Заграничная Надежда Анатольевна

Заграничная Надежда Анатольевна

Лаборатория естественно-научного образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Адрес электронной почты: zagranichnaya@instrao.ru
  • Ученая степень: кандидат педагогических наук.
  • Общий стаж работы: 46 лет
  • Опыт работы:

      работает в ИСМО РАО, ИСРО РАО, ИСРО - с 2008 года.  За время работы в ИСМО – ИСРО РАО – ИСРО участвовала в проведении фундаментальных исследований по актуальным проблемам развития и совершенствования содержания химического образования, диагностики естественно-научной грамотности и качества обучения химии, методики преподавания химии в основной и средней школе и др. Результаты исследований были представлены на различных научно-практических конференциях и в научно-методических журналах. Участвовала в организации и руководстве опытно-экспериментальных площадок ИСРО РАО в школах г. Москвы и Московской области.

  • Участие в проектах:

     принимала участие в разработке различных образовательных программ, в том числе - Федеральной основной образовательной программы и Федеральных рабочих программ по химии (2022-2023гг.), программ внеурочной деятельности. В рамках работы в лаборатории разрабатывала методические пособия и рекомендации, методические кейсы и семинары для учителей по химии.

  • Публикации:   результаты научной деятельности отражены в 145 печатных работах (Индекс Хирша: 9). Среди них: 1 электронный учебник, учебник по химии для 9 класса, учебники для 10 класса (для естественно-математического направления и общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ). Учебники издавались в 2003-2014 гг. в РК как 4 дополненных и переработанных издания каждый на четырех языках. Является автором 22 учебных пособий для учащихся, 21 методического пособия для учителей.

    Основные публикации за время работы в ИСРО:

    1. Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 классы.-(Мастерская учителя химии). Методическое пособие. М.: ВАКО, 2014. – 208с. (в соавторстве с Журиным А.А.)
    2. Основы проектной и исследовательской деятельности. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. М.: ИНФРА-М, 2012. – 56с. (в соавторстве с Маркеловой Н.В.)
    3. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие. М.: «Интеллект-центр», 2013. – 196с. (в соавторстве с Добротиной Е.Г.)
    4. Проектная деятельность в начальной школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие. М.: «Интеллект-центр», 2014. – 136с. (в соавторстве с Добротиной Е.Г.)
    5. Профессиональное саморазвитие учителя химии. Воспитательный потенциал курса химии как основа формирования личностных результатов обучения. 8-11 классы. Методическое пособие. Волгоград: «Учитель», 2016. - 113с. Книга + диск.
    6. Диагностика метапредметных результатов при обучении химии в основной школе. Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2020.-240с. (в соавторстве с Миренковой Е.В.)
    7. Естественно-научная грамотность: сборник эталонных заданий; выпуск 2: учебное пособие для общеобразовательных организаций/Уч. пособие. Москва; Санкт-Петербург: Просвещение, 2021. 143с. (в соавторстве сГ.С. Ковалевой, А.Ю. Пентиным, и др.)
    8. Преподавание естественно-научных предметов в условиях обновления содержания общего образования: методическое пособие/ Методическое пособие. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2021. -232с. (в соавторстве с А.Ю. Пентиным, Никишовой Е. А. и др.)
    9. Химия (углубленный уровень). Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя /Методическое пособие для учителя. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.– 97 с.
    10. Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов естественно-научного блока (физика, химия, биология): методическое пособие для учителя /Методическое пособие для учителя. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2023.– 146 с.
    11. Реализация задач политехнического образования в методиках преподавания естественнонаучных дисциплин в школе: историческая ретроспектива // История политехнического образования в России: труды всероссийской научно-образовательной конференции с международным участием. С-Петербург.28 февраля 2019г. – СПб.: Политех-пресс, 2019. – 234с. (С. 51-59) (в соавторстве с Паршутиной Л.А.)
    12. Научный метод познания в обучении химии: история и современность //Педагогика. 2019. № 5. -С. 29-38.
    13. Интеграция содержания и методов преподавания естественнонаучных предметов в школьном образовании // Педагогика. 2018, №9С. 47-52. (в соавторстве с Паршутиной Л.А.)
    14. Обновление содержания школьного естественнонаучного образования: проблемы и перспективы //Журнал «Педагогика» («Советская педагогика»): 80 лет служения отечественному образованию: материалы Международной научно-практической конференции (26 октября 2017г.). Часть 1. М.: Педагогика, 2017. – 284с. (С.47-52)
    15. Содержание базового химического образования в современном социуме. Современные подходы к обучению химии //Химия в школе. 2010, №1-2. (с.20-23, с. 10-15) (в соавторстве с Ивановой Р.Г.)
  • Награды и благодарности:

    Отличник образования Республики Казахстан (удостоверение № 90627, 1999г.).
    Благодарственное письмо от Главы Российского Императорского Дома (2018 г.);
    Грамоты.