Научный совет по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании
История
Деятельность Научного совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании, созданного усилиями академика РАО В. В. Краевского, направлена прежде всего на разработку методологических аспектов проблематики Отделения философии образования и теоретической педагогики и реализуется в ходе координации Всероссийского методологического движения. Совет работает под эгидой Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО и на базе Института теории и истории педагогики. Такой статус Совета — в значительной мере межинституциональный (общественный) — определяет характер и конкретные цели его работы: проблематика, которая находится в центре внимания Совета, является принципиально поисковой. Совет не дублирует исследовательскую работу учреждений РАО, но ориентирован на обсуждение и методологическую проработку принципиально проблемной педагогической тематики, контуры и перспективность которой еще не ясны.
Особенностью работы Совета является также его принципиальная организационная ориентированность на российские регионы. Методологическое обсуждение когнитивных возможностей тех или иных исследовательских подходов осуществляется, как правило, в ходе мероприятий в региональных научных и учебных учреждениях, в контексте их опыта педагогической работы и педагогических исследований — в Краснодарском, Челябинском, Уссурийском, Хабаровском и Саратовском отделениях Совета.
Тематика работы Совета менялась. Методология, как это очень точно формулировал в свое время В. В. Краевский, должна ориентировать педагогические исследования. Сегодня методология науки меняется вместе со всей современной наукой, возникают новые тенденции, открываются новые методологические перспективы. Методология педагогических исследований должна эти перспективы учитывать. Одно из важнейших направлений в методологии сегодня — культурно-исторический подход. Этот подход преодолел границы психологии и широко используется ныне не только в психологии, но и в истории, культурологии, филологии и философии. Проведенные в рамках региональных заседаний Совета обсуждения (в 2012 и 2013 гг.) показали, что он весьма эффективен в исследованиях самых различных аспектов образовательной (педагогической) деятельности.
Культурно-исторический подход не противостоит ни деятельностному, ни личностному, ни системному, ни культурологическому. Его особенность в том, что педагогическая реальность рассматривается в его рамках как знаково-символический, языково-семиотический феномен, смысловые и ценностные аспекты которого выступают на передний план.
Он акцентирует смысло-ценностные, исторически сложившиеся аспекты педагогической деятельности и потому заслуживает того, чтобы обстоятельно рассмотреть его роль и возможности в педагогическом исследовании. В рамках этой поисковой методологической задачи и развертывается ныне перспектива деятельности Совета. Планируется продолжить обсуждение методологического потенциала культурно-исторического подхода в педагогических исследованиях, конкретизировав тематику обсуждений. В качестве сквозной темы на 2014 год для всех региональных отделений заявлена тема: «Прогностический потенциал педагогических исследований: методологический анализ прогностических функций педагогического знания в контексте культурно-исторической эпистемологии».
Речь пойдет о возможности педагогического исследования в прогнозировании ценностносмысловых сдвигов в образовательной среде и обсуждаться она будет на материале педагогических прогнозов, актуальных для образовательных практик регионов.