Пентин Александр Юрьевич

Пентин Александр Юрьевич

Лаборатория естественно-научного образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Адрес электронной почты: pentin@instrao.ru
  • Уровень образования: окончил в 1974 г. физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • Ученая степень: кандидат физико-математических наук.
  • Ученое звание:

    доцент, профессор кафедры естественно-математического образования АПК и ППРО.

  • Опыт работы:

      с 1974 г. по 1989 г. работал в Научно-исследовательском институте ядерной физики МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1989 г. – в Центральном институте усовершенствования учителей (затем РИПКРО, АПК и ППРО) на кафедре естественно-математического образования. С 1993 г. по 2013 г. – заведующий кафедрой. С сентября 2013 г. по январь 2015 г. – заведующий лабораторией дидактики физики ИСМО РАО, с мая 2015 – заведующий центром естественнонаучного образования ФГБНУ «ИСРО РАО». Автор более 100 научных и научно-методических публикаций, учебника «Физика. 9 класс» (в соавторстве с И.В. Кривченко), находящегося в Федеральном перечне. Руководил группой разработчиков Федерального компонента государственного стандарта общего образования по естествознанию (старшая школа). Руководил группой экспертов конкурса лучших учителей в рамках Национального проекта «Образование». В настоящее время является российским координатором международного исследования PISA-2015 по направлению «естественнонаучная грамотность».

  • Область научных интересов:

    формирование естественнонаучной грамотности. Интеграция предметов естественнонаучного цикла. Исследовательское обучение. Методика преподавания физики.

  • Публикации:   основные публикации за время работы в ИСРО:

    1. Использование заданий по естественно-научной грамотности в процессе изучения физики в 7-м классе/Пентин А.Ю.
    2. Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2. № S1 (90). С. 125-145. Лингвистическая составляющая естественнонаучной и математической грамотности. - Методист, 2011, №3.
    3. Предметные естественно-научных предметов в условиях обновления содержания общего образования/ Пентин А.Ю., Заграничная Н.А., Никишова Е.А., Семенова Г.Ю., Овчинников А.В. Методическое пособие / Москва, 2022.
    4. Физика. Реализация требований ФГОС основного общего образования Пентин А.Ю./ Методическое пособие для учителя / Москва, 2022.
    5. От задачи формирования естественнонаучной грамотности к необходимым компетентностям учителей естественнонаучных дисциплин. - Естественные науки, 2012, №4.
    6. Естествознание. Базовый уровень. Программа для старшей школы: 10-11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
    7. Интегрированный курс «Естествознание»: от деятельности к отбору содержания. // В коллективной монографии: «Проблемы преподавания естествознания в России и за рубежом». – М.: ЛЕНАНД, 2014.
    8. Физика: учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
    9. Некоторые направления модернизации содержания естественнонаучных предметов основной школы: формирование естественнонаучной грамотности. // В сб. «Опыт преподавания естествознания в России и за рубежом: сборник научных статей». – М.: ИНФРА-М, 2015.
  • Награды и благодарности:

    Награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».