НАУЧНАЯ ШКОЛА Н.М. ШАНСКОГО «РУССКАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА»

Руководитель Научной школы: Ольга Макаровна Александрова, кандидат педагогических наук, заместитель заведующего лабораторией филологического образования Института стратегии развития образования.

фото 1.jpg

Ольга Макаровна Александрова выступает на Всероссийской конференции «Русский язык. Литература. Актуальные вопросы преподавания»

1. Основатель Научной школы

фото 2 Шанский.jpg

Основатель научной школы - Николай Максимович Шанский (1922-2005) — академик РАО, доктор филологических наук, профессор, с 1970-ого года возглавлял Научно-исследовательский институт преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР. Главный редактор журнала «Русский язык в школе», научный редактор серии учебников по русскому языку для средней школы. Крупнейший специалист в области русского языкознания и лингводидактики, учёный и практик, заложивший научные основы преподавания русского языка как родного и как неродного, что особенно важно в школьном образовании многонационального государства. В 1969 году Н.М. Шанский ввёл термин «лингводидактика», который с 1975 г. признан международным. 

фото 3.jpgфото 4.jpgфото 5.jpg

Н.М. Шанский - автор более пятисот печатных трудов, среди них: «Русская лингводидактика и языкознание», «Основы словообразовательного анализа», «Лексика и фразеология русского языка», «Лексикология современного русского языка», «Фразеология современного русского языка», «В мире слов», «Слова, рождённые Октябрём», «Занимательный русский язык», «Лингвистические детективы», «Этот загадочный «Евгений Онегин» и многие другие. Н.М. Шанский – научный редактор одной из классических линий учебников по русскому языку для 5-9-х классов, автор учебников для вузов «Современный русский язык», «Современный русский литературный язык», «Лингвистический анализ художественного текста», «Филологический анализ художественного текста» и др.

Н.М. Шанский выступил инициатором организации, а затем стал научным руководителем Всероссийских олимпиад школьников по русскому языку, которые ежегодно проводятся Министерством просвещения РФ с 1996 года по настоящее время.

Под руководством Н.М. Шанского защищено более 200 кандидатских и свыше 20 докторских диссертаций.

2. Общая характеристика Научной школы

Лингводидактика – общая теория обучения языку; исследует общие закономерности обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определённому языку в зависимости от целей и задач, характера изучаемого материала, условий монолингвизма или билингвизма, этапа обучения и интеллектуально-речевого развития учащихся. Лингводидактика основывается на взаимодействии лингвистики, дидактики, методики преподавания русского языка и психолингвистики. Научные направления исследований в области русской лингводидактики, заложенные в трудах Н.М. Шанского, связаны с лингвистическим описанием русского языка в учебных целях, методами и приёмами сознательно-коммуникативного обучения русскому языку, спецификой преподавания русского языка в условиях билингвизма и монолингвизма, теорией учебника русского языка, учебной лексикографией.

Коллектив Научной школы развивает научные направления исследований в области русской лингводидактики, разрабатывая теоретические основы и практические методики преподавания русского языка в общеобразовательной школе, учебники и учебные пособия по русскому языку и литературе.

3. Основные направления и результаты исследований коллектива Научной школы

I. Лингводидактические основы содержания обучения русскому языку в школе, концептуальные основы лингводидактики на современном этапе развития российского образования, история методики преподавания русского языка как родного и как неродного

Результат:

1.Монографии «Содержание языкового образования в полиэтническом российском социуме», «Очерки становления и развития методик общего среднего образования» и др.

фото 6.jpgфото 7.png

2.Федеральные рабочие программы по русскому языку и родному (русскому) языку, родной (русской) литературе для основной и средней общеобразовательной школы. Электронный ресурс: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/

Основные публикации:

  1. Развитие и сохранение родных языков народов РФ как стратегическое направление образовательной политики страны / Ж. Н. Критарова, О. М. Александрова, И. П. Васильевых [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1, № 6(63). – С. 110-120. – DOI 10.24411/2224-0772-2019-10047

  2. Рабочая программа по русскому языку для основной школы: основные лингводидактические подходы к отбору содержания /Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. //Образовательное пространство в информационную эпоху. Сборник научных трудов. Международная научно-практическая конференция. Москва, 2021. С. 44-51

  3. Предметная область "Родной язык и родная литература" в средней общеобразовательной школе: подходы к составлению рабочих программ/Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. //Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 4 (85). С. 65-78.

  4. Лингводидактические идеи Н.М. Шанского и их воплощение в школьном курсе русского языка/Александрова О.М. // Научная школа русской лингводидактики Н.М. Шанского: история и современность (к 100-летию со дня рождения). Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.Н. Добротиной. Москва, 2022. С. 7-12.

  5. Язык всем знаниям и всей природе ключ…»: воспитание гражданственности на уроках русского родного языка/ Александрова О.М., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н. // Г. Р. Державин и некоторые вопросы литературной культуры. сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. 2023. С. 129-135.

II. Теория школьного учебника, учебники и учебные пособия по русскому языку и литературе

Результат:

Образовательный форум в Общественной палате Российской Федерации (11-12 октября 2018 г).

Материалы форума: Учебник в современной информационно-образовательной среде: Материалы Образовательного форума: электронный ресурс, Москва, 11–12 октября 2018 года / Под редакцией И.Н. Добротиной, Ж.Н. Критаровой, И.В. Усковой. – Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2018. – 548 с. – ISBN 978-5-905736-50-6. Электронный ресурс: https://elibrary.ru/download/elibrary_36336309_25232217.pdf

  1. Курсы повышения квалификации по проблемам школьного учебника

  2. В июне 2024 года прошли курсы повышения квалификации для авторов и авторских коллективов по разработке учебников для 5-9 классов по языкам народов Российской Федерации. Обучение по программе прошли 222 специалиста из 28 регионов России, в которых изучают родные языки.

  3. Методические рекомендации «Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета “Русский язык”. 5-9 классы» (2023 г.) Электронный ресурс:  https://edsoo.ru/mr-russkij-yazyk/

Основные публикации:

  1. Каким должен быть современный учебник родного языка/ Добротина И.Н., Александрова О.М.//Лингвометодическая школа в Республике Татарстан: история и современность. сборник статей Международной научно-практической конференции (к 100-летию со дня рождения выдающегося ученого-методиста, основателя Казанской лингвометодической школы Шакировой Лии Закировны). Казань, 2021. С. 15-20.

  2. Цифровые образовательные ресурсы в преподавании родных языков /Александрова О.М., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Ускова И.В.//Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019. Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ивановой. 2019. С. 1069-1081.

  3. Русский родной язык: для 5-х — 9 классов: учебники/ О. М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. и др. — 4-е изд. перераб. — Москва: Просвещение, 2023.

  4. Русский родной язык: 10— 11-е классы: базовый уровень: учебное пособие: /О.М. Александрова, О.В. Загоровская, Ю.Н. Гостева, Добротина И.Н., Васильевых И.П. и др. — Москва: Просвещение, 2023.

  5. Родная русская литература: для 5 – 9 классов: учебники/ О. М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В.Беляева, И.Н. Добротина, Ж.Н. Критарова, Р.Ф. Мухаметшина. — 2-е изд. перераб. — Москва: Просвещение, 2023.

  6. Родная русская литература: для 10 – 11 классов: базовый уровень: учебные пособия/ О. М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В.Беляева, И.Н. Добротина, Ж.Н. Критарова — Москва: Просвещение, 2023.

  7. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г.,   Гостева Ю.Н.,   Добротина И.Н и др. —   Москва: Изд. «Просвещение», 2023. 

  8. Русский язык: для 5 и 6 классов: учебные пособия: в 2-х частях/ Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н. и др.  — Москва: Просвещение, 2023.

  9. Русский язык: для 7 – 9 классов: учебники для общеобразовательных организаций, изд. 13-е стереотипн. / Л.  М.  Рыбченкова,  О.  М.  Александрова,  О.В. Загоровская,А.  Г.  Нарушевич,  И.  Н.  Добротина др. — Москва: Просвещение, 2023. (Приложение №2 к приказу Минпросвещения России №858  от 21.09.2022 г.)

III. Приоритетные аспекты проектирования научно-методического обеспечения курса русского языка и литературы в общеобразовательной школе и реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Результат:

  1. Методические рекомендации по преподаванию родного (русского) языка, 5-9 классы (интерактивная версия). Электронный ресурс: https://edsoo.ru/mr-rodnoj-yazyk/ 

  2. Методические рекомендации по преподаванию родной (русской) литературы, 5-9 классы (интерактивная версия). Электронный ресурс: https://edsoo.ru/mr-rodnaya-literatura/

Основные публикации:

  1. Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов филологического блока (основное общее образование) : методические рекомендации /О. М. Александрова, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева [и др.]. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.Электронный ресурс: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/12/meta_filologicheskij-blok_01.pdf  

  2. Русский язык. 5 класс. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителей /Добротина И. Н., Александрова О. М., Васильевых И. П., Гостева Ю. Н./ под ред. И. Н. Добротиной. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 126 с. Электронный ресурс: https://edsoo.ru/2023/10/10/metodicheskie-rekomendaczii-po-formirovaniyu-funkczionalnoj-gramotnosti-obuchayushhihsya-5-9-klassy-2022-g-2/

  3. Литература. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Аристова М. А., Беляева Н. В., Критарова Ж. Н.; под ред. М. А. Аристовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. Электронный ресурс:   https://edsoo.ru/2023/08/16/literatura-realizacziya-trebovanij-fg/  

  4. Методические рекомендации по преподаванию родного (русского) языка, 5-9 классы (интерактивная версия). Электронная версия: https://edsoo.ru/2023/08/07/2-metodicheskie-rekomendaczii-po-prepodavaniyu-rodnyh-yazykov-5-9-klassy-interaktivnaya-versiya/

  5. Родной язык (русский). 5 класс.  Реализация требований ФГОС основного общего образования. Методическое пособие для учителя/ Добротина И.Н., Александрова О.М., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. —Москва, 2022.        Электронный ресурс: https://edsoo.ru/2023/08/06/metodicheskoe-posobie-rodnoj-yazyk-russkij-5-klass-2022-g/

  6. Работа с текстом на уроке русского языка: Пособие для учителя. 5–11 классы. ФГОС / Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П, Ускова И.В. — Москва: Издательство «Экзамен», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. 159 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

  7. Читательская грамотность школьника (5–9 классы) : книга для учителя / О. М. Александрова, М. А. Аристова, И.Н. Добротина и др. — Москва: Изд. «Российский учебник»: «Вентана-Граф», 2018. 144 с. (Российский учебник: Успешный педагог XXI века).

Общее число публикаций за последние пять лет: более 200.

фото 8.jpgфото 9.jpgфото 10.jpgфото 11.pngфото 12.pngфото 13.pngфото 14.pngфото 15.pngфото 16.pngфото 17.pngфото 18.pngфото 19.pngфото 20.pngфото 21.jpgфото 22.jpgфото 23.pngфото 24.jpgфото 25.pngфото 26.pngфото 27.png

4. Связь с массовой практикой

Члены Научной школы организуют вебинары, семинары, конференции, курсы в системе повышения квалификации учителей русского языка и литературы, круглые столы, мастер-классы; участвуют в педагогических марафонах; ведут преподавательскую деятельность в системе высшего профессионального образования; руководят экспериментальными и опорными площадками.

фото 28.jpg

Авторский семинар И.Н. Добротиной в Якутске

Традицией стали научно-практические конференции, которые проводит лаборатория филологического общего образования.

1.Международная научно-практическая конференция «Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического образования» (к 95-летию со дня рождения) (2 ноября 2017 г.).

Участие в работе конференции многочисленных учеников и последователей идей Н.М. Шанского из разных краёв обеспечило ее высокий научный уровень, а также особую атмосферу сердечности.

Тепло был встречен участниками конференции фильм о Н.М. Шанском. В прозвучавших докладах был отмечен огромный вклад учёного в развитие лингвистики и лингводидактики, затронут широкий круг проблем, имеющих большое теоретическое и практическое значение для изучения и преподавания современного русского языка: вопросы лингвистического описания русского языка в учебных целях, лингвистического и филологического анализа художественного текста, вопросы создания и использования словарей различных типов, проблемы преподавания русского языка в билингвальной среде, лингводидактического описания компетенций в сфере русского языка как иностранного, вопросы лингводидактического сопровождения общеобразовательных дисциплин в школе и другие.

Проведение конференции – важный этап в развитии идей Н.М. Шанского, в деле объединения учёных-единомышленников в русле его научной школы «Русская лингводидактика».  Собравшиеся ученики и коллеги Николая Максимовича поддержали предложение проводить круглые столы в рамках работы школы русской лингводидактики. 

фото 29.jpg

фото 30.jpg

фото 31.jpg

фото 32.png

По результатам работы подготовлен сборник материалов «Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического образования: Материалы международной научно-практической конференции». - Москва, 02 ноября 2017 года / Под общей редакцией О.М. Александровой, И.Н. Добротиной. – Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2017. – 259 с. – ISBN 978-5-905736-48-3 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30630465

2.Всероссийская научно-практическая конференция «Научная школа русской лингводидактики Н.М.Шанского:  история и современность» (к 100-летию со дня рождения) (22 ноября 2022г.)

По итогам конференции был выпущен сборник «Научная школа русской лингводидактики Н.М.Шанского:  история и современность (к 100-летию со дня рождения)». (сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 22ноября2022 г. / под ред. И.Н.Добротиной.М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 383 с.)

Материалы сборника: https://instrao.ru/scientific-activity/publication/2016/

фото 33.png

фото 34.png

фото 35.png

фото 36.png

Конференция «Научная школа русской лингводидактики Н.М. Шанского», 2022 г.