Рутковская Елена Лазаревна

Рутковская Елена Лазаревна

Лаборатория социально-гуманитарного общего образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Уровень образования:

      окончила исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (1979 г.)

  • Ученая степень: кандидат педагогических наук.
  • Опыт работы:

      преподаватель истории в восьмилетней школе (1979-1980), истории и обществоведения в средней школе (1981-1989г.г.), младший, а затем старший научный сотрудник НИИ теории и методов воспитания АПН СССР, после реорганизации в 1992 г. – Института развития личности РАО; старший, а затем ведущий научный сотрудник Института общего среднего образования РАО, после переименования в 2004 г. – Института содержания и методов обучения РАО, после реорганизации в 2015 г. – Института стратегии развития образования РАО.

  • Научно-организационная деятельность:

      один из авторов учебников и методических пособий по обществознанию для основной и старшей школы, созданных под руководством академика РАО Л.Н.Боголюбова.
    Руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена по обществознанию в 2000-2009г.г. Автор материалов концептуального и методического характера, лежащих в основе современной модели ЕГЭ по предмету. А так же: 

    • участник международных сравнительных исследований «CIVIC» (1997-2002г.г.) и PISA-финансовая грамотность (2012-2017г.г.);
    • проектов «Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне» (2006-2008г.г.);
    • «Оценка степени сформированности финансовой грамотности у детей 15-летнего возраста, обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования» (2012-2017г.г.); 
    • «Методическая поддержка апробации модульной дополнительной образовательной программы и учебных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности школьников и учащихся учреждений среднего профессионального образования» (2015-2016г.г.).

  • Область научных интересов:

     проблемы состава и содержания учебно-методических комплексов по обществознанию, образовательные стандарты и предметные программы в РФ и мировой практике, оценка качества образовательных достижений учащихся, создание педагогических измерителей, экспертиза и апробация учебных программ и учебных пособий.
    Участник международных конференций по проблемам оценки качества образования (Берлин, 1998, 1999 и 2002 гг., Стокгольм, 2000 г., Франкфурт, 2007 г., Москва, 2003-2008 гг.), преподавания школьного обществознания (Ташкент, 2006 г.), финансовой грамотности (Москва 2012-2015).
    Лектор, ведущий вебинаров и семинаров по проблемам школьного обществознания в различных городах РФ (Москва, Сочи, Санкт-Петербург, Мурманск, Сыктывкар, Петрозаводск, Калуга, Тюмень, Омск, Владивосток, Пенза, Казань, Набережные Челны, Самара и др.).

  • Тема кандидатской работы:

      аспирантуру АПН СССР (1990 г.). Защитила кандидатскую диссертацию в 1991 г.

  • Публикации:  автор более 230 публикаций.

    отдельные публикации:

    1. Learning and living democracy: Introducing quality assurance of education for democratic citizenship in schools – Comparative study of 10 countries (2009) : Country-specific reports : Russian Federation. – Council of Europe, February 2009. - 0,5 п.л. (В соавторстве с Г.С.Ковалёвой)
    2. Approaches to civic and citizenship education around the world // The Russian Federation / Galina Kovaleva, Peter Polodzevets, and Elena Routkovskaya. - International Association for the Evaluation of Educational Achievement, 2013. - 0,5 п.л.
    3. Международное исследование CIVIC. Результаты тестирования российских школьников // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002, №7
    4. Новые подходы к оценке учебных достижений по обществознанию // Развитие национальной системы экзаменов: опыт России, СНГ, США. Материалы и тезисы докладов Международной конференции 19 – 24 апреля 2003 года. - М.: Минобразования РФ, 2003
    5. Единый государственный экзамен по обществознанию: компетентностный подход и разработка контрольных измерительных материалов //Национальные экзамены в системе оценки качества образования: Материалы и тезисы докладов Международной конференции. 12-14 декабря 2005 г. - М.: «Уникум-центр», 2006.
    6. Отражение практико-ориентированной направленности требований к знаниям и умениям выпускников в контрольных измерительных материалах по обществознанию // Федеральный институт педагогических измерений: Сборник статей / Под ред.А.Г.Ершова, Г.С.Ковалевой. - М.: Эксмо, 2007. – 0,5 п.л.
    7. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Обществознание. - М.: ФИПИ, 2007. – 6,5 п.л. В соавт.
    8. Контрольные измерительные материалы базового уровня: подходы к разработке // ОКО. Оценка качества образования. – 2008, №4. – 0,5 п.л. В соавт.
    9. Образовательная подготовка школьников на профильном уровне: своеобразие педагогической ситуации и курсы интернет-обучения /Современные педагогические технологии Интернет-обучения: Сб.статей. – Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика»). – М., 2008. – 0,5 п.л.
    10. Контроль качества обществоведческой подготовки и единый государственный экзамен // Общая методика преподавания обществознания в школе. – М.: Дрофа, 2008. – 1,5 п.л.
    11. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по обществознанию – М., «Русское слово, 2009. – 5 п.л. В соавт.
    12. ЕГЭ и обществоведческое образование //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010, №2. – 0,5 п.л.
    13. Обществознание: учебное пособие / Е.Л.Рутковская. – М.: Дрофа, 2011. – 10 п.л. – (Сдаем ЕГЭ).
    14. Обзоры моделей и структуры содержания общего образования отдельных стран: Германия/ Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт: монография / под ред. М.В.Рыжакова, А.А.Журина. – М.; СПб.: Нестор-История, 2012. – 1,5 п.л.
    15. Примерные программы среднего (полного) общего образования : обществознание : 10-11 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 2,0 п.л. В соавт.
    16. Диагностика межпредметных понятий // Народное образование – 2013, №9. – 0,5 п.л. В соавт.
    17. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - № 4. – 0,7 п.л.
    18. Образовательные стандарты начала 2000-х гг.: от чего и к чему переходит школа // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - № 6. – 0,5 п.л. В соавт.
    19. Обществознание. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2015. – 10 п.л. В соавт.
    20. ЕГЭ. Практикум по обществознанию: Человек и общество: подготовка к выполнению заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 9,8 п.л.