Роберт Ирэна Веньяминовна

Роберт Ирэна Веньяминовна

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Scopus Aufhor lD: 57190304468
  • Должность : заведующая лабораторией информатики и информатизации образования
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: rena_robert@mail.ru
  • Перечень преподаваемых дисциплин:

    теория и методика обучения и воспитания, Развитие образования в условиях цифровой трансформации

  • Уровень образования: высшее
  • Квалификация: преподаватель
  • Ученая степень:

    академик Российской академии образования, доктор педагогических наук

  • Ученое звание: профессор
  • Сведения о повышении квалификации: 2022
  • Научно-организационная деятельность:

    теория педагогики: 

    • развитие дидактики в условиях цифровой трансформации образования; 

    • совершенствование терминологического аппарата информатизации образования; 

    • разработка теорий обучения периода цифровой трансформации образования.

     Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты: разработка теорий обучения («Конвергентное образование», «Трансфер-интегративные научные области информатизации образования», «Теория создания и функционирования информационно-образовательного пространства»); Методические основания разработки иммерсивных образовательных технологий, реализующих возможности технологий неконтактного информационного взаимодействия и технологий отображения реальной действительности в виртуальную.
    Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования), уровни: общее среднее образование; профессиональное образование.
    Теория и методика обучения и воспитания (информатика), уровни: общее среднее образование; профессиональное образование.
    Теория и методика профессионального образования: подготовка научно-педагогических кадров в области информатизации образования; подготовка научно-педагогических кадров в области информатики; подготовка научно-педагогических кадров в области автоматизации и управления технологическими процессами в образовании.
    Экспертиза и сертификация программно-аппаратных и информационных комплексов образовательного назначения: разработка педагогических, эргономических, технологических и технических требований к различным видам педагогической продукции, функционирующей на базе цифровых информационных технологий; обоснование и разработка структуры и содержания Стандарта «Педагогико-технологическое качество педагогической продукции, функционирующей на базе цифровых информационных технологий.

  • Область научных интересов:

     Роберт И.В. является создателем нового направления в педагогической науке – теория и методика информатизации образования. 
     Роберт И.В. – дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, имеет Благодарность от Президента Российской Федерации В.В. Путина «За достигнутые трудовые успехи, многолетнюю плодотворную работу, активную законотворческую деятельность». Награждена золотой, бронзовой, серебряной медалями ВДНХ, Медалью К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук, Медалью Российской академии образования им. В.В. Давыдова и другими медалями, и наградами в области образования. Имеет Благодарность от Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. великой княгини Марии Владимировны «За примерное служение Отечеству, высокополезные труды на поприще просвещения и значительный личный вклад в сохранение, развитие образования, науки, творчества и культуры». 
     Роберт Ирэной Веньяминовной – основатель и руководитель научной школы «Информатизация образования», создана научная школа «Информатизация образования», коллектив которой начал свою деятельность в Лаборатории информатики и вычислительной техники НИИ ШОТСО АПН СССР (созданной в 1984 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР об организации научных подразделений, обеспечивающих компьютеризацию общеобразовательной школы), продолжил свою научную деятельность в ФГБНУ «Институт информатизации образования РАО», а в настоящее время – в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 
    Результаты научно-исследовательской и учебно-методичес-кой деятельности И.В. Роберт в области методологии, теории и методики обучения информатике, информатизации образования, в том числе, применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в общем среднем, профессиональном педагогическом, техническом, гуманитарном образовании отражены более чем в 390-ти научных публикациях (в том числе за рубежом). Роберт И.В. является автором монографий, концепций, учебно-методических пособий для студентов педвузов и учителей, научных статей по проблемам обучения информатике, информатизации образования, по подготовке педагогических кадров среднего и высшего профессионального образования (в том числе, WOS, ERIH, ВАК), а также электронных изданий учебного назначения, патентов на изобретение. На основе разработанных ею научно-методических подходов, а также методологии педагогических исследований осуществляется подготовка учителей, студентов, аспирантов и докторантов.

  • Публикации:

    у И.В. Роберт: индекс Хирша – 35; число публикаций в Web of Science – 10; число публикаций в Scopus – 14; число публикаций в ERIH – 2; число публикаций, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ – 126; число публикаций в РИНЦ – 359, ссылок – 13376; число монографий – 22; число патентов – 2, число свидетельств на изобретение (РИД) – 5.

        ФИО ID РИНЦ Orcid ID Scopus Author ID WOS Research ID
    Роберт Ирэна Веньяминовна 713395 0000-0001-9303-6560 57190304468 B-3947-2017

    Монографии:

    1. Роберт И.В. Развитие терминологического аппарата педагогической науки в связи с цифровой трансформацией образования / Актуальные проблемы цифровой трансформации экономики, образования и государственного управления. Монография // Авторы составители: Н.О. Омарова, М.П. Фархадов, Ю.В. Таратухина. – Махачкала: АЛЕФ, 2022. – 268 с. С. 10-25. 
    2. Роберт И.В. Модернизация содержания научно-педагогических исследований в условиях цифровой трансформации образования / Актуальные проблемы методологии педагогических и психологических исследований в образовании: монография / И.В. Роберт, В.В. Сериков, А.В. Торхова, Ю.Б. Дроботенко, Е.В. Лопанова, С.В. Шмачилина-Цибенко, С.М. Андрюшечкин, К.В. Горохов, О.А. Корнилова / Под ред. Е.В. Лопановой. – Омск: Изд-во ОмГА, 2022. 160 с. С. 6-27.
    3. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Лопанова Е.В. Цифровая трансформация образования: теория и практика. Монография / под ред. Е.В. Лопановой. – Омск: Издательство ОмГА, 2022. 190 с.
    4. Роберт И.В. Содержательно-методические и организационно-технологические направления совершенствования смешанного обучения в условиях цифровой трансформации / Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении: коллективная монография / Авторы составители: Геворкян Е.Н., Подуфалов Н.Д., Стриханов М.Н. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2022. – 386 с. С. 378-386.
    5. Роберт И.В. Подготовка педагогических кадров в области информационной безопасности личности в условиях цифровой трансформации образования: глава в коллективной монографии / Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в цифровой информационно-образовательной среде: Монография / Авторы-составители: В.Г. Мартынов, И.В. Роберт, И.Г. Алехина. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2021. – 406 с. С. 151-171.
    6. Роберт И.В. Методология научно-педагогического исследования в области информатизации образования периода цифровой трансформации / В сборнике: Цифровая трансформация образования: актуальные проблемы, опыт, решения. Книга IV. М.: Изд-во АЭО, 2021. 198 с. С. 20-56.
    7. Роберт И.В., Годунов И.В. Подготовка педагогических кадров в области антикоррупционного образования и просвещения в условиях цифровой трансформации / В книге Инновационные процессы в высшем и профессиональном образовании и профессиональном обучении. Коллективная монография. Авторы-составители: Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов, М.Н. Стриханов. Москва, 2021. 343 с. С. 210-219.
    8. Роберт И.В. Развитие методологии научно-педагогического исследования в условиях «цифровой» парадигмы образования. / Актуальные проблемы методологии научно-педагогических исследований: Монография. / И. В. Роберт, В. В. Сериков, Ю. Б. Дроботенко, Е. В. Лопанова, Н. В. Савина, Е. А. Носков, Т. Ш. Шихнабиева, С. В. Шмачилина-Цибенко, О. Л. Осадчук, Т. С. Котлярова. – Омск: Изд-во ОмГА, 2020. – 192 с. С. 6-27.
    9. Роберт И.В. Психолого-педагогические основания информационной безопасности личности: содержательно-методический аспект. // Информационная безопасности личности субъектов образовательного процесса в современном обществе: Монография / Авторы составители: В.Г. Мартынов, И.В. Роберт, И.Г. Алехина. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина 2020. – 323 с. С. 99-112.
    10. Роберт И.В. Подготовка будущих учителей в области проектирования иммерсивных образовательных технологий. // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / Южный федеральный университет; научный редактор Ю.П. Зинченко. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. – 612 с. С. 325-337.
    11. Роберт И.В. Аксиологический подход к прогнозу развития образования в условиях цифровой парадигмы. // Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании: коллективная монография / Авторы составители: М.Н. Стриханов, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2020. – 358 с. С. 47-73.
    12. Роберт И.В. Направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий. / Электронные библиотеки. – 2020. – Т. 23. № 1-2. Тематический выпуск «Математическое образование в школе и вузе». – 2020. – Том 23 № 1-2, Часть 3. С. 145-164.
    13. Развитие информатизации образования в школе и педагогическом вузе в условиях обеспечения информационной безопасности личности / С.А. Бешенков, Я.А. Ваграменко, В.А. Касторнова, О.А. Козлов, Э.В. Миндзаева, И.Ш. Мухаметзянов, В.П. Поляков, И.В. Роберт, В.И Сердюков, Т.Ш. Шихнабиева, Г.Ю. Яламов. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2018. - 105 с.
    14. Роберт И.В. Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Монография: Информационно-образовательное пространство. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. – 92 с.
    15. Роберт И.В. Мухаметзянов И.Ш., Ваграменко Я.А., Яламов Г.Ю., Бешенков С.А., Миндзаева Э.В. и др. Монография: Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Теория и практика. Научное издание. Часть 1 / Под науч. ред. Я.А. Ваграменко, М.П. Карпенко. – М.: Изд-во СГУ, 2017. – 528 с.
    16. Роберт И.В. Прогноз развития информатизации образования как области научного знания (глава в коллективную монографию), С. 83-104. Гуманитарные ориентиры современного образования: монография. / В.В. Сериков, Н.С. Пурышева, Г.П. Стефанова [и др.]; под общ. ред. У.В. Данильчук. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. – 328 с.
    17. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014. – 398 с.
    18. Роберт И.В. Алгоритмизация в обучении математике (монография). М.: ИИО РАО, 2014. – 88 с.

    Концепции:

    1. Роберт И.В. Конвергенция наук об образовании и информационных технологий как эволюционное сближение наук и технологий (для научных сотрудников и преподавателей учреждений профессионального образования). Концепция. – М.: ИИО РАО, 2014. – 54 с.
    2. Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования как трансфер-интегративной области научного знания (концепция). – М.: ИИО РАО, 2014. – 38 с.

    Статьи, индексируемые в наукометрических базах данных:

    1. Kastornova V.A., Kozlov O.A., Mukhametzianov I.Sh., Poliakov V.P., Robert I.V., Shikhnabieva T.Sh. International Experience of Digital Technologies Applying in Secondary Education Organizations Activities / 2nd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education, May 26-27, 2022, Russia, Lipetsk. Page(s): 248-253. (Scopus).
    2. Robert I.V. Formation and development of digital transformation of domestic education on the basis of systemic convergence of pedagogical science and technology // SAHD 2021 - 5th International Scientific and Practical Conference 2021 “Modern Science: Problems and Development Prospects (Social and Humanitarian Directions)”. Volume 101, 2021. (Scopus).
    3. Robert I.V. Development of education during digitalization in the context of the axiological approach. In A.A. Arinushkina (Ed.), Advances in Education Research and Practice. Cham, Switzerland: Springer. (2021). ISSN 2367-3370 (Web of Science).
    4. Robert I.V., Mukhametzyanov I.Sh., Kastornova V.A. Pedagogical And Ergonomic Conditions For The Formation Of Information Educational Space // Всборнике: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS 2019. С. 647-654. (ERIH).
    5. Irena Robert, Sergey Neustroev, Mikhail Goncharov. Intellectualization of the Learning Process Based on Digital Technology Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018) – Moscow, 2018. - p. 8-11. (Web of Science).
    6. Robert I. Pedagogical Feasibility of Using Systems on the Web-interface for Implementating the Interdisciplinary Nature of Training Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018) – Moscow, 2018. - p. 36-40. (Web of Science).

    Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:
    1. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях цифровой трансформации // Педагогика. 2022. Т. 86. № 1. С. 40-50.
    2. Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш.,Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 75-92.
    3. Роберт И.В. Развитие аксиологии образования периода цифровой трансформации // Человеческий капитал. 2021. Т. 2. № 12 (156). С. 9-14.
    4. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития //  Инновации. 2021. № 16. С. 1143.
    5. Роберт И.В. Стратегические направления развития информатизации отечественного образования в условиях цифровой трансформации // Человеческий капитал. 2021. № S5-3 (149). С. 16-40.
    6. Роберт И.В. Развитие образования в условиях цифровой парадигмы в контексте аксиологического подхода // Мир психологии. 2021. № 1-2 (105). С. 89-103.
    7. Роберт И.В. Дидактика периода цифровой трансформации образования // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 184-198.
    8. Роберт И.В. Стратегические направления развития образования в условиях цифровой трансформации // Человеческий капитал. 2020. № S12-1. С. 41-56.
    9. Роберт И.В. Аксиологический подход к развитию образования в условиях цифровой парадигмы // Педагогическая информатика. – 2020 – № 2. – С. 89-113
    10. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. – 2020 – № 3 (47). – С. 3-16.
    11. Роберт И.В. Перспективы использования иммерсивных образовательных технологий. // Педагогическая информатика. – 2020 – № 3. – С. 141-159.
    12. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии // Педагогическая информатика. – 2019 – № 1. – С. 108-121.
    13. Роберт И.В. Методология научно-педагогического исследования в области информатизации образования // Педагогическая информатика. – 2019. – № 3. – С. 109-130.
    14. Роберт И.В. Характеристики информационно образовательной среды и информационно образовательного пространства // Мир психологии. – 2019. – № 2 (98). – С. 110-120.
    15. Роберт И.В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. Столица. – 2019. – № 3. – С. 16-26.
    16. Роберт И.В. Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса // Информатизация образования и науки. – 2019. – № 3 (43). – С. 119-127.
    17. Роберт И.В., Козлов О.А., Мухаметзянов И.Ш., Поляков В.П., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А. Актуализация содержания предметной области "Информатика" основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 3 (37). – С. 58-72.
    18. Роберт И.В. Конвергентное образование: истоки и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 2 (32). – С. 64-76.
    19. Роберт И.В. Методология педагогического исследования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 3 (33). – С. 85-98.

    Свидетельства на изобретение (РИД):

    1. Павлов А.А., Бурмистров А.А., Царьков А.Н., Корсунский Д.А., Орокин Д.Е., Неустроев С.С., Роберт И.В. Тестово-кодовая коррекция ошибок статических оперативных запоминающих устройств // Измерительная техника. - 2016. – № 9. – С. 15-19.
    2. Павлов А.А., Царьков А.Н., Роберт И.В., Павлов П.А., Сорокин Д.Е., Бурмистров А.А., Иванов Д.Д. Методический аппарат тестово-кодовой коррекции ошибок оперативных запоминающих устройств // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. – 2016. – № 1. – С. 17-24.
    3. Неустроев С.С., Рягин С.Н., Роберт И.В., Сорокин Д.Е., Бурмистров А.А., Царьков А.Н., Павлов А.А., Иванов Д.Д. Обнаружение ошибок устройств хранения и передачи информации // Известия Института инженерной физики – 2016 – Т. 1. – № 39. – С. 59-65.
    4. Павлов А.А., Кудрявцев Д.С., Царьков А.Н., Сорокин Д.Е., Неустроев С.С., Рягин С.Н., Роберт И.В. Минимизированный код для обнаружения ошибок устройств хранения и передачи информации // Наукоград: наука производство общество – 2016 – № 1(7). – С. 39-44.
    5. Павлов А.А., Царьков А.Н., Рягин С.Н., Сорокин Д.Е., Роберт И.В., Иванов Д.Д., Кудрявцев Д.С., Бутранов А.С. Анализ эффективности тестово-кодовой коррекции ошибок оперативных запоминающих устройств // Известия Института инженерной физики. – 2015. – № 4 (38). – С. 47-57.

    Патенты:

    1. Сбоеустойчивое запоминающее устройство. Бородай В.Э., Иванов Д.Д., Кудрявцев Д.С., Павлов А.А., Роберт И.В., Рягин С.Н., Сорокин Д.Е., Царьков А.Н. Патент на изобретение RU 2610264 C , 08.02.2017. Заявка № 2015145338 от 22.10.2015.
    2. Сбоеустойчивое запоминающее устройство. Бородай В.Э., Иванов Д.Д., Кудрявцев Д.С., Павлов А.А., Роберт И.В., Рягин С.Н., Сорокин Д.Е., Царьков А.Н. Патент на полезную модель RU 160959 U1, 10.04.2016. Заявка № 2015149111/08 от 17.11.2015.
  • Награды и благодарности:

    Роберт Ирэна Веньяминовна имеет Благодарность от Президента Российской Федерации В.В. Путина (2014 г.) «За достигнутые трудовые успехи, многолетнюю плодотворную работу, активную законотворческую деятельность». 
    Дважды лауреат премии Правительства РФ в области образования (2003, 2009 гг.).
    Награждена золотой, бронзовой, серебряной медалями ВДНХ.
    Медалью К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук.
    Медалью Российской академии образования им. В.В. Давыдова.
    Медалью «За выдающиеся заслуги» Российской Академии Образования и другими медалями, и наградами в области образования.
    Имеет Благодарность от Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Великой княгини Марии Владимировны «За примерное служение Отечеству, высокополезные труды на поприще просвещения и значительный личный вклад в сохранение, развитие образования, науки, творчества и культуры».