Синельников Игорь Юрьевич

Синельников Игорь Юрьевич

Лаборатория социально-гуманитарного общего образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Уровень образования:

    выпускник исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (диплом с отличием, 1991).

  • Ученая степень: кандидат педагогических наук.
  • Общий стаж работы: 18 лет
  • Опыт работы:

     2002-2006 гг. - старший научный сотрудник лаборатории/центра гражданского образования Научно-исследовательского института развития образования г. Москвы (МИРОС/НИИРО).
    2006-2013 гг. - старший научный сотрудник лаборатории философии и эпистемологии образования Научно-исследовательского института стратегий развития образования Департамента образования г.Москвы (НИИСРО).
    2013-2015 гг. - ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики истории Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО).
    с 2015 - старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования (ИСРО РАО).

  • Область научных интересов:
    • Стратегии, риски и инструменты модернизации современного российского образования;
    • Современная теория и практика формирования и оценки универсальных (метапредметных) умений;
    • Российский и зарубежный опыт организации интегрированного обучения в системе общего образования;
    • Проектирование и реализация воспитательного потенциала школьного социально-гуманитарного образования;
    • История педагогики и образования в России и за рубежом.
  • Тема кандидатской работы:

     тема ««Теоретические основы гражданского воспитания в российской педагогике конца ХIХ - начала ХХ вв.»: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, 2001).

  • Публикации: педагогическая рискология:

    1. Синельников И.Ю. Метапредметный подход: риски и стратегии деятельности // Преподавание истории в школе. - 2018. - №7. - С.3-10.
    2. Синельников И.Ю. Развитие межпредметного взаимодействия как насущная задача школьного образования: проблемно-рискологический аспект // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 2. - М.: АСОУ, 2018. - С.279-288.
    3. Синельников И.Ю. Школьные образовательные стандарты и метапредметность: планы, реалии и риски внедрения инновации // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2017. - Т.5. - №6. - С.25-33.
    4. Синельников И.Ю. Коммуникативно-диалоговая культура современного школьного учителя: профессиональные требования, проблемы, риски // В сб.: Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016) . М.: ИСРО РАО, 2016. - С.420-426.
    5. Синельников И.Ю. Обновление методологии обучения и воспитания в системе общего образования: проблемно-рискологический аспект // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - М.: АСОУ, 2015. - №1. - С.1444-1449.
    6. Синельников И.Ю. Прогнозирование рисков введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: методологические подходы, проблемы, решения // В сб.: Потенциал педагогической рискологии в условиях введения ФГОС основного общего образования. - М, 2014. - С. 20-40.

    Метапредметность в школьном образовании:

    1. Сборник метапредметных заданий: история, обществознание, география: 5-9 кл. / Э.М.Амбарцумова, Е.А.Гевуркова, С.Е.Дюкова, Т.В.Коваль, А.Ю.Лазебникова, Т.Е.Лискова, М.Ю.Романова, И.Ю.Синельников, О.А.Французова / Сост. и ред. А. Ю. Лазебникова, И. Ю. Синельников. - М.: «Экзамен», 2018. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». - 191, [1] с.
    2. Сборник метапредметных заданий: история, обществознание, география: 10-11 кл. / Э.М.Амбарцумова, Е.А.Гевуркова, С.Е.Дюкова, Т.В.Коваль, А.А.Коростелева, Е.А.Крючкова, А.Ю.Лазебникова, Т.Е.Лискова, И.Ю.Синельников, А.П.Суходимцева, О.А.Французова / Сост. и ред. А.Ю.Лазебникова, И.Ю.Синельников. - М.: «Экзамен», М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. - 127, [1] с.
    3. Синельников И.Ю. Метапредметные задания как средство мотивации учащихся к освоению предметного содержания // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2018. - №4. - С.30-37.
    4. Синельников И.Ю. Специфика метапредметных заданий и их использование на уроках истории, обществознания и географии // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2018. - №6. - С.44-51.
    5. Sergeeva M.G., Sinelnikov I.Yu., Sukhodimtseva A.P. Metasubject Abilities Development In Upper Secondary School Students As A Pedagogical Problem // 2017 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7-8, 2017. pp. 531-539. doi: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.62
    6. Синельников И.Ю. Готовы ли учителя работать «по-новому»: анализ опыта организации работы с источниками на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2016. - № 3. - С. 36-41.

    Интеграция в обучении школьников:

    1. Sinelnikov I.Yu., Zharkovskaya T.G. Teachers Readiness For Interdisciplinary Interaction: Realities And Prospects // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2018). pp. 692-700. - doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.81
    2. Синельников И.Ю., Жарковская Т.Г. Готовность учителей к межпредметному взаимодействию: реалии и перспективы // В сб.: Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2018). - М.: ИСРО РАО, 2018. - С. 890-899.
    3. Жарковская Т.Г., Синельников И.Ю. Интегративный подход как способ междисциплинарного взаимодействия // Педагогика. - 2018. - №8. - С.91-95.
    4. Синельников И.Ю. Текст как средство формирования у школьников умения интегрировать знания из различных предметных областей // Русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам: сборник статей. — М.: Корпорация «Российский учебник», 2018. — С. 353-359
    5. Gevurkova E.A., Sinelnikov I.Yu., Sukhodimtseva A.P. Integrative strategies for teaching and learning as a renewal of school education // В сб.: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS) 2017. С. 286-294.
    6. Синельников И.Ю., Суходимцева А.П., Гевуркова Е.А. Интегративные стратегии преподавания и обучения как обновление школьного образования // В сб.: Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2017). М.: ИСРО РАО, 2017. - С. 397-406.

    Воспитательная проблематика:

    1. Синельников И.Ю. Воспитательно-социализирующее влияние современной школы: проблемно-рискологический аспект // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - М.: АСОУ, 2016. № 2. С. 141-149.
    2. Синельников И.Ю. Гражданско-воспитательный потенциал школьного социально-гуманитарного образования: общественная значимость, риски, подходы к реализации // Воспитание школьников. - 2015. - №6. - С.9-16.
    3. Синельников И.Ю. Проектирование воспитательной деятельности школы: способы решения существующих проблем и рисков // Воспитание школьников. - 2015. - №8.
    4. Вяземский Е.Е., Синельников И.Ю. Воспитательный потенциал школьного историко-обществоведческого образования: основные подходы к пониманию и реализации / // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - №№9-10.