Тагунова Ирина Августовна

Тагунова Ирина Августовна

Лаборатория сравнительного образования и истории педагогики

  • Должность : заведующая лабораторией сравнительного образования и истории педагогики
  • Контактный телефон: +7(495)625-53-05
  • Адрес электронной почты: tagunova@instrao.ru
  • Ученая степень: доктор педагогических наук
  • Опыт работы:

    Ирина Августовна Тагунова работает в Институте с 1986 года, сначала в должности младшего научного сотрудника, затем – старшего научного сотрудника, заведующего Лабораторией сравнительного образования и истории педагогики. Стажировалась в Англии. И.А. Тагунова защитила докторскую диссертацию по теме «Развитие наднационального образования» (2007).

  • Основные направления научной деятельности:

    основное направление научной деятельности И.А.Тагуновой – исследования в области педагогической компаративистики. Сфера особого интереса в науке – методология изучения зарубежного педагогического опыта и теория педагогической компаративистики. И.А. Тагунова уделяет много внимания анализу и описанию стандартов в образовании других стран, рассмотрению и интерпретации запады теорий образования, обучения и воспитания, выявлению тенденций развития мирового и региональных образовательных пространств.

  • Научно-организационная деятельность:

    И.А. Тагунова – эксперт Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного Фонда (РГНФ) м Российского научного фонда (РНФ); более 15 лет она является руководителем и исполнителем научных проектов РФФИ. Под ее научным руководством подготовлено несколько кандидатских диссертаций. И.А. Тагунова большое внимание уделяет совместной работе со специалистами из-за рубежа. Она участник международных конференций в России и за рубежом. Член редколлегии журналов «Отечественная и зарубежная педагогика» и «Вектор науки Тольяттинского государственного университета». Серия: Педагогика, Психология, член бюро Научного совета по проблемам сравнительной педагогики при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, Эксперт первого и второго уровней в РФФИ. Эксперт второго уровня в РНФ. Эксперт в РАН. Эксперт в Министерстве науки и высшего образования РФ.

  • Публикации:

    1. Тагунова И.А. Некоторые аспекты теоретического подтверждения положений, сформулированных в ходе междисциплинарных исследований в области образования // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 4. – С. 7-12.
    2. Тагунова И.А., Найденова Н.Н. Конструируемая междисциплинарная образовательная реальность: верификация качества образования // Образование и общество. – 2018. – № 3-4. – С. 11-18.
    3. Тагунова И.А., Шапошникова Т.Д., Долгая О.И. Современная научная дискуссия о способах теоретического подтверждения положений, формулируемых в ходе проведения междисциплинарных исследований за рубежом // Известия Российской академии образования. – 2018. – № 2. – С. 34-43.
    4. Тагунова И.А., Долгая О.И., Шапошникова Т.Д. Междисциплинарные исследования в области образования в Чехии и странах Балтии: верификация гипотез // Проблемы современного образования. – 2018. – № 6.
    5. Тагунова И.А., Долгая О.И., Шапошникова Т.Д. Конструирование образовательной реальности: куррикулярные реформы в странах постсоветского пространства // Школьные технологии. – 2018. – № 3. – С. 14-27.
    6. Тагунова И.А. Современные педагогические функции в контексте их философско-методологических ориентиров // Педагогика. – 2018. – № 8. – С. 116-125.
    7. Naydenova N.N., Tagunova I.A., Sukhin I.G. The Problem of Interpretation in Comparative Education (Interdisciplinary Approach) [Электронный ресурс] // 2018 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2018), 05-06 June 2018. – P. 485-492. – doi: https://dx.doi.org/ 10,15405 / epsbs.2018.09.02.56. – https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/EEIA2018F056.pdf
    8. Долгая О.И., Тагунова И.А. Доступность качественного образования для всех как мировая тенденция в общем образовании // Школьные технологии. – 2019. – № 1. – С. 3-10.
    9. Мясников В.А., Тагунова И.А. Особенности технонаучного подхода в зарубежном образовании на современном этапе // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. – № 5 (84). – С. 117-123.
    10. Тагунова И.А. Мировые тенденции развития школьного образования // Педагогика. – 2019. – № 6. – С. 106-114.
    11. Тагунова И.А., Долгая О.И., Сухин И.Г., Найденова И.С. Мировые тенденции общего образования // Система образования в России и за рубежом. Сборник аналитических материалов. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. – С. 96-114.
    12. Тагунова И.А., Сухин И.Г., Найденова Н.Н., Елкина И.М., Долгая О.И., Дудко С.А., Беляев Г.Ю. Современная педагогическая компаративистика: роль, функции и факторы развития: Монография. – М.: Новое время, 2019. – 208 с.
    13. Osmolovskaya I.M., Tagunova I.A., Klarin M.V., Krasnova L.A., Mamchenko A.A., Popova A.I. Role of interdisciplinary researches in development of theory of learning // 7th icCSBs 2018 The Annual International Conference on Cognitive – Social, andBehavioural Sciences. Conference proceedings, 2019. – С. 540-549.
    14. Tagunova I.A., Dolgaya O.I., Shaposhnikova T.D., Sukhin I.G., Naydenova I.S. Education Development Trends in Global Dimension // 2019 International Conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2019), Moscow, Russia, June 4-5, 2019, рр. 908-915. doi: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.101.
    15. Долгая О.И., Тагунова И.А. Домашняя работа в школе: опыт разных стран // Школьные технологии. – 2020. – № 2. – С. 125-132.
    16. Мясников В.А., Тагунова И.А. Культура образования и обучения в изменяющемся мире // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 2. – С. 7-14.
    17. Тагунова И.А. Домашняя учебная работа за рубежом: теория и практика // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 1. – № 4 (69). – С. 49-61.
    18. Тагунова И.А. Домашняя работа учащихся в условиях дистанционного обучения // Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 19 ноября 2020 года) [Электронный ресурс] / Под ред. И. М. Осмоловской, И. В. Усковой; сост. Н. В. Мунина. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. – С. 267-280.
    19. Тагунова И.А. Риски современного образования в контексте концепций зарубежных ученых // Педагогика. – 2020. – № 6. – С. 112-120.
    20. Долгая О.И., Курдюмова И.М., Мамченко А.А., Мясников В.А., Найденова И.С., Найденова Н.Н., Сухин И.Г., Тагунова И.А. Трансформации в зарубежном образовании: монография. – М.: Новое время, 2021. – 224 с.
    21. Долгая О.И., Тагунова И.А. Возможности электронного обучения в современной школе: виды, формы, инструменты // Школьные технологии. – 2021. – № 5. – С. 47-55.
    22. Долгая О.И., Тагунова И.А. Меньше, да больше: технология микро-обучения как новое слово в образовании // Школьные технологии. – 2021. – № 4. – С. 10-15.
    23. Долгая О.И., Тагунова И.А. Тенденции в организации педагогического образования в странах – лидерах по качеству образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – Т. 1. – № 5. – С. 78–92.
    24. Долгая О.И., Тагунова И.А. Учебные программы за рубежом: теория, подходы к разработке, национальные традиции // Педагогика. – 2021. – № 6. – С. 109–118.
    25. Тагунова И.А. Педагогическое образование за рубежом в эпоху глобальных перемен // Известия Российской академии образования. – 2021. – № 3. – С. 139–146.
    26. Тагунова И.А., Долгая О.И. Подготовка учителей за рубежом: требования к отбору абитуриентов и формы организации обучения // Педагогическое образование за рубежом: сборник аналитических материалов / под ред. И.А. Тагуновой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – С. 4–31.
    27. Тагунова И.А. Стандарты преподавания за рубежом // Педагогическое образование за рубежом: сборник аналитических материалов / под ред. И.А. Тагуновой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – С. 49–67.
    28. Тагунова И.А. Педагогическое содержание знания и учебные программы подготовки учителей за рубежом // Педагогическое образование за рубежом: сборник аналитических материалов / под ред. И.А. Тагуновой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – С. 68–85.
    29. Тагунова И.А. Базовые модели занятости учителей в разных странах // Педагогическое образование за рубежом: сборник аналитических материалов / под ред. И.А. Тагуновой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – С. 101–102.
    30. Тагунова И.А. Специализация в педагогическом образовании за рубежом // Педагогическое образование за рубежом: сборник аналитических материалов / под ред. И.А. Тагуновой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – С. 103–115.
    31. Тагунова И.А. Подготовка выпускников-учителей к работе в школе за рубежом // Педагогическое образование за рубежом: сборник аналитических материалов / под ред. И.А. Тагуновой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – С. 116–125.
    32. Тагунова И.А. Смешанное обучение при подготовке учителей за рубежом // Педагогическое образование за рубежом: сборник аналитических материалов / под ред. И.А. Тагуновой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – С. 134–151.
    33. Тагунова И.А., Долгая О.И. Педагогическое образование в Сингапуре как пример эффективного педагогического образования // Педагогическое образование за рубежом: сборник аналитических материалов / под ред. И.А. Тагуновой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – С. 152–158.
    34. Тагунова И.А. Педагогические подходы к организации и реализации педагогического образования в зарубежных странах в условиях смешанного обучения // Педагогическое образование за рубежом: сборник аналитических материалов / под ред. И.А. Тагуновой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – С. 159–187.
    35. Tagunova I.A., Dolgaya O.I., Sukhin I.G., Selivanova N.L. Global-cultural and national-cultural self-determination of students as a new challenge of education // Textbook: Focus on Students’ National Identity: Proceedings TSNI-2021. P. 933–945.
    36. Тагунова И.А. Проблемы обновления содержания общего образования в зарубежных странах // Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху» (2022 International conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA–2022)): сборник научных трудов / под ред. С.В. Ивановой, И.М. Елкиной. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – С. 169-176.
    37. Тагунова И.А. Тенденции формирования содержания общего образования за рубежом // Педагогика. – 2022. – № 6. – С. 118-128.
    38. Тагунова И.А., Долгая О.И. Идеологическая работа в современной зарубежной школе: патриотическое воспитание и гражданское образование // Педагогика. – 2022. – Т. 86. – № 9. – С. 119-128.
    39. Тагунова И.А., Сухин И.Г., Долгая О.И. Теория, законодательство и практика за рубежом в контексте современных вызовов общему среднему образованию: Монография. – М.: Новое время, 2022. – 160 с.
    40. Иванова С.В., Суханова Т.В., Тагунова И.А. Школьный учебный план за рубежом: компаративный анализ // Наука и школа. – 2023. – № 1. – С. 118-131.
    41. Тагунова И.А. Междисциплинарное содержание общего образования: концептуальные подходы // Педагогика. – 2023. – № 5. – С. 115-122.

  • Награды и благодарности:

    Лауреат премии Правительства РФ за 2009 г. в сфере образования.
    Награждена благодарностью Главы российского императорского дома – е.и.в. Государыни великой Княгини Марии Владимировны.
    Награждена званием «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».