НАУЧНАЯ ШКОЛА С. Я. БАТЫШЕВА – А.М. НОВИКОВА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

фото 1 Ломакина.jpg

Руководитель Научной школы Татьяна Юрьевна Ломакина, д-р пед. наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования Института стратегии развития образования.

1.    Основатели Научной школы

Основателями научной школы являются академики РАО, заслуженные деятели науки РФ – Герой Советского Союза Сергей Яковлевич Батышев (1915-2000) и Александр Михайлович Новиков (1941- 2013).

В историю отечественного образования С.Я. Батышев вошел как создатель нового научного направления – профессиональной педагогики. В 50-х гг. XX века он первым обозначил проблему научного обеспечения системы профессионально-технического образования.

фото 2 Батышев.jpg

Сергей Яковлевич Батышев

Им были созданы Всесоюзный НИИ профессионально-технического образования (Ленинград, 1964 г.), Институт среднего профессионального образования РАО (Казань, 1975 г.), Отделение педагогики и психологии профессионально-технического образования АПН РАО (1973 г.) впоследствии Отделение профессионального образования РАО.

фото 3.jpgфото 4.jpg

С. Я. Батышев опубликовал 36 книг, 33 брошюры, более 400 научных статей, среди них: «Производственная педагогика», «Подготовка и повышение квалификации рабочих на производстве», «Подготовка рабочих широкого профиля», и др.

Научным подвигом С. Я. Батышева стала организация им больших авторских коллективов по написанию и изданию таких фундаментальных трудов, как первый в мире учебник «Профессиональная педагогика» (1997 г., 2000 г., 90 п.л.) и первая в мире трехтомная «Энциклопедия профессионального образования» (1999 г., 240 п.л.) и др.

С. Я. Батышевым подготовлено 13 докторов и 69 кандидатов наук. 

фото 5 Новиков.jpg

Ученик Сергея Яковлевича и его последователь Александр Михайлович Новиков возглавил Отделение базового профессионального образования в 1995 году. Он автор более 350 научных работ по методологии и теории педагогики, теории и методике трудового обучения и профессионального образования. Им подготовлено 11 докторов и 33 кандидата наук.

В 1996 г. был создан Исследовательский центр проблем непрерывного образования, директором-организатором и руководителем которого стал А.М. Новиков. В последнее время Центром руководила ученица А.М. Новикова, д-р пед. наук, профессор Т.Ю. Ломакина.

Центр создавался с целью разработки научных основ развития системы непрерывного профессионального образования. После реорганизации РАО Центр входил в структуру Института стратегии развития образования, им руководила ученица А.М. Новикова, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Юрьевна Ломакина. Сейчас сотрудники Центра работают в составе лаборатории дидактики общего и профессионального образования Института стратегии развития образования.

фото 6.jpg

фото 7.jpg

Конференция в Бурятии, 2012 г.

2. Теоретические положения, на которых базируется Школа

Теоретические положения, на которых базируется Школа С.Я. Батышева – А.М. Новикова:

  • методологические подходы к изучению профессиональной педагогики и теории непрерывного образования;

  • профессиональная педагогика и теория непрерывного образования как междисциплинарные отрасли научного знания общей педагогики, философии, психологии, методологии, кибернетики, теории систем, системного анализа, общей теории управления и т.д.;

  • охват профессиональной педагогикой и непрерывным образованием всех возрастных и социальных групп обучающихся, всех уровней образования в их преемственности и взаимосвязи;

  • распространение действия профессиональной педагогики и теории непрерывного образования на все сферы (экономические, социальные, культурные) развития России в разные исторические периоды: индустриального общества (последние десятилетия XX в.) и период современного постиндустриального общества.

3. Результаты исследований Научной школы

Результатами исследований Научной школы является:

  • создание и развитие профессиональной педагогики как новой отрасли научного знания;

  • создание теории развития профессионального образования России;

  • создание теории непрерывного образования;

  • разработка теоретических основ диверсификации образовательных систем, методологических основ преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования, теории управления образовательными системами;

  • выявление особенностей развития образования в условиях постиндустриального общества;

  • выявление оснований современной общей возрастной педагогики;

  • построение понятийно-категориального аппарата и логической структуры педагогики постиндустриального общества.

Сегодня можно выделить третий период развития научной школы, который характеризуется изменениями в структуре непрерывного образования – введение дошкольного образования как отдельного уровня в систему общего образования, уровней профессионального образования и высшего образования, а также в распределении полномочий управления последними двумя уровнями, что ослабило научные позиции профессионального образования в связи с отсутствием соответствующих подразделений в научных организациях.

4. Направления исследований членов Научной школы

Несмотря на сложности, члены Научной школы продолжают свои исследования по таким проблемам:

  • Моделирование непрерывной системы инженерного образования.

  • Моделирование профильного обучения в общеобразовательной школе в новых условиях.

  • Новый формат государственной итоговой аттестации в профессиональном образовании.

  • Формирование и развитие новых компетенций в системе непрерывного образования.

  • Педагогическое образование и его особенности при реализации разных групп специальностей.

  • Новые технологии подготовки профессиональных кадров и др.

5. Востребованность идей Научной школы

В 2015 году Российской академией образования учреждена медаль имени С.Я. Батышева, которой награждаются последователи Научной школы за значительные успехи в развитии профессионального образования.

Результаты исследований Научной школы ежегодно докладываются на Международных и Всероссийских конференциях.

6. Перспективы развития Научной школы

Перспективными направлениями развития научной школы являются следующие направления: методологические и теоретические исследования проблем российского образования в условиях глобализации, научное обеспечение дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования.

Государственное задание и заявки по грантам тесно связаны с указанными перспективами развития Научной школы, как и проводимые защиты результатов исследований на звания кандидат и доктор педагогических наук по специальности 5.8.7. «Методология и технология профессионального образования».

фото 8.jpg

фото 9.jpgфото 10.jpgфото 11.jpgфото 12.png