НАУЧНАЯ ШКОЛА СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ З.А. МАЛЬКОВОЙ И Б.Л. ВУЛЬФСОНА

Руководитель Научной школы

фото 1.jpg

Ирина Августовна Тагунова, заведующая лабораторией сравнительного образования и истории педагогики, доктор педагогических наук.

Научная школа реализует свои положения и принципы:

  • в деятельности Научного совета по сравнительной педагогике Отделения теоретической педагогики и философии образования РАО (председатель Научного совета – академик РАО, доктор философских наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова);

  • в рамках исследований лаборатории сравнительного образования и истории педагогики;

  • в работе с аспирантами.


фото 2.jpg

Сотрудники лаборатории, занимающиеся исследованиями в области сравнительного образования (О.И.Долгая, О.П.Чигишева, И.А.Тагунова, И.Г.Сухин, Е.А. Воронцова)

1. Основатели школы.

Появление и становление Научной школы сравнительной педагогики в Академии педагогических наук (позже – в Российской академии образования) связано с именами известных ученых-компаративистов: академика РАО Зои Алексеевны Мальковой и члена-корреспондента РАО Бориса Львовича Вульфсона.

«Надо еще многое изучить для того, чтобы понять, как развиваются тенденции реформирования образования <...>, а затем предложить российскому педагогическому сообществу эффективные способы обновления школы» (З.А. Малькова).

фото 3.png

Малькова Зоя Алексеевна (1921–2003) - Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны. В 1981-1991 гг. директор Научно-исследовательского института общей педагогики. Кавалер ордена Почета. Кавалер медали «За боевые заслуги», Кавалер медали «В память 850-летия Москвы», Лауреат Премии Президента РФ в области образования, Почетный доктор Королевского учительского колледжа Великобритании, депутат Моссовета.

фото 4.jpgфото 5.jpgфото 6.jpg

З.А. Малькова – основоположник отечественной научной школы педагогической компаративистики. Она предложила критерии оценивания состояния систем образования на региональном и национальном уровне. Разработала перспективные методы сравнительно-педагогических исследований в период активного реформирования и модернизации системы образования.

фото 7.jpg

Осуществляла научное руководство международными и национальными проектами, дающими комплексную характеристику особенностей реализации государственной образовательной политики на различных этапах общественно-исторического развития. Создала инновационные учебные программы и пособия по сравнительной педагогике для подготовки и повышения квалификации учителей.

З.А. Малькова, Б.Л. Вульфсон и их коллеги создали отдельное научное направление в отечественной педагогике, обеспечили развитие новой в СССР области знаний.

фото 8.jpg

Борис Львович Вульфсон, (1920-2016), член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

2. Основные этапы развития Научной школы

Отечественная школа сравнительной педагогики развивалась в советское время, наполненное идеологическими смыслами, со строго определенными целями и ожидаемыми результатами. Заслугой советских ученых-компаративистов было то, что им удавалось в сложных идеологических условиях предоставить соотечественникам информацию о системах образования зарубежных стран. Большой вклад в развитие сравнительной педагогики внесли В.П. Борисенков, Н.А. Воскресенская, А.Н. Джуринский, В.З. Клепиков, В.П. Лапчинская, Г.В. Микаберидзе, Н.Д. Никандров, В.Я.Пилиповский, Т.Ф. Яркина и др.

Политические и экономические изменения в стране, глобализация внесли коррективы в направленность исследований в сравнительной педагогике. Отдельной задачей в новых условиях компаративисты видят изучение мирового образовательного пространства, условий и тенденций его формирования с учетом геополитических реалий. Этот этап развития связан с именами И.Ю. Алексашиной, В.Г. Безрогова, Н.Е. Боревской, И.Г. Владимировой, Б.Л. Вульфсона, С.В. Ивановой, И.М. Курдюмовой, К.А. Краснянской, М.В. Ларионовой, О.М. Леонтьевой, О.Т. Лойто, И.Р. Луговской, Д.С. Молокова, В.А. Мясникова, Н.Н. Найденовой, А.К. Савиной, О.И. Долгой М.П. Пальянова, М.Н. Певзнера, Л.И. Писаревой, Л.Л. Супруновой, И.А. Тагуновой и М.С. Ткаченко.

В последнее время область педагогической компаративистики обогащается работами нового поколения исследователей: Т.Н. Боковой, Е.А. Воронцовой, М.В. Дюжаковой, И.М. Елкиной, О.С. Корнеевой, Ю.Г. Куровской, Д.И. Латышиной, О.К. Логвиновой, Е.В. Неборским, О.П. Чигишевой.

фото 9.jpgфото 10.jpgфото 11.jpgфото 12.jpgфото 13.jpgфото 14.jpgфото 15.jpgфото 16.jpgфото 17.jpg

3. Основные научные результаты Школы:

  • сформулированы теоретические положения: о статусе сравнительной педагогике; специфике педагогической компаративистики, сочетающий в себе региональный и глобальный аспекты; междисциплинарном характере исследований педагогической компаративистики;

  • сформирован понятийно-терминологический аппарат педагогической компаративистики, определены методологические основания, формат и методы исследований в области педагогической компаративистики;   

  • выявлены и описаны современные психолого-педагогические теории и концепции зарубежных ученых, охарактеризованы теории в области социологии, экономики и культурологии, в которых отражены проблемы образования;

  • охарактеризованы тенденции развития мирового образовательного пространства и особенности развития образовательных пространств разных стран в современных условиях;

  • определены основные подходы к анализу информации в сравнительной педагогике: геополитический, страноведческий; наднациональный; структурно-иерархический; кластерный; экстраполярный, рейтинговый, междисциплинарный и др.

  • получены основные результаты научной школы: мировое образовательное пространство осмыслено в геополитическом контексте; охарактеризованы основные тенденции развития мирового образовательного пространства в разные исторические периоды; описаны основные тенденции и особенности развития разных аспектов образования в зарубежных странах, выявлены основные современные проблемы образования и способы их решения в мировом образовательном пространстве; усовершенствована методология исследований в области педагогической компаративистики; в научный оборот введены новые понятия.

Научные исследования в области сравнительной педагогики ведутся в рамках тем государственного задания, грантовых научных проектов (РФФИ и РНФ), подготовки докторских и кандидатских докторантами, аспирантами, соискателями и стажерами. Благодаря этому в последние несколько лет было комплексно рассмотрено и проанализировано содержание и формы организации школьного образования за рубежом, представлены подходы к формированию и реализации междисциплинарного содержания образования, обоснована модель наднационального образования в мировом образовательном пространстве, разработана методология формирования функциональной грамотности исследователя, охарактеризованы подходы к организации современного урока, внеурочной деятельности, самостоятельной работы и т.д.,  выявлены методология и особенности воспитательной деятельности за рубежом, охарактеризованы трансформации в педагогическом образовании, изменения в подходах к профильному обучению в школе и представлена современная концепция интернационализации образования за рубежом.

Защищенные докторские диссертации:

  • Бокова Т. Н. «Влияние идей постмодернизма на становление альтернативных школ в США»;                      

  • Неборский Е.В. «Трансформация стратегий развития университетов за рубежом в условиях глобальных рисков»;

  • Короткина И. Б. «Теория и практика обучения академическому письму в зарубежных и отечественных университетах»; Бебенина Е. В. «Методология применения рейтингов для изучения образовательного пространства».

Защищенные кандидатские диссертации: Подкатнова И.В. «Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.)»; Курденкова О. П. «Социально-педагогические условия построения студентами университетов индивидуальных стратегий непрерывного образования»; Тимофеева С. В. «Педагогическое обеспечение подготовки молодежи к волонтерской деятельности в университетах США»; Демин П. Н. «Современные методы и формы социализации подростков и молодежи за рубежом»; Шапошникова Н. Ю. «Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в университетах Великобритании»; Володина Л. А. «Развитие чешской гуманистической педагогики в конце XIX – первой трети XX вв.» Варламова А. И. «Организационно-педагогическое обеспечение процесса оценки качества высшего образования в США»; Дмитрова А. В. «Особенности формирования цифровой грамотности начинающих исследователей в европейских университетах» и другие.

В 2024 году рекомендованы к защите: докторская диссертация Чигишевой О.П. «Методология формирования функциональной грамотности исследователя в России и европейских странах» (научный консультант - д.филос.н., проф., академик РАО Иванова С.В.); кандидатская диссертация Воронцовой Е.А. «Трансформация образовательного процесса в условиях интернационализации в университетах Австралии и Японии» (научный руководитель - д.п.н., доцент, профессор РАО Бокова Т.Н.).

Естественным развитием и поддержкой научной школы сравнительной педагогики является создание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (академик-секретарь М.Л. Левицкий). Основные направления деятельности этого Совета: координация научных компаративных исследований в области образования; поиск путей сотрудничества исследователей-компаративистов из регионов России и других стран; взаимодействие с международными организациями; сравнительный анализ национальных образовательных пространств на основе результатов международных исследований качества образования; сопоставительный анализ образовательных систем по наукометрическим показателям; обмен научными результатами в сообществе ученых-компаративистов из разных стран.