НАУЧНАЯ ШКОЛА Л.Н.БОГОЛЮБОВА «СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

1. Руководитель Научной школы

фото 1.png

 Анна Юрьевна Лазебникова, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО – руководитель научной школы Л.Н. Боголюбова «Современное школьное обществознание».

Анна Юрьевна Лазебникова начала научную деятельность в 1975 г. в Институте содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР, совмещая ее с преподаванием в средней, а затем и в высшей школах. В 1983 г. защитила кандидатскую, а 2001 г. докторскую диссертации. В 2006 г. избрана членом-корреспондентом Российской академии образования. Входит в состав бюро Отделения общего среднего образования Российской академии образования.

Анна Юрьевна Лазебникова - автор более 250 публикаций по проблемам общего среднего образования, изучения школьного курса обществознания, оценки уровня подготовки учащихся. Является одним из ведущих авторов и ответственным редактором линии учебников обществознания для основной и старшей школы, созданных под общим научным руководством академика РАО Л.Н. Боголюбова. А.Ю. Лазебникова руководит коллективом авторов по созданию линии учебных пособий для среднего общего образования по обществознанию для углубленного уровня.

А.Ю. Лазебникова участвовала в разработке концепции обществоведческого курса, руководила коллективом разработчиков учебных программ по предмету с учетом требований ФГОС. Руководила рядом научных исследований по проблемам отбора, структурирования, оптимизации содержания образования, разработки его перспективных моделей, оценивания и обеспечивала научное руководство обновлением содержания ФГОС. В предметной области выдвинула новый подход к постановке целей обществоведческого образования с учетом изменившихся социальных и педагогических факторов.

2. Основатель и лидер научной школы

фото 2.jpg

Основатель и лидер научной школы – Леонид Наумович Боголюбов, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской Академии Образования.

Этапы научного пути

В 1953 году Л.Н. Боголюбов окончил исторический факультет МГУ, получив диплом с отличием, в соответствии с которым ему была присвоена квалификация научного работника в области исторических наук, преподавателя ВУЗа и звание учителя средней школы.

1953–1969 – учитель истории в московской школе №170.

1958–1962 – аспирант Научно-исследовательского института содержания и методов обучения АПН СССР.

1966–2000 – доцент кафедры методики преподавания истории, профессор кафедры социологии и политологии Московского государственного педагогического института (с 1990 г. стал называться Московским педагогическим государственным университетом).

1976–1982 – декан факультета повышения квалификации директоров школ при Московском государственном педагогическом институте.

1982–заведующий лабораторией Института (в те годы - НИИ содержания и методов обучения АПН СССР). Ряд лет совмещал руководство лабораторией с деятельностью заместителя директора Института.

2007–2018 – главный научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «ИСРО РАО».

1966 г. – присуждена учёная степень кандидата педагогических наук, 1984 г. – учёная степень доктора педагогических наук, 1996 г. – присвоено учёное звание профессора по специальности «Теория и методика обучения истории и обществоведению».

В апреле 1995 года Л.Н. Боголюбов был избран членом-корреспондентом РАО, в апреле 2001 года – действительным членом РАО.

Л.Н. Боголюбов входил в состав Бюро Отделения общего среднего образования РАО, являлся членом научных советов: учёного совета института; научно-методического совета по проблемам социально-гуманитарного образования; председателем проблемного Совета по вопросам исторического и обществоведческого образования при Отделении общего образования РАО, а также членом редколлегии журнала «Преподавание истории и обществознания в школе».

Л.Н. Боголюбов награждён значком «Отличник народного просвещения», медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»; медалью «Ветеран труда»; медалью «В память 850-летия Москвы»; медалью К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук»; медалью Российской Академии образования «За достижения в науке».

Л.Н. Боголюбов много лет был председателем докторского диссертационного совета при ФГБНУ «ИСМО РАО», членом диссертационного совета на историческом факультете Московского педагогического государственного университета, а также диссертационного совета на историческом факультете Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге.

Направления научной работы

Первое направление научной работы Л.Н. Боголюбова – разработка концептуальных подходов к модернизации социально-гуманитарного образования в школе. Под его руководством была создана концепция образовательной области «Обществознание», скоординировавшая педагогическую направленность и содержание школьных курсов истории, обществознания, географии, экономики, права, а затем подготовлена Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе. В ней раскрыта роль курсов обществознания, истории, а также возможности регионального компонента содержания и дополнительного образования в приобщении учащихся к гражданской культуре. В 2008 году при участии Н.Ф. Виноградовой, Л.Ф. Ивановой, А.Т. Кинкулькина, А.Ю. Лазебниковой разработана Концепция обществоведческого образования в современной российской школе, в которой обоснована необходимость модернизации учебного предмета с учётом

- коренных перемен в российском обществе, произошедших в период после 1999 г.,

- актуальных задач развития России, поставленных политическим руководством страны на период до 2020 г.;

- процессов глобализации и изменения международного положения России;

- стремительной трансформации информационной среды;

- развития базовых общественных наук, а также педагогики и психологии;

- изменений в системе образования;

- опыта создания и преподавания нового обществоведческого курса за 15 лет его существования.

Концепция была одобрена Президиумом РАО.

Второе направление – разработка актуальных проблем теории и методики преподавания социальных дисциплин в школе. В контексте указанных выше концептуальных подходов Л.Н. Боголюбов работал над  вопросами конкретизации и корректировки целей обществоведческого образования в современных условиях, реализации его воспитательного потенциала, определения места и роли правовой подготовки школьников, значения и особенностей обществоведческого курса для учащихся младшего подросткового возраста (публикации: «Связь изучения вопросов диалектики с курсом истории» (1964); «Межкурсовые и межпредметные связи при изучении истории и обществоведения» (1965); «Факты и теория в обучении новейшей истории» (1975); «К вопросу о методологических основах методики обучения истории» (1975); «Применение учащимися теоретических знаний при изучении новейшей истории» (1976); «Взаимосвязь фактов с теорией в преподавании истории в школе» (1979); «Формирование у старшеклассников при изучении гуманитарных дисциплин научного подхода к общественным явлениям» (1984); «Многообразие форм и методов учебной работы» (2013); «Учебная деятельность учащихся как фактор развития воспитательного потенциала курса обществознания» (2015); и др.).

Л.Н. Боголюбов был руководителем авторского коллектива и научным редактором коллективной монографии «Общая методика обществоведческого образования» (2008). В ней изложены основные положения современной теории и методики обучения и воспитания учащихся в курсе «Обществознание», 

- отражающие фундаментальные идеи педагогики и психологии с учётом специфики обществоведческого образования,

- опирающиеся  на педагогический опыт преподавания современного обществоведческого курса,

- преемственные по отношению к методическим идеям, выдвигавшимся при изучении общественных дисциплин в нашей стране;

- учитывающие реальные процессы в современном мире, в российском обществе, в общественных науках, тенденции развития сферы образования, а также психологические особенности современной школьной молодежи.

Все эти положения представляют собой методическую систему, в которой ключевую роль играют современные цели обществоведческого образования. В качестве автора Л.Н. Боголюбов подготовил для этой книги ряд тем, составивших более 10 печатных листов из общего объема книги 30 печатных листов.

фото 3.jpg

В 2008–2012 гг. Л.Н. Боголюбов осуществлял научное руководство исследованием содержания социально-гуманитарного образования, результаты которого отражены в коллективной монографии «Содержание социально-гуманитарного образования и закономерности его становления в современном социуме» (2014). В ней проанализирован исторический опыт развития социально-гуманитарного образования, выявлены закономерности его становления, определены подходы к корректировке его содержания в современном социуме.

Третье направление – создание отвечающих современным требованиям образовательных стандартов по обществознанию, программ, учебно-методических комплектов для основной школы и для базового и профильного курсов в старших классах. Л.Н. Боголюбов осуществлял руководство группой специалистов, подготовивших новые нормативные документы для школьного обществознания в 2002–2004 гг.

Он руководил авторским коллективом, создавшим в соответствии с современными концепциями социально-гуманитарного образования новые учебники и учебно-методические пособия по обществознанию для основной школы с 5 по 9 класс и старшей школы для 10–11 классов; методические пособия для учителей, школьный словарь по обществознанию, практикум для учащихся старших классов, программные средства учебного назначения на основе мультимедиа, а также цифровых образовательных ресурсов для учебных курсов. Л.Н. Боголюбов был соредактором профильного курса по праву.

фото 4.jpgфото 5.pngфото 6.jpgфото 7.jpgфото 8.pngфото 9.jpgфото 10.pngфото 11.jpgфото 12.jpgфото 13.jpgфото 14.pngфото 15.jpgфото 16.jpgфото 17.jpgфото 18.jpgфото 19.jpgфото 20.jpgфото 21.jpg

Четвертое направление – разработка проблемы единого государственного экзамена (далее ЕГЭ). Под руководством Л.Н. Боголюбова начинались работы, направленные на определение содержания и форм ЕГЭ по обществознанию.

За шесть десятилетий научной работы Л.Н. Боголюбов подготовил более 350 работ. В 2013 году была издана монография Л.Н Боголюбова «Обществознание в современной школе. Актуальные вопросы теории и методики», в которой отражен опыт разработки и преподавания современного обществоведческого курса в российской школе, создания линии учебников и других компонентов учебно-методического комплекса по обществознанию; освещены результаты исследования автором актуальных проблем этого курса.

фото 22.jpg

Л.Н. Боголюбов много лет активно участвовал в международном сотрудничестве, был членом экспертного Совета стран Центральной и Восточной Европы по проблемам общественно-политического образования, выступал с докладами на ряде международных симпозиумов. Его работы публиковались на английском, немецком, болгарском, польском и других языках. 

Основные научные труды Л.Н. Боголюбова (отдельные издания)

  1. Содержание социально-гуманитарного образования и закономерности его становления. Под ред. Л.Н. Боголюбова (2014).

  2. Л.Н. Боголюбов. Обществознание в современной школе (2013)

  3. Обществознание. Готовимся к ЕГЭ. Под ред. Л.Н. Боголюбова (2011).

  4. Общая методика преподавания обществознания в школе.  Под ред. Л.Н. Боголюбова (2008).

  5. Методика преподавания обществознания в школе. Под ред. Л.Н. Боголюбова (2002).

  6. Концепция обществоведческого образования в средней школе. Научный рук. Л.Н. Боголюбов (1991).

  7. Л.Н. Боголюбов. Идейное воспитание на уроках истории (1981).

  8. Л.Н. Боголюбов. Изучение текущих событий в курсе новейшей истории (1977).

  9. Л.Н. Боголюбов. Методика преподавания новейшей истории (1969).

фото 23.png

Леонид Наумович Боголюбов с сотрудниками лаборатории, 2013 год. На фото Л.Ф. Иванова, Е.И. Жильцова, Н.Ю. Басик, Т.В. Коваль – кандидаты педагогических наук, осуществившие диссертационные исследования под руководством Л.Н. Боголюбова.

Подготовка научных кадров

Л.Н. Боголюбов в качестве научного руководителя подготовил 12 кандидатов наук и в качестве консультанта – доктора наук по теории и методике преподавания истории и обществоведения. В диссертациях, выполненных под руководством Л.Н. Боголюбова, исследованы актуальные проблемы современного обществоведческого курса: формирование у учащихся теоретических знаний, национально-региональный компонент содержания курса, работа с документами, задания для самостоятельной работы, творческие работы учащихся и др.

Опережая время, Л.Н. Боголюбов ставил и решал задачи развития функциональной грамотности учащихся. Он учил внешний для ученика фрагмент действительности превращать в понимание этой части мира, способствовать присвоению определенных ценностей, связанных с этим, и умению использовать присвоенное для того, чтобы решать свои конкретные жизненные задачи в реальных жизненных обстоятельствах. Он выделял такие компоненты в составе школьного обществознания, как типичная модель поведения, опыт деятельности по применению знаний, умения предметные и надпредметные (позже им дали название метапредметных). На многочисленных курсах он читал лекции, проводил практические занятия. Посетил более тысячи уроков учителей и студентов, которые проходили под его руководством практику.

3. Основные представители Школы

К научной школе Л.Н. Боголюбова можно отнести соискателей научных степеней, успешно защитивших диссертации, а также научных сотрудников руководимой им многие годы лаборатории, работавших в ней длительный период и достигших заметных научных результатов.

В коллективе Научной школы можно выделить несколько поколений исследователей.

Основными представителями первого поколения, кроме самого Л.Н. Боголюбова, являются:

- А.Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «ИСРО», главный редактор журнала «Преподавание истории и обществознания в школе»;

- Л.Ф. Иванова, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ;

- А.И. Матвеев, кандидат педагогических наук;

- Е.И. Жильцова, кандидат педагогических наук.

Основными представителями второго поколения исследователей Школы являются:

- Е.Л. Рутковская, кандидат педагогических наук, почётный работник науки и техники Российской Федерации;

- Н.Ю. Басик, кандидат педагогических наук;

- Н.И. Городецкая, кандидат педагогических наук;

- Е.С. Королькова, кандидат педагогических наук;

- Н.Н. Маслова, кандидат исторических наук.

Представителями третьего поколения исследователей Школы являются:

- А.В. Половникова, кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник сферы образования Российской Федерации;

- Т.В. Коваль, кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения;

- И.А. Лобанов, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования Российской Федерации, член Президиума Ассоциации учителей истории и обществознания Московской области;

- А.А. Сорокин, кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник общего образования Российской Федерации.

В настоящее время в лаборатории социально-гуманитарного общего образовании ИСРО работают представители Школы:

фото 24.jpg

Анна Юрьевна Лазебникова

фото 25.jpg

Илья Анатольевич Лобанов

фото 26.jpg

Елена Лазаревна Рутковская

фото 27.jpg

Наталья Ивановна Городецкая

фото 28.jpg

Татьяна Викторовна Коваль

Исследования, проведённые под руководством Л.Н. Боголюбова, стали фундаментом для современных научных исследований и публикаций (включая ряд монографий), для разработки программ по истории и обществознанию, программ и учебно-методических материалов для высшей школы, линии учебников по обществознанию для общеобразовательной школы, пособий для учителей, сборников заданий и практикумов для учащихся.

фото 29.jpgфото 30.jpgфото 31.jpgфото 32.jpgфото 33.jpgфото 34.jpgфото 35.jpgфото 36.jpg

Учебники по обществознанию, 2023 год. Авторы – члены Научной школы Л.Н. Боголюбова.

За последние 10 лет представителями Школы подготовлено более 200 научных и учебно-методических работ (включая монографии, федеральные учебники, учебные и учебно-методические пособия).

Представители научной школы Л.Н. Боголюбова сегодня успешно работают в ФГБНУ «ИСРО» и других институтах, на кафедрах высших учебных заведений, заведуют подразделениями научных учреждений в ФГБНУ «ИСРО» и ГАОУ ВО г. Москвы «МГПУ».

Так, научно-исследовательскими работами аспирантов, обучающихся в ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», руководят:

- Сорокин Андрей Александрович — профессор, начальник департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет». В период с 2009 года по настоящее время осуществляет научное руководство программами магистратуры «Теория и методика преподавания права. Защита прав участников образовательного процесса», «Историко-культурный туризм и музейная педагогика в Москве (со знанием иностранного языка)», «Формирование функциональной грамотности в социально-гуманитарном образовании и просветительской деятельности». Руководит научно-исследовательской работой аспирантов по научной специальности                   5.8.2 — Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования), с 2014 года пять аспирантов подготовили и успешно защитили научно-квалификационные работы (Рудман А.З., Сергеева О.А., Прохорова Т.П., Моренец М.А., Мукин Д.П.).

- Половникова Анастасия Владимировна — профессор, заместитель руководителя департамента методики преподавания социальных и гуманитарных наук ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет». Является научным руководителем программы магистратуры «Теория и методика преподавания обществознания и истории» с 2014 года. Руководит научно-исследовательской работой аспирантов по научной специальности 5.8.2 — Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования), с 2014 года пять аспирантов подготовили и успешно защитили научно-квалификационные работы (Орлова Т.С., Иванова К.А., Бочихина А.А., Тяжкороб М.Н., Фадеев А.С.).

фото 37.png

V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика», посвящённая памяти академика РАО Л.Н. Боголюбова (1935−2018). Выступает А.Ю. Лазебникова, 25.04.2018

фото 38.png

фото 39.png

VII Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика». К 90-летию Л.Н. Боголюбова. «Принципы Боголюбова». Выступает Л.Ф. Иванова (дистанционный формат), 25.03.2020

Запись доступна по ссылке

https://disk.yandex.ru/mail?hash=gCLH4LSvI05mMpyR6aBOaIIAZSJDL5PHrOI%2Bge3eoLY9wm6n8mIpmXIL4oc%2BJMNlq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D

фото 40.pngфото 41.pngфото 42.jpg

XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика практика». Круглый стол «Учитель и ученики: взгляд в будущее», посвящённый памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Леонида Наумовича Боголюбова. На круглом столе была презентована книга «Учитель» (Сост. Л.Ф. Иванова, А.В. Половникова, Е.Л. Рутковская, А.А. Сорокин. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2023. 280 с.), 28.03.2024.

фото 43.jpg

фото 44.jpg