Лаборатория начального общего образования
Направления исследований:
- Дидактическое сопровождение ФГОС НОО, позволяющее успешно достичь планируемые результаты обучения, формировать личные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия.
- Научно-методическое обеспечение процесса обучения младших школьников: программы, средства обучения (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы); методические пособия для учителя.
- Контрольно-оценочная деятельность и педагогическая диагностика в начальной школе как средство повышения качества образования младших школьников: диагностические методики, тетради для самостоятельных и контрольных работ по всем учебным предметам.
- Историко-педагогические исследования: анализ истории становления дидактики и частных методик в начальной школе. ХХ век.
- Преемственность начального с дошкольным и основным звеньями образования: установление перспективности целей, содержания и методов обучения.
Контакты: +7(495) 625-62-40, каб 201 д, e-mail: primaryschool@instrao.ru
Сотрудники лаборатории начального общего образования участвуют в международном исследовании PIRLS совместно с Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО; принимают участие в проектах, направленных на установление преемственности с дошкольным образованием (сотрудники кафедры дошкольной педагогики и психологии МГПУ (проф., д.п.н. С.А.Козлова, проф., к.п.н. Т.А. Куликова и др.), а также с сотрудниками лаборатории естественно-научного и математического образования Института стратегии развития образования РАО - к.п.н. Г.С. Калиновой, к.п.н. Е.А. Седовой и др. по вопросам преемственности и перспективности целей, содержания, методов обучения.
Сотрудники:
- Виноградова Наталья Федоровна, Заведующий лабораторией, член-корр. РАО, д.п.н., проф., заслуженный деятель науки РФ.
- Кузнецова Марина Ивановна, Ведущий научный сотрудник, д.п.н.
- Романова Владислава Юрьевна, Старший научный сотрудник, к.п.н.
- Рыдзе Оксана Анатольевна, Старший научный сотрудник, к.п.н.
- Артюхова Ирина Сергеевна, Старший научный сотрудник, к.п.н.
- Никитина Екатерина Евгеньевна, Старший научный сотрудник,
- Рожкова Марина Викторовна, Старший научный сотрудник,
- Щетинская Вера Алексеевна, Научный сотрудник,
- Мерзликина Ирина Валерьевна, Научный сотрудник.
Экспериментальные площадки
Многие годы сотрудники лаборатории начального общего образования сотрудничают с педагогами экспериментальных школ МАОУ «Гимназия г. Троицка» http://gymtroitska.mskobr.ru/, МОУ Средняя общеобразовательная школа №75 http://www.s-75.ru/general/org-visit-card/, Лицей № 7, г. Электросталь: знакомят учителей с новейшими достижениями в области педагогической науки, осуществляют апробацию экспериментальных печатных и электронных изданий, участвуют в подготовке открытых уроков, оценивают достижения учащихся с помощью авторской педагогической диагностики.
Достижения
В лаборатории начального образования в 2003 г. Виноградовой Н.Ф разработана концепция «Научные подходы к построению учебно-методического комплекта «Начальная школа ХХI века». На основе концепции были подготовлены программы, учебники по основным предметам начальной школы, методическое сопровождение процесса обучения (Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе и др.). Создание УМК «Начальная школа ХХI века» отмечено Премией Президента РФ в области образования.
По результатам широкомасштабного эксперимента, проводимого по инициативе Министерства образования РФ (1999-2004) и направленного на совершенствование содержания образования, были разработаны и выпущены проверочные работы для начальной школы. Проверочные тестовые работы. Русский язык. Математика. 1 класс, 2 класс. ФГОС (Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, соавтор). Проверочные тестовые работы. Русский язык. Математика. Литературное чтение. 3-4 класс. ФГОС (Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, соавторы).
В целях обеспечения преемственности целей обучения младших школьников и дошкольниковН.Ф. Виноградова участвовала в создании - программы обучения, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора», в подготовке средств обучения, методического комментария для педагогов и родителей.
Многие годы сотрудники лаборатории начального общего образования разрабатывали материалы для выявления уровня сформированности учебной деятельности младших школьников на модержании двух учебных предметов: русского языка и математики. В 2012-2014 гг. эти материалы были опубликованы. Теперь они доступны для широкого применения учителями в массовой практике: «Педагогическая диагностика. Русский язык. Математика: 1-4 класс» (М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова, соавторы).
С 2005 г. в Центре начального общего образования проходила работа по созданию Новых линий учебников по литературному чтению (Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, соавторы), математике (О.А. Рыдзе, соавторы), ОРКСЭ (Н.Ф. Виноградова, соавторы) для начальной школы.
В 2011 г. сотрудниками Центра начального общего образования под ред. Н.Ф. Виноградовой опубликованы сборники научных трудов, раскрывающие аксиологические аспекты начального образования на современном этапе развития первого звена школы. В книге «История становления и развития методик начального образования (пер. пол. ХХ в.): очерки по истории педагогики», 2013 г. особое внимание уделено предпосылкам и тенденциям становления частных методик начального обучения, ведущим дидактическим и методическим идеям.
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, 2009) в Центре начального образования был подготовлен и вышел в 2011 г. в издательстве Вентана-Граф «Сборник программ внеурочной деятельности» /Под ред. Н.Ф. Виноградовой (Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, В.Ю. Романова, И.С. Хомякова).
Сотрудники Центра начального общего образования приняли участие в создании Серии универсальных пособий «Тематический контроль и оценка в начальной школе» по заказу издательства «АСТ-Астрель» и ФГНУ «ИСМО РАО» (Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова); Серии «Итоговый контроль в начальной школе». Русский язык. Математика. Литературное чтение. Учебно-справочные материалы для 1-4 классов; контрольные тренировочные материалы, рабочие тетради. Издательство «Просвещение» (М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе, соавторы); стандартизированных материалов для итоговой аттестации: 4 класс. Русский язык. Математика. Издательство «Просвещение» (М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе, соавторы).
Основные мероприятия Лаборатории
15 марта 2022 года старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования Рыдзе О.А. приняла участие в методологическом семинаре "Реализация обновлённого ФГОС начального общего образования» кафедры теории и практики начального образования Института детства МПГУ.
Оксана Анатольевна выступила с сообщением на тему «Обновленный стандарт начального общего образования». В ходе выступления О.А. Рыдзе охарактеризовала трудности реализации ФГОС НОО 2009 года, типичные проблемы в обучении младших школьников и возможные пути их преодоления. Особое внимание было уделено интеграции предметного обучения и формирования у младших школьников умения учиться.
В семинаре приняли участие более 100 представителей Института детства: преподаватели и научные сотрудники кафедр, докторанты, аспиранты.
18 февраля 2022 ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования Кузнецова Марина Ивановна приняла очное участие в проведении семинара «Функциональная грамотность. Современные вызовы и эффективные практики». Семинар состоялся на базе Центра повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования города Кирова. Целью семинара была методическая поддержка учителей начальных классов образовательных организаций города Кирова по вопросам формирования читательской грамотности, преодоления трудностей младших школьников в овладении читательской грамотностью.
Кузнецова М.И. прочитала лекцию «Формирование функциональной грамотности – требование обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО» и провела практическое занятие «Читательская грамотность младшего школьника: формирование, оценивание, преодоление возникающих трудностей». Педагоги с интересом анализировали задания из учебников и рабочих тетрадей, обсуждали вопрос о наиболее эффективных путях формирования читательской грамотности, о способах преодоления трудностей.
По итогам проведенного семинара начальник департамента образования администрации города Кирова А.Л. Петрицкий направил М.И. Кузнецовой благодарственное письмо.
30 мая 2020 г. В рамках второй части Московского международного салона образования (ММСО-2020) сотрудник лаборатории начального общего образования О.А. Рыдзе выступила перед учителями начальных классов и родителями с обзором современных подходов к обучению младших школьников решению задач по математике – «Как научить ребенка решать задачи по математике?». Были рассмотрены типичные трудности в решении текстовых задач (на примере заданий TIMSS, ВПР, региональных мониторингов), вопросы обучения чтению текста математической задачи, составления моделей, планирования и анализа решения.
Запись вебинара по ссылке
12 мая 2020 г. сотрудники лаборатории начального общего образования М.И. Кузнецова и О.А. Рыдзе приняли участие в межрегиональной видеоконференции «Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника как условие формирования функциональной грамотности». Организатором конференции выступил ГАОУ ДПО «Ленинградский институт развития образования».
Кузнецова Марина Ивановна сделала доклад «Дифференциация при организации проектной деятельности в курсе русского родного языка».
В докладе был раскрыт потенциал курса русского родного языка в организации проектной деятельности, возможности дифференцированного подхода. Обсуждались такие требования к выполнению проектных заданий, как: самостоятельность, качество выполнения проектного задания, представление его перед классом. Интерес участников конференции вызвали примеры проектных заданий и критерии их оценивания.
Рыдзе Оксана Анатольевна сделала доклад «Организация дифференцированной исследовательской работы с информацией на уроках математики».
В выступлении была дана характеристика поисково-исследовательской деятельности с учетом зафиксированных в ФГОС НОО и ПООП НОО универсальных учебных действий младшего школьника, входящих в ее структуру. Особый интерес у участников вызвал предложенный подход преобразования имеющихся в учебниках и проверочных работах заданий. Данный подход позволяет эффективно развивать такие УУД, как: оценивать и планировать преобразование данных; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
В рамках Московского международного салона образования (ММСО-2020) сотрудники лаборатории начального общего образования под руководством Н.Ф. Виноградовой провели онлайн-лекцию «Функциональная грамотность младшего школьника: путь к успеху». Слушателями стали более полутора тысяч педагогов из разных регионов РФ.
Наталья Федоровна Виноградова отметила, что тема функциональной грамотности разрабатывается Институтом не первый год. Это направление отвечает требованиям времени, иллюстрирует пути решения задач майского Указа Президента РФ (2018 г.) по внедрению «новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс». В ходе лекции были выделены ведущие характеристики и основные компоненты функциональной грамотности. Особый интерес слушателей вызвала работа лаборатории начального общего образования над интегративными компонентами функциональной грамотности (читательской, коммуникативной, информационной, социальной), которые планомерно формируются и проявляются при изучении учеником всех учебных курсов начальной школы.
Марина Ивановна Кузнецова, ведущий научный сотрудник лаборатории, дала краткую характеристику читательской и языковой грамотности. Были описаны важнейшие проявления читательской грамотности, рассмотрен потенциал предмета «Русский язык» для развития читательских умений современного ученика. Даны рекомендации по совершенствованию языковой грамотности младших школьников в учебном процессе.
Оксана Анатольевна Рыдзе, старший научный сотрудник лаборатории, остановилась на информационной и математической грамотности. Были отмечены достижения и трудности учащихся в работе с информацией, рассмотрены некоторые направления развития у младших школьников умения применять математические знания при решении учебных задач и задач реальной жизни.
Запись вебинара доступна по ссылке
Подробнее о мероприятии на сайте организатора
07 февраля 2020 года состоялся семинар учителей и завучей начальных классов православных школ Московской области "Дифференцированное обучение в современной начальной школе". Данная проблема стала предметом обсуждения на семинаре . Семинар проходил на базе экспериментальной школы лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». В семинаре приняли участие зав. лабораторией начального общего образования Института, чл.-корр. РАО, д.п.н. Н.Ф. Виноградова и ведущий научный сотрудник, д.п.н. М.И. Кузнецова.
Прежде всего, участники побывали на уроке в первом классе, где учительница А.П. Кабанова показала, как она предлагает дифференцированные задания уже первоклассникам. Эти задания учитывали не только уровень сформированности навыка чтения, но и возможности восприятия, внимания, эмоционального состояния разных детей.
Основное внимание на семинаре было посвящено обсуждению тех изменений, которые необходимо внести в понимание проблемы индивидуально-дифференцированного подхода в современной дидактике. Небольшое путешествие в историю проблемы дифференциации обучения дало возможность раскрыть актуальность такого подхода к организации учебного процесса для развития как обучающегося, так и самого педагога. Главной идеей обсуждения были слова, сказанные основным докладчиком Н.Ф. Виноградовой, – «Мы должны принять как педагогическую истину, что перед учителем сидит не класс, а 25-30-35 индивидуальностей! И каждая из них может под влиянием педагога раскрыть свой потенциал, а может его глубоко запрятать или схоронить…».
Большую активность проявили участники семинара, когда обсуждались законы существования ребенка как субъекта учебной деятельности. Именно реализация этих законов осуществляется успешно при индивидуально-дифференцированном подходе: ребенок должен быть успешным; младшие школьники отличаются друг от друга темпом обучаемости; каждый обучающийся имеет право на ошибку и самостоятельное ее исправление; в индивидуальном подходе нуждаются как неуспешные, так и успешные дети; в процессе учения каждый должен получить право выбора и др.
При подведении итогов семинара одна из участниц Е. Судьина, отмечая высокий уровень проведенного мероприятия и его большой эффект, напомнила слова Али Апшерони (известный современный теолог, гуманист, общественный деятель, автор «Книги размышлений»): «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это время усердно не учатся сами».
Фотографии представлены порталом
25-28 марта 2019 года старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования к.п.н. Владислава Юрьевна Романова приняла участие в работе жюри Всероссийского конкурса «Педагогический дебют - 2019». Владислава Юрьевна работала в составе жюри в номинации «Молодые учителя». Участниками конкурса в данной номинации стали 57 молодых учителей из разных субъектов Российской Федерации. За работу в составе жюри Владислава Юрьевна Романова награждена Дипломом конкурса «Педагогический дебют».
30.11.2018 г. Кочурова Елена Эдуардовна выступила с докладом «Проектирование образовательного процесса с целью формирования функциональной грамотности младшего школьника» на конференции «Современный урок: проектирование, реализация, анализ», проходившей в ГБОУ ВО МО «Академия социального управления».
http://new.asou-mo.ru/index.php/ru/novosti/2015-11-30-09-26-23/item/5571-konferentsiya-sovremennyj-urok-proektirovanie-realizatsiya-analiz
27-28 ноября 2018 г. сотрудники центра начального общего образования Кузнецова Марина Ивановна, Рыдзе Оксана Анатольевна приняли участие в работе Межрегиональной научно-практической конференции: «Функциональная грамотность младшего школьника: подходы к формированию и оцениванию» (г. Красноярск). Кузнецова М.И. выступила с докладом: «Функциональная грамотность младшего школьника: характеристика целей и содержания обучения»; Рыдзе О.А. – «Формирование функциональной грамотности в процессе изучения математики».
В работе конференции приняли участие более 300 учителей. Конференция проходила на базе Красноярского института повышения квалификации.
23.11.2018 г. Центр дошкольного и начального образования корпорации "Российский учебник" в лице Директора по продвижению Андрея Александровича Баранова, выражает благодарность сотрудникам центра начального общего образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" ведущему научному сотруднику, почетному работнику образования, доктору педагогический наук Марине Ивановне Кузнецовой, старшему научному сотруднику, кандидату педагогический наук, доценту Ирине Семеновне Хомяковой, старшему научному сотруднику, кандидату педагогических наук, доценту Елене Эдуардовне Кочуровой за научно-методическое сопровождение Региональной научно-практической конференции "Функциональная грамотность младшего школьника и пути ее становления".
Благодарность по ссылке (pdf)
22-23 ноября 2018 года Кузнецова Марина Ивановна приняла участие в работе Международной научно-практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве». Марина Ивановна выступила с докладом «Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников». Мероприятие было приурочено к празднованию 85-летия научно-методического журнала «Начальная школа» и проводилось на базе факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»).
https://www.bsu.edu.ru/bsu/news/news.php?ID=514798&IBLOCK_ID=176
21 ноября 2018 года сотрудники центра начального общего образования приняли участие в региональной научно-практической конференции «Функциональная грамотность младшего школьника и пути её становления» г. Долгопрудный Московской области.
Кузнецова Марина Ивановна выступила с докладом «Функциональная грамотность младшего школьника: характеристика целей и содержания обучения»; Кочурова Елена Эдуардовна – «Становление математической функциональной грамотности младшего школьника в современной образовательной среде»; Хомякова Ирина Семёновна – «Читательская грамотность младшего школьника и пути ее становления». После пленарного заседания сотрудниками центра начального общего образования были проведены мастер-классы: Комплексные работы как инструмент оценивания информационной и читательской грамотности младшего школьника (Кузнецова М.И.); Роль педагогической диагностики в формировании информационной и математической грамотности младшего школьника (Кочурова Е.Э., Соснина Е.Г.); Смысловое чтение – важное слагаемое читательской грамотности (Хомякова И.С.).
После этого участники конференции были приглашены на мастер-классы учителей гимназии №13, школ №1, №11 и №14 города Долгопрудный, учителя школы №982 г.Москвы Гаврикова И.А. и аспирантки второго года обучения «Института стратегии развития образования РАО» – Сосниной Е.Г. (научный руководитель Кузнецова М.И.). В работе конференции приняли участие 140 учителей из Москвы Долгопрудного, Красногорска, Нахабино, Черноголовки, Видного, Дубны Электрогорска Московской области.
https://rosuchebnik.ru/news/funktsionalnaya-gramotnost-mladshego-shkolnika-i-puti-eye-stanovleniya/
http://shkola7razvitie.ucoz.ru/news/regionalnaja_nauchno_prakticheskaja_konferencija_funkcionalnaja_gramotnost_shkolnikov_i_puti_ee_stanovlenija/2018-11-22-1235
30.10.2018 в издательстве "Российский учебник" состоялся вебинар на тему "Формирование функциональной математической грамотности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности".
Провела вебинар Кочурова Е.Э. В ходе вебинара были рассмотрены условия успешного формирования математической грамотности, раскрыты приёмы работы, показывающие необходимость математических знаний для решения учебных и жизненных задач; дана оценка разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения умений работать с математической информацией.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-matematicheskoy-gramotnosti-mladshikh-shkolnikovv/
29.10.2018 сотрудники центра начального общего образования Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. выступили с лекциями на XIV Московском фестивале «Учительская книга». Фестиваль проводит Издательский дом «Первое сентября» совместно с Московским педагогическим государственным университетом.
Лекция 1. Функциональная грамотность младшего школьника: характеристика информационной и коммуникативной грамотности.
Лекция 2. Функциональная грамотность младшего школьника: характеристика читательской грамотности.
В октябре 2018 года вышла в свет книга «Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя». Авторы – сотрудники центра начального общего образования. В книге рассматривается проблема формирования у младших школьников функциональной грамотности. Раскрывается методика развития предметных компонентов функциональной грамотности (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная), вклад каждого предмета учебного плана начальной школы в становление интегративных компонентов функциональной грамотности (читательской, коммуникативной, информационной, социальной).
Приводятся конкретные методы и формы организации обучения, способствующие успешному развитию функциональной грамотности. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009).
19.09.18 в издательстве "Российский учебник" состоялся вебинар на тему "Контроль хода достижения метапредметных результатов. 4 класс. Работа с текстом и информацией".
Провели вебинар Рыдзе О.О и Кузнецова М.И. В ходе вебинара были рассмотрены условия успешного формирования информационной грамотности как интегративного компонента функциональной грамотности.
30 августа 2018 в рамках Московского международного форума «Город образования» прошёл круглый стол «Начальная школа – фундамент будущего успеха». В работе этого круглого стола приняли активное участие сотрудники центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Кузнецова Марина Ивановна и Рыдзе Оксана Анатольевна.
Они выступили с небольшими докладам, обсудив с участниками круглого стола следующие проблемы: в чем состоят цели и задачи начального образования, какие результаты должен достичь ученик начальной школы, работа над функциональной грамотностью современного младшего школьника.
29 августа 2018 года сотрудники Центра начального общего образования Кочурова Е.Э., Хомякова И.С. приняли активное участие в Августовской педагогической конференции 2018 года «Формирование современной муниципальной образовательной системы, обеспечивающей доступность и высокое качество образования в соответствии с перспективными задачами развития российского общества», организованной Отделом образования администрации муниципального образования «Городской округ Черноголовка». Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №75» г.о. Черноголовка является экспериментальной площадкой Института стратегии развития образования РАО.
Глава города Егоров О.В. поздравил учителей с началом нового учебного года и вручил награды учителям.
В ходе конференции были рассмотрены вопросы формирования функциональной грамотности современного младшего школьника. И.С. Хомякова выступила с докладом: «Смысловое чтение как метапредметный результат обучения в начальной школе»; Е.Э. Кочурова с докладом: «Становление математической грамотности младшего школьника».
27.08.2018 года вышел в свет очередной номер журнала «Начальное образование» https://naukaru.ru/ru/nauka/issue/1305/view Журнал включен в Перечень ВАК по группе специальностей 13.00.00 - педагогические науки. Периодичность - 6 номеров в год. Подписной индекс в каталоге агентства «Роспечать» - 82391.
21-22 июня 2018 года состоялась II Всероссийская научно-методическая конференция «Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы»
В конференции приняли участие ведущие ученые, специалисты в области начального общего образования. Приветственное слово к участникам конференции от Президента Российской академии образования Людмилы Алексеевны Вербицкой зачитал В.С. Басюк.
С приветственным словом обратился к участникам конференции директор Департамента государственной политики в сфере общего образования и науки Российской Федерации Андрей Евгеньевич Петров. С докладом «Тенденции развития и проблемы современной начальной школы» выступил заместитель Президента Российской академии образования Виктор Стефанович Басюк.
В первый день конференции выступила зав. центром начального общего образования «Института стратегии развития образования РАО», член-корр. РАО Наталья Фёдоровна Виноградова с докладом «Функциональная грамотность младшего школьника в современных условиях»
Работа конференции проходила в рамках 5 секций, на каждой из которых были заслушаны от 6 до 8 докладчиков. Активное участие в работе конференции приняли сотрудники центра начального общего образования: О.А. Рыдзе «Трудности изучения математики в контексте международных и российских исследований», М.И. Кузнецова «Читательская грамотность младших школьников в контексте международных и российских исследований», И.С. Хомякова «Смысловое чтение как метапредметный результат обучения в начальной школе».
Во второй день конференции зав. центром начального общего образования Н.Ф. Виноградова выступила с докладом «Современный урок: типология и структура в рамках реализации ФГОС НОО». В рамках секции №5 «Педагогический диалог: актуальные проблемы обучения русскому языку в начальной школе» выступила М.И. Кузнецова с докладом «Трудности изучения русского языка современными школьниками».
На пленарном заседании 21 июня участники конференции познакомились с результатами международных исследований в области оценки качества образования младших школьников, о которых в своём докладе сообщила Г.С. Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования. 22 июня выступил директор Института коррекционной педагогики Н.Н. Малофеев «Инклюзивное образование в начальной школе. Мифы и реальность».
В работе конференции приняли участие зам. директора и учителя экспериментальных площадок Центра начального общего образования: гимназии г. Троицк, гимназии «Рождество» г. Истра, Моск. обл.: В.С.Сазонова, Л.А.Носова, Т.Н. Денисова, Г.Ю. Старчикова.
Состоялось обсуждение актуальных проблем и тенденций развития современной начальной школы: формирование функциональной грамотности, инклюзивное образование, интерпретация результатов международных исследований в области оценки качества образования, вопросы обучения математике и русскому языку, инновационные подходы к формам организации учебного процесса и пути развития интереса младших школьников к чтению.
В конференции приняли участие специалисты в области начального общего образования: представители институтов развития образования и институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподаватели педагогических вузов и колледжей, учителя начальных классов.
Теплые слова о результатах конференции, обращённые к Н.Ф. Виноградовой, звучат в письме Молоковой Анны Викторовны, зав. кафедрой начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, д-ра пед. н.: «Спасибо Вам за возможность слушать Вас и участвовать в том, что Вашими усилиями организовано! Конференция оставила глубокое впечатление! С благодарностью вспоминаю, перечитываю свои записи и анализирую все, что было сказано».
http://rusacademedu.ru/news/ii-vserossijskaya-nauchno-metodicheskaya-konferenciya-sovremennaya-nachalnaya-shkola-dostizheniya-problemy-perspektivy/
21-22 июня 2018 года в Российской академии образования прошла II Всероссийская научно-методическая конференция «Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы».
Конференция организована Российской академией образования совместно с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».
В работе конференции приняли участие специалисты в области начального общего образования из 50 регионов Российской Федерации: представители институтов развития образования и повышения квалификации педагогических работников, преподаватели педагогических вузов и колледжей, учителя начальных классов и сотрудники библиотек.
Форум собрал на своей площадке более 300 участников из Владикавказа, Воронежа, Иркутска, Кирова, Москвы, Новосибирска, Пскова, Россоши, Санкт-Петербурга, Саранска, Ярославля, других городов и населенных пунктов России. В работе конференции приняли участие зам. директора и учителя экспериментальных площадок центра начального общего образования: гимназии г. Троицк, гимназии «Рождество» г. Истра, Моск. обл.: В.С.Сазонова, Л.А.Носова, Т.Н. Денисова, Г.Ю. Старчикова.
В рамках форума обсуждались актуальных проблемы и аспекты развития современной начальной школы: формирование функциональной грамотности, внедрение инклюзивного образования, интерпретация результатов международных исследований в области оценки качества образования, вопросы обучения математике и русскому языку, инновационные подходы к формам организации учебного процесса, развитие интереса младших школьников к чтению и другие актуальные темы.
С приветственным словом к собравшимся обратился директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Андрей Евгеньевич Петров.
Открыл пленарное заседание заместитель президента Российской академии образования Виктор Стефанович Басюк. В своем докладе «Тенденции развития и проблемы современной начальной школы» Виктор Стефанович отметил, что анализ результатов внедрения ФГОС НОО выявил как положительные, так и негативные стороны процесса перехода на новые цели, принципы, планируемые результаты обучения и дальнейшие достижения в области школьного образования связаны с продолжением серьезной работы по повышению квалификации учителя, формированием готовности педагогов работать в новых социальных и педагогических условиях».
О результатах международных исследований в области оценки качества образования младших школьников рассказала руководитель центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Галина Сергеевна Ковалева. В своем выступлении Г.С. Ковалева отметила, что по многим показателям Российская начальная школа занимает лидирующую позицию, она подчеркнула, что «Мы находимся на подъеме, однако следует обратить пристальное внимание на интеграцию знаний, полученных школьниками, на возможность их применения в незнакомых ситуациях, в ситуациях близких к реальной жизни».
Заведующий центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корр. РАО, доктор педагогических наук Наталья Федоровна Виноградова выступила с докладом «Функциональная грамотность младшего школьника в современных условиях». Наталья Федоровна высказала мнение о том, что функциональная грамотность является основой образования личности, определяет готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и самим собой.
Результатам анализа дидактической структуры современных учебников для начальной школы был посвящен доклад «Современные учебники для начальной школы: на пути к совершенствованию» ведущего аналитика центра развития образования РАО, кандидата педагогических наук Л. В. Петленко.
В рамках конференции действовали пять секций.
На секции № 1 «Педагогический диалог: актуальные проблемы обучения математике в начальной школе» под руководством Оксаны Анатольевны Рыдзе, старшего научного сотрудника Института стратегии развития образования РАО, кандидата педагогических наук состоялся продуктивный разговор о причинах трудностей, которые возникают у младших школьников при выполнении заданий международных исследований, Всероссийских проверочных работ. Учителя-практики поделились опытом работы в области математического образования.
Работа секции №2, которая проходила под руководством Ирины Семеновны Хомяковой, старшего научного сотрудника Института стратегии развития образования РАО и Ю. А. Соловьевой была посвящена актуальным проблемам обучения чтению. На секции обсуждались научные подходы к проблеме обучения детей восприятию художественного текста, эффективные подходы к формированию мотивации к чтению у младших школьников.
Работу секции №3 «Технологии инклюзивного образования в начальной школе» открыл доклад директора Института коррекционной педагогики, доктора педагогических наук Николая Николаевича Малофеева.
Секция №4 была посвящена обсуждению инновационных подходов к формам организации учебного процесса. С основным докладом выступила Наталья Федоровна Виноградова, заведующая центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук. В своем выступлении Наталья Федоровна рассказала о новых подходах к типологии современных уроков, рассказала об особенностях построения уроков новых типов. В многочисленных докладах этой секции был представлен интересный практический опыт проведения нестандартных уроков в начальной школе.
На секции №5 обсуждались актуальные вопросы преподавания русского языка в начальной школе. Открыла заседание секции Марина Ивановна Кузнецова, старший научный сотрудник Института стратегии образования РАО, доктор педагогических наук. В своем выступлении она рассказала о трудностях изучения русского языка современными школьниками и их причинах. Многие доклады выступающих на секции были посвящены частным методическим вопросам преподавания русского языка в начальной школе, что вызвало особый интерес у слушателей.
Теплые слова о результатах конференции, обращённые к Н.Ф. Виноградовой, звучат в письме Молоковой Анны Викторовны, зав. кафедрой начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, д-ра пед. н.: «Спасибо вам за возможность слушать вас и участвовать в том, что вашими усилиями организовано! Конференция оставила глубокое впечатление! С благодарностью вспоминаю, перечитываю свои записи и анализирую все, что было сказано».
http://rusacademedu.ru/news/ii-vserossijskaya-nauchno-metodicheskaya-konferenciya-sovremennaya-nachalnaya-shkola-dostizheniya-problemy-perspektivy/
08.06.2018 Итоговой конференцией для педагогов начальных классов завершились курсы повышения квалификации, проведенные с 1 по 8 июня ведущими специалистами корпорации «Российский учебник» совместно с православной школой «Рождество». Тема курсов: «Комплексный подход к формированию предметных и метапредметных результатов: планирование, технологии, контроль (на примере системы УМК «Начальная школа XXI века»)».
В течение нескольких дней занятия проводили авторы учебников и учебных пособий – кандидат филологических наук Станислав Викторович Иванов, кандидат педагогических наук Антонина Олеговна Евдокимова, кандидат педагогических наук Ирина Семеновна Хомякова, доктор педагогических наук Марина Ивановна Кузнецова. Предложенная программа обучения собрала в стенах православной школы «Рождество» более 60 педагогов из нескольких районов Московской области, из муниципальных и православных учебных заведений.
Завершающий день учебы был посвящен обсуждению концептуальной и методологической основы системы УМК «Начальная школа XXI века». На протяжении нескольких часов заинтересованный и содержательный диалог со слушателями курсов вела член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, глава авторского коллектива УМК «Начальная школа XXI века» Наталия Федоровна Виноградова. В начале работы с приветственным словом к гостям обратились настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено, духовник школы «Рождество» протоиерей Александр Елатомцев и исполнительный директор школы Валерия Феликсовна Шварц. В ответном слове Наталия Федоровнаи слушатели тепло благодарили руководство школы «Рождество» за создание отличной рабочей атмосферы, за теплую и гостеприимную обстановку. После окончания курсов все слушатели получат удостоверение о повышении квалификации (72 часа).
Благодаря тесному сотрудничеству школы «Рождество» с ведущими авторскими коллективами издательской группы «Российский учебник» скоро педагоги Подмосковья смогут встретиться с профессором Александром Николаевичем Архангельским, доктором педагогических наук Еленой Ленвладовной Ерохиной и другими авторами в рамках филологической конференции «Новые учебники – новые возможности...», которая состоится 14 июня 2018 года.
Некоторые отзывы о состоявшейся работе: «Огромное спасибо за курсы! В ходе курсовой подготовки мы посмотрели на свою профессиональную деятельность по-новому. Курсы помогли разобраться в структуре учебников по УМК «Начальная школа XXI века». Мы рады, что нам была предоставлена возможность познакомиться с авторами учебников. Желаем авторам УМК творческих успехов! Большое спасибо организаторам за созданную доброжелательную атмосферу» (Нахабинская гимназия №4). «Уважаемые организаторы и авторы! Благодаря Вашим курсам появилось много новых идей и расхотелось уходить на пенсию» (Ангеловская СОШ). «Благодарим за высокий профессионализм, интересное и доступное изложение материала. Отдельное спасибо за организацию курсов» (Ульяновская СОШ). «Большое спасибо! Замечательные курсы! Очень много полезной интересной информации, необходимой для нашей работы» (Гимназия №7 города Красногорск, гимназия «Мастер-класс», Свято-Георгиевская гимназия).
http://www.shkola-snegiri.ru/index.htm
18 апреля Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. провели встречу с учителями МАОУ СОШ № 25 г. Владимира (инновационная площадка РАО) по теме: "Универсальные учебные действия: подходы к формированию и оцениванию". В семинаре приняли участие 50 педагогов образовательных организаций: школы №25 и других школ города, руководители и методисты МБОУ ДПО «Городской методический центр». Были обсуждены вопросы становления у учащихся начальной и основной школы познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий на примере обучения русскому языку, литературному чтению и математике (в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО). Показаны возможности технологии «педагогическая диагностика» для осуществления внутришкольного оценивания достижений младших школьников, формирования языковой и математической грамотности.
17 апреля в Гимназии г. Троицка (экспериментальная площадка Центра начального общего образования) состоялся семинар "Развитие информационной грамотности младшего школьника". В семинаре приняли участие 43 педагога образовательной организации. Были обсуждены направления работы школы по формированию и развитию информационных действий, условия включения заданий по проверке отдельных информационных умений в текущий и этапный контроль.
10-12 апреля сотрудник центра начального общего образования Кузнецова М.И. приняла участие в работе Всероссийской педагогической конференции «Образование ХХI века: компетенции будущего» с докладом «Функциональная грамотность младшего школьника как цель начального образования» (Краснодарский край, г. Анапа).
2-7 апреля 2018 года прошли финальные мероприятия Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2018». Традиционной гостеприимной площадкой проведения конкурсных испытаний вновь стала московская школа, входящая в Ассоциацию лучших школ, ГАОУ «Школа № 1518».
Сотрудники нашего института были приглашены в качестве экспертов в жюри конкурса «Педагогический дебют - 2018». Владислава Юрьевна Романова – старший научный сотрудник центра начального общего образования участвовала в работе жюри в номинации «Молодые учителя». Владислава Юрьевна поделилась с коллегами своими впечатлениями по поводу конкурса педагогического мастерства.
Подробнее о конкурсе по ссылке ( pdf )
30 марта 2018 года
Комитет Государственной Думы по образованию и науке провёл парламентские слушания на тему «Законодательная регламентация создания, экспертизы, распространения и использования учебников при реализации основных образовательных программ общего образования». Проводил заседание Онищенко Геннадий Григорьевич - Первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке. С докладами выступили: Зенькович П.С. – Статс-секретарь – заместитель Министра образования и науки РФ и Духанина Л.Н. – заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке.
На заседании выступили: Смолин О.Н. – Первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке, Реморенко И.М., Пятикоп А.И., Сидоренко С.В., Кондаков А.М., Копылова В.В., Башмаков М.И., Артеменко О.И. и др.
В парламентских слушаниях приняли участие сотрудники ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»:Алексашкина Л.Н., Биболетова М.З., Кочурова Е.Э., Крючкова Е.А., Лобанов И.А., Романова В.Ю., Романова М.Ю., Рутковская Е.Л., Ускова И.В., Французова О.А.
29-30 марта сотрудник центра начального общего образования Кузнецова Марина Ивановна приняла участие в работе конференции «Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях», прошедшей в городе Курске 29-30 марта. В первый день работы конференции М.И. Кузнецова на пленарном заседании сделала доклад «Современное начальное образование: достижение и проблемы» и выступила с сообщением «Читательская грамотность младшего школьника как планируемый результат: формирование и оценивание» на малом пленуме «Психолого-педагогические проблемы развития младшего школьника в условиях начального общего образования». В рамках второго дня работы конференции М.И. Кузнецова провела семинар «Формирование языковой функциональной грамотности средствами УМК «Начальная школа XXI века».
Программа по ссылке ( pdf )
29 марта 2018 г. Рыдзе Оксана Анатольевна выступила на площадке Петербургского международного образовательного форума «Лучшие практики реализации ФГОС начального общего образования» с докладом на тему «Объекты контроля образовательных достижений младшего школьника для характеристики его функциональной грамотности».
Организатор конференции: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кафедра начального образования.
Место проведения: Санкт-Петербург, АППО
26 и 27 марта 2018 года
В семнадцатый раз коллектив Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» участвует во Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов-2018 (организаторы: Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет).
Собравшаяся аудитория не первый год приезжает специально, чтобы послушать выступления Н.Ф. Виноградовой, М.И. Кузнецовой, О.А. Рыдзе, В.Ю. Романовой, Е.Э. Кочуровой.
Подробнее о марафоне по ссылке
1 марта 2018 года в Уфе состоялась Всероссийская научно - практическая конференция по теме: «Формирование и развитие читательской грамотности младшего школьника: проблемы и пути решения», которую провели ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" (г. Москва) и ГАУ ДПО Институт развития образования республики Башкортостан (г. Уфа) при поддержке ООО «Корпорация «Российский учебник».
Программа мероприятия по ссылке (pdf)
На базе Института развития образования республики Башкортостан (г. Уфа) состоялось пленарное заседание, участников которого приветствовала министр образования Республики Башкортостан Шафикова Гульназ Радмиловна. Она рассказала о необходимости воспитания младшего школьника как хорошего читателя, обозначила проблему конференции как ответ на приоритетные вопросы: «Что читать?» и «Как читать?»
В рамках основной части пленарного заседания, были заслушаны доклады:
Мазитова Рамиля Гиниятовича, ректора ГАУ ДПО Института развития образования Республики Башкортостан, кандидата политических наук, который выступил по теме: «Диагностика и оценка учебных достижений как фактор повышения качества начального общего образования».
Кузнецовой Марины Ивановны, доктора педагогических наук, старшего научного сотрудника Центра начального общего образования «Института стратегии развития образования РАО», помощника национального координатора международных исследований PIRLS, которая выступила по теме: «Читательская грамотность младшего школьника как планируемый результат обучения».
Хомяковой Ирины Семеновны, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Центра начального общего образования «Института стратегии развития образования РАО», которая выступила по теме: «Становление читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения».
Кочуровой Елены Эдуардовны, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Центра начального общего образования «Института стратегии развития образования РАО», которая выступила по теме: «Особенности формирование читательской грамотности на уроках математики».
Дорожкиной Татьяны Николаевны, доктора педагогических, кандидата филологических наук, заведующей кафедрой русского языка и литературы ГАУ ДПО ИРО РБ, профессора, которая выступила по теме: «Риторический подход к формированию читательской грамотности младших школьников».
Зубаировой Оксаны Владимировны, директора методического центра ДиНО корпорации «Российский учебник» по теме: «Методические сервисы как эффективное средство повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях стандартизации образования»
Работа конференции продолжилась в рамках работы секций, на которых обсуждались актуальные вопросы, связанные с формированием читательской грамотности младших школьников, такие как:
Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности
Спикер: Марина Ивановна Кузнецова, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования «ИСРО РАО», помощник национального координатора международных исследований PIRLS
Смысловое чтение – важное слагаемое читательской грамотности младшего школьника
Спикер: Хомякова Ирина Семеновна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования «ИСРО РАО»
Работа с текстовыми задачами как компонент читательской грамотности младшего школьника
Спикер: Кочурова Елена Эдуардовна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования «ИСРО РАО»
Методические пособия, подготовленные сотрудниками Центра начального общего образования, раскрывают педагогические условия и методику успешного формирования у младшего школьника метапредметных результатов обучения – универсальных учебных действий. Охарактеризовано содержание коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий и вклад предметов учебного плана в их становление и развитие у младших школьников. Пособия предназначены для учителей, преподавателей и студентов педагогических колледжей и университетов, сотрудников и слушателей институтов повышения квалификации работников образования.
|
Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе. Познавательные универсальные учебные действия. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2017. – № гос. регистрации АААА-Г17-617070350012-2 от 03/07/2017.– Доступ регулируется правообладателем. |
![]() |
Кузнецова М.И., Романова В.Ю., Хомякова И.С. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе. Коммуникативные универсальные учебные действия. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2017. – № гос. регистрации АААА-Г17-617070350013-9 от 03/07/2017.– Доступ регулируется правообладателем. |
_____________________________________ |
Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе. Регулятивные универсальные учебные действия. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2017. – № гос. регистрации АААА-Г17-617070350011-5 от 03/07/2017.– Доступ регулируется правообладателем. |
В ноябре 2017 года по итогам конкурса «Путь к успеху» вышел Сборник статей Всероссийской научно-методической конференции (г. Москва, 14-15 марта 2017 г.)/сост., отв. ред. А.А. Сергеенко; РАО– М.: Диона, 2017. – 236 с. В сборнике опубликованы статьи сотрудников Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: Н.Ф. Виноградовой (Зав. Центром), Е.Э. Кочуровой, М.И. Кузнецовой, В.Ю. Романовой, О.А. Рыдзе.
11-12 апреля 2017 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Начальная школа ХХI века: вклад в образование младшего школьника». В рамках конференции с докладом «Начальная школа ХХI века: от концептуальных идей к практике» выступила Наталья Фёдоровна Виноградова, зав. центром начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корр. РАО, доктор пед. наук, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования.
Содокладчиками выступили сотрудники Центра начального общего образования: Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э., Романова В.Ю., Рыдзе О.А., Хомякова И.С.
В дискуссионной площадке «Как формировать универсальные учебные действия» под руководством Натальи Фёдоровны Виноградовой приняли участие все сотрудники Центра начального общего образования.
С приветственным словом к участникам конференции обратились В.А. Никонов, председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке. д-р ист. наук; Л.О. Рослова, руководитель Центра развития образования РАО; В.В. Сериков, зам директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корр. РАО, д-р пед. наук, профессор; О.Е. Новиков, президент объединённой издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА»; А.С. Соловейчик, гл. ред. изд. дома «Первое сентября».
С докладом «Психофизиологические основы формирования навыков письма и чтения» выступила М.М. Безруких, директор ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», академик, д-р биол. наук. В рамках конференции состоялись фиксированные выступления Акопова Р.Э. об использовании электронных форм учебников в учебном процессе; А.В. Молоковой, зав. кафедрой начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, д-р пед. наук «Образовательные технологии: генезис понятия и нормативные основания применения в начальной школе» и О.Ю. Байбаковой, зав. кафедрой дошкольного и начального образования Курского института развития образования «Социально-коммуникативное развитие младших школьников как фактор повышения качества начального образования».
В работе конференции участвовало более 160 человек из 63 регионов РФ, заведующие и преподаватели кафедр начального образования, методисты центров развития образования городов: Тула, Оренбург, Саранск, Абакан, Киров, Курск, Анапа, Грозный, Белгород, Орёл, Краснодар, Смоленск, Пенза, Ижевск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Иваново, Бийск, Хабаровск, Владимир, Ноябрьск, Рыбинск, Владикавказ, Владивосток, Саратов, Тюмень, Вологда, Тамбов, Астрахань, Томск, Нальчик, Нижний Новгород, Волгоград, Воронеж, Махачкала, Тюмень, Ульяновск, Ханты-Мансийск, Иркутск, Калининград, Ярославль, Псков, Улан-Удэ, Челябинск, Уфа и др. К онлайн-трансляции конференции было подключено более 1000 участников.
Подробнее о конференции:
https://drofa-ventana.ru/material/kak-formirovat-universalnye-uchebnye-deystviya/
https://drofa-ventana.ru/material/nachalnaya-shkola-21-veka-ot-kontseptualnykh-idey-k-praktike/
К конференции подготовлен специальный выпуск журнала «Начальное образование» (№2, 2017).
01.04.2017 Старший научный сотрудник Центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО Е.Э. Кочурова выступила на XVI Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов-2017 с сообщением «Педагогическая диагностика успешности обучения и ее вклад в становление функциональной грамотности младших школьников (в системе учебников «Начальная школа ХХI века»). Участие в педмарафоне Центра начального общего образования прошло в рамках государственного задания ФГБНУ «ИСРО РАО» 27.7948.2017/БЧ. Подробнее...
31.03.2017 Заведующая Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО Н.Ф. Виноградова выступила на XVI Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов-2017 (организаторы: Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования г. Москвы, Московский педагогический государственный университет) marafon@1september.ru Выступление Н.Ф. Виноградовой на тему «Особенности современного урока в начальной школе» прошло в «День учителя начальной школы»: присутствовало 460 слушателей (61% от всех участников). Подробнее...
29 марта 2017 года сотрудники Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе приняли участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Лучшие практики введения и реализации ФГОС начального общего образования», которая прошла в рамках Петербургского международного образовательного форума. Подробнее...
14 марта 2017 года начала работу научно-методическая конференция "Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы" (по итогам конкурса "Путь к успеху"
С докладом "Начальная школа как ценность" выступила заведующая Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корр. РАО Наталья Фёдоровна Виноградова.
Ведущие дискуссионной площадки "Как формировать универсальные учебные действия в начальной школе" Н.Ф. Виноградова, М.И.Кузнецова, О.А. Рыдзе.
Участники конференции - сотрудники Центра начального общего образования: Н.Ф. Виноградова, М.И.Кузнецова, Е.Э. Кочурова, В.Ю. Романова.
Н.Ф. Виноградова 14.02.2017 провела вебинар «Как безопасно существовать в мире: от "Окружающего мира" к курсу "ОБЖ"в ОИГ Дрофа-Вентана. На вебинаре рассмотрены вопросы преемственности в формировании учителями безопасного поведения школьников начальной и основной школы.
Н.Ф. Виноградова 15.02.2017 провела вебинар «Современная начальная школа: достижения, проблемы, трудности» http://вебинары.1сентября.рф
Е.Э. Кочурова 9.02.2017 провела вебинар «Взаимосвязь учебной и игровой деятельности в обучении математике младших школьников». В ходе вебинара были раскрыты возможности интеграции учебной и игровой деятельности на уроках математики в начальной школе. На отдельных примерах показана эффективность взаимосвязи учебной и игровой деятельности для формирования универсальных учебных действий младших школьников. Дана характеристика потенциала учебных заданий, построенных на интеграции этих видов деятельности. http://вебинары.1сентября.рф
М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе 16–18.02.2017 приняли участие в Конференции "Тенденции развития образования"- 2017. М.И. Кузнецова участвовала в работе круглого стола «Метапредметные результаты образования: предъявление, формирование и оценивание»; О.А. Рыдзе выступила на малом пленуме с докладом «Диагностический потенциал мониторинговыхисследований для совершенствования процесса формирования у младшего школьника умения учиться».
10 февраля 2017 года вышел в свет очередной номер журнала «Начальное образование» http://www.naukaru.ru/journal/view/Nachalnoe-obrazovanie/ Журнал включен в обновленный Перечень ВАК по группе специальностей 13.00.00 - педагогические науки. Периодичность - 6 номеров в год. Подписной индекс в каталоге агентства «Роспечать» - 82391.
Рубрика "Из портфеля главного редактора"
"Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников" Виноградова Н. Ф.