Бычков Анатолий Васильевич

Бычков Анатолий Васильевич

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: planabv@yandex.ru
  • Уровень образования:

    высшее. Закончил художественно-графический факультет Московского государственного заочного педагогического института по специальности учитель рисования и черчения средней школы (1974 г.).

  • Квалификация: учитель рисования и черчения, учитель информатики.
  • Ученая степень:

     кандидат психологических наук. Доктор педагогических наук.

  • Ученое звание:

    доцент.

  • Сведения о повышении квалификации:

    курс повышения квалификации «Современное технологическое образование». 9 – 11 октября 2018 г. Сертификат МПГУ.
    Курс повышения квалификации «Современное технологическое образование». 21 – 24 ноября 2022 г. Сертификат МПГУ. Рег. № СТО – 22 – 033.




  • Профессиональная переподготовка:

    профессиональная переподготовка по программе «Методическая деятельность в профессиональном образовании» (2019-2020 г.г.). Присвоена квалификация «Методическая деятельность в профессиональном образовании». Протокол от 02 марта 2020 г. Диплом АНО ДПО «ИПК» 424/20-д. Город Москва. Дата выдачи 10 марта 2020 г.
    Профессиональная переподготовка в Московском институте профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов по программе «Преподавание информатики в образовательной организации». Присвоена квалификация «Учитель информатики». Диплом о профессиональной переподготовке ПП № 0013445. Регистрационный № 13035 от 28 июня 2022 г.


  • Общий стаж работы: 43 года (научно-педагогической работы)
  • Опыт работы:

    работал преподавателем в учебно-производственном комбинате (1989-1990 г.г.), методистом Школьно-студенческого конструкторского бюро МИРЭА (1983-1988 г.г.), методистом Детского центра технического творчества г. Москвы (1993-1996 г.г.).


  • Научно-организационная деятельность:

    выявлялись подходы к непрерывному формированию созидательной культуры обучающихся в учебной трудовой деятельности на разных уровнях общего образования.

    Публикации: Бычков А.В. Созидательная культура учащихся. Концепция обучения труду. Монография. – М.: «Ступени знаний», 2005.; Бычков А.В. Созидательная культура учащихся. – М.: «Ступени знаний», 2006.; Бычков А.В. Созидательная культура учащихся: какой ей быть // Педагогика. - 2007. - № 3. С. 22-28 (журнал из Перечня ВАК); Бычков А.В. Созидательное разрушение: теория и практика обучения. – М.: Изд-во «Инновационный технопарк», 2011.; Бычков А.В. Школа созидательной культуры: стратегическое планирование профильного обучения // Профильная школа. – 2019. - № 6. С.24 – 31 (журнал из Перечня ВАК); и др.

    Устанавливались теоретические основы технологического (предметная область «Технология») и дополнительного образования в форме единого образовательного пространства, обеспечивающего разностороннее развитие обучающихся в неформальном образовании.

    Публикации: Бычков А.В. Технологическое и дополнительное образование: единое образовательное пространство. – М.: АБВ-ИЗДАТ, 2015.; Бычков А.В. Технологическое и дополнительное образование в контексте стандартизации // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015.- № 6. С. 46-50 (журнал из Перечня ВАК); Бычков А.В. Дополнительная технология предпрофильной подготовки // Профильная школа. – 2015.- № 6. С. 34-42 (журнал из Перечня ВАК); и др.

     Разрабатывалась авторская концепция подготовки учащихся основной школы к реализации созидательных функций человеческого фактора, обеспечивающего ускоренную адаптацию в предполагаемой профессиональной деятельности.

    Публикации: Бычков А.В. Человеческий фактор в основном общем и дополнительном образовании (на примере технологического образования). – М.: АБВ-ИЗДАТ, 2016.; Бычков А.В. Человеческий фактор в учебном предмете «Технология» // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2016. - № 3. С. 33-39 (журнал из Перечня ВАК); и др.

  • Тема кандидатской работы:

    диссертация кандидата психологических наук «Знаковое опосредствование учебной трудовой деятельности (на примере художественно-прикладных видов труда)». 19.00.01 – общая психология (1985 г.). С позиции психологии и семиологии исследована структура учебной трудовой деятельности по созданию изделий народных художественных промыслов, обоснованы методические рекомендации по становлению технологической грамотности обучающихся посредством использования знакового моделирования.
    Публикации по теме диссертации: Бычков А.В. Обучение учащихся IX-X классов городских школ художественно-прикладным видам труда // Школа и производство. – 1982. - № 8. С. 47-48.; Бычков А.В. Примерное тематическое планирование занятий по художественно-прикладным видам труда в IX классе // Школа и производство. – 1982. - № 9. С. 36-39.; Бычков А.В. Примерное тематическое планирование занятий по художественно-прикладным видам труда в X классе // Школа и производство. – 1982. - № 10. С. 34-36. и др.

    Присвоено ученое звание «Старший научный сотрудник по специальности «Теория и история педагогики» (1987 г.). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 года № 1139 «О порядке присвоения ученых званий» «ученое звание старшего научного сотрудника соответствует ученому званию доцента».

    Диссертация доктора педагогических наук «Созидательная деятельность учащихся в контексте изобретательской культуры: теория и практика развития». 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (2002 г.). Установлены алгоритмические закономерности использования учебного изобретательства с целью освоения культурного опыта созидания, совершенствования человеческого потенциала а также с целью обучения старшеклассников созидательным технологиям.
    Публикации по теме диссертации: Бычков А.В. Созидательная педагогика. Монография. – М.: Изд-во МГУ, 2001. и др.

  • Публикации:

    При консультационной поддержке академика А.П.Ершова разработаны подходы к использованию школьниками информатики во внеклассной и внешкольной работе, которые частично использованы в современных Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего общего образования по «Информатике». Представлено в статье: Бычков А.В. Информатика во внеклассной и внешкольной работе // Физика в школе. – 1984. - № 6. С. 68-69.

    Публикации:

    1. Бычков А.В. Знаки в процессе познания // Сб. «Философско- методологические проблемы социально-гуманитарного познания». 411. - М.: Ин-т философии АН СССР, 1983. - С. 97-98.

    2. Бычков А.В. Место и роль изобразительных знаковых средств при подготовке школьников к труду в материальном производстве // Деп. Сб. «Политехническое образование, трудовое воспитание, профессиональная ориентация учащихся». Вып. 4/34/. - М.: НИИ ОП, 1984.-С. 15-16.

    3. Бычков А.В. Информатика во внеклассной и внешкольной работе //Физика в школе. - 1984. - №6. - С. 68-69.

    4. Бычков А.В. Включение старшеклассников в техническое творчество с использованием современной микроэлектроники. -М.: НИИ ТО и ПО, 1985.- 1,0 печ.л.

    5. Бычков А.В. Методические указания по организации в технических ВУЗах школьно-студенческих творческих объединений (в соавт.). - М.: МАИ, 1986. - 42 с.

    6. Бычков А.В. Использование информатики в технической творческой деятельности старшеклассников // Методические рекомендации «Содержание и методы внеклассной работы с учащимися различных возрастных групп по техническому творчеству и с/х опытничеству». - М.: НИИ ТО и ПО, 1986. - С. 51-74.

    7.  Бычков А.В. Совершенствование технического творчества старшеклассников на занятиях на УПК с учетом соблюдения ими требований производственной эстетики и использования основ информатики, ЭВМ и микропроцессорной техники, направленных на усиление профессиональной подготовки школьников // раздел в кн. «Развитие технического творчества и с/х опытничества школьников». - М.: НИИ ТО и ПО, 1986. - С. 40-52.

    8. Бычков А.В. Об использовании развивающего содержания информатики во внеклассной работе со старшеклассниками //Трудовая подготовка учащихся в условиях научно-технического прогресса. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. - Брянск: Центральный Совет педагогического общества РСФСР, 1986. - С. 28-30.

    9.  Бычков А.В. Подготовка студентов к руководству техническим творчеством старшеклассников с использованием современной микроэлектроники // Сб. «Рекомендации по подготовке студентов-физиков к осуществлению политехнического обучения и профориентации». - Оренбург: Оренбургский ПЛИ, 1986. - С. 8-9.

    10. Бычков А.В. Школьно-студенческие КБ //Школа и производство. - 1987. - № 11. С. 14.

    11. Бычков А.В. Развитие совместной технической творческой деятельности школьников и студентов на УПК //Методические рекомендации по техническому творчеству учащихся в УПК, клубах, домах пионеров и школьников. - М: НИИ ТО и ПО, 1988. - С. 10- 25.

    12. Бычков А.В. Использование ЭВМ и микропроцессорной техники в технических кружках. Методические рекомендации. — М.- НИИТО и ПО, 1988. - 2,0 печ.л.

    13. Бычков А.В. Информатизация проектной деятельности школьников в основном общем образовании (учебный предмет «Технология»)//Современное технологическое образование. Сборник статей, докладов и материалов XXVIII Международной научно-практической конференции, 21-24 ноября 2022 года [Электронный ресурс]: Под ред. Ю.Л.Хотунцева и В.К.Балтяна - Электронные данные – М.: Ассоциация технических университетов, 2022. С.104-108.

    14. Бычков А.В. Информатика инноватики: путь старшеклассников к будущему участию в процессах импортозамещения//Стандарты и  мониторинг в образовании.- 2022.- № 6. С.47-54. 

    15. Бычков А.В.  Личное информационное пространство старшеклассника – инноватора//Профильная школа. – 2022. - № 6. С.27-32.

    16. Бычков А.В. Информационные технологии в структуре инновационной деятельности школьников // Современное технологическое образование. Сб. статей, докладов и материалов XXIX Международной научно-практической конференции, 20-22 ноября 2023 г., город Москва. М.: Ассоциация технических университетов, 2023. С. 48-55.

    Обоснованы организационно – педагогические условия становления практической творческой деятельности подростков при использовании информатики во внеклассной и внешкольной работе и при освоении школьниками цифровых технологий в контексте использования ЭВМ и микропроцессорной техники.

    Публикации: Бычков А.В. Включение старшеклассников в техническое творчество с использованием современной микроэлектроники. М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР. 1985.; Бычков А.В. Использование ЭВМ и микропроцессорной техники в технических кружках. – М.: НИИТО и ПО АПН СССР. 1988 и др.

    Обоснованы и внедрены в практику организационно-педагогические условия деятельности школьно-студенческих конструкторских бюро в контексте использования информационных технологий, обеспечивающие преемственность общего (разновозрастные группы обучающихся) и высшего образования. Результат методического руководства экспериментальной площадкой «Школьно-студенческое конструкторское бюро Московского института радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА)».

    Публикации: Бычков А.В., Рассказов Д.С. и др. Методические указания по организации в технических вузах школьно-студенческих творческих объединений. – М.: МАИ, 1986.; Бычков А.В. Школьно-студенческие КБ // Школа и производство. – 1987.- № 11. С. 14.; и др.

    Разработана и внедрена в систему столичного образования авторская образовательная программа «Умелец» по развитию детско-юношеского технического творчества в г. Москве. Способствует ускоренному внедрению результатов плановых научных исследований в практику столичного образования. Результат научного руководства городской экспериментальной площадкой программы «Столичное образование» Московского Комитета образования (ныне Департамент образования города Москвы).

    Публикации: Бычков А.В. Комплексная городская дополнительная образовательная программа «Умелец» по развитию технического творчества детей в г. Москве (образовательный проект для включения в городскую программу «Столичное образование – 2» / под научн. ред. Бычкова А.В. /А.В.Бычков и др. – М.: Русское рекламное издательство, 1996.; Техническое творчество детей. Авторские инновационные образовательные программы для системы дополнительного образования. / Под научн. ред. Бычкова А.В. – М.: Русское рекламное издательство, 1996.; и др.

    На основании результатов плановых научных исследований содержания и методов обучения школьников практической инноватике и инновационной деятельности в предметной области «Технология», проведенных Бычковым А.В. в 2003 – 2012 годах, впервые в практике российского образования в 2010 г. в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования введено в качестве обязательного указание развития инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач (Раздел II, пункт 11.9).  В 2012 году в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (старшая школа) в Раздел I, пункт 5 «Портрет выпускника школы» введено в качестве обязательного становление личностной характеристики выпускника «мотивированный на творчество и инновационную деятельность» и в Разделе II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» в пункте 11 «Индивидуальный проект» представлены рекомендации по выполнению обучающимися одно или двухгодичного инновационного проекта, который должен отражать «способность к инновационной деятельности». Одобрено Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО.

    Публикации: Бычков А.В. Инновационная культура. Образовательная программа. М.: «Ступени знаний», 2003.; Бычков А.В. Инновационная культура // Профильная школа. – 2005. - № 6. С. 33 – 38 (журнал из Перечня ВАК); Бычков А.В. Инновационный труд старшеклассников - технология социальной защиты. – М.: Изд-во «Знание», 2005.; Бычков А.В. Метапредметная сущность образовательной инноватики в обучении технологии в профильной школе // Профильная школа. – 2011. - № 6. С. 26 – 32 (журнал из Перечня ВАК); Бычков А.В. Инновационный проект в общеобразовательной школе. – М.: АБВ-ИЗДАТ, 2012.; Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. Второе издание, дополненное. М.: АБВ-ИЗДАТ, 2018 и др.

    Внедрены в практику работы общеобразовательных школ новые педагогические технологии, обеспечивающие трудовое воспитание в свете современных достижений науки и культуры. Результат научных исследований, проведенных в Академии педагогических наук СССР и в Российской академии образования в 1982 – 2008 г.г.

    Публикации: 120 научных публикаций, среди которых основные концептуальные работы: Бычков А.В. Основы изобретательской культуры. – М.: Московский рабочий, 1990.; Бычков А.В. Развитие технологического творчества учащихся. – М.: Изд-во АИП, 1996.; Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: Изд-во МГУ, 2000.; и др.

    Устанавливались теоретические и методические подходы к повышению научного потенциала учителя посредством использования задачных технологий.

    Публикации: Бычков А.В. Научный потенциал педагогических работников: механизмы выявления и повышения//Стандарты и мониторинг в образовании. 2020. № 6. С. 46 – 52 (журнал из Перечня ВАК).; Бычков А.В. Научный потенциал учителя // сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2021)»: Москва, 08.06.2021. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО». 2021. С. 117 – 125. и др. Результат выполнения государственного задания.

    Бычков А.В. обосновывает и разрабатывает организационно-педагогические условия становления личного информационного пространства старшеклассника, мотивированного на инновационную деятельность, и выполнения старшеклассниками индивидуального инновационного проекта в условиях информатизации образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по «Информатике».

    Опубликовано в общей сложности 150 научных работ – монографии, книги, методические пособия, статьи, общим объемом 182 печатных листа.


  • Награды и благодарности:

    Медаль «В память 850-летия Москвы» (1996 г.).
    Ветеран труда (2001 г.).
    Почетный работник общего образования Российской Федерации (2009 г.).
    Почетная грамота ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО «За безупречную и эффективную работу в области науки и образования и в связи с 95-летием Института». (2018 г.).
    Благодарность Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации № 03-676 от 19.05.2021 «за участие в осуществлении анализа рабочих программ образовательных организаций Российской Федерации».