Лазебникова Анна Юрьевна

Лазебникова Анна Юрьевна

Лаборатория социально-гуманитарного общего образования

  • Должность : главный научный сотрудник
  • Ученая степень: доктор педагогических наук
  • Ученое звание: член-корреспондент РАО
  • Опыт работы:   научную деятельность начала в 1975 г. в Институте содержания и методов обучения Академии педагогических наук, совмещая ее с преподаванием в средней, а затем и в высшей школах. В 1983 г. защитила кандидатскую, а 2001 г. докторскую диссертации. В 2006 г. избрана членом-корреспондентом Российской академии образования. Входит в состав бюро отделения общего среднего образования РАО.
  • Основные направления научной деятельности:

     А.Ю. Лазебникова – автор более 250 публикаций по проблемам общего среднего образования, изучения школьного курса обществознания, оценки уровня подготовки учащихся. Является одним из ведущих авторов и титульным редактором линии учебников обществознания для основной и старшей школы, созданных под общим научным руководством академика РАО Л.Н.Боголюбова. Участвовала в разработке концепции обществоведческого курса, руководила коллективом разработчиков учебных программ по предмету с учетом требований ФГОС. Руководила рядом научных исследований по проблемам отбора, структурирования, оптимизации содержания образования, разработки его перспективных моделей. В предметной области выдвинула новый подход к постановке целей обществоведческого образования с учетом изменившихся социальных и педагогических факторов.
     Участвовала в разработке и обновлении содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию и структуры проверочной работы. Предложила ряд моделей заданий, которые после апробации вошли в состав контрольно – измерительных материалов. На протяжении нескольких лет была председателем федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по обществознанию.

  • Научно-организационная деятельность:

     является главным редактором входящего в перечень ВАК журнала «Преподавание истории и обществознания в школе».

  • Область научных интересов:

      один из признанных и наиболее известных специалистов в России в области теории и методики преподавания обществознания в школе;
    руководитель авторского коллектива наиболее востребованной в России «линейки» учебников по предмету «Обществознание» для 5-11 классов (учебники включены в Федеральный перечень Министерства просвещения РФ);
    автор многочисленных публикаций по вопросам теории и методики преподавания обществознания;
    научный руководитель диссертационных исследований сотрудников Лаборатории;
    главный редактор журнала «Преподавание истории и обществознания в школе».

  • Публикации:   отдельные публикации:
    1. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс. 2000. – 10 п.л.
    2. Уроки обществознания в 11 классе. Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М.: Дрофа. 2003. 12 п.л. В соавт.
    3. Массовая культура: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. М., Изд. «Русское слово», 2005. 12 п.л.
    4. О преподавании обществознания в средней школе с учетом результатов Единого государственного экзамена 2005 года // Народное образование. - 2006. - N 9. - С. 135-139. – 0,5 п.л.– В соавт.
    5. Государственная (итоговая) аттестация в 9 классе: подходы к разработке измерителей. Федеральный институт педагогических измерений: сборник статей / Под ред. А.Г.Ершова, Г.С.Ковалевой. – М.: Эксмо, 2007. – 0,7п.л.
    6. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Обществознание. - М.: ФИПИ, 2007. – 6,5 п.л. В соавт.
    7. Контрольные измерительные материалы базового уровня: подходы к разработке // ОКО. Оценка качества образования. – 2008, №4. – 0,5 п.л. В соавт.
    8. Концепция обществоведческого образования в современной школе. / Преподавание истории и обществознания в школе, 2008, №6. – 1 п.л. В соавт.
    9. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по обществознанию – М., «Русское слово, 2009. – 5 п.л. В соавт.
    10. Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт: монография/ под.ред. М.В. Рыжакова, А.А. Журина.-М;СПб: Нестор-История, 2012, 16 п.л. В соавт.
    11. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. – М.: Просвещение. 2010. - 2,5 п.л. Рук. авт. коллектива
    12. «Обществознание». Примерные программы среднего (полного) общего образования. 10 – 11 класс. Программа. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2012. Титульный редактор. В соавт.
    13. Поиски форм стандартизации содержания образования в 1990-е гг. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. - №5. – 0, 7 п.л. В соавт.
    14. Образовательные стандарты начала 2000-х гг.: от чего и к чему переходит школа // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - № 6. – 0,5 п.л..
    15. Влияние требований и стандартизированных форм единого экзамена на изучение обществознания в старшей школе // ж. Преподавание истории и обществознания в школе №10, 2013. 1 п.л.
    16. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания обществознания. // fipi/ files/document/140934725/metod_rekom_ob_2014
    17. Обществознание: Практический справочник для подготовки к ЕГЭ/ – М., Астрель, 2014, 8 п.л.
    18. Дискуссионные вопросы преподавания обществознания // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2015. - № 9. 0,5 п.л. В соавт.
    19. ЕГЭ 2015. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 7 п.л. В соавт.
    20. Обществознание. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2015. – 10 п.л. В соавт.
    21. ЕГЭ. Практикум по обществознанию: подготовка к выполнению заданий части 2 – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 5 п.л. В соавт.