НАУЧНАЯ ШКОЛА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБЩЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» И.Д.ЗВЕРЕВА – А.Н.ЗАХЛЕБНОГО – И.Т.СУРАВЕГИНОЙ – Е.Н. ДЗЯТКОВСКОЙ
Основатели научной школы: академик РАО Иван Дмитриевич Зверев, академик РАО Анатолий Никифорович Захлебный.
Год создания научной школы: 1971.
Научные и образовательные организации, на базе которых была создана научная школа: Институт содержания и методов обучения (1971), с 2015 года - Институт стратегии развития образования.
Руководители: Анатолий Никифорович Захлебный, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Елена Николаевна Дзятковская, доктор биологических наук, профессор.
Е.Н.Дзятковская и А.Н.Захлебный, 2014 год
1. Основатели, создатели и последователи научной школы
Начало Школе положило создание в структуре АПН СССР первой в Европе лаборатории (1971) и Научного совета по экологическому образованию (1970), с которых начались регулярные педагогические исследования в этой области. Зарождение научной школы было связано с именами академика РАО, профессора, И.Д. Зверева и академика РАО, профессора, А.Н. Захлебного.
И.Д. Зверев и А.Н. Захлебный
За четыре десятилетия были созданы основы педагогической системы непрерывного экологического образования. Обоснованы его цели, междисциплинарный состав содержания, методологические основания, модель практической реализации, отработан понятийно-терминологический аппарат. Разработаны оригинальные методики экологического образования в обучающих ситуациях: малых группах сотрудничества, сюжетно-ролевых играх, на учебных экологических тропах, на полевых экологических практикумах. Все они направлены на формирование у школьников экологической грамотности, практических умений, ответственного отношения к окружающей среде (А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина).
Профессор И.Т. Суровегина на защите учебных проектов, 1980 г.
С начала 2000-х годов дидактика и методика экологического образования развивается как социально-проблемное, естественнонаучно-гуманитарное направление, в котором оформились основы экологии человека и социальной экологии. Разработана теория и методическая система экологического образования для устойчивого развития; на основе педагогической аксиоматики сформулированы и апробированы сквозные межпредметные содержательные линии экологического образования для устойчивого развития; в развитие учения Ю.М. Горского разработана адаптивно-развивающая модель экологического здоровьесберегающего образования (Е.Н. Дзятковская).
Академик РАО А.Н. Захлебный
Е.Н. Дзятковская, доктор биологических наук, профессор
Из Научной школы вышли 16 докторов наук, десятки кандидатов наук. Создано четыре поколения концепции общего экологического образования (1984, 1991, 2010, 2022), ставшие основой, существующей сегодня в нашей стране, странах СНГ и Восточной Европы сети научных школ в этой области.
2. Цель научно-исследовательской и учебно-методической деятельности научной школы
Разработка дидактики и методики экологического образования как социально-проблемной, естественнонаучно-гуманитарной платформы образования для устойчивого развития в Российской Федерации является основной целью научно-исследовательской и учебно-методической деятельности научной школы. В рамках реализации цели было подготовлено и защищено более 20 диссертационных исследований, 10 из которых являются докторскими: Зверев И.Д. (1965), Суравегина И.Т. (Москва, 1986), Захлебный А. Н. (Москва, 1985), Бабакова Т. А. (Москва, 1996), Винокурова Н. Ф. (Москва, 2000), Пономарева О. Н. (Москва, 2000), Скалон Н. В. (Москва, 2001), Дагбаева Н. Ж. (Улан-Удэ, 2004), Горлачев В. П. (Чита, 2005), Демидова Н. Н. (Нижний Новгород, 2012). Кандидатские диссертации: Шклярова О. А. (Москва, 1991), Мансурова С. Е. (Москва, 2001), Сидорова Л. З. (Иркутск, 2008), Одинец Н. Г. (Иркутск, 2006), Пуляевская О. В. (Иркутск, 2003), Сухорукова Л. Н. (Москва, 2001), Финогенко Е. И. (Иркутск, 2004), Зубарев А. Е. (Москва, 1995), Звездина М. Л. (Москва, 1994), Давлетшина Л. Х. (Москва, 2014), Гринева Е. А. (Москва, 1985).
Выездная летняя Научная школа
3. Основные результаты, полученные за последние пять лет
Велась работа по уточнению понятийно-терминологического аппарата экологического образования в системе общего образования. Проанализировано более 1200 определений ключевых понятий экологического образования.
Разработаны педагогически адаптированные формы включения экологических понятий и ключевых идей экологического образования для устойчивого развития в содержание экологического воспитания и обучения дошкольников, младших школьников и учащихся основного общего образования на основе концептуальных метафор и их визуализации («зеленые аксиомы»).
Выдвинута гипотеза о конструировании понятийно-терминологического аппарата школьного экологического образования с опорой на базовые архетипические культурные концепты народов России, которые были выделены, определена их значимость для школьников (3-4 и 7-8 классы) на основе методики семантического дифференциала по Осгуду.
Средствами распространения идей научной школы являются: научно-методический журнал «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы»; опытно-экспериментальная работа, которая ведется в ряде регионов страны; ежегодные летние экологические школы для педагогов; межрегиональное сетевое педагогическое партнерство «Учимся жить устойчиво в глобальном мире», а также внедренные в школьную практику УМК: «Экология и безопасность жизнедеятельности»; «Экология учебной деятельности», «Югра – мое наследие», серия учебников «Экология».
Подготовлен «Глоссарий по экологическому образованию в интересах устойчивого развития» для учителей общеобразовательных школ», включающий взаимосвязанные понятия и термины, необходимые учителям общего образования для повышения своей общекультурной и профессиональной компетенции в целях реализации на практике экологизации содержания преподаваемых учебных предметов для обеспечения преемственности формирования у обучающихся основ современной экологической культуры между предметными областями и уровнями обучения.
Разработана педагогическая модель экологизации содержания общего образования по формированию экологической культуры обучающихся преемственно в дошкольном и начальном общем образовании, включающая целевой, теоретико-методологический, содержательно-организационный (содержание, педагогические технологии и методы, условия) и аналитико-результативный блоки – для отражения в нормативных документах путей обновления содержания дошкольного и начального общего экологического образования.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам дошкольного и начального общего образования по преемственному достижению интегрированных общекультурных результатов – для их отражения в нормативных документах контроля и оценки качества дошкольного и начального общего образования.
Научные исследования, посвященные анализу успехов и перспектив развития теории экологического образования в 21 веке, актуальны и по сей день в связи с принятием в мае 2021 года нового поколения Дорожной карты образования для устойчивого развития до 2030 года.
Сделан вывод о том, что обновление содержания экологического образования в интересах формирования культуры устойчивости связано с ориентацией его целей и ценностей на ускорение достижения Целей устойчивого развития путем придания ему сквозного, транспредметного характера, обеспечивающего комплексность его реализации на всех уровнях обучения. Выявлено, что в отсутствии нормативных требований, разработчики содержания общего образования пока не считают цели экологического образования сквозными, а транспредметную координацию экологической составляющей – обязательной при обновлении содержания общего образования. Сделан вывод о том, что в мировой педагогической практике еще не сформировалась структура «сквозного» аксиологического содержания. Не только отечественное образование, но и страны СНГ сталкиваются со схожими проблемами. Экологические составляющие учебных предметов подчиняются целям лишь «своих» предметов и практически не связаны между собой. Критичен не только уровень экологических знаний обучающихся, но и предлагаемая эклектика нравственных установок. Сегодня она представляет собой смесь антропоцентрических ценностей («человек – хозяин природы»), и декларативных, мало понятных в практическом плане норм экологической этики («ценность всех форм жизни на Земле»). Неизбежный при этом конфликт ценностей рождает у детей (молодежи) внутриличностные когнитивные и нравственные диссонансы, которые могут усугублять проблемы социализации молодежи в условиях стремительно изменяющегося мира.
Обобщен ход развития экологического образования стран СНГ за последние полвека, закономерности изменения целей, предмета познания и места в системе школьного образования (от предмета, метапредметных функций к транспредметности – сквозному, ценностно-мировоззренческому ядру содержания, проходящему через все компоненты основной образовательной программы. Подготовлена коллективная монография «Идеи устойчивого развития в истории, культуре, образовании. Международная коллективная монография / Под ред. Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного. – М.: Издательство «Перо», 2021. – с.411, направленная на актуализацию гуманистических идей устойчивого развития, которые находят отражение в философии, науке, культурном наследии наших стран.
Выявлены возможности экологического образования для устойчивого развития в решении проблемы опережающей социализации молодых людей. Определено, что так же, как социализацию нельзя рассматривать отдельно от культуры, так и опережающую социализацию – отдельно от формирующейся в обществе культуры устойчивого развития (Н.М. Мамедов).
Впервые разработано понятие «базовая модель экологической культуры личности» как система инвариантных составляющих, отражающих структуру базовой культуры личности и изоморфных структуре ядра экологической культуры общества.
Определен состав необходимых и достаточных компонентов базовой модели экологической культуры личности (аксиологического, технологического, личностно-творческого, семиотического и рефлексивно-оценочного).
Научно обоснован подход к системности педагогических показателей экологической культуры личности.
Определено, что компоненты базовой модели экологической культуры личности выступают культурологическими критериями педагогических показателей экологической культуры личности. При конструировании педагогических показателей экологической культуры личности, каждый из них должен включать в себя все компоненты базовой модели экологической культуры с учетом специфики области применения показателя.
Выявлен дефицит рефлексивно-оценочных и семиотических элементов в структуре традиционных показателей экологической культуры, который затрудняет репрезентацию особенностей экологической культуры, связанных с ее интегрирующей функцией.
Внесены изменения в содержание употребляемых показателей экологической культуры (экологическое мышление, экологическая грамотность, экологически ответственное мировоззрение экологически безопасное поведение). Предложены новые показатели экологической культуры (эколого-культурная грамотность, экологическая образованность, внутренняя нравственно-экологическая позиция личности), раскрыто их содержание.
Научно обосновано, что экологическая культура обучающихся является интегральным результатом всего общего образования, который проектируется на допредметном уровне, а не складывается из суммы предметных результатов.
Определены единые научно обоснованные культурологические критерии педагогических показателей экологической культуры обучающихся.
Предложено научное обоснование того, что экологическая культура обучающихся является интегральным результатом всего общего образования, который проектируется на допредметном уровне, а не складывается из суммы предметных результатов.
Определены единые научно обоснованные культурологические критерии педагогических показателей экологической культуры обучающихся.
Выполненная разработка позволяет снизить субъективный фактор в оценке сформированности экологической культуры личности, совершенствовать контрольно-измерительный аппарат экологического образования. В результате цель формирования экологической культуры личности перестаёт быть декларативной, она становится реальной, технологичной, достижимой и проверяемой. Тем самым создана основа для разработки модели мониторинга формирования экологической культуры обучающихся в системе общего образования. Полученные результаты могут стать основой конструирования прозрачной для всех педагогов технологической карты формирования экологической культуры обучающихся во всех предметных областях, внеурочной и воспитательной работе в системе общего образования.
Разработана стратегия системного поэтапного проектирования содержания экологических составляющих учебных предметов и предметных областей на основе общекультурного ядра содержания экологического образования. Этапы проектирования: допредметный, аксиоматический, опредмечивание аксиом, сопоставление и обобщение.
Определено, что проектирование содержания общего экологического образования начинается с включения общекультурного ядра содержания экологического образования в основные образовательные программы еще на допредметном, или концептуальном уровне; выполняя для обучающегося онтологическую функцию (отвечая на вопрос: «что такое окружающий меня мир взаимоотношений Человека и Общества с Природой?»), ориентационную функцию («как в нем жить устойчиво?») и ценностную («что в нем ценно?»); такие ценностно-мировоззренческие ориентиры задаются для всех учебных предметов и предметных областей, программ развития универсальных учебных действий (умений) и программ воспитания преемственно по уровням обучения, в соответствии с возрастными психологическими возможностями и потребностями обучающихся.
Следующий шаг – аксиоматизация ядра содержания – разработка понимаемых и узнаваемых на языке всех учебных предметов дидактических аксиом на языке метафор (вербальных и графических), которые выступают смысловым «мостиком» между наукой и базовыми архетипическими культурными концептами, между языком разных наук, между наукой и искусством; между понятийным мышлением и образным, между разными культурами, детьми и взрослыми, между прошлым, настоящим и будущим. «Зеленые» аксиомы выступают для содержания всех учебных предметов инструментом выявления скрытых искомых значений. То есть, экологизация осуществляется не путем добавления информационных материалов, а путем «опредмечивания» аксиом в содержании учебных предметов и внеурочной деятельности, с использованием предметных и метапредметных знаний, умений, отношений.
Сопоставление выявленных с помощью аксиом предметных и метапредметных знаний, умений, ценностей, отношений в учебных проектах и исследованиях, имеющих межпредметную направленность, что позволяет обобщить результаты, полученные в разных учебных предметах и предметных областях.
Участники пленума Научного совета по экологическому образованию, Москва, 2016 год
4. Основные направления продолжения исследований научной школы
Исследование ведется в трех взаимосвязанных координатах конструирования содержания экологического образования для устойчивого развития – культурологической, педагогической, общесистемной.
Культурологическая координата конструирования содержания исходит из особенностей формируемой в обществе культуры устойчивого развития, ядра экологической культуры общества, структуры базовой модели экологической культуры личности, общенациональных российских ценностей (культуросообразность);
педагогическая – ориентируется на определение методологических подходов и дидактических оснований конструирования ценностно-мировоззренческого ядра содержания современного экологического образования по уровням образования на основе исторического опыта отечественной педагогики и культуры народов страны;
общесистемная координата – опирается на законы высшей нервной деятельности, теорию функциональных систем, дифференционно-интеграционный характер развития нервной системы растущего организма (природосообразность).
5. Перспективы развития научной школы
Результаты деятельности научной школы, сохраняющей лидерские позиции в развитии экологического образования в стране, получили известность за рубежом, отражены в материалах и решениях форумов.
Перспективы развития научной школы связаны с развитием ее международных связей, укреплением научных контактов со специалистами стран СНГ и Восточно-Европейских стран, разработкой Концепции общего экологического образования для устойчивого развития и ключевых положений Национальной дорожной карты образования для устойчивого развития до 2030 года, а также с продолжением исследований по разработке культурологической модели экологического образования как платформы образования для устойчивого развития в целях опережающего формирования у молодого поколения «образа будущего, которого мы хотим».
6. Практические результаты деятельности научной школы
Коллективом научной школы опубликовано более 400 научных работ.
Концепции:
Экологическое образование в школе. М. АПН.СССР, 1982
Экологическое образование в школе /Совместным решением Президиума АПН СССР и Коллегии Минпроса СССР рекомендована для практического использования/ М. АПН.СССР, 1991
Это были первые варианты педагогических концепций в мировой практике. Каждый из них отражал свой уровень понимания проблемы конструирования общего ЭО и возможностей его реализации в практике образования, с учетом действующей модели школы и подготовленности педагогических кадров. Первые варианты Концепций отражали этап становления понятийно-терминологического аппарата, характеристику многокомпонентного состава и междисциплинарной структуры содержания ЭО, его основные задачи, принципы, условия и формы реализации, применение экосистемного подхода в образовании при изучении и оценке деятельности человека в окружающей среде, непрерывность процесса ЭО и др.
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Вагнер И.В., Либеров А.Ю., Алексеев С.В., Ермаков Д.С., Мамедов Н.М., Панов В.Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (одобрена Президиумом РАО, 2010). //Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. № 2. С. 4-15.
Этот вариант Концепции носил опережающий характер и отражал стратегические задачи развития экологического образования на основе ценностей устойчивого развития (УР) и парадигмы развивающего образования, как базы нового поколения стандартов общего образования (ФГОС).
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Мамченко А.А., Шмелькова Л.В. Концепция экологического образования в системе общего образования (одобрена ФУМО общего образования, 29.04.2022).
Этот, четвертый, вариант Концепции содержит механизм практической реализации экологического образования и формирования экологической культуры обучающихся в системе общего образования преемственно по уровням образования, определяет условия достижения планируемых результатов и подходы к их мониторингу.
Учебные пособия и методические рекомендации:
-
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Шмелькова Л.В. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации экологического образования с целью формирования экологической культуры обучающихся / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». Москва, 2022.
-
Захлебный А.Н., Шмелькова Л.В., Дзятковская Е.Н. Методические материалы для органов исполнительной власти субъектов российской федерации, осуществляющих управление в сфере образования "непрерывность и последовательность формирования экологической культуры обучающихся общеобразовательных организаций / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». Москва, 2022.
-
Идеи устойчивого развития на уроках. Методическое пособие /Под ред. Е.Н. Дзятковской. М.: Издательство «Перо», 2021. 84 с.
-
Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для учащихся 10-го и 11-го кл. образоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1 / С.В. Алексеев, В.В. Грачев, К.Г. Гуревич, Е.Н. Дзятковская, Р.А. Дурнев, А.Н. Захлебный, А.Ю. Тараканов, В.А. Ясвин / Под ред. В.В. Грачева, А.Н. Захлебного. М.: Образование и экология, 2013.
-
Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Югра – мое наследие. Учебное пособие для учащихся 2-го класса. М.: Образование и экология, 2013.
-
Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Югра – мое наследие. Учебное пособие для учащихся 3-го класса. М.: Образование и экология, 2012.
-
Дзятковская Е.Н., Гуревич К.Г. Экология и здоровье в моей будущей профессии: УМК для уч-ся 9-11 классов. 2012-2013.
-
Рабочие программы внеурочной деятельности по реализации программы ФГОС НОО «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»: сб. программ по результатам ОЭР ИСМО РАО / Под ред. Е.Н. Дзятковской. М.: Образование и экология, 2013.
-
Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности (формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Методическое пособие. Москва, 2012.
-
Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 класс. Экология общения. 7 класс. Москва: Просвещение, 2012.
-
Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс: учебные программы. Москва: Просвещение, 2012.
-
Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения. Москва, 2011.
-
Дзятковская Е.Н. Развивающее экологическое образование: учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов, разработчиков содержания экологического образования всех уровней, студентов педагогических специальностей / Москва, 2010.
-
Дзятковская Е.Н. Учусь учиться: УМК для 1-4 классов начальной школы. Москва: Образование и экология, 2016.
-
Дзятковская Е.Н. Учусь учиться: УМК для дошкольников. Москва: Образование и экология, 2014.
-
Дзятковская Е.Н. Учусь общаться: УМК для уч-ся 6-7 классов. Москва: Образование и экология, 2012.
-
Захлебный А.Н., Зубарев А.Е. Полевой экологический практикум: - /Методическое пособие учителю/. М.: Центр «Экология и образование» 2004
-
Захлебный А.Н., Зубарев А.Е. Полевой экологический практикум: проект «Влияние человека на экосистему леса» /Рабочая тетрадь для уч-ся Y- YII кл./ М.: Центр «Экология и образование» 2003
Монографии:
-
Идеи устойчивого развития в истории, культуре, образовании. Междунар. коллект. монография / под ред. А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской. М.: Перо, 2021. 320 с.
-
Длимбетова Г.К., Дзятковская Е.Н. Экологизация образования как путь обновления духовного сознания: монография. Нур-Султан: изд-во ЕНУ имени Л. Гумилева. 2020. 184 с
-
Идеи устойчивого развития в школе. М.: Образование и экология, 2017. 172 с.
-
Пустовалова В. В. Метафора в педагогике: монография. М.: Образование и экология, 2016. 264 с.;
-
Пустовалова В. В. Инфографика как дидактическая единица содержания образования, или «Просто о сложном»: монография. М.: Перо, 2017. 172 с.
-
Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурный концепт. «Зеленая аксиома». Трансдисциплинарность. Монография. М.: Образование и экология, 2015. 328 с.
-
Колесникова Л.И., Дзятковская Е.Н., Долгих В.В. и др. Адаптивно-развивающая стратегия сохранения здоровья школьников. М.: Литтерра, 2015. 158 с.
-
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Конструирование содержания экологического образования на этапе внедрения нового Госстандарта общего образования // Образование для устойчивого развития: монография. – Нижний Новгород: НГУ им. Минина, 2015. С.38-56.
-
Дзятковская Е.Н. Дидактические лабиринты экологического образования для устойчивого развития // Образование для устойчивого развития: монография. – Нижний Новгород: НГУ им. Минина, 2015. С.57-79.
-
Дзятковская Е.Н. Учебная культура как фактор информационной безопасности жизнедеятельности. – М.: Образование и экология, 2012. 200 с.
-
Дзятковская Е.Н. // Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт: монография. Институт содержания и методов обучения РАО / под ред. М. В. Рыжакова, А. А. Журина. М.; СПб.: Нестор – История, 2012. 360 с.
-
Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического образования М.: Образование и экология, 2011. 180 с.
-
Дзятковская ЕН. Модели и структуры содержания общего образования в зарубежных странах // Концептуальные проблемы создания и совершенствования школьных учебников. / Под ред. А.Е. Абылкасымовой, М.В. Рыжакова. Астана, 2011. 280 с.
-
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Модели содержания экологического образования в нашей новой школе // Образование и социальные вызовы XXI века: коллективная монография / под ред. М.Л. Левицкого, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. М.: Учреждение РАО «Институт научной информации и мониторинга», 2010. С. 81-102.