Селиванова Наталия Леонидовна

Селиванова Наталия Леонидовна

Лаборатория развития личности в системе образования

  • Должность : главный научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: selivanova@instrao.ru
  • Уровень образования:

    высшее образование.

  • Квалификация: учитель математики
  • Ученая степень: доктор педагогических наук.
  • Ученое звание:

    профессор, академик Российской Академии Образования.

  • Научно-организационная деятельность:

     в настоящее время Н.Л. Селиванова возглавляет научную школу академика РАО Л.И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи». Эта научная школа известна и в России, и за рубежом. Многие представители научной школы вошли в состав сформированного в 2020 году Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, председателем которого является Н.Л. Селиванова.
    Н.Л. Селиванова – один из разработчиков теории воспитательных систем, которая принята педагогами-практиками и творческие используется в деятельности образовательных учреждений, что подтверждают ставшие традиционными Всероссийские и региональные конкурсы воспитательных систем школ и внешкольных учреждений. Н.Л.Селиванова является одним из авторов и редактором книги «Воспитание… Воспитание? Воспитание!», в которой представлены результаты разработки проблемы воспитательных систем, этот научный труд был отмечен высокой наградой – присуждением премии Президента России в области образования за 1997 год.
    Под руководством Н.Л. Селивановой разработаны концепции воспитательного пространства, инновационные подходы к рассмотрению развития личности как субъекта и объекта, цели и результата воспитания; проблемы методологических изменений в познании воспитания, управления процессом воспитания; взаимодействия инновационных и традиционных субъектов воспитания в системе образования; формирования личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя.
    Под ее научным руководством подготовлены Концепции воспитания, Программы повышения квалификации педагогов как воспитателей. Она автор – более 300 научных, научно-методических публикаций (монографии, пособий, концепций, программ, научных статей), которые вносят существенный вклад в развитие педагогики и ее важнейшего направления – теории и практики воспитания.
    Возглавляемый ею Центр теории воспитания в разные годы имел и продолжает сохранять и развивать свои опытные площадки во многих регионах страны (Москва, Тульская, Тверская, Нижегородская области, в городах Тольятти, Пермь, Йошкар-Ола, Воронеж, Новосибирск, Ульяновск и др.).
    Наталия Леонидовна – активно пропагандирует результаты исследования, выступая на конференциях, семинарах (Международных, Всероссийских, региональных), в системе повышения педагогической квалификации. Участвует в разработке государственных документов в области образования (ФГОС, Стратегия воспитания и др.). Под ее руководством в 2019 году разработана «Примерная программа воспитания», утвержденная в 2020 г. ФУМО.
    В 2022 году результатом выполнения под руководством Н.Л Селивановой государственного задания стала «Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования».
    Важное направление научной деятельности Н.Л. Селивановой – подготовка современных кадров исследователей проблем теории и практик воспитания. Под ее руководством подготовлено и защищено 12 кандидатских и 5 докторских диссертаций по проблемам воспитания.

  • Область научных интересов:   Н.Л. Селиванова с 1974 года работает в структуре АПН СССР (впоследствии РАО). После окончания очной аспирантуры она прошла трудовой путь от младшего научного сотрудника (с 1977 г.) до руководителя (с 1993 г.) лаборатории теории воспитательных систем Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, в дальнейшем преобразованного в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО»). С 2019 г. Н.Л. Селиванова работает в должности главного научного сотрудника лаборатории развития личности в системе образования ФГБНУ «ИСРО РАО».
  • Тема кандидатской работы:

      в 1980 г. Н.Л. Селиванова защитила кандидатскую, а в 1997 г. – докторскую диссертацию по теме «Класс и его воспитательные функции в современной школе». В 2000 г. Н.Л. Селивановой присвоено ученое звание профессора по специальности «Общая педагогика». В 2005 году она избрана членом-корреспондентом РАО. Н.Л. Селиванова – член бюро отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, активный участник научных и научно-практических мероприятий РАО.

  • Участие в проектах:

      Н.Л. Селиванова является признанным экспертом в сфере образования. Участвует в экспертизе проектов РФФИ, РНФ, Фонда Президентских грантов. Неоднократно выступала экспертом проектов по направлению «Общественные и гуманитарные науки» при Совете по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке научных школ Российской Федерации; проектов федеральных инновационных площадок (Минпросвещения России); руководителем экспертной группы (2016, 2019, 2022 гг.) на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных организациях высшего образования, научных учреждениях и государственных научных центрах Российской Федерации («Мегагранты»), отчетов по проектам НИР РАО.
    Н.Л. Селиванова оказывает поддержку различным общественным организациям. Она является экспертом Всероссийского экспертного совета «Безопасная информационная среда детства»; член Научно-методического совета Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи».
    Наталия Леонидовна – ведущий ученый в области методологии, теории и практики воспитания, творческий и современный организатор исследований, авторитетный руководитель-воспитатель.

  • Публикации: основные публикации:

    1. Селиванова, Н. Л. Теоретические и методические основы организации и осуществления воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования / М. В. Шакурова, Н. Л. Селиванова, Т. А. Ромм. – Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 7-21.
    2. Важные приемы, чтобы сделать урок интересным и значимым для школьников / Е. В. Бебенина, В. В. Круглов, Н. Л. Селиванова [и др.]. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2022. – № 2. – 24-34.
    3. Селиванова, Н. Л. Возможно ли сегодня возвращение к коллективу в воспитании / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2021. – № 6. – С. 33-38.
    4. Селиванова, Н. Л. Научно-методическое обеспечение процесса воспитания в школе / Н. Л. Селиванова, И. С. Парфенова. – Текст : электронный // Education and Self Development. – 2021. – Vol. 16. – № 3. – P. 238–248. DOI: 10.26907/esd.16.3.20/ URL: https://eandsdjournal.kpfu.ru/ru/wp–content/uploads/sites/3/2021/11/ESD–163–corrected.pdf (дата обращения: 10.11.2022). – Режим доступа: полный текст доступен на сайте издателя.
    5. Селиванова, Н. Л. Апробация и внедрение примерной программы воспитания / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – № 1. – Т. 2. – С. 106-114.
    6. Селиванова, Н. Л. Актуальные вопросы воспитания через призму научной школы Л. И. Новиковой / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2019. – № 2. – С. 3-5.
    7. Селиванова, Н. Л. Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 4. – Т.1. – С. 6-9.
    8. Селиванова, Н. Л. Как обеспечить успешное развитие научной школы (обращаясь к научной школе Л. И. Новиковой) / Н. Л. Селиванова. – Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 4. – Т.1. – С. 10-22.
    9. Селиванова, Н. Л. Нормативный образ педагога как воспитателя в современной отечественной системе образования / Н. Л. Селиванова, М. В. Шакурова, М. В. Дюжакова. – Текст : непосредственный // Известия ВГПУ. – 2018. – Т. 280. – № 3. – С. 6-14.
    10. Селиванова, Н. Л. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования / Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, И. В. Степанова. – Текст : непосредственный // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2018. – Вып. 49. – С. 39-48.
    11. Селиванова, Н. Л. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение / Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов. – Текст : непосредственный // Образование и саморазвитие. – 2018. – № 2. – С. 45-52
              https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=504679
  • Награды и благодарности: лауреат премии Президента России в области образования (1996 г.).
    Награждена медалью «В память 850-летия Москвы» (1997 г.).
    Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации (2003).
    Медаль К.Д. Ушинского (2009 г.).
    Золотая медаль РАО «За достижения в науке» (2014).
    Благодарность Мэра Москвы (2018).
    Почетный работник науки и высоких технологий (2022).