НАУЧНАЯ ШКОЛА Л.И. НОВИКОВОЙ «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

фото 1 Селиванова.jpg

Руководитель научной школы: Наталия Леонидовна Селиванова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории развития личности в системе образования Института стратегии развития образования, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования. В соавторстве с Л.И. Новиковой и В.А. Караковским Н.Л.Селиванова разработала теорию воспитательных систем, в которой нашли место новые эффективные способы воспитания личности школьника и студента. Наиболее полно эта теория представлена в книге «Воспитание... Воспитание? Воспитание!». Книге присуждена премия Президента Российской Федерации в области образования за 1996 год. Особое направление деятельности Н.Л. Селивановой – подготовка научных кадров. Под ее руководством и при ее научном консультировании защищено 12 кандидатских и 6 докторских диссертаций. Результаты научной работы Н.Л. Селивановой отражены в более чем 200 публикациях. 

фото 2 ученики.jpgФото: Л.И. Новикова и ее ученики, 2002 г.

1.    Лидер и основные представители Школы

фото 3 Новикова.jpg

Научная школа основана в 60-е годы ХХ в. Ее основатель и лидер – Людмила Ивановна Новикова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, автор более 200 монографий, пособий, статей по проблемам воспитания. Ее научное кредо – системное, междисциплинарное исследование сущности и феномена воспитания.

Л.И. Новикова инициировала исследование проблем детского, педагогического и общешкольного воспитательного коллективов; ученического самоуправления; профессионального становления педагога как воспитателя; становления и развития воспитательных систем образовательных учреждений; взаимодействия социальных субъектов воспитания; конструирования воспитательного пространства; методологии и методики исследовательского поиска. Эти исследования расширялись и углублялись ее соратниками, учениками и последователями на протяжении более 70 лет, что свидетельствует об устойчивости выбранного в свое время Л.И. Новиковой научного направления.  

фото 4 Новикава 2.jpg

В коллективе Научной школы можно выделить несколько поколений исследователей. Широкую известность получили такие представители Школы, как В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, А.В. Мудрик, О.С. Газман, И.Д. Демакова, Л.В. Алиева, Д.В. Григорьев, Л.К. Балясная, С.Д. Поляков, П.В. Степанов, М.В. Шакурова, И.В. Руденко, Е.Н. Киселева, Т.А. Ромм, Т.Т. Щелина, А.В. Гаврилин, М.В. Воропаев. Сегодня коллектив школы объединяет более двадцати докторов и восьмидесяти кандидатов наук.  

Имя Л.И. Новиковой присвоено лицею № 87 Нижнего Новгорода (2008) и Владимирскому институту развития образования (2009). 

фото 5 Караковский.jpg

Владимир Абрамович Караковский (1932-2015), д.п.н., член-корреспондент РАО, директор знаменитой московской школы №825, которая сегодня носит его имя 

фото 6 Газман.jpg

Олег Семенович Газман (1936-1996), член-корреспондент РАО, инициатор появления в России должности освобожденного классного руководителя

фото 7 Демакова.jpg

Ирина Дмитриевна Демакова (род. в 1938 г.), д.п.н., профессор МПГУ, вице-президент Российского общества Януша Корчака, рыцарь Ордена Улыбки.

фото 8 Мудрик.jpg

Анатолий Викторович Мудрик (род. в 1941 г.), член-корреспондент РАО, лауреат Премии Правительства РФ в области образования

  • К первому поколению исследователей, кроме самой Л.И. Новиковой, относятся такие яркие его представители как Л.А. Ануфриева, М.Н. Ахметова, Ф.Ф. Брюховецкий, М.Д. Виноградова, А.Т. Куракин, И.Б. Первин, В.П. Пермяков, О.П. Питишкин-Потанич, И.Д. Чернышенко, Н.Д. Шурова.

  • Второе поколение исследователей представляют Э. Асратян, Л.К. Балясная, А. Вайсбург, Ю.С. Бродский, А.В. Буданов, О.С. Газман, П.Г. Годин, В.И. Максакова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов и др. 

  • К третьему относятся такие ученые как В.М. Басова, Н.С. Дежникова, Димитрица Калдерон, В.А. Караковский, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова и др.

  • Четвертое поколение – это В.В. Андреева, Р.А. Валеева, М.В. Воропаев, А.В. Гаврилин, В.В. Ижицкий, У. Кала, Л.В. Куликова, Ю.С. Мануйлов, А.Б. Орлов, А.Г. Пашков, В.В. Полукаров, Г.Н. Прозументова, Т.В. Разумовская, Т.А. Ромм, Т.В. Цырлина, и др.     

  • К пятому поколению относятся Л.В. Алиева, А.Е. Баранов, Н.А. Баранова, А.И. Григорьева, Д.В. Григорьев, И.Д. Демакова, О.В. Заславская, Н.Я. Карпушин, С.В. Кулева, В.В. Круглов, И.В. Руденко, И.В. Степанова, П.В. Степанов, М.В. Шакурова, И.Ю. Шустова, М.С. Якушкина, В.Р. Ясницкая и др.     

  • К следующим поколениям можно отнести исследователей С.П. Романенкову, Л.А. Густокашину, М.Р. Илакавичус, Н.А. Салык, Т.Т. Щелину, М.Б. Чернову, Т.В. Дьячкову и др.

Объединившая все эти поколения, Л.И. Новикова сама вырастила много исследователей проблематики воспитания. Среди них 13 докторов и 21 кандидат педагогических наук. 

фото 9.jpg

Члены лаборатории развития личности в системе образования, 2022 г.

фото 10.jpg

Члены научной школы на конференции в РАО, 2023 г.

2. Традиции научной школы

Школа Л.И. Новиковой известна своими научными традициями, среди которых: междисциплинарный и системный характер исследований; решение проблем воспитания на основе гуманистического подхода к ребенку; сочетание фундаментального и прикладного характера исследований; наличие внутренней экспертизы научных идей; стимулирование профессионального роста молодых исследователей; ежегодное проведение летних научных школ, симпозиумов, круглых столов, конференций; внедрение научных идей в практику.

Научная школа Л.И. Новиковой породила и новые школы с центрами в Москве (А.В. Мудрик), Воронеже (М.В. Шакурова), Владимире (А.В. Гаврилин), Ульяновске (С.Д. Поляков).

фото 11.jpg

Члены научной школы – эксперты Примерной программы воспитания, 2019 г. 

фото 12.jpg

Летняя выездная научная школа, г. Тверь, 2017 г.

3. Базовые положения научной школы

  • Воспитание – это управление процессом развития личности.

  • Воспитательная деятельность может быть реализована только при наличии у педагога личностно-профессиональной позиции воспитателя.

  • Воспитание должно быть неразрывно связано с гуманизацией взаимоотношений детей и взрослых.

  • Развитие личности ребенка опосредовано детским коллективом, представляющим собой единство организации и психологической общности.

  • Эффективный механизм воспитания в школе – это ее воспитательная система, важнейшими характеристиками которой являются образ жизни коллектива и его психологический климат.

  • Эффективный механизм воспитания в социуме – это воспитательное пространство, то есть педагогизированная среда, способом организации которой является педагогическое событие.

4. Результаты деятельности Школы

Важнейшими результатами деятельности школы стали:

  • разработка базовых подходов к исследованию проблем воспитания;

  • создание и развитие теории воспитательных систем, разработка их типологии, технологии создания и критериев эффективности;

  • разработка концепции воспитательного пространства;

  • разработка концепции личностного роста школьников как цели и результата гуманистического воспитания;

  • обоснование полисубъектной стратегии воспитания;

  • разработка основ становления личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя;

  • разработка концепции детско-взрослой общности в системе образования;

  • описание перспективных моделей воспитания и создание методических пакетов для их реализации в практике.

Члены Научной школы приняли участие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в разработке проекта «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации», Примерной программы воспитания для общеобразовательных организаций, Примерной программы воспитания в образовательной организации высшего образования.

За последние 10 лет (2014-2024 гг.) представители Научной школы опубликовали более 50 научных монографий и свыше 200 научных статей в рецензируемых журналах из Перечня ВАК, создали 10 результатов интеллектуальной деятельности (полезные модели, базы данных). Сегодня представители школы являются главными редакторами и членами редколлегий ведущих педагогических журналов страны, директорами школ, заведующими кафедрами педагогических вузов и университетов, ректорами и проректорами университетов, научными сотрудниками и преподавателями институтов развития образования.

5. Востребованность исследований научной школы

Идеи, развиваемые Научной школой, положены в основу учебных программ педагогических вузов и институтов развития образования в Москве, Новосибирске, Владимире, Воронеже, Тольятти, Туле, Твери, Челябинске, Ульяновске, Перми, Иркутске. Они становятся достоянием практики также благодаря широкому спектру обучающих семинаров и курсов повышения квалификации, проводимых представителями Школы во всех федеральных округах. Разработанная коллективом научной школы Примерная программа воспитания легла в основу Федеральной рабочей программы воспитания. Представителями Школы разработаны программы внеурочной деятельности, программы курсов повышения квалификации, они входят в состав редакционных коллегий журналов и в жюри многих Всероссийских конкурсов. Представители Школы ежегодно принимают участие во всех значимых конференциях, форумах по проблемам воспитания в стране.

В 2023 году было выпущено учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов по организации эффективной воспитательной деятельности в школе и методические рекомендации к нему: https://edsoo.ru/2023/11/17/vospitatelnaya-deyatelnost-v-shkole-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-i-nachinayushhih-pedagogov-2023-g/

Представители научной школы вошли в состав Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения, который с 2020 г. действует при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования.

Представители Научной школы являются лауреатами премии Президента России в области образования, имеют Благодарность Президента Российской Федерации, награждены орденом «За заслуги перед Отечеством», медалью К.Д. Ушинского, медалью М.Н. Скаткина, медалью «За милосердие и благотворительность», медалью «Молодому ученому за успехи в науке», Золотой медалью РАО, имеют ведомственные награды и почетные звания, региональные награды.

6. Публикации представителей научной школы

Научно-методические рекомендации для педагогов образовательных организаций о возможностях и рисках использования цифровых технологий в развитии личности школьника: методическое пособие для учителя / Степанов П.В., Круглов В.В., Степанова И.В. и др.; под ред. П.В. Степанова. –  М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.  – 98 с.

Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / Степанов П.В., Круглов В.В., Степанова И.В. и др.; под ред. П.В. Степанова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – 94 с.

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / Степанов П.В., Селиванова Н.Л., Круглов В.В. и др.; под ред. П.В. Степанова. – М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2020. – 128 с. – (Серия: Примерная программа воспитания). 

Воспитание+ Авторские программы школ России (избранные модули): Сборник / Составители: Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Круглов В.В. и др. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020.

Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. – М.: УРАО ИТИП, 2010. – 168 с.

Степанов П.В. Воспитательная деятельность педагога: алгоритм и пошаговые рекомендации: методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. – 136 с.

Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских общественных объединений. Издание второе. – М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018. – 270 с.

Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография / Селиванова Н.Л., Баранова Н.А., Шакурова М.В., Баранов А.Е. – М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. – 190 с.

Рефлексия в инновационной практике школы: монография / Под ред. И.Ю. Шустовой. – М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2015. – 152 с.

Концепция и модель оценки качества воспитания в системе общего образования. Научно-методическое пособие / Под ред. Н.Л. Селивановой, П.В. Степанова. – М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2013. – 96 с.

Детская общность как объект и субъект воспитания: монография / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Издательский центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – 324 с.

Шакурова М. В.  Социальное воспитание в школе: учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 280 с. 

Ромм Т.А. История социальной педагогики: учебник для вузов / Т.А.Ромм. - 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 260 с. 

Ромм Т.А. Педагогика социального воспитания: пособие для вузов / Т.А.Ромм - 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 158 с. 

Поляков С.Д. Воспитание видимое и невидимое. – М.: Образовательные проекты, 2023. – 264 с.

фото 13.jpgфото 14.jpgфото 15.jpgфото 16.jpgфото 17.jpgфото 18.jpgфото 19.jpgфото 20.jpgфото 21.jpgфото 22.jpgфото 23.jpgфото 24.jpgфото 25.jpgфото 26.jpgфото 27.jpg

7. Перспективы деятельности научной школы.

Многоплановость и сложность проблем, разрабатываемых сегодня в рамках научной школы, приводит к необходимости выделения перспективных исследовательских приоритетов. К ним можно отнести исследования:

  • методологических основ теории воспитания и социализации;

  • перспективных моделей воспитания, социализации, социальной адаптации и профессионального самоопределения детей, подростков и молодежи;

  • теории и практики формирования социокультурной идентичности личности;

  • характеристик современной массовой воспитательной деятельности;

  • инновационных субъектов воспитания в образовательной и общественной деятельности вуза;

  • проблем формирования единого образовательного пространства;

  • инновационных механизмов воспитания личности;

  • концептуальных основ системы воспитания современных школьников и студентов, отвечающей вызовам современности.