Руководитель: Ковалёва Галина Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующий центром оценки качества образования.
В отчетном году проведено обобщение опыта комплексной оценки готовности учащихся 5 класса к обучению в основной школе по направлениям разработки инструментария, технологии проведения и использования результатов комплексной оценки и доработка системы научно-методического обеспечения оценки готовности учащихся 5 класса к обучению в основной школе.
Работа велась с учетом результатов проведения мониторинга готовности учащихся 5 класса к обучению в основной школе за период 2016-2018 годов в четырех регионах страны: Республике Татарстан (37820 учащихся 5 классов (2162 классов) из 1211 образовательных организаций, 30048 родителей и 1915 учителей математики, 1931 учителей русского языка и 1929 учителей литературы; Ямало-Ненецком автономном округе (6683 учащихся 5 классов из 115 образовательных организаций, 6290 родителей и 300 учителей математики, русского языка, литературы и классных руководителей) , Калужской области (598 учащихся 5 классов из 11 образовательных организаций, 549 родителей и 24 учителя математики, русского языка, литературы и классных руководителей; Приморском крае (г. Владивосток - 5034 учащихся 5 классов из 77 образовательных организаций, 3406 родителей, 195 учителей математики, 192 учителя русского языка и 191 учитель литературы).
В ходе анализа и обобщения полученных результатов комплексной оценки готовности учащихся 5 класса к обучению в основной школе были подтверждены:
- научная и практическая значимость исследования, которое обеспечивает получение системных данных о готовности пятиклассников к обучению в основной школе (образовательных результатах, учебном процессе и условиях обучения); оценку различных сторон образовательных достижений (предметных, метапредметных и личностных результатов); сбор контекстной информации, позволяющей объяснять полученные результаты; установление надежных связей между образовательными результатами, особенностями учебного процесса и условиями обучения; возможность принимать обоснованные решения по управлению качеством образования.
- основные требования к комплексной оценке готовности учащихся 5 класса к обучению в основной школе: наличие сбалансированной системы показателей; использование стандартизированного инструментария, позволяющего устанавливать надежные связи; использование стандартизированных процедур, обеспечивающих объективность полученных результатов; использование многофакторных методов анализа, позволяющих моделировать связи между полученными данными, объяснять полученные результаты и прогнозировать развитие.
Система показателей включает: учебную готовность (результаты выполнения диагностической работы по математике, русскому язык и читательской грамотности); личностную готовность (позитивное принятие изменений, произошедших при переходе в основную школу, cамооценка, осознанность в обучении и самоконтроль, мотивация, эмоциональное отношение к школьной жизни); регулятивную готовность (планирование и организация учебной деятельности, освоение нового школьного пространства); коммуникативную готовность (взаимодействие со сверстниками, взаимодействие со взрослыми); общую готовность к обучению в основной школе (интегральная готовность к обучению в основной школе, готовность учащегося к обучению в основной школе глазами учителя, готовность учащегося к обучению в основной школе глазами родителей); цену адаптации учащихся; показатель «семья как ресурс адаптации учащегося» (условия для обучения дома, образовательные ресурсы дома, нагрузки ребенка, установки родителей по отношению к школьному обучению, климат в семье); состояние здоровья (группа здоровья, физкультурная группа).
Практика внедрения результатов исследования в регионах страны показала, что для обеспечения эффективности организации работы по индивидуальной поддержке учащихся в ходе адаптации к обучению в основной школе необходимыми условиями являются: информирование учителей, администрации образовательных организаций, родителей учащихся о результатах комплексной оценки (результатов выполнения диагностических работ, результатов анкетирования учащихся, учителей и родителей, результатов интегральной оценки готовности учащихся к обучению в основной школе и профилях учащихся); профессиональное обсуждение полученных результатов в ходе индивидуальных встреч с учителями и родителями; повышение квалификации учителей и представителей администрации образовательных организаций; реальное внедрение позитивных практик, направленных на решение выявленных.
Особое внимание уделено совершенствованию рекомендаций по интерпретации и использованию результатов комплексной оценки готовности учащихся 5 класса к обучению в основной школе:
для администрации образовательной организации по планированию работы с учителями с учетом особенностей классов;
для учителя по планированию изучения предмета с учетом уровня подготовки класса, для организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями;
для родителя по обсуждению особенности готовности и адаптации ребенка к обучению в основной школе; работе по выявленным проблемам в учебной и индивидуально-личностной сфере;
для ребенка для определения направления работы в соответствии с выявленными уровнями готовности и адаптации по отдельным шкалам в ходе индивидуальных бесед.
Сформирован формат отчета для образовательной организации с описанием предметных результатов и индивидуальных профилей учащихся, примерами интерпретации и использования результатов.
Выявлены проблемы комплексной оценки готовности учащихся 5 класса к обучению в основной школе (комплектация инструментария и его идентификация, обеспечение объективности процедур проведения и проверки ответов учащихся, сбор данных и обработка результатов, недостаточная подготовка учителей, отсутствие опыта организации индивидуальной поддержки учащихся по результатам оценочных процедур, проблемы взаимодействия с родителями и др.).
По результатам исследования подготовлено пособие «Комплексная оценка готовности учащихся 5 класса к обучению в основной школе»
Проведен анализ практики оценки образовательных достижений учащихся и использования результатов учащихся для повышения профессиональной компетенции учителей.
Исследование проводилось на основе анализа результатов анкетирования учащихся, учителей и администрации образовательных организаций, а также результатов тестирования учащихся и учителей, преподававших у тестируемых учащихся.
Анализировались данные международных исследований качества общего образования TIMSS, PIRLS, PISA, а также данные исследования качества математического образования в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округе в 2016/2017 учебном году.
Проведенный анализ данных международных исследований показал наибольшую перегруженность российских учащихся 8 классов проверочными работами по сравнению с учащими более 50 стран мира. При этом не выявлена устойчивая связь между частотой и формой оценки и результатами учащихся по математике и естественнонаучным предметам во всех странах-участницах исследований.
Полученные данные свидетельствуют:
- о наличии слабой положительной связи между результатами выполнения диагностической работы учащимися и результатами их учителей во всех трех случаях. Наибольшая связь во всех трех случаях проявляется с результатами выполнения учителями заданий вузовского курса;
- наиболее сильная связь проявляется между средними результатами учителей и процентом их учащихся, достигших базового уровня подготовки по математике.
Полученные результаты необходимо учитывать при планировании исследований качества образования, разработке инструментария для оценки профессиональной компетенции учителей.
По результатам работы подготовлен аналитический отчет «Анализ практики оценки образовательных достижений учащихся и использования результатов для повышения профессиональной компетенции учителей», 2 п.л.
Завершен формирующий эксперимент по повышению готовности педагогов к формированию и развитию у школьников универсальных учебных действий.
Установлено, что готовность педагогов к формированию и развитию у школьников универсальных учебных действий возрастает, если
А) у педагогов сформировано ценностное отношение к ФГОС общего образования в целом и к современному пониманию сущности образовательных результатов школьников, а также технологий их достижения:
выявлена зависимость эффективности процесса формирования готовности педагога к формированию УУД от уровня развития мотивационно-ценностного отношения педагога к ФГОС общего образования в целом и к современному пониманию сущности образовательных результатов школьников, а также технологий их формирования.
Б) у педагогов высоко развиты проектные и конструктивные профессиональные умения:
выявлена и опытно-экспериментальным путем апробирована совокупность организационно-педагогических условий интенсификации развития проектных и конструктивных умений учителя, подтверждающая их эффективность и целесообразность для повышения готовности к реализации ФГОС
выработка устойчивой ценностной мотивации к развитию проектных и конструктивных умений;
развитие конструктивных умений в процессе со-конструирования и со-рефлексии;
обеспечение процесса диагностики развития проектных и конструктивных умений на основе использования формирующих критериальных заданий;
методическое обеспечение процесса развития проектных и конструктивных умений (проектирование урока на основе шаблонов технологической карты, фиксирующих деятельностный характер урока и все группы результатов освоения основных образовательных программ).
В) педагоги овладели современными технологиями проектирования и анализа урока, реализующего деятельностный подход и нацеленного на формирование предметных и всех групп метапредметных результатов:
выявлена зависимость качества описания учителем урока, реализующего деятельностный подход и нацеленного на формирование предметных и всех групп метапредметных результатов, от выбора формы дидактического проектирования
Установлено, что для повышения готовности педагогов к формированию и развитию у школьников универсальных учебных действий необходимы определённые условия (указаны в соответствующих материалах)
Предложены формы, методы, инструментарий организации внутришкольного мониторинга качества организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
Разработана и представлена рабочая тетрадь педагога для самоанализа сформированности компетенций по реализации ФГОС общего образования, реализующая концепцию формирующего оценивания, где оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения; оценка включает и обратную связь, и самомониторинг.
Осуществлена разработка и апробация диагностики личностного роста и развития профессионализма учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Представлен опросник (анкета) по оценке трансформации профессионального сознания педагогов после введения ФГОС общего образования, состоящий из шести ценностных утверждений, разделенных на два модуля: ценности образования и ценности развития профессионала. Все профессиональные ценности – ценностные утверждения представлены в анкете в двух трактовках: утверждения, сформулированные в категориях традиционной (знаниевой) парадигмы образования, и утверждения, базирующиеся на современных постулатах деятельностного подхода, связанных уже со спецификой реализации ФГОС.
В ходе апробации опросника выявлены факты: а) доминирования ценностей, связанных с знаниевой парадигмой образования, а не ценностей ФГОС; б) статичности профессионального сознания педагогов из-за очень низких показателей мотивации к личностному развитию.
Осуществлена разработка методики анализа коммуникативной компетентности учителя начальной школы в сфере мультимедиа технологий.
На основе результатов выполненных работ разработаны и успешно реализуются программы дополнительного профессионального образования:
«Формирование системы оценки образовательных достижений школьников как механизма повышения качества общего образования»
«Урок, формирующий универсальные учебные действия: от проектирования к анализу (авторская методика Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой)».
«Организация и содержание образовательного процесса в школе в соответствии с ФГОС общего образования».
За отчетный период по этим программам прошли повышение квалификации 449 руководителей школ и педагогов.
Коллектив принял участие в 35 научных мероприятиях, из них международных - 8.
Опубликована 21 научная статья, из которых: Web of Science - 2, Scopus – 3, ВАК – 6.