математические модели оценивания качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, на основе квалиметрического подхода к интегративной оценке показателей»; «Применение статистических методов при оценивании качества педагогической продукции»; «применения методов экспертного оценивания при оценке качества по видам педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ»; «Рекомендации по рецензированию учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»; «Рекомендации по рецензированию электронных изданий образовательного назначения, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального общего, основного общего, общего среднего образования».

фото 17.pngфото 18.pngфото 19.pngфото 20.pngфото 21.pngфото 22.pngфото 23.pngфото 24.pngфото 25.pngфото 26.pngфото 27.pngфото 28.png

Алгоритмы: 

«Медицинские аспекты организации информационной образовательной среды учебного заведения» (№АААА-Г17-617022810015-9 от 28.02.2017 г.); «Оценка уровней сформированности компетентности обучающихся-пользователей информационными и коммуникационными технологиями в области здоровьесбережения» (№АААА-Г17-617022810010-4 от 28.02.2017 г.); «Медицинские аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды» (№АААА-Г17-617022810016-6 от 28.02.2017 г.); «Алгоритм реализации медицинских требований к организации и функционированию информационно-образовательного пространства учащегося» (№АААА-Г17-617060110007-3 от 01.06.2017г.); «Технология интегрирования медицинских аспектов в информатизацию образования. Единая технология» (№АААА-Г17-617071760007-8 от 17.07.2017 г.); «Алгоритм работы с медико-пcихологичеcкими аcпектами здоровьеcберегающей информационно-образовательной cреды» (№АААА-Г17-617082350004-0 от 23.08.2017г.); «Алгоритм формирования персонифицированной информационно-коммуникационной предметной среды обучающегося, обеспечивающей здоровьеформирующую направленность обучения» (№АААА-Г17-617101370045-7 от 13.10.2017 г.); «Исследование особенностей психологической защищенности участников образовательных отношений». База данных (№АААА-Г17-617082350002-6 от 23.08.2017 г.); «Технология гигиенического нормирования педагогической продукции, реализованной на базе информационно-коммуникационных технологий»; «Алгоритм медицинского обеспечения информационной безопасности личности»; «Информационно-образовательное пространство». База данных. «Физиолого-гигиенические требования к педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий. Алгоритм». (№АААА-Г17- 617022810014-2 от 28.02.2017 г.).

Учебники и учебно-методические пособия: 

«Информатика для экономистов. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата»; «Информатика для экономистов. Практикум: учеб. пособие для СПО»; «Экономическая информатика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата»; «Информатика, информационные и коммуникационные технологии: Учебно-методическое пособие»; «Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика и информационные технологии» в практической деятельности»; «Лабораторный практикум по Microsoft Word для студентов гуманитарных специальностей»; «Практикум по программированию на языке Паскаль. Учебно-методическое пособие»; «Современные информационные технологии: учебное пособие». Методические рекомендации: «Создание информационных систем на базе реализации возможностей Web-ориентированных платформ (.Net)»; «Методические рекомендации к проведению лабораторных работ по основам баз данных и СУБД в школьном курсе информатики»; «Проектирование логической структуры учебного материла на основе семантических моделей (методическое пособие для учителей математики и информатики)».

фото 29.pngфото 30.pngфото 31.pngфото 32.pngфото 33.pngфото 34.pngфото 35.pngфото 36.pngфото 37.pngфото 38.png

Патенты: 

Патент на изобретение №2542665 «Устройство хранения и передачи данных с обнаружением и исправлением ошибок в байтах информации» от 22.01.15 г.; Патент на полезную модель №150426 «Отказоустойчивое оперативное запоминающее устройство» от 16.01.15 г.; Полезная модель №RU 160959 «Сбоеустойчивое запоминающее устройство». Патентообладатель «Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики» (RU) Заявка 2015149111/08, 17.11.2-15. Дата начала отсчета срока действия патента 17.11.2015; Патент на изобретение №2610264 «Сбоеустойчивое запоминающее устройство». Патентообладатель: Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики» (RU). Заявка 201514338. Приоритет изобретения 22 октября 2015 г. Дата Государственной регистрации в Государственном реестре изобретений Российской Федерации 08 февраля 2017 г. Патентообладатель «Межрегиональное общественное учреждение «Институт инженерной физики».

Коллективом Научной школы под руководством Роберт И.В. осуществлялись международные научные исследования совместно с Институтом образования Лондонского университета (Великобритания), с Университетом Монаш, г. Мельбурн (Австралия); проводилась подготовка кадров информатизации общего среднего, профессионального и дополнительного образования совместно с Католическим Университетом г. Пуэбло (Puebla, Pue., С.P.), Мексика.

6. Перспективная деятельность Научной школы

Продолжение фундаментальных и прикладных научных исследований, ориентированных на развитие теории и методики информатизации образования (психолого-педагогический, методический, технологический, медико-социальный аспекты) в условиях использования цифровых информационных технологий субъектами образовательного процесса.

2.         Развитие дидактики в условиях реализации дидактико-технологических парадигм информатизации образования и современных теорий обучения («Конвергентное образование», «Трансфер-интегративные зоны научных областей информатизации образования», «Теория создания и функционирования информационно-образовательного пространства» и др.).

3.         Разработка теоретических основ совершенствования педагогических технологий на базе высокотехнологичного оборудования, современных средств информационного взаимодействия, облачных технологий, интеллектуальных методов и моделей, технологий «Дополненная реальность», «Виртуальная реальность» и методических подходов к их применению в условиях информационной безопасности личности и здоровьесбережения.

4.         Обоснование и разработка теоретико-методологических оснований разработки структуры и содержания Национального стандарта педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе цифровых информационных технологий, для проведения экспертизы и сертификации основных видов программно-аппаратных и информационных комплексов образовательного назначения, применяемых в здоровьесберегающих условиях.

5.         Совершенствование структуры, содержания и методической системы обучения информатике в условиях постоянного развития цифровых информационных технологий, а также вызовов и рисков информационного общества массовой сетевой коммуникации и глобализации.

6.         Разработка научно-методических подходов к оценке качества результатов образовательной деятельности на базе цифровых информационных технологий, информационно-аналитических систем; выявление направлений и объёма информационных массивов для мониторинга и совершенствования баз и банков данных научно-педагогической информации.

7.         Совершенствование стандартов общего среднего образования и высшего педагогического образования в области реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности.

8.         Разработка теоретико-методологических оснований создания и реализации Единого информационно-образовательного пространства (региона, образовательной организации, профессиональных объединений, социальных сообществ, предметной области и пр.) на базе современных средств информационного взаимодействия облачных технологий.

9.       Разработка научно-методических основ совершенствования систем обучения и контроля знаний на основе логико-семантического подхода, принципов построения систем искусственного интеллекта, теории семантических сетей и эффективных алгоритмах.

7. Научно-практические мероприятия Научной школы

фото 39.jpg

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы методологии научно-педагогических исследований и практической деятельности педагога», г. Омск, 21-22 ноября 2019 г.

фото 40.jpg

Х Международная научно-практическая конференция «Математическое образование в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы» (MATHEDU’ 2019), посвященная 215-летию Казанского университета, г.Казань, 23-27 октября 2019 г.

фото 41.jpg

VI Международный научно-методический симпозиум «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» («ЭРНО-2017»), г. Адлер, 24-27 сентября 2017 г.

фото 42.jpg

фото 43.jpg

X юбилейная Международная научная конференция «Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых», г. Шуя, 30-31 мая 2017 г.

фото 44.jpg

фото 45.jpg

Городской научно-методический семинар «Разработка и использование электронных образовательных ресурсов в интересах повышения качества подготовки специалистов среднего звена», г. Москва, 26 мая 2016 г.

фото 46.jpg

Городской научно-методический семинар «Разработка и использование электронных образовательных ресурсов в интересах повышения качества подготовки специалистов среднего звена», г. Москва, 26 мая 2016 г.

Сайт Научной школы Роберт И.В. «Информатизация образования» https://robert-school.ru/