Рослова Лариса Олеговна

Рослова Лариса Олеговна

Лаборатория математического общего образования

  • Должность : заведующая лабораторией математического общего образования
  • Контактный телефон: +7(495)625-44-10
  • Адрес электронной почты: tim@instrao.ru
  • Уровень образования:

    окончила в 1984 году факультет Вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «Прикладная математика».
    В 1990 г. начала педагогическую деятельность: практическую - в школе, в качестве учителя математики, и научную – в Российской академии образования в качестве научного сотрудника лаборатории обучения математике. В 1997 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
      В начале 90-х годов вошла в состав авторского коллектива, работавшего над созданием новых учебников и учебных пособий по математике для школьников. С этого момента научная творческая деятельность совместилась с деятельностью литературной: публиковала не только учебные тексты для учащихся, но и статьи в педагогических журналах, методические пособия, рекомендации по преподаванию для учителей математики. Выступала в различных регионах страны с лекциями для учителей по методике преподавания математики в основной школе.
    Параллельно работала в качестве редактора в издательстве «Дрофа», которое занимается подготовкой учебной и научно-популярной литературы для учащихся, методических изданий для учителей, в качестве редактора, методиста по математике. С 2004 по 2015 годы работала в Издательском доме «Первое сентября» в качестве главного редактора журнала «Математика», в настоящее время – главный редактор журнала «Математика. МЦНМО». За время работы написан ряд статьей, эссе по проблемам, связанным с преподаванием математики в школе, развитием и модернизацией системы математического образования, разработан и написан курс лекций для дистанционного педагогического университета, еще один курс подготовлен в соавторстве.

  • Ученая степень: кандидат педагогических наук
  • Основные направления научной деятельности:

    оценка качества:

    • математической подготовки обучающихся основной школы (итоговая аттестация, оценка метапредметных результатов обучения, формирования математической грамотности);
    • обучение наглядной геометрии (1-6 классы);
    • использование компьютера в обучении математике;
    • современный учебник по математике.

    Участие в федеральных проектах:

    • по разработке государственных стандартов основного и среднего (полного) общего образования по математике (2002-2004);
    • по разработке государственных стандартов основного общего образования по математике (2008);
    • по разработке итоговой аттестации для девятиклассников в новой форме (2003-2013);
    • по подготовке экзаменационных материалов по математике в традиционной форме (2004-2014);
    • по разработке электронных учебных изданий, цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), информационных источников сложной структуры (ИИСС) (НФПК, 2003–2008)
    • по анализу математической подготовки российских учащихся, TIMSS, PISA.
    Научные публикации, авторская деятельность 

      В составе авторских коллективов работа над созданием и совершенствованием учебников по математике для 1-4-х, 5-6-х и 7-9-х классов, входящих в Федеральный перечень учебников.
     Более 250 печатных работ, в том числе: учебники, учебные и методические пособия, электронные учебные издания, статьи.

  • Публикации: научные статьи в журналах ВАК РФ (за последние годы):

    1. Рослова Л.О. Формирование метапредметных результатов обучения средствами практико-ориентированных заданий с математическим содержанием // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2. №5 (44). С. 69-78.
    2. Рослова Л.О. Использование практико-ориентированных заданий математического содержания для достижения метапредметных результатов обучения // Начальное образование. 2017. №6 (83). С. 8-13.
    3. Рослова Л.О. В поиске путей развития математической грамотности учащихся // Педагогические измерения. 2017. №2. С.63-68.
    4. Рослова Л.О. В поиске путей развития математической грамотности учащихся // Педагогические измерения. 2017. №2. С.63-68.
    5. Рослова Л.О. Рефлексия на конец учебного года // Математика. МЦНМО. 2017. №9 (786). С. 26-32.
    6. Рослова Л.О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. 2018. №10. С.48-55.
    7. Рослова Л.О., Ященко И.В., Высоцкий И.Р., Семенов А.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по математике // Педагогические измерения. 2018. №3.
    8. Басюк В.С., Виноградова Н.Ф., Рослова Л.О. Текущие тенденции современного начального общего образования и предварительные результаты реализации ФГОС НОО // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2. №5 (44). С. 79-94.
    9. Рослова Л.О. Проблема обновления содержания общего образования: от частных случаев к созданию комплексной модели // Вестник образования. 2017. №10. С. 27-33.
    10. Рослова Л.О. О формировании функциональной математической грамотности младших школьников // Начальное образование. 2018. №2 (85). С. 10-16.


    Учебники и учебные пособия:

    1. Математика. 5 класс. Учебник для общ. учебных заведений / под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. - М.: Просвещение, 2013.
    2. Математика. 6 класс. Учебник для общ. учебных заведений / под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. - М.: Просвещение, 2013.
    3. Математика: Арифметика. Геометрия. 5 класс. Учебник для общ. учебных заведений. (Сферы) / Бунимович Е.А. и др. - М.: Просвещение, 2010 (Академический школьный учебник).
    4. Математика: Арифметика. Геометрия. 6 класс. Учебник для общ. учебных заведений. (Сферы) / Бунимович Е.А. и др. - М.: Просвещение, 2010 (Академический школьный учебник).
    5. Математика, 4 класс. Учебник для общ. учебных заведений в 2-х частях. - М.: Вентана-Граф, 2009.
    6. Математика, 4 класс. Рабочие тетради в 3-х частях. - М.: Вентана-Граф, 2009.
    7. Математика: 4 класс. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009.
    8. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
    9. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев и др. - М.: Просвещение, 2017.
    10. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев и др. - М.: Просвещение, 2017.
    11. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев и др. - М.: Просвещение, 2017.
    12. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций. (Серия «Сферы 1-11») / Е.А. Бунимович и др. - М.: Просвещение, 2018.
    13. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций. (Серия «Сферы 1-11») / Е.А. Бунимович и др. - М.: Просвещение, 2018.
    14. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций. (Серия «Сферы 1-11») / Е.А. Бунимович и др. - М.: Просвещение, 2018.
    15. Математика. 5 класс. Контрольные работы / Л.В. Кузнецова и др. - М.: Просвещение, 2018.
    16. Математика. 6 класс. Контрольные работы / Л.В. Кузнецова и др. - М.: Просвещение, 2018.
    17. ОГЭ 2019. Математика. Типовые Тестовые Задания. 38 вариантов / под ред. И.В. Ященко. - М.: Экзамен, 2019.
    18. Математика. 5-9 классы. Сборник примерных рабочих программ. "Сферы" / Е.А. Бунимович и др.- М.: Просвещение, 2019.
    19. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Планируемые результаты. Система заданий. ФГОС / под ред. Г.С. Ковалевой и О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2018.
    20. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 7 класс: Варианты 1-4 / Под ред. Г.С. Ковалевой. - М., СПб: Просвещение, 2015.
    21. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 7 класс: Пособие для учителя / Под ред. Г.С. Ковалевой. - М., СПб: Просвещение, 2015.
    22. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 8 класс: Варианты 1-4 / Под ред. Г.С. Ковалевой. - М., СПб: Просвещение, 2016.
    23. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 8 класс: Пособие для учителя / Под ред. Г.С. Ковалевой. - М., СПб: Просвещение, 2016.
    24. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 9 класс: Варианты 1-4 / Под ред. Г.С. Ковалевой. - М., СПб: Просвещение, 2018.
    25. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 9 класс: Пособие для учителя / Под ред. Г.С. Ковалевой. - М., СПб: Просвещение, 2018.
    26. ОГЭ. Математика. Справочник с комментариями ведущих экспертов: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л.В. Кузнецова и др. - М., СПб: Просвещение, 2019.