Алексашкина Людмила Николаевна

Алексашкина Людмила Николаевна

Лаборатория социально-гуманитарного общего образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Уровень образования:

    окончила Исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1970 г.) по кафедре истории южных и западных славян.

  • Квалификация: специализировалась по истории Чехии
  • Ученая степень: доктор педагогических наук.
  • Опыт работы:

     в 1974 – 2014 г. – сотрудник Российской Академии образования (ранее – Академия педагогических наук СССР), в 1989 – 2014 гг. заведующий лабораторией истории Института содержания и методов обучения РАО. С 2015 г.– ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО.
    Доктор педагогических наук (диссертация «Методологические основы школьного курса истории», 2000 г.). Член редакционного совета журналов «Преподавание истории и обществознания в школе», «Педагогика и просвещение». В 2002–2005 гг. – член экспертного совета по педагогике и психологии ВАК при Министерстве образования и науки РФ. В 2000-е годы – руководитель группы авторов КИМ ЕГЭ по истории.

  • Основные направления научной деятельности:
    • методологические основы школьных курсов истории;
    • концептуальные основы и нормативные документы школьного исторического образования (стандарты 1998 – 1999 гг., 2003 – 2004 гг., 2010 – 2012 гг., учебные программы);
    • создание и экспертиза школьных учебников истории (том числе – сопоставительный анализ учебников истории для отечественной школы и школ зарубежных стран);
    • методика преподавания новейшей истории зарубежных стран;
    • измерение достижений школьников по истории (концепция и измерительные материалы для Единого государственного экзамена по истории, 2001 – 2007 гг.).

  • Научно-организационная деятельность:

      наряду с научной работой в течение ряда лет преподавала историю и обществоведение в школах и педагогическом училище в г. Москве. Вела многолетнюю работу с учителями истории в рамках системы повышения квалификации педагогических работников. Руководила исследованиями аспирантов и соискателей (под научным руководством Л.Н. Алексашкиной подготовлены и защищены три кандидатские диссертации). Прочла курс по методике преподавания истории в школе для студентов бакалавриата Школы исторических наук Высшей школы экономики (2015 г.).

  • Тема кандидатской работы:

      по окончании аспирантуры Исторического факультета МГУ защитила кандидатскую диссертацию на тему «О.М. Бодянский и его роль в развитии русско-чешских связей. 40 – 70-е годы XIX в.» (1974 г.).

  • Публикации:

     опубликовано свыше 180 научных работ, в том числе – концепции, учебные программы и стандарты, учебники истории для средней школы, рабочие тетради, практикумы, дидактические материалы, методические пособия для учителя, статьи в научных журналах.
    Публикации 2017 – 2019 гг. (общее количество публикаций на март 2019 г. – 230):

    Монографии:

    1. Алексашкина Л.Н. Линия «человек в истории» на страницах современных отечественных школьных учебников. [Текст] / «История в человеке, попавшемся на ее дороге»: историческая биография в Сибири XIX – XXI веков (историографический, источниковедческий и методический аспекты): коллективная монография / под ред. В.А. Зверева, Н.Н. Родигиной, О.М. Хлытиной. – Новосибирск, Изд-во НГПУ. – 2018. – 324 с. Авт. текст с. 218 – 230.
    2. Алексашкина Л.Н. Преподавание истории в школе: от педагогического проекта к практике: пособие для учителя. [Текст] / Л.Н. Алексашкина. – М.: ООО Издательство «Русское слово – учебник». – 2018. 272 с.

    Учебники. Методический аппарат учебников:

    1. Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В., Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебное издание для 5 класса общеобразоват. организаций. М.: «Русское слово – учебник», 2017. Методический аппарат учебника – 2,0 п.л.
    2. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебное издание для 6 класса общеобразовательных организаций. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. 256 с. ISBN 978-5-00092-961-2. Методический аппарат учебника – 1,5 п.л.
    3. Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. XVI — XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. 224 с. ISBN 978-5-533-00015-4. Методический аппарат учебника – 1,5 п.л.
    4. Загладин Н.В., Белоусов Л.С., Пименова Л.А. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век: учебное издание для 8 класса общеобразовательных организаций. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. 176 с. ISBN 978-5-533-00049-9. Методический аппарат учебника – 1,6 п.л.
    5. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. Всеобщая история. История Нового времени. 1801—1914: учебное издание для 9 класса общеобразовательных организаций. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. 240 с. ISBN 978-5-00092-957-5. Методический аппарат учебника – 1,8 п.л.
    6. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.: учебное издание для 10–11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. 288 с. ISBN 978-5-533-00010-9. Методический аппарат учебника – 2,0 п.л.

    Учебно-методические пособия:

    1. Алексашкина Л.Н. КИМ ВПР. История России. 6 класс. Контрольно-измерительные материалы: Всероссийская проверочная работа. ФГОС. [Текст] / Л.Н. Алексашкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2019. 96 с.
    2. Алексашкина Л.Н. КИМ ВПР. История России. 7 класс. Контрольно-измерительные материалы: Всероссийская проверочная работа. ФГОС. [Текст] / Л.Н. Алексашкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2019. 80 с.
    3. Алексашкина Л.Н. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс: к учебнику Т. П. Андреевской, М. В. Белкина, Э. В. Ваниной «История Древнего мира: 5 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2017. 93 с. ISBN 978-5-377-10868-9.
    4. Алексашкина Л.Н., Барабанов В.В., Ворожейкина Н.И., Королькова Е.С., Крючкова Е.А., Рутковская Е.Л. Методические рекомендации по использованию электронных форм учебника [Электронный ресурс]. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2017. – CD-ROM. – № гос. регистрации № АААА-Г17-617070350014-6 от 03.07.2017. ISBN 978-5-905736-42-1.

    Научные статьи:

    1. Алексашкина Л.Н. Использование познавательного потенциала хронологии при изучении истории школьниками. [Текст] / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2019. –№ 1. – С. 16 – 24.
    2. Алексашкина Л.Н. ФГОС и проектирование познавательной деятельности старшеклассников при изучении истории: опыт, современные вызовы, перспективы. [Текст] / Л.Н. Алексашкина / Сборник материалов XI научно-практической конференции с международным участием «Шамовские педагогические чтения». М., 2019.
    3. Алексашкина Л.Н. Лаборатория методики преподавания истории: из ХХ в XXI век. [Текст] / Л.Н. Алексашкина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 2. № 1 (47). – С. 67 – 78.
    4. Алексашкина Л.Н. Образовательные стандарты и школьный предмет «история»: панорама диалога. [Текст] / Л.Н. Алексашкина / Тенденции развития образования кто и как использует и оценивает образовательные стандарты. Материалы ХIV ежегодной Международной научно-практической конференции (Москва, 16–18 февраля 2017 г.) М.: ИздательскийдомДЕЛО, 2018. – С. 52 – 60.
    5. Алексашкина Л.Н. Работа школьников с текстом: универсальные подходы и проблемы предметной практики (на материале курсов истории и литературы). [Текст] / Л.Н. Алексашкина / Сборник материалов X Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения». – М., 2018. – С. 160 – 165.
    6. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников [Текст] / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина // Ценности и смыслы. – 2018. –№5 (57). – С. 58 – 72.
    7. Вяземский Е.Е., Алексашкина Л.Н., Хлытина О.М. О системном подходе к проектированию предметных результатов изучения истории в школе [Текст] / Е.Е. Вяземский, Л.Н. Алексашкина, О.М. Хлытина // Преподавание истории в школе. 2018. № 8. С. 3 – 14.
    8. Алексашкина Л.Н. Электронные формы учебников по социально-гуманитарным дисциплинам: путь в школу // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. № 5. С. 48 – 55. УДК 373.167.1 DOI: 10.12737/article_59ca55ca53ff54.90893304 0,7 п.л.
    9. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Электронные формы учебников истории: образовательный потенциал и использование в школьной практике // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 28 – 38. 0,9 п.л.
    10. Aleksashkina L., Vorozheykina N., Korolkova E., Routkovskaya E. The Electronic Forms Of School Textbooks For History And Social Studies// 2017 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7-8, 2017. doi: dx.doi./10.15405/epsbs.2017.08.07. Pp. 52-60. WebScience.
    11. Лазебникова А.Ю., Алексашкина Л.Н. Современное социально-гуманитарное образование // Федеральный справочник. Образование в России [информационно-аналитическое издание]; Т.12 / Центр стратегических программ – М.: Центр стратегических программ, 2017. С. 95 – 102. УДК 373.5+376/378 + 37.01.

    Остальные основные публикации за предыдущие годы:

    I. Концепции

    1. Концепция исторического образования в средней школе / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2009. – № 6.

    II. Учебники

    1. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 1999–2013.
    2. Новейшая история: ХХ век – начало XXI века. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2002–2013.
    3. Россия и мир в ХХ веке: Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2003. Авторское участие – главы по истории зарубежных стран.
    4. История. Всеобщая история. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина. – М.: Мнемозина, 2008 – 2013.
    5. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2012 – 2013.

    Автор методического аппарата в учебниках:

    1. Отечественная история ХХ – начала XXI века: Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. О. Чубарьян, А. А. Данилов и др.; Под ред А. О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2004.
    2. Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразоват. организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. – М.: Русское слово, 2015.
    3. Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI – XVII века: учебник для 7 класса общеобразоват. организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. – М.: Русское слово, 2015.
    4. Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIIIвек: учебник для 8 класса общеобразоват. организаций / В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов. – М.: Русское слово, 2015.
    5. Соловьев К.А., Шевырев А.П. История России. 1801 – 1914: учебник для 9 класса общеобразоват. организаций /К.А. Соловьев, А.П. Шевырев – М.: Русское слово, 2015.

    III. Учебные пособия для учащихся

    1. Новейшая история 1945–начала 1990-х годов: События, люди, проблемы: Учебные материалы /Л.Н. Алексашкина. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.
    2. История зарубежных стран 1945–1996: Учеб. пособие. 9–11 кл./Л.Н. Алексашкина. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
    3. Мир в ХХ веке: Дополнительные материалы и практикум к учебникам по новейшей истории: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений: 9–11 кл. /Л.Н. Алексашкина. – М.: Дрофа, 1997–1999.
    4. Новейшая история. ХХ век: Рабочая тетрадь № 1 для 9 класса общеобразовательных учреждений/Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2001–2013.
    5. Новейшая история. ХХ век: Рабочая тетрадь № 2 для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2001–2013.
    6. История: Самостоятельная подготовка к ЕГЭ / Л.Н. Алексашкина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005 – 2014.

    IV. Методические материалы и пособия для учителя

    1. Самостоятельная работа школьников при изучении новейшей истории: Книга для учителя /Л.Н. Алексашкина. – М.: Просвещение, 1988.
    2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории / Сост. Л. Н. Алексашкина. М.: Дрофа, 2000.
    3. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории / Сост. Л. Н. Алексашкина; Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Дрофа, 2000.
    4. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по истории. 11 кл. / Сост. Л. Н. Алексашкина. М.: Дрофа, 2001.
    5. Программа и тематическое планирование по новейшей истории. 9 кл. /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2001.
    6. Единый государственный экзамен: История: Контрол. измерит. материалы / Л. Н. Алексашкина и др.; Под ред. Г. С. Ковалевой. М.: Просвещение, 2003.
    7. Методика изучения истории ХХ века: диалог учителя и ученика /Л.Н. Алексашкина // История России ХХ века: Пособие для учителя / А. О. Чубарьян, Е. И. Пивовар и др.; Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2003. – С.50 – 59.
    8. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 5 – 9 классы / Авт-сост. Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина 2009.
    9. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 10 – 11 классы / Авт-сост. Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина 2009.
    10. Методика преподавания всеобщей истории в 9 классе: пособие для учителя /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2010.
    11. ЕГЭ. История: сборник заданий /Л.Н. Алексашкина – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
    12. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: методическое пособие для учителя / Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2014.
    13. История. Всеобщая история. 10 – 11 классы: методическое пособие для учителя / Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2014.
    14. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина – М.: Просвещение, 2014.

    V. Статьи в журналах

    1. Изучение культуры новейшего времени / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 1984. – № 6.
    2. Развитие умений на уроках новейшей истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 1986. – № 6.
    3. Обобщения в курсе новейшей истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 1990. – № 7.
    4. Дидактические аспекты преподавания истории / Л.Н. Алексашкина // Педагогика. – 1993. – № 3.
    5. Школьникам о цивилизациях прошлого и современности. Проблемы взаимодействия курсов истории и обществознания / Л.Н. Алексашкина // Обществознание в школе. – 1997. – № 2.
    6. Россия и мир в современную эпоху. Интегративный курс для выпускного класса / Л.Н. Алексашкина, А.Ю. Лазебникова // Обществознание в школе. – 1997. – № 3.
    7. Стандарты по истории: путь в школу / Л.Н. Алексашкина // Педагогика. – 2000. – № 4.
    8. История Второй мировой войны в школьных учебниках (дидактические аспекты) / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 1.
    9. Школьные учебники истории: тенденции и перспективы / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 10.
    10. О типологии учебников истории для основной и старшей школы / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 8, 9.
    11. О результатах единого государственного экзамена по истории России / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 1.
    12. Деятельностный подход при изучении истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2005. – № 8.
    13. Курсы истории: информационное пространство и методология познания / Л.Н. Алексашкина // Педагогика.–2007. – № 7.
    14. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2008. – № 4, 5.
    15. Результаты изучения истории в основной школе и их измерение / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2010. – № 9.
    16. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - № 5.
    17. Учебные проекты по истории в основной школе / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 9.
    18. О мировоззренческом и познавательном потенциале школьного курса всеобщей истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. —2013. – № 4.
    19. Школьные учебники истории в период общественной трансформации: исторический и дидактический аспекты / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 2014. – №1.
    20. Итоговая проверка по истории в основной школе: общие подходы и вариативность / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. – №2.